Тема: Сжатие литературного текста в свободном диктанте - актуальное средство развития речевых умений старшеклассников
Оценка 4.8

Тема: Сжатие литературного текста в свободном диктанте - актуальное средство развития речевых умений старшеклассников

Оценка 4.8
docx
05.01.2022
Тема: Сжатие литературного текста в свободном диктанте - актуальное средство развития речевых умений старшеклассников
Сжатие литературного текста в свободном диктанте - актуальное средство.docx

Слайд 1

Сжатие литературного текста в свободном диктанте - актуальное средство
развития речевых умений старшеклассников

Сегодня я расскажу о данном приеме, и , используя эту информацию, мы поработаем практически.

 

На сегодняшний день особого внимания требуют вопросы речеведения, связанные с личностным восприятием смысла исходного текста. Знание деталей художественного текста и понимание эстетического назначения слова в тексте актуально для старшеклассников при подготовке к экзаменам по русскому языку и по литературе.

Одним из эффективных приёмов для этого является свободный сжатый диктант по отрывку из произведения.

Что такое свободный диктант? Это чудо-упражнение! Оно сочетает в себе изложение, диктант и письмо по памяти. Начинать писать свободные диктанты можно уже в конце 2-го класса, а в 3-м рекомендуется проводить их как можно чаще. Это очень эффективное комплексное обучающее упражнение. Свободный диктантэто диктант, при котором учитель диктует текст по частям, а ученики не дословно, а свободно воспроизводят прочитанное учителем

Представим, что текст-это апельсин, а нам надо получить из него сок.  

Слайд 2

Итак, чтобы СЖАТЬ текст   (т.е. получить СОК), нужно ОБРАБОТАТЬ прослушанный текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали (т.е. корку, косточки, мякоть) и оставить только САМОЕ ГЛАВНОЕ и ВАЖНОЕ

Слайд 3

Выделяют 3 основных способа сжатия текста: .

 1.исключение
2. обобщение
3. Упрощение

Слайд 4-6

Мы вспомнили, что такое свободный диктант, способы сжатия текста. Используя данные приемы, поработаем с текстом.

 

Исходный текст

Умение понимать

Умение

 

основной смысл

сжимать

 

частей текста

текст

 

Опорные слова и выражения

Приёмы

Пробегаю в памяти все моё прошедшее и

...зачемя жил? для

Исключе

спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой

какой цели я

ние

цели я родился?.. А, верно, она существовала, и,

родился?.. было

 

верно, было мне назначение высокое, потому что я

мне назначение

 

чувствую в душе моей силы необъятные...

высокое...

 

 


 

Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший свет жизни.

Но я не угадал этого назначения...

Исключе

ние

И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в

...я играл роль

Исключе

руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову

топора в руках

ние

обречённых жертв, часто без злобы, всегда без сожаления...

судьбы...

 

Моя любовь никому не принесла счастья, потому

Моя любовь никому

Исключе

что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я

не принесла

ние

любил для себя, для собственного удовольствия: я

счастья.. я любил

 

только удовлетворял странную потребность сердца, с

для себя..

 

жадностью поглощая их чувства, их радости и

 

Упрощен

страданья - и никогда не мог насытиться.

 

ие

Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и

. остается

Исключе

видит перед собой роскошные кушанья и шипучие

удвоенный голод и

ние

вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но только проснулся - мечта исчезает... остается удвоенный голод и отчаяние!

отчаяние!

 

И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на

.и не останется

Исключе

земле ни одного существа, которое бы поняло меня

на земле ни одного

ние

совершенно. Одни почитают меня хуже, другие

существа, которое

 

лучше, чем я в самом деле... Одни скажут: он был

бы поняло меня

 

добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно.

совершенно.

 

После этого стоит ли труда жить? А все живешь - из

.стоит ли труда

Исключе

любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно

жить? А всё

ние

и досадно!..»

живёшь из любопытства.

 

 


 

На основе проведённой работы можно написать домашнее сочинение-миниатюру (или объёмное) в соответствии с содержанием текста и с понятиями саморазвития. Заголовки ученики могут придумать сами в зависимости от замысла сочинения.


 

Скачано с www.znanio.ru

Слайд 1 Сжатие литературного текста в свободном диктанте - актуальное средство развития речевых умений старшеклассников

Слайд 1 Сжатие литературного текста в свободном диктанте - актуальное средство развития речевых умений старшеклассников

Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден, как железо, но утратил…

Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден, как железо, но утратил…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2022