Учитель: Новакова Ирина Анатольевна
МБОУ «Школа №17», с.Борисовка, Челябинская обл.
Тема: «Стихотворения отечественной поэзии первой половины 20 века на тему мечты и реальности.» 7 класс
Задачи:
1. Ознакомление с кратким анализом литературы начала XX века.
2. Знакомство с краткими биографическими сведениями о поэтах и их творчеством.
3. Выразительное чтение стихотворений А.А.Блока, Н.С.Гумилёва.
Цели:
Образовательные:
знакомство учащихся со стихотворениями о мечте и реальности поэтов XX века,
формирование понимания лирических стихотворений о мечте и реальности, анализируя произведения русских поэтов XX века;
повторение теории литературы — художественно-выразительные средства.
Обучающие:
1) развивать творческие и интеллектуальные возможности учащихся;
2) отработка навыков выразительного чтения и стихотворений,
3) повторение сведений об изобразительных средствах,
4) активизация познавательной деятельности школьников,
5) совершенствовать навыки анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).
Воспитательные:
1) воспитание эстетического вкуса у учащихся;
2) воспитание интереса к предмету;
3) развитие любви к поэзии.
Ход урока
1.Организационный момент
Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
2. Мотивирование на учебную деятельность учащихся.
Прослушивание стихотворения «Не запрещай себе мечтать», авторство которого неизвестно, но приписывают М.Цветаевой.
3. Определение целей и задач урока.
О чём сегодня на уроке пойдёт речь?
Мечта и реальность значение слов. Мечта и реальность – противопоставление или слова, близкие по значению? И то, и другое. Нельзя жить в реальности без высокой мечты. Об этом писали поэты первой половины 20 века. Какие задачи поставим на уроке?
1. Ознакомление с «Серебряным» веком поэзии.
2. Знакомство с краткой биографией Н.Гумилёва и А.Блока.
3.Анализ стихотворений поэтов.
4. Выяснить, что даёт мечта лирическим героям стихотворений А.Блока и Н.Гумилёва.
Что такое мечта? В словаре Ожегова
Мечта - нечто, созданное воображением, мысленно представляемое.
Мечта — особый вид воображения, представляющий собой самостоятельное создание новых образов и направленный на будущую деятельность...
4. Сообщение учителя о «Серебряном «веке поэзии.
Начало двадцатого столетия вошло в историю литературы под красивым именем «Серебряный век». На этот период пришелся великий взлёт русской культуры, обогативший поэзию новыми именами. Нам известны тревожные события этого времени: Русско – японская война 1904-1905 гг, Первая мировая война 1914 - 1918гг, Революция 1905 года, Февральская революция 1917 года, Октябрьская революция 1917 года.
Поэзия Серебряного века открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. А поиски поэтами новых стихотворных форм, переосмысление ими роли творчества дают нам более глубокое понимание поэзии.
5. Выступления учащихся о жизни и творчестве поэтов «Серебряного века» (кратко)
1. Н.С.Гумилёв. Родился 3 (15) апреля 1886 года в Кронштадте, в семье корабельного врача. Детство будущего писателя проходило сначала в Царском селе, а затем в городе Тифлис. В 1902 году было напечатано первое стихотворение Гумилёва «Я в лес бежал из городов…». В 1905 году был опубликован первый сборник поэта «Путь конквистадоров».
После окончания в 1906 году гимназии Гумилёв уезжает в Париж и поступает в Сорбонну. В 1908 году выходит второй сборник писателя «Романтические цветы», посвящённый Анне Ахматовой. Николай Степанович возвращается в Россию, однако вскоре снова уезжает. Писатель посещает с экспедициями Синоп, Стамбул, Грецию, Египет, страны Африки.
В 1909 году Гумилёв поступает в Петербургский университет сначала на юридический факультет, но после переводится на историко-филологический. Писатель принимает активное участие в создании журнала «Аполлон». В 1910 году вышел сборник «Жемчуга», получивший положительные отзывы В. Иванова, И. Анненского, В. Брюсова. В апреле 1910 года Гумилёв женился на Анне Ахматовой.
В 1911 году при участии Гумилёва было создано поэтическое объединение «Цех поэтов». В 1912 году Николай Степанович объявил о появлении нового художественного течения акмеизм, вскоре был создан журнал «Гиперборей», вышел сборник Гумилёва «Чужое небо».
С началом Первой мировой войны Гумилёв добровольно идёт на фронт, за храбрость награждается двумя Георгиевскими крестами.
Творчество:
Основные темы стихотворений Гумилёва — любовь, искусство, жизнь, смерть, также присутствуют военные и «географические» стихи. В отличие от большинства современных ему поэтов, в творчестве Гумилёва практически отсутствует политическая тематика.
Всё творчество поэта пронизано романтикой, любовью к экзотике, африканской мифологии и фольклору. Для стихотворений Гумилёва характерны яркая образность, изысканность стиля, отточенность формы, эстетизация дикой природы, созерцательная лиричность.
2.А.Блок Первые стихи Александр Блок написал в пять лет. В 10 лет создал два номера журнала «Корабль». С 1894 по 1897 год он вместе с братьями выпускал рукописный журнал «Вестник», всего вышло 37 номеров. В 1898 году окончил гимназию, в августе поступил на юридический факультет Петербургского университета. Через три года перевёлся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1906 году.
Творчество:
Для ранних произведений Блока свойственен символизм. Дальнейшие стихи рассматривают социальное положение народа. Он глубоко переживает трагическую участь человечества («Роза и крест», 1912 г.), затем приходит к мысли об обязательном возмездии (цикл «Возмездие», 1907–1913 гг., цикл «Ямбы», 1907–1914 гг.). Одним из известнейших стихотворений Блока является «Ночь, улица, фонарь, аптека». Блок также питал интерес к детской литературе, написал множество стихотворений, некоторые из них вошли в сборники для детей «Круглый год» и «Сказки» (оба — 1913 г.).
Во время революции Блок не эмигрировал, стал работать в издательстве города Петрограда. Революционные события в Петербурге нашли отражение в стихотворениях, поэмах («Двенадцать», 1918 г.), статьях.
Живя в Петрограде среди нищеты, Александр Блок скончался от болезни сердца 7 августа 1921 года.
6. Работа с текстами стихотворений поэтов.
В тяжёлое для России время поэты писали о настоящем и будущем. Жизнь поэтов также была трудной, а будущее им представлялось как нечто светлое, прекрасное. Но в то же время для некоторых погружение в мечту было способом ухода от действительности.
Мечта в словаре Ожегова «нечто, созданное воображением, мысленно представляемое».
В словаре В. Даля мечтать- задумываться приятно, думать о несбыточном.
Мечта заимствовано из старославянского «мерцать, сверкать»
Современная психология и православная церковь пришли к выводу, что жить в иллюзорном мире вредно, а мечтать о высоком, ставить цели и достигать их – это прекрасно.
Как же совмещались реальность и действительность в стихотворениях А.Блока и Н.Гумилёва?
Заполнение таблицы (задание по группам – по одному стихотворению)
№ |
Поэт, стихотворение |
Лирический Мечта |
герой Реальность |
Идея стихотворения |
Изобраз.-выразит. средства |
1 |
Н.Гумилёв. «Мечты», 1908г. |
Нищий мечтает о лучшей жизни, ворон мечтает стать лебедем. |
«Бедное жилище», старый ворон. |
Автор призывает к милосердию – пожалеть нищего |
Эпитет- «тяжёлая ночь», метафоры- «ночь спустилась». |
2. |
Н.Гумилёв. «Жираф», 1907г. |
Волшебная страна, озеро Чад, «изысканный жираф» |
Плачущая девушка. Дождь идёт. |
Желание лирического героя утешить девушку, увести от реальности. |
Эпитеты: «изысканный жираф»,»таинственная страна». Сравнение жирафа с ц»цветными парусами корабля» |
3. |
А.Блок «Все отошли.Шу-мите сосны…», 1904г. |
Мечта о запре-дельном,воспо-минания о прошлом. |
Одинокий лирический герой. |
В строках о «спасеньи» и «Слове» присуще размышление о смысле существования. |
Эпитет: «заветная свирель» Метафора: «торжествуют небеса». |
4. |
А.Блок «О, я хочу безумно жить», 1914 |
Мечта «воплотить несбывшееся» |
Угрюмый, одинокий лирический герой. |
Стремление к бессмертию через творчество, желание «вочеловечить» и воплотить идеи в реальность, несмотря на тяготы жизни. |
Метафора «душит сон «. Эпитет: «сон тяжёлый», «дитя добра и света» |
7. Закрепление.
1. Что такое мечта?
2. Какая может быть мечта? (Уход от реальности, высокая цель, надежда)
Какая вам ближе?
8. Подведение итогов.
9.Домашнее задание : выучить одно стихотворение и сделать его анализ по плану( у каждого есть план)
Приложение
1. План анализа стихотворения
1. Автор и название стихотворения.
2. Эмоциональная окраска (настроение , которым проникнуто стихотворение).
3. Общая тематика стихотворения (пейзажная, любовная, философская )
4. Тема стихотворения ( то, о чём…)
5. Идея стихотворения (то , для чего написано, что хотел сказать нам автор , какую мысль донести , к чему призвать…)
6. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора (подобрать «ключевые» слова и образы )?
7. Тропы - слова и обороты, которые употребляются в образном (переносном) значении.
Мечты
Н.Гумилёв
За покинутым, бедным жилищем,
Где чернеют остатки забора,
Старый ворон с оборванным нищим
О восторгах вели разговоры.
Старый ворон в тревоге всегдашней
Говорил, трепеща от волненья,
Что ему на развалинах башни
Небывалые снились виденья.
Что в полете воздушном и смелом
Он не помнил тоски их жилища
И был лебедем нежным и белым,
Принцем был отвратительный нищий.
Нищий плакал бессильно и глухо,
Ночь тяжелая с неба спустилась,
Проходившая мимо старуха
Учащенно и робко крестилась.
Жираф
Н.Гумилёв
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
— Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
А.Блок
Все отошли. Шумите, сосны…
Все отошли. Шумите, сосны,
Гуди, стальная полоса.
Над одиноким веют вёсны
И торжествуют небеса.
Я не забыл на пире хмельном
Мою заветную свирель.
Пошлю мечту о запредельном
В Его Святую колыбель…
Над ней синеет вечный полог,
И слишком тонки кружева.
Мечты пронзительный осколок
Свободно примет синева.
Не о спасеньи, не о Слове…
И мне ли — падшему в пыли?
Но дым всходящих славословий
Вернется в сад моей земли
14 декабря 1904
О, я хочу безумно жить…
А.БлокО, я хочу безумно жить:
Всё сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне, —
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство — разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!
5 февраля 1914
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.