Тема. Теоретические основы управления

  • doc
  • 08.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Лекция по теме _Понятие и сущность менеджмента_.doc

Тема. Теоретические основы управления

 

1. Сущность, цели и задачи управления

 

Термин «менеджмент» (англ.) в переводе означает «управление», «руководство».

 

Управление – это процесс воздействия, направленный на достижение определенных целей. Выделяют следующие виды управления:

§  техническое - управление технологическими процессами и оборудованием;

§  государственное - управление жизнью общества через органы власти;

§  идеологическое (негосударственное, неполитическое) – управление социальными процессами, внедрение идеологий;

§  хозяйственное – управление производственной и экономической деятельностью организаций.

В управлении выделяют субъект управления (тот, кто осуществляет управление – отдельный человек или группа людей) и объект управления (те, кем управляют – объединения, организации, трудовая деятельность).

Субъектами коммерческой деятельности могут являться юридические и физические лица, которые наделены правом ее осуществления. Что касается объектов коммерческой деятельности, то ими являются конкурентоспособные товары и услуги, востребованные на потребительском рынке.

 

Менеджмент – это процесс управления организацией.

При определении понятия «менеджмент» выделяют следующие составляющие:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 1.1.  Составные определения сущности менеджмента

Менеджмент = искусство + опыт + обучение

 

Менеджмент как наука управления – система знаний о закономерностях и принципах (правилах, рецептах) рационального построения, функционирования и развития системы управления с целью обеспечения прибыли и повышения качества работы персонала.

Менеджмент как искусство – это сплав интуиции, научных принципов, эмпирических (добытых опытом) правил управления, фундамент сложнейшего искусства управлять собой и другими.

Менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленной на достижение организацией определенных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Менеджмент – это умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Цели менеджмента:

§ получение (увеличение) прибыли;

§ повышение эффективности хозяйствования;

§ удовлетворение потребностей рынка;

§ координация деятельности персонала;

§ решение социальных вопросов.

Задачи менеджмента:

§ определение целей создания, функционирования и развития организации;

§ разработка стратегии развития;

§ выявление приоритетных целей и их очередность, разработка планов работы;

§ определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

§ создание эффективной  структуры;

§ мотивация и стимулирование персонала;

§ совершенствование производственного процесса;

§ снижение затрат

§ постоянный контроль за эффективностью работы;

§  текущее регулирование процесса;

§ управленческий анализ результатов деятельности.

 

Менеджер – наемный управляющий, занимающий в организации постоянную должность и наделенный правом принимать решения в определенных сферах деятельности организации.

 Менеджеры бывают разных уровней в зависимости от сложности решаемых ими задач и возлагаемых на них функций. Менеджеров подразделяют на три группы:

1)     руководители высшего звена – определяют основное направление деятельности организации, ее цели и задачи (генеральный директор, директора компании);

2)     руководители среднего звена – отвечают за практическую реализацию решений, согласовывают усилия различных подразделений организации (начальник цеха, отдела);

3)     руководители низшего звена – руководство деятельностью непосредственных исполнителей – рабочих и служащих (мастер, начальник участка, группы).

 

Пирамида уровней управления демонстрирует уменьшение числа руководи-телей на каждом последующем уровне.

 
 

 

 

 

 

 

 


                                                                             Профессиональная

                                                                               структура

 

 

 

 

 

 

 


                         Распределение служебных функций

 

                      Рисунок 1.2. Структура распределения служебных полномочий в организации

 

2. Виды менеджмента

 

Работа менеджеров охватывает разные сферы деятельности организации и различные процессы, протекающие внутри них. В связи с этим выделяют следующие виды менеджмента:

1)      организационный менеджмент – создание организации, формирование ее структуры и системы управления ее, разработка инструкций и т.п.;

2)      стратегический менеджмент – определение долгосрочных целей организации и основных путей их достижения;

3)      производственный менеджмент – управление объектами и процессами, выбор используемых технологий для производства товаров и услуг;

4)      менеджмент персонала – разработка кадровой политики и решений по управлению персоналом в организации;

5)      финансовый менеджмент – управление финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли;

6)      маркетинговый менеджмент – установление взаимоотношений организации с рынком;

7)      логистика – планирование, контроль, управление доставкой, складированием и переработкой материалов и доведение готовой продукции до потребителя;

8)      инновационный менеджмент – создание и внедрение новых видов товаров и услуг, а также технологий.

 

  В связи с этим менеджеров подразделяют в зависимости от выполняемых ими функций: менеджеры по продажам, менеджеры по персоналу, менеджеры по рекламе и т.д.

 

 

3. Принципы менеджмента

 

Управление осуществляется в соответствии с определенными правилами, соблюдение которых обеспечивает успех организации, а несоблюдение может привести к неудачам и убыткам.

Принципы менеджмента – основополагающие правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций.

Основными принципами менеджмента, которыми необходимо руководствоваться при решении управленческих задач, являются (разработаны Анри Файолем(1841—1925)):

1)      разделение труда, направленное на повышение его производительности;

2)      полномочия и ответственность (полномочия должны делегироваться пропорционально ответственности за выполнение работы);

3)      дисциплина;

4)      единоначалие, при котором работник подчиняется только одному руководителю;

5)      единство действий, осуществляемых по единому плану;

6)      подчинение личных интересов общим;

7)      вознаграждение персонала;

8)      централизация, т.е. единый управляющий центр и равновесие между централизацией и децентрализацией;

9)      скалярная цепь, т.е. передача распоряжений согласно уровням иерархии;

10)  порядок во всем;

11)  справедливость, представляющая собой сочетание доброты и правосудия;

12)  стабильность персонала;

13)  инициатива в построении и выполнении планов;

14)  корпоративный дух (единение персонала).

Современные принципы управления нацеливают внимание на социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы усилия людей сделать более эффективными.

 

4. История развития менеджмента

 

Как видно, история возникновения менеджмента базируется на опыте, собранном еще нашими далекими предками. Было подмечено, что пользуясь определенными правилами разделения труда и правильной мотивацией, любая деятельность начинала приносить гораздо лучшие результаты. С годами основные принципы не изменились, а лишь с каждым витком развития цивилизации стали обрастать дополнениями и новыми подходами к подчиненным.

Основные этапы истории развития менеджмента:

1.      Древний период. Самый длительный, с 9 тысячелетия до н.э. по XVIII век. Период накопления знаний и опыта.

В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени и общины. Руководящим началом были старейшины и вожди рода, племени. Примерно в 9-7 в.до н.э. на Ближнем Востоке произошел переход от присвающего хозяйства (охота, сбор плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов – производству (производящей экономике), что и стало отправной точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

Одним из первых дал характеристику управления Сократ (469-399 г до н.э) – проанализировал различные формы управления и провозгласил принцип универсальности управления. Платон предложил классификацию форм государственного управления  сделал попытку разграничить функции органов управления. Развивали теорию и практику управления Александр Македонский, царь Кир, Аль-Фараби, Николо Макиавелли, Томас Мор – проанализировал неблагоприятные последствия плохого управления.

  1. Индустриальный период с 1776 г. по 1890 г.  Промышленная революция открыла новую эпоху в развитии теории и практики управления. Она потребовала применения не только эмпирических методов, но и широкого внедрения научного эксперимента, с помощью которого делались попытки определить нормы выработки и оплаты труда, максимальные скорости работы оборудования, расчет оптимального выпуска продукции, усовершенствование организации производства и труда.

  Управление трудом было классифицировано и разделено по формам труда. Этим мы обязаны Адаму Смиту.  Роберт Оун провел социально-экономический эксперимент: влияние на производительность труда благоустройство и обеспечение рабочих жильем, улучшение быта, доступные магазины, повышение минимального рабочего возраста для детей.

Чарльз Бэббидж, изобретатель первой вычислительной машины, разработал медику сравнительного анализа, выявление путей эффективности работы на основе внедрения статистических данных.

Менеджмент становится учением, и его активно применяют в управлении как производством, так и государством.

  1. Период систематизации с 1856 по 1960. Менеджмент активно и стремительно развивается, появляются новые учения и подходы к вопросам эффективного управления, начинается отсчет истории развития менеджмента как науки, появляются первые менеджеры – представители владельца на рабочих местах. Появляются новые течения, школы, течения и совершенствуется научный аппарат.
  2. Информационный период, с 1960 до сегодняшнего дня. Логический процесс можно выразить математически, используя вычислительную технику. Это дает возможность быстрее выбирать программу работы. Происходит пересмотр внутренних структур организаций, в истории развития менеджмента появляются новые формы внутреннего планирования: имитационное моделирование, метод анализа, математическая оценка управленческих решений. Без этих форм не обходится ни одно современное направление науки.

Однако как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIXXX вв. Выделяют 4 основных направления, заложивших основу науки управления:

§  школа научного управления - 1885 – 1920 г. (Фредерик Тейлор - 1856-1915) – управление на основе законов, знаний, используя научные методы; усовершенствование трудового процесса с помощью технических средств (Генри Форд); распределение труда и соответствующая оплата.

Вот что означает эта система применительно, например, к столь важной производственной

проблеме, как заработная плата:

–заработная плата платится человеку, а не месту;

– установление расценок должно быть основано на точном знании, а не на догадках;

– расценки, основанные на точном знании, должны быть единообразными;

– благодаря установленным таким образом расценкам товары производятся

дешевле, а рабочие получают более высокую заработную плату, чем обычно;

– заработная плата, основанная на точном знании, создает лучших рабочих, дает им  возможность больше заработать, уничтожает причины умышленной медлительности в работе, пробуждает интерес рабочих и предпринимателей к сотрудничеству.

Тейлору принадлежит плодотворная идея расчленения производственного процесса на отдельные элементы, выявления наилучших способов выполнения каждого из них и обучения этому персонала. Должны отбираться наиболее способные рабочие, с которыми целесообразно проводить занятия и тренировки.

Яркими представителями школы научного управления являются Г. Форд и Г. Эмерсон.

 

 

§  классическая школа (административного управления) – 1920 - 1950 г. (Анри Файоль – 1841-1925) – рациональное построение организации как иерархической структуры; рассмотрение управления как процесса, состоящего из взаимосвязанных функций; основные принципы управления.

Главное внимание Файоль уделял управлению персоналом, прежде всего административными кадрами. Он писал: «Управлять – значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов».

 

§  школа человеческих отношений (школа поведенческих наук) – с 1950 г. (Элтон Мэйо – 1880 – 1949) – в управлении учитывается личность человека, его сильные и слабые стороны, человеческие отношения.

- с 1950 г. (Дуглас Макгрегор – 1906 – 1964) – психологическое направление, рассматривавшее поведение человека как реакцию на различные стимулы; налаживание межличностных отношений.

 

·         количественная школа – с появлением ЭВМ, распространением  кибернетики и математических методов возникли количественные теории управления. Влияние количественного подхода было значительно меньшим чем поведенческий, т.к руководители чаще сталкиваются с проблемами человеческих отношений. Однако сегодня положение меняется и многие бизнес школы  предлагают курсы количественных методов и применения компьютеров.

 

5.      Современные подходы в менеджменте

 

В современном менеджменте выделяют 4 основные подхода:

1)      количественный подход – использование количественных измерений при принятии решений; использование информационных систем управления и вычислительной техники.

2)      процессный подход – управление рассматривается как непрерывный процесс, состоящий из следующих функций:

планирование → организация → мотивация → контроль

 


Эти функции находятся в постоянной взаимосвязи и объединены между собой процессами принятия решений и передачи информации.

3)      системный подход – организация рассматривается как единая целое, т.е. совокупность взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение различных целей под влиянием внешней среды.

4)      ситуационный подход – принятие управленческих решений на основе изучения всей совокупности ситуационных факторов (влияние окружающей среды).

 

Современный менеджмент вбирает в себя достижения различных подходов, продолжает пополняться новыми знаниями, дополняя существующие системы и методы.

 

В России постепенно создается модель российского менеджмента, которая основывается на обобщении мирового опыта эффективного управления, а также на собственном богатом опыте, существующем в нашей стране и национально-исторических особенностях нашей культуры.

К основным положениям современной концепции менеджмента относят:

§  способность организации адаптироваться к изменениям внешней среды;

§  использование инновационных методов в управлении;

§  ориентирование на человека и его возможности;

§  совершенствование структуры управления за счет большей децентрализации функций;

§  привлечение сотрудников к управлению организацией.

 

Научным окружением современного менеджмента являются социальная психология, хозяйственное право, маркетинг, экономическая теория, экономико-математические методы и другие науки.

Менеджмент использует научный аппарат математического моделирования, методы исследования операций (теорию вероятностей, математическую статистику, математическое программирование, теорию игр), теорию управления сложными системами и другие современные знания.

Предметом менеджмента, объектами его изучения являются:

– формы организации и соответствующие отношения собственности;

– структура организаций;

– внешняя и внутренняя среда организаций;

– инфраструктура менеджмента,

– деловые коммуникации;

– функции менеджмента;

– методы менеджмента;

– моделирование управленческих процессов;

– системы управления предприятием;

– оптимизация распределения ресурсов;

– выработка у правленческих решений;

–динамика групп, власть и лидерство;

– управление персоналом (персонал-менеджмент);

– конфликты и их разрешение;

– управление финансами (финансовый менеджмент);

– риск (риск-менеджмент);

– хозяйственно-финансовый анализ;

– этика менеджмента;

– эффективность управления организацией;

– новации в менеджменте.

 

 

Задание:

1)     На основе пирамиды управления приведите примеры руководителей каждого уровня торговой организации.

2)     Выделите 5 принципов менеджмента наиболее важных на ваш взгляд в торговой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru