Слайд 1
Сжатие литературного текста в свободном
диктанте - актуальное средство
развития речевых умений старшеклассников
Сегодня я расскажу о данном приеме, и , используя эту информацию, мы поработаем практически.
На сегодняшний день особого внимания требуют вопросы речеведения, связанные с личностным восприятием смысла исходного текста. Знание деталей художественного текста и понимание эстетического назначения слова в тексте актуально для старшеклассников при подготовке к экзаменам по русскому языку и по литературе.
Одним из эффективных приёмов для этого является свободный сжатый диктант по отрывку из произведения.
Что такое свободный диктант? Это чудо-упражнение! Оно сочетает в себе изложение, диктант и письмо по памяти. Начинать писать свободные диктанты можно уже в конце 2-го класса, а в 3-м рекомендуется проводить их как можно чаще. Это очень эффективное комплексное обучающее упражнение. Свободный диктант – это диктант, при котором учитель диктует текст по частям, а ученики не дословно, а свободно воспроизводят прочитанное учителем
Представим, что текст-это апельсин, а нам надо получить из него сок.
Слайд 2
Итак, чтобы СЖАТЬ текст (т.е. получить СОК), нужно ОБРАБОТАТЬ прослушанный текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали (т.е. корку, косточки, мякоть) и оставить только САМОЕ ГЛАВНОЕ и ВАЖНОЕ
Слайд 3
Выделяют 3 основных способа сжатия текста: .
1.исключение
2. обобщение
3. Упрощение
Слайд 4-6
Мы вспомнили, что такое свободный диктант, способы сжатия текста. Используя данные приемы, поработаем с текстом.
Исходный текст |
Умение понимать |
Умение |
|
основной смысл |
сжимать |
|
частей текста |
текст |
|
Опорные слова и выражения |
Приёмы |
Пробегаю в памяти все моё прошедшее и |
...зачемя жил? для |
Исключе |
спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой |
какой цели я |
ние |
цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, |
родился?.. было |
|
верно, было мне назначение высокое, потому что я |
мне назначение |
|
чувствую в душе моей силы необъятные... |
высокое... |
|
|
Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший свет жизни. |
Но я не угадал этого назначения... |
Исключе ние |
И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в |
...я играл роль |
Исключе |
руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову |
топора в руках |
ние |
обречённых жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... |
судьбы... |
|
Моя любовь никому не принесла счастья, потому |
Моя любовь никому |
Исключе |
что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я |
не принесла |
ние |
любил для себя, для собственного удовольствия: я |
счастья.. я любил |
|
только удовлетворял странную потребность сердца, с |
для себя.. |
|
жадностью поглощая их чувства, их радости и |
|
Упрощен |
страданья - и никогда не мог насытиться. |
|
ие |
Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и |
. остается |
Исключе |
видит перед собой роскошные кушанья и шипучие |
удвоенный голод и |
ние |
вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но только проснулся - мечта исчезает... остается удвоенный голод и отчаяние! |
отчаяние! |
|
И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на |
.и не останется |
Исключе |
земле ни одного существа, которое бы поняло меня |
на земле ни одного |
ние |
совершенно. Одни почитают меня хуже, другие |
существа, которое |
|
лучше, чем я в самом деле... Одни скажут: он был |
бы поняло меня |
|
добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно. |
совершенно. |
|
После этого стоит ли труда жить? А все живешь - из |
.стоит ли труда |
Исключе |
любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно |
жить? А всё |
ние |
и досадно!..» |
живёшь из любопытства. |
|
|
На основе проведённой работы можно написать домашнее сочинение-миниатюру (или объёмное) в соответствии с содержанием текста и с понятиями саморазвития. Заголовки ученики могут придумать сами в зависимости от замысла сочинения.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.