Тема: «Словообразование имён прилагательных»
Класс: 6
Цель: учить распознавать способ образования прилагательных; развивать умение строить словообразовательные модели и словообразовательные цепочки.
Задачи урока:
1. Образовательные
- научить образовывать прилагательные с помощью приставок и суффиксов;
- формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать (ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую)
- продолжить формирование навыков монологической речи, работы с текстом
2. Развивающие
- развивать творческие способности обучающихся
- развивать логическое мышление (умение сопоставлять языковые факты и примеры; умение наблюдать)
- развивать коммуникативные навыки учащихся, память (слуховую и зрительную) и внимание на материале урока
3. Воспитательные
- воспитание бережного отношения к языку
- культуры общения
- терпимого отношения к мнению других
- воспитание трудолюбия, толерантности
Технология: технология деятельностного метода обучения
Классификационные характеристики урока исходя из применяемой технологии:
• развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и
творческих способностей учащихся путём исследовательской
деятельности;
• включение каждого ученика в активную творческую деятельность;
• усиление практической направленности обучения русскому языку на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;
• создание на уроках русского языка и литературы атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки;
• выработку умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества.
Форма организации УВП: фронтальная, парная, индивидуальная.
Ход урок
1. Оргмомент.
2. Работа с текстом
Осина даёт осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево. Лист у неё чистой раскраски. Пурпурный, лимонный, лиловый и даже чёрный с золотым крапом. Под солнцем получается великолепный костёр. Путаница багреца, червонного и белого золота, малахита, пурпура и синей тьмы началась в лесных далях.
(К. Паустовский.)
1) Работа с толковым словарем (1 ученик на месте). Определить значение слов:
пурпурный
лиловый
червонный
крап
2) У доски выписать слова, отвечающие на вопрос «какой?» (1 ученик)
Вопрос ученику:
- Найти однокоренные слова (пурпурный – пурпур; золотыми-золото)
- Чем они отличаются друг от друга? (разных частей речи)
ПОВЕРКА ЗНАЧЕНИЙ ЦВЕТОВ
Задания: - Как бы вы озаглавили текст?
- К какому типу речи он относится?
- Что помогает нам увидеть картину, нарисованную К.Паустовским?
- Как называются эти слова ( нарядный, пурпурный и т. д .)?
- Что они обозначают, на какие вопросы отвечают?
- Для чего же нужны в речи прилагательные?
(Прилагательные обозначают цвет, качество, как в тексте. Но могут обозначать размер предмета, черты портрета человека, отношение предмета к месту, времени. А еще прилагательные служат изобразительно-выразительным целям, особенно часто используются писателями, поэтами при описании природы. Прилагательные делают нашу речь более красочной, яркой, выразительной)
3. Актуализация знаний.
Итак, давайте вспомним, с помощью каких морфем образуются новые слова в языке
- А какую информацию о слове нам даёт такая значимая часть как корень? (Выражает лексическое значение слова)
- А что можно узнать по окончанию? (Окончания образуют форму слова, то есть указывают на грамматическое значение слова)
- Кто догадался, о чём мы сегодня будем с вами говорить? (о словообразовании имён прилагательных)
ЗАПИСЬ ТЕМЫ
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
4. Работа по учебнику.
Итак, какие способы словообразования существуют в русском языке?
Рассмотрим схемы словообразования прилагательных на стр. 83. (Ответы учащихся)
Запись по одному примеру на каждый способ словообразования (до способа сложения).
- Вернемся к словам, записанным на доске.
- Каким способом образованы некоторые из них?
нарядный
пурпурный
лимонный
великолепный
лесных
- Эти слова построены по одной словообразовательной модели? По какой?
- Обратим внимание на морфемы, с помощью которых образованы имена прилагательные?
- Можно ли определить их значение?
(-ист- - обладающий чем-нибудь в большом количестве;
-чив-, -лив- - склонность к чему-либо, наличие чего-то в значительной степени;
анти- - от греч. «против» - антивоенный;
не- - отсутствие качества;
без- - не имеющий чего-либо;
за- - находящийся за чем-либо;
под- - находящийся под чем-либо)
Суффиксальный способ образования прилагательных самый распространённый. В русском языке очень часто встречаются суффиксы -ист-
-н-
-ск-
-лив-
-чив-
В русском языке более 700 суффиксов и всего 30-40 приставок
5. Физкультминутка.
6. Словообразовательная работа.
1) А сейчас мы вернемся к суффиксам, которые часто употребляются в русском языке.
- Образуйте от глаголов имена прилагательные с суффиксами -чив-, -лив-. И подумайте, какие прилагательные положительно характеризуют человека. Составьте с ними предложения.
На доске слова
Вдумываться
Хвастаться
Забывать
Отзываться
Трусить
Надоедать
Вспылить
(по цепочке к доске).
- Можно ли сказать, что образованные слова были построены по одной словообразовательной модели?
- Вспомним, что называется словообразовательной моделью
2) Работа со словообразовательными моделями.
Упр________
Вывод: Итак, морфемы дают нам информацию о принадлежности слова к той или иной части речи. Поэтому можно сказать, что по реально существующим в языке моделям могут образовываться искусственные слова. А мы без труда сможем их угадать.
3) Самостоятельная работа учащихся. (по вариантам)
Распределить слова в зависимости от их способа образования.
Подводный
Деловой
Ценный
Прехороший
Болотистый
Развеселый
Ледовый
Беззаботный
Безграничный
Пестренький
Невысокий
Взаимопроверка работы.
7. Итог урока. Выставление оценок.
8. Домашнее задание упр.146.
9. Рефлексия: лист эмоционального состояния
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.