Тема: «Системно-деятельностный подход на уроках окружающего мира. Использование развивающей образовательной среды обучения AFS™ ». Автор: Кравченко Оксана Михайловна, МБОУ «СШ № 22», г. Нижневартовск.
Слайд 1. При разработке ФГОС приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых предопределяет успешность последующего обучения.
Во всех документах, касающихся реформирования системы образования, подчеркивается необходимость умения учиться. Противоречие состоит в том, что школьники получают большой запас знаний, но не умеют применить их в реальной жизни. Если мы будем в ходе обучения в системе использовать ситуационные задания, опыты, эксперименты, то оптимизируем процесс обучения, научим ребенка думать, быстро ориентироваться в разнообразной информации, самостоятельно отыскивать необходимые для решения проблемы сведения и, наконец, научим активно, творчески пользоваться своими знаниями и умениями для решения жизненных проблем. Именно в этом, как показали исследования PISA, российские школьники испытывают определенные трудности.
Слайд 2. Опыт работы показывает, что в начальной школе на уроках окружающего мира исследовательско-ситуативные задачи в основном используются по теме «ОБЖ». Очень мало внимания уделяется таким видам работы как проведение опытов, экспериментов, исследований. Учащиеся в основном делают выводы по текстовому или иллюстративному материалу учебника. Поэтому стараюсь на уроках чаще применять ситуативные задачи, опыты, эксперименты, выходящие за рамки предмета или программы.
Слайд 3 Новизна и практическая значимость заключается в создании банка ситуативных задач, опытов и экспериментов к урокам окружающего мира направленного на формирование УУД с использованием развивающей образовательной среды обучения AFS™.
В ходе обучения с использованием среды учащиеся, повышают информационную грамотность, развивают ключевые навыки: проектное мышление, умение работать в наукоемкой среде, применять полученные знания на практике при решении проектных задач. Особая роль отводится исследовательскому методу.
Системно-деятельностный подход является методологической основой для современного урока и определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).
Слайд 4 Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: (на слайде)
Деятельный подход предполагает обращение к личности ребенка, его отношение к тем или иным действиям и поступкам, основываясь на личном опыте. В познавательной деятельности ребенок должен видеть себя, понимать для чего он выполняет то или иное действие, формируя УУД. Я предлагаю рассмотреть реализацию системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира. Этот предмет вносит особый вклад в развитие личности младшего школьника, что в ФГОС представлено как достижение личностных результатов освоения программы начального образования.
Сейчас учитель должен изменить подход к процессу обучения, осознать, что в учебном процессе ученик является центральной фигурой и деятельность познания, а не преподавание.
В начальной школе не идѐт речь об окончательной сформированности УУД, но их основы должны закладываться с 1 класса. В связи с этим необходимы новые технологии образования. А развивающая образовательная среда AFS™» позволяет развивать у ребят умение наблюдать, исследовать природные объекты, описывать увиденное с помощью простых инструментов сбора данных.
Слайд 5. Преимущества использования образовательной среды неоспоримы. Оборудование AFS™ позволяют: «оживить» само содержание предмета; усилить экспериментальную составляющую окружающего мира, показывает изучаемые явления в педагогически трансформированном виде и создает условия для творческой деятельности на уроке.
Образовательная среда является одним из самых современных и инновационных источников способных обеспечить достижение учащимися высоких результатов. Программное обеспечение обеспечивает отбор, обработку, сохранение и наглядное представление результатов. Комплект для начальной школы развивает у детей умение наблюдать, исследовать природные объекты, описывать увиденное с помощью простых инструментов сбора данных.
Что оно дает для учителя?
- Это качество изменить методы и формы обучения.
- Внедрить современные достижения теории и методики обучения.
- Уменьшает время, необходимое на организацию и проведение учебных экспериментов и повышает их точность и наглядность.
- Разрабатывает новые педагогические технологии основанные на применении современных средств ИКТ.
Для учеников:
- знакомит с современными методами научных исследований;
- школьники получают представление о системах автоматизированных сборов данных;
- формируется разносторонние экспериментальные умения и практические навыки; - представляет широкие возможности в проектной деятельности учащихся, развивает познавательный интерес и творческие способности учащихся.
В ходе обучения с использованием среды учащиеся, повышают информационную грамотность, развивают ключевые навыки: проектное мышление, умение работать в наукоемкой среде, применять полученные знания на практике при решении проектных задач. Особая роль отводится исследовательскому методу.
«Образование – это то, что остается, когда забудешь все, чему учили в школе» А. Эйнштейн.
Спросите выпускников школы, что им запомнилось больше, какие знания они применяют в жизни, а о чем забыли сразу же после выхода из стен школы? Многое из изученного не используется или забыто. Поэтому надо уже в начальной школе нужно применять современные образовательные технологии.
Слайд 6 Методы достижения поставленных целей.
ü Был собран материал по проведению опытов и экспериментов, выходящих за пределы школьной программы и по использованию ситуативных задач на уроках для формирования познавательных компетенций.
ü Систематизированы задания исследовательского характера по группам.
ü Разработано тематическое планирование с использованием развивающей образовательной среды обучения AFS™.
Опыт моей работы показывает, что в начальной школе на уроках окружающего мира исследовательско-ситуативные задачи в основном используются по теме «ОБЖ»; мало внимания уделяется проведению опытов, экспериментов, исследований. Изучив учебники «Окружающего мира» я пришла к такому выводу, что необходимо расширить содержание программы дополнительными исследовательско-ситуативными задачами и на практике доказать необходимость их использования.
Слайд 7. Анализ учебников окружающего мира
Виды задач |
|
1 класс |
2 класс |
|
I часть |
|
II часть |
I часть |
|
|
Количество задач по классам |
|
||
Ситуативные задачи в учебниках |
4 |
|
3 |
10 |
Задачи, использованные вне программы |
8 |
|
5 |
15 |
Всего |
12 |
|
8 |
25 |
Слайд 8. Примеры заданий, основная цель которых - формирование предметных, личностных УУД по одной из содержательных линий курса.
Класс |
Тема урока |
Задача с учебника |
Задачи, использованные вне программы |
1 |
*Царства живой природы. |
Где можно найти грибы? Уточните у взрослых, какие из грибов съедобные, какие нет. (с.21) |
Гуляя на детской площадке можно найти грибы. Ваши действия. ( с. 21) |
2 |
Глобус и геогра-фическая карта. (с. 87) *Смена времен года. (с.77) |
Могут ли пальмы расти на берегу Северного Ледовитого океана? Может ли белый медведь – обитатель Севера – жить в лесах умеренного пояса? (с. 87) |
*Вам надо доказать что растениям под снегом не холодно, и они могут выжить даже в сильные морозы. Докажите. (с.77) |
В данной таблице я привела пример того, как я использую дополнительные ситуативные задачи, опыты на уроках окружающего мира. Звездочками отмечены темы, при изучении которых можно использовать «Развивающую образовательную среду AFS™».
Слайд 9 Методика разработки ситуационных задач Есть 4 вида построения ситуационных задач (на слайде) Слайд 10
Я разработала проблемные вопросы и ситуативные задачи по следующим темам: «Живая и неживая природа», «Части растений», «Времена года», «Термометр».
Дополнительные задачи к учебнику 1 класса: (Звездочкой отмечены ситуативные задачи, при решении которых можно использовать среду AFSTM)
I часть
6.*Летом вы долго гуляли без головного убора и получили солнечный удар. Ваши действия. (с.8)
(Эксперимент «Почему в жаркий солнечный день следует носить светлый головной убор?» или
«Ткань для защиты от солнца» Датчик температуры) II часть
3.*Проводя опыты с песком и глиной, вы случайно потерли глаза грязными руками. Ваши действия.
Какие правила гигиены вы соблюдаете? (с. 36) (Эксперимент «Надо ли мыть руки?» Микроскоп)
4. *В школе начался пожар, а вы находитесь в кабинете врача. Ваши действия? (с. 43) (Эксперимент «Сколько кислорода и углекислого газа в воздухе?» Датчик содержания О2 и СО2.)
Дополнительные задачи к учебнику 2 класса:
11.*Вам надо доказать что растениям под снегом не холодно, и они могут выжить даже в сильные морозы. Ваши действия. (с.77) (Эксперимент «Почему в варежках тепло» Датчик температуры.)
Слайд 11 Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс
урок |
Тема урока |
Использование оборудования AFSTM |
|
8 |
Почва. Состав почвы. Практическая работа. |
Практическая работа «Изучаем состав и свойства почвы, минералов». Оборудование: компьютер с установленной на нем программой; цифровой USB-микроскоп; образцы твердых веществ: глина, песок, гранит, известняк (горные породы); каменная соль крупного помола (минерал галит). Содержание работы: при помощи цифрового микроскопа школьники изучают строение и состав твердых веществ, сравнивают их. |
|
9 |
Образовани е почв Плодородие. |
Практическая работа «Изучение состава почвы под микроскопом». Оборудование: . компьютер с программой LoggepLite; цифровой USB-микроскоп; BasicProSkope HR Kit (BD-HRB); образцы почвы. Содержание работы: школьники изучают под микроскопом образцы различных типов почв (песчаные, глинистые, черноземные и др.); делают выводы о составе почвы и высказывают предположение о свойствах этих почв. |
|
Примечание: в планировании отмечены уроки с использованием среды AFSTM
Выдвижение гипотез, проведение опытов и экспериментов.
Когда я набираю новый класс, то провожу урок вместе с учителем химии или физики.
«Большая книга экспериментов» Издательство «Эксмо» 2010.
- Могут ли дрожжи надуть воздушный шарик? - Могут ли распуститься бумажные цветы? - Может ли мандарин изрыгать пламя? - Может ли фасоль расколоть гипс? - Можно ли носить воду в решете? - Как включить телевизор зеркалом?
Слайд 12 Для выдвижения гипотез применяю форму коллективного поиска решения «мозговой штурм».
А) Во время прогулки дети рассматривали одуванчики и мать-и-мачеху, они были открыты. На следующий день те же самые одуванчики были закрыты, лепестки прижались друг к другу, а цветы мать-и-мачехи не изменились».
Б) Ранней весной цветы мать-и-мачехи появились из-под снега и не гибнут, а если снег выпал поздней весной, то другие растения погибают. Из-за чего это могло случиться?
Слайд 13-17 Показ слайдов Натяжение воды. Эфирные масла (под микроскопом пузырьки с жидкостью). Лист розы.
Слайд 18 1.Развивающая образовательная среда обучения AFS™ ».
Цифровой микроскоп. Датчик температуры. Датчик содержания СО2. Датчик содержания О2. Датчик света ТI. Датчик расстояния. Датчик силы. Датчик магнитного поля. Датчик атмосферного давления воздуха (барометр). Датчик частоты сердечных сокращений. Адаптер. Датчик напряжения. Датчик температуры поверхности (от – 25 до + 125 С). Датчик относительной влажности
Слайд 19-20 Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников
1. Набор цифровых датчиков
2. Оптические явления (101 опыт)
3. Электрические явления (65 опытов)
4. Химия. Опыты. (85 опытов)
5. Простейшая механика (60 опытов)
6. Мыльные пузыри (77 опытов) Пузыри с помощью воронки или рук. Цепь из пузырей. Пузырь
внутри пузыря. Рука внутри пузыря. Пузырь на морозе. Мыльный мост. Слайд 21
Слайд 22-23 Цифровая лаборатория НАУРАША В СТРАНЕ НАУРАНДИИ (7 модулей) Модуль «Свет». Модуль «Звук». Модуль «Кислотность». Модуль «Пульс». Модуль «Магнитное поле». Модуль «Электричество». Модуль «Температура». Модуль «Сила».
Слайд 24 На панели инструментов нажимаем на любую иконку, и там появляется расширенное меню: Файл, правка, эксперимент (начать измерения, сохранить или удалить результаты, обозначить данные, настроить датчик, измерения), данные (параметры данных, удалить данные, параметры столбца), анализ, вставка (график, таблицы, счетчик, текст), параметры, страница, справка
Слайд 25 Демонстрация работы с датчиками. Микроскоп позволяет:
- обеспечивает увеличение в 50 раз; позволяет рассмотреть насекомых, растений, цветов; рассмотреть минералы, ископаемые
- можно получить цифровое изображение с высоким разрешением как макрообъектов (крыло бабочки, лепесток цветка) так и микрообъекта (плесневый гриб)
- 3-х позиционный переключатель со светодиодным и естественным освещением
- 3 разрешения фото и видео съемки с увеличением изображения на весь экран и с сохранением пропорций; для макросъемки 50Х – повернуть против часовой стрелки и поднести объект к конусу, для съемки на расстоянии надо сбросить увеличение и не касаться предмета.
Слайд 26 Микроскоп, увеливающий в 200 раз (личинка)
Слайд 27 Работа с датчиком температуры (слайд коротко)
Слайд 28 1. Почему в жаркий день надо носить головной убор?
Слайд 29 Установили программу, нажимаем карандаш и рисуем прогноз (можно дать детям). Затем нажимаем кнопку Собрать данные Прогноз зеленая и сиреневая линии т. к. 2 прогноза (рис 1)
- В 2 пробирки налить поровну воды комнатной температуры. Опустить датчик по очереди в пробирки с интервалом 20-30 сек. и собрать данные за 30 сек.
- 1 пробирку обернуть белой бумагой, другую – черной и закрепить. (рис 2)
- Обе пробирки ставим на столе, напротив ставим лампу 75 Вт или галогеновую и через 10 мин. измерить температуру воды в каждой пробирке (не забыть охладить щуп в комнатной воде или помахав 20 сек).
- Далее проводим еще 2 измерения, а данные заносим в таблицу данные. (рис 3)
Сосуды |
|
|
Температура воды t, 0С |
|
|
Начало эксперимента |
Через 10 мин. |
Через 20 мин. |
Через 30 мин. |
||
Пробирка, обернутая бумагой |
белой |
|
|
|
|
Пробирка, обернутая бумагой |
черной |
|
|
|
|
Разница температур |
|
|
|
|
|
Слайд 30 По результатам эксперимента можем ответить на поставленный вопрос?
Вывод: в черной пробирке вода теплее.
Можно исследовать бумагу других цветов, но ее качество должно быть одинаковым.
- Напишите вопрос, на который вы хотите получить ответ. Обменяйтесь с одноклассниками и попробуйте дома подготовить ответ.
Слайд 31 Датчик содержания О2. (слайд коротко)
Фиалка А. Измерить уровень кислорода в комнате в начале урока и в самом конце. Сохранить данные. Затем сравнить данные (показатели уменьшаются). Почему это происходит? Вывод: надо проветривать на переменах.
Б. Взять 5 л. Пустую пластиковую бутыль и разрезать ее на пополам не до конца. На дно поставить цветок. Рядом поставить свечу. Заклеить скотчем. Вставляем датчик и измеряем уровень кислорода и фиксируем на компьютере. Затем поджигаю свечу, закрываю крышку и свеча гаснет. Почему? (нет кислорода – проверяем датчиком температуры и сохраняем данные). Цветок погибнет? Убираем его на сутки. Затем опять измеряем уровень кислорода. Он стал выше. Почему? Растения поглощают углекислый газ, выделяя кислород. Вывод: надо в классе держать цветы.
Слайд 32 Датчик света ТI
Установили программу, нажимаем карандаш и рисуем прогноз (можно дать детям). Затем нажимаем кнопку Собрать данные
А) Рисуем прогноз и измеряем освещенность комнаты. (рис 1) Направляем датчик на темный и светлый участок класса. (рис 2). Измеряем свет, направив датчик на окно, затем на дверь. (рис 3-4). Расшифровка данных (рис 5) Веду курсор (Серый) и вижу все данные Слайд Датчик содержания СО2. Продемонстрировать на компьютере
Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС начального образования ответственность существенно возрастает. Сегодня вместо простой передачи знаний, от учителя к ученику целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.
В чем теперь заключается роль начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
Если мы будем в ходе обучения в системе использовать ситуационные задания, опыты, эксперименты, то мы оптимизируем процесс обучения, научим ребенка думать, научим быстро ориентироваться в разнообразной информации, самостоятельно и быстро отыскивать необходимые для решения проблемы сведения и, наконец, научим активно, творчески пользоваться своими знаниями и умениями для решения жизненных проблем.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.