Конджорян М. С.,
студентка 2 курса
Лесосибирского педагогического института –
филиала Сибирского федерального университета
Науч.руководитель. – О.Н. Зырянова,
канд. филол. наук, доцент
Тема творчества в ранних поэтических сборниках Б. Пастернака
Б. Пастернак задумывался о сущности творчества вообще и литературного творчества в частности, о предназначении поэта и роли уже в самом начале своей литературной деятельности. В.Н. Альфонсов считал, что к Пастернаку можно идти от широкой надличной сущности самого искусства, поэзии [1].
Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..» часто открывает книги избранной лирики Б. Пастернака; оно считается одним из наиболее показательных для ранней манеры поэта. Процесс творчества становится естественным продолжением того, что происходит в природе весной.
Весна становится вдохновением для поэта, побуждая его к творчеству. Не случайно относящиеся к незримому лирическому герою глаголы в стихотворении стоят в инфинитиве (неопределенной форме): эта форма имеет смысловой оттенок побуждения его (лирического героя) к действию со стороны просыпающейся природы («Достать чернил и плакать!», «писать навзрыд», «достать пролетку», «перенестись»). И поэт бросается навстречу природе, ее стихиям, стремится «перенестись туда, где ливень / еще шумней чернил и слез»: вдохновение отнюдь не предполагает у поэта изоляцию от внешнего мира [2, с.157]:
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Он реальность и красоту этого мира переносит на бумагу, показывая тем самым, что природа совершенна и может сподвигнуть на великие открытия.
Мысль о том, что поэзия должна насыщаться жизнью, выражена в стихотворении «Весна».
Стихотворение состоит из 4 строф, первые 2 строфы - метафора весны. Передается весеннее состояние через отождествление человека с миром природы. Сравнения, Пастернаком используемые для передачи звуков, запахов весны, взятые из окружения человека, - все вместе создают картину единения человека и природы.
Во второй строфе необычное сравнение «стальной гладиатор органа» передает звуки леса, который наполнен гортанным криком птиц, криком надрывным, вырывающимся из «стянутого, как будто арканом, горла». Вторая часть стихотворения так же раскрывает смысл поэзии в метафоре «губки». Поэзия – это греческая губка в присосках, которая может впитать все: и человеческое, и природное. Искусство есть орган восприятия. Заканчивается стихотворение торжественным обещанием лирического героя все выжать из «губки» (поэзии) во «здравие жадной бумаги».
Поэт наполняет свое стихотворение бытовыми деталями и подробностями, чтобы через них передать единство человека и мира природы.
Слово в поэзии не менее полновластно, чем предмет. Когда Пастернак утверждает, что поэт находит метафору в природе, он имеет ввиду аналогию, а не тождество. В природе свои связи, в поэзии – свои. Отсюда и «поединок двух соловьев».
Это - сладкий заглохший горох,
Это - слезы вселенной в лопатках,
Это - с пультов и с флейт - Figaro
Низвергается градом на грядку [2].
Чем подробней Б. Пастернак описывает явление, тем труднее нам ухватить логические связи между образами, создаваемыми им, но в этом и суть: для понимания концепции поэта важно в первую очередь увидеть и почувствовать, а для этого необходимо взглянуть его глазами, под иным, нежели прежде, углом. Сущность поэзии раскрывается через зрительные, звуковые, осязательные образы природы, которые актуализируют значения внезапности и наполненности. Она звучит для него в птичьем свисте, в стручке гороха, в капле росы. Природа и искусство в воображении поэта объединяются в одно целое. Поставив рядом будничные, обычные вещи - грядки гороха - и приподнятые - музыку, автор достигает впечатления единства земного и небесного. Соединение бытия и быта является определяющим в раскрытии темы творчества у Б. Пастернака. Начиная «определение» поэзии из мелких деталей, автор постепенно наращивает их и расширяет картину к космическим масштабам: свист - ледышек - соловьиное пение - грядка гороха - капля воды в лопатках - грозовой дождь - звездная ночь - Вселенная. Парадоксальность философского осмысления поэзии в том, что поэт настолько близок к вселенной, что может «черпать» звёзды ладонями: он способен видеть и чувствовать бесконечность и вечность во всём, что его окружает.
У Пастернака лирический герой большинства его стихотворений отступает на второй план перед властным напором окружающего его мира. Однако весь мир, все природные стихии психологически выразительные, не просто пропитаны человеческими эмоциями, но и в контексте творчества Б. Пастернака мир, мироздание – это на проявление, прежде всего, душевной энергии самого человека
И сады, и пруды, и ограды,
И кипящее белыми воплями
Мирозданье — лишь страсти разряды,
Человеческим сердцем накопленной [2].
Творчество, в понимании Б. Пастернака, – это дар свыше, дар видеть сверх меры, сверх «барьеров», чувствовать то, что не дано другому, не дано «рифмачу» («Сколько бедных, истерзанных перьев/ Рвется к окнам из рук рифмачей!» [1]
Стихотворение «Поэзия» многим близкое "Определению поэзии" (сб. "Сестра моя - жизнь"): поэзия – не нечто искусственное, выдуманное, противостоящее жизни, а часть жизни. Поэт находит подлинную поэзию в самых обыденных вещах и мыслях.
Поэзия, когда под краном
Пустой, как цинк ведра, трюизм,
То и тогда струя сохранна,
Тетрадь подставлена – струись! [2].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что творчество, в понимании Б. Пастернака – это дар свыше, дар видеть сверх меры, чувствовать то, что не дано другому. Творчество, как душевное потрясение огромной мощи и силы, это образ жизни поэта, от которого он не может отказаться, пока жив.
Использованная литература
1. Альфонсов В.Н. Поэзия Бориса Пастернака. Л.: Сов.писатель, 1990
2.Пастернак Б. Стихотворения и поэмы в двух томах. Том 1. Составители: В.С. Баевский, Е.Б. Пастернак. Ленинград: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1990 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.