Тема «Словообразование имён прилагательных»
Оценка 4.9

Тема «Словообразование имён прилагательных»

Оценка 4.9
doc
29.01.2024
Тема «Словообразование имён прилагательных»
Тема Словообразование имён прилагательных.doc

Тема: «Словообразование имён прилагательных»

Класс: 6

Цель: учить распознавать способ образования прилагательных; развивать умение строить словообразовательные модели и словообразовательные цепочки.

Задачи урока:

1. Образовательные 

- научить образовывать прилагательные с помощью приставок и суффиксов;

- формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать (ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую)

- продолжить формирование навыков монологической речи, работы с текстом

2. Развивающие

- развивать творческие способности обучающихся

- развивать логическое мышление (умение сопоставлять языковые факты и примеры; умение наблюдать)

- развивать коммуникативные навыки учащихся, память (слуховую и зрительную) и внимание на материале урока

3. Воспитательные

- воспитание бережного отношения к языку

- культуры общения         

- терпимого отношения к мнению других

- воспитание трудолюбия, толерантности

Технология: технология деятельностного метода обучения

Классификационные характеристики урока исходя из применяемой технологии:

• развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и

 творческих способностей учащихся путём исследовательской

 деятельности;

 • включение каждого ученика в активную творческую деятельность;

 • усиление практической направленности обучения русскому языку на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;

 • создание на уроках русского языка и литературы атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки;

 • выработку умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества.

Форма организации УВП: фронтальная, парная, индивидуальная.

Ход урок

1. Оргмомент.

2. Работа с текстом

Осина даёт осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево. Лист у неё чистой раскраски. Пурпурный, лимонный, лиловый и даже чёрный с золотым крапом. Под солнцем получается великолепный костёр. Путаница багреца, червонного и белого золота, малахита, пурпура и си­ней тьмы началась в лесных далях.

(К. Паустовский.)

1) Работа с толковым словарем (1 ученик на месте). Определить значение слов:

пурпурный

лиловый

червонный

крап

2) У доски выписать слова, отвечающие на вопрос «какой?» (1 ученик)

Вопрос ученику:

- Найти однокоренные слова (пурпурный – пурпур; золотыми-золото)

- Чем они отличаются друг от друга? (разных частей речи)

 

ПОВЕРКА ЗНАЧЕНИЙ ЦВЕТОВ

Задания: - Как бы вы озаглавили текст?

- К какому типу речи он относится?

- Что помогает нам увидеть картину, нарисованную К.Паустовским?

- Как называются эти слова ( нарядный, пурпурный и т. д .)?

- Что они обозначают, на какие вопросы отвечают?

  - Для чего же нужны в речи прилагательные?

(Прилагательные обозначают цвет, качество, как в тексте. Но могут обозначать размер предмета, черты портрета человека, отношение предмета к месту, времени. А еще прилагательные служат изобразительно-выразительным целям, особенно часто используются писателями, поэтами при описании природы. Прилагательные делают нашу речь более красочной, яркой, выразительной)

3. Актуализация знаний.

Итак, давайте вспомним, с помощью каких морфем образуются новые слова в языке

- А какую информацию о слове нам даёт такая значимая часть как корень? (Выражает лексическое значение слова)

- А что можно узнать по окончанию? (Окончания образуют форму слова, то есть указывают на грамматическое значение слова)

- Кто догадался, о чём мы сегодня будем с вами говорить? (о словообразовании имён прилагательных)

ЗАПИСЬ ТЕМЫ

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

4. Работа по учебнику.

   Итак, какие способы словообразования существуют в русском языке?

Рассмотрим схемы словообразования прилагательных на стр. 83. (Ответы учащихся)

Запись по одному примеру на каждый способ словообразования (до способа сложения).

- Вернемся к словам, записанным на доске.

- Каким способом образованы некоторые из них?

нарядный

пурпурный

лимонный

великолепный

лесных

- Эти слова построены по одной словообразовательной модели? По какой?

- Обратим внимание на морфемы, с помощью которых образованы имена прилагательные?

- Можно ли определить их значение?

(-ист- - обладающий чем-нибудь в большом количестве;

-чив-, -лив- - склонность к чему-либо, наличие чего-то в значительной степени;

анти- - от греч. «против» - антивоенный;

не- - отсутствие качества;

без- - не имеющий чего-либо;

за- - находящийся за чем-либо;

под- - находящийся под чем-либо)

Суффиксальный способ образования прилагательных самый распространённый. В русском языке очень часто встречаются суффиксы -ист-

-н-

-ск-

-лив-

-чив-

В русском языке более 700 суффиксов и всего 30-40 приставок

5. Физкультминутка.

6. Словообразовательная работа.

1) А сейчас мы вернемся к суффиксам, которые часто употребляются в русском языке.

- Образуйте от глаголов имена прилагательные с суффиксами -чив-, -лив-. И подумайте, какие прилагательные положительно характеризуют человека. Составьте с ними предложения.

На доске слова

Вдумываться

Хвастаться

Забывать

Отзываться

Трусить

Надоедать

Вспылить

(по цепочке к доске).

- Можно ли сказать, что образованные слова были построены по одной словообразовательной модели?

- Вспомним, что называется словообразовательной моделью

2) Работа со словообразовательными моделями.

Упр________

Вывод: Итак, морфемы дают нам информацию о принадлежности слова к той или иной части речи. Поэтому можно сказать, что по реально существующим в языке моделям могут образовываться искусственные слова. А мы без труда сможем их угадать.

3) Самостоятельная работа учащихся. (по вариантам)

Распределить слова в зависимости от их способа образования.

Подводный

Деловой

Ценный

Прехороший

Болотистый

Развеселый

Ледовый

Беззаботный

Безграничный

Пестренький

Невысокий

Взаимопроверка работы.

 

7. Итог урока. Выставление оценок.

8. Домашнее задание упр.146.

9. Рефлексия: лист эмоционального состояния


Тема: «Словообразование имён прилагательных»

Тема: «Словообразование имён прилагательных»

ПОВЕРКА ЗНАЧЕНИЙ ЦВЕТОВ Задания : -

ПОВЕРКА ЗНАЧЕНИЙ ЦВЕТОВ Задания : -

Физкультминутка. 6. Словообразовательная работа

Физкультминутка. 6. Словообразовательная работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2024