Тема. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?
Оценка 4.7

Тема. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?

Оценка 4.7
doc
01.10.2024
Тема. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?
русский 12.04.24.doc

 

Конспект учебного занятия по русскому языку

Школа: МАОУ «СОШ №3»

Класс: 1 «В»

Учитель: Куцевол Елена Викторовна

Тема. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?

Тип: изучение нового материала

Педагогическая цель: формирование представления о способе обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.

Задачи:

Дидактическая: формировать умения правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами е, ё, ю, я и буквой мягкий знак.

Развивающая: развивать познавательную деятельность учащихся через разные виды работы на занятии.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность; формировать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные: умение использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач; писать аккуратным разборчивым почерком прописные и строчные буквы, соединения букв, слова.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования).

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения своих действий.

Коммуникативные УУД: умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии.

Личностные: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Основные понятия: гласные и согласные звуки, мягкость и твёрдость согласных звуков.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, физическая культура.

Ресурсы: учебник (Канакина В.П., Горецкий В.Г, 1 класс), ИКТ (презентация), рефлексия.

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта учебного занятия

№ п/п

Этапы

Образовательная задача

Методы, приемы, формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

     I.                                                                                                                             

Организационный момент

Самоопределение к деятельности, мотивация учебной деятельности, настрой детей на работу.

 

 

М.: словесный

П.: пословица

Ф.: фронтальная

- Итак, друзья, внимание
Вот прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок.

Я тетрадь свою открою 
И наклонно положу. 
Я друзья от вас не скрою 
Ручку правильно держу. 
Сяду прямо не согнусь, 
За работу я возьмусь.

 

Упражнение для рук

Мы капусту рубим, рубим, (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз). 
Мы капусту солим, солим (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки). 
Мы капусту трем, трем (потирание кулачек о кулачек).
Мы капусту жмем, жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулак). 

Оформление тетради:

- Откройте тетради, отступите 2 строки от последней работы, запишите число:

12 апреля

- Обращаем внимание на орфограммы.

Настраиваются на учебную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения для рук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открывают тетради, оформляют:

12 апреля

 

слово

Л.: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

 

  II.                                                                                                                             

Каллиграфическая минутка

 

Отработка правильного написания и соединения букв.

 

 

М.: словесный, практический

Ф.: фронтальная, индивидуальная

- А сейчас проведём каллиграфическую минутку.

Предъявление буквы

- Рассмотрите буквы:

Ш ш

- Дайте характеристику звуку [й’]

 

 

 

- Пропишем буквы в воздухе вместе со мной.

Письмо в тетради

-  На следующей строке пропишите буквы до конца строки на одинаковом расстоянии друг от друга без запятых.

- Проверьте свою посадку и положение тетради.

Самоанализ, самооценка.

- Проанализируйте своё письмо и подчеркните карандашом по линейке правильное, на ваш взгляд буквы.

 

 

Анализируют элементы.

Ш ш

 

[ш’] – согл., глух., пар., всегда мягкий

 

 

Письмо обучающихся

Ш ш

 

 

 

              

 

 

 

Самоанализ, самооценка.

Оценивают своё письмо, подчёркивают правильно написанное соединение.

слово

К.: умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии.

Предметные: умение использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

III.                                                                                                                             

Целеполагание и мотивация обучающихся.

Определить тему и цель учебного занятия.

М.: словесный, наглядный

Ф.: фронтальная

- На доске слова:

лук

люк

- Какими звуками они отличаются? (согласными [ у], [ю].)

- Как произносится согласный звук в первом слове – твёрдо или мягко? Какой это согласный?

- Как произносится согласный звук во втором слове? Какой это согласный?

 

- Сделаем звуко-буквенный разбор этих двух слов.

 

 

- Посмотрите, в первом случае звук [л] твёрдый, так как стоит перед - у, а во втором [л’] мягкий и стоит перед – ю.

- Может быть кто - то уже догадался, какая тема занятия?

- Чему будем учиться? 

 

Смотрят, анализируют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Твёрдый

 

 

Мягкий

 

 

Лук [л у к] – 1 сл., 3 б., 3 зв.

Люк [л’у к] – 1 сл., 3 б., 3 зв.

 

 

 

 

Формулируют тему учебного занятия и задачи.

ИКТ, слово

Р.: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

IV.                                                                                                                             

Изучение нового материала

Формировать усвоение полученных знаний по данной теме.

М.: словесный, наглядный, практический.

Ф.: фронтальная, индивидуальная

 

        - На экране два столбика слогов, прочитайте их:

на – ня

во – вё

ру – рю

тэ – те

мы – ми

- Как произносится согласный звук в первом столбике – твёрдо или мягко? Какие это согласные?

- Как произносится согласный звук во втором столбике? Какие это согласные?

- Какие гласные обозначают твёрдость предыдущего согласного?

- Какие гласные обозначают мягкость согласного?

 

- Подведём итог и прочитаем правило в учебнике на с. 82.

 

- Ребята, кто заметил в правиле ещё одну букву, которая смягчает согласные?

 

- Запишем новое словарное слово:

 

Ребята

- Поставим ударение, разделим на слоги и подчеркнём непроверяемый безударный гласный, который нужно запомнить.

 

- Запишем предложение:

Весёлые ребята играют.

 

- Играют, кто? Что обозначает слово ребята?

Обозначим сверху, подпишем – п.

- Ребята, что делают? Что обозначает слово?

Подпишем -д.

- А ребята, какие?

Подпишем сверху – при.

 

Физминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

 

с. 82 упр. 3

 - Прочитайте слова.

- Произнесём звуки, которые выделены.

 

- Спишем слова, в которых первый звук – мягкий согласный.

- Обратите внимание на упр. 5.

Большинство согласных звуков образуют пары по твёрдости-мягкости.

Произнеси каждую пару звуков. Одинаковой ли буквой они обозначены на письме?

А теперь произнеси непарные согласные звуки. Какие из них твёрдые, а какие - мягкие?

 

Догадайся, для чего в таблице даны буквы, обозначающие гласные звуки, и буква «мягкий знак».

 

 

 

 

Игра «Моё имя».

Встаньте те ребята, у которых имя начинается с гласного звука И.

- С твёрдого согласного звука.

- С мягкого согласного звука.

Читают

 

 

 

 

 

 

 

 

Твёрдые

 

 

Мягкие

 

 

а, о, у, э, ы 

я, ё, ю, е, и

 

 

 

читают

 

 

ь – мягкий знак

 

 

 

 

 

Ребя́та

 

 

 

 

 

 

Весёлые ребята играют.

 

Ребята, предмет

 

 

Играют, действие предмета

 

 

 

Весёлые, признак предмета

 

 

 

Выполняют физминутку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают

[р],[р’],[в],[в’],[л],[л’],[м],

[м’].

 

 

Ряд, вёз, люк, мил.

 

 

 

 

Обозначаются одинаковой буквой.

 

[ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые звуки;

[й’], [ч’], [щ’] - всегда мягкие звуки.

В таблице даны:

буквы а, о, у, ы, э - которые на письме обозначают твёрдость предшествующих согласных звуков;

буквы я, ё, и, е, ь - которые на письме обозначают мягкость предшествующих согласных звуков.

Играют в игру

ИКТ, слово, учебник

Предметные: умение использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач; писать аккуратным разборчивым почерком прописные и строчные буквы, соединения букв, слова.

Л.: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

К.: умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии.

  V.                                                                                                                             

Закрепление

Организовать деятельность по применению новых знаний.

М.: словесный, практический

Ф.: фронтальная, индивидуальная

 

- Работа на карточках.

Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые.

Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье.

 

 

Рассматривают, анализируют

 

 

 

Выполняют самостоятельно.

учебник, слово

П.: формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала.

VI.                                                                                                                             

Итог учебного занятия. Рефлексия деятельности.

 

Создать условие для подведения итогов учебной деятельности на занятии.

М.: словесный

П.: беседа, рефлексия

Ф.: фронтальная, индивидуальная

- Давайте подытожим.

- С помощью чего мы обозначаем на письме мягкость и твёрдость согласных?

- Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, е, ю, и).

А какие твёрдость? (а, о, у, ы, э)

-Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твёрдые и мягкие согласные».

Рефлексия:

- Оцените свою работу на занятии:

Мне было интересно…

Теперь я могу…

Мне было трудно…

Самое интересное задание…

У меня получилось…

Я узнал новые слова с буквой й…

Делают вывод о том, что изучили на учебном занятии.

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою деятельность на занятии.

 

 

 

 

 

слово

К.: умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии.

 

                I.                                                                                                                 

Домашнее задание.

Дать инструктаж по применению нового знания и способов деятельности при выполнении домашнего задания.

М.: словесная

Ф.: фронтальная

с. 84 №7, нужно списать загадку, написать отгадку. Также в первом предложении подчеркнуть мягкие согласные звуки.

Слушают инструктаж к домашнему заданию.

слово

Л.: способность к оценке своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 


Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые.

Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье.

Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые.

Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье.

Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые.

Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье.

Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые.

Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье.

Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые.

Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье.

Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые.

Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье.

Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые.

Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье.

Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые.

Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье.

 


Скачано с www.znanio.ru

Конспект учебного занятия по русскому языку

Конспект учебного занятия по русскому языку

Технологическая карта учебного занятия № п/п

Технологическая карта учебного занятия № п/п

Обращаем внимание на орфограммы

Обращаем внимание на орфограммы

Как произносится согласный звук в первом слове – твёрдо или мягко?

Как произносится согласный звук в первом слове – твёрдо или мягко?

Какие это согласные? - Какие гласные обозначают твёрдость предыдущего согласного? -

Какие это согласные? - Какие гласные обозначают твёрдость предыдущего согласного? -

Подпишем -д. - А ребята, какие?

Подпишем -д. - А ребята, какие?

Произнеси каждую пару звуков. Одинаковой ли буквой они обозначены на письме?

Произнеси каждую пару звуков. Одинаковой ли буквой они обозначены на письме?

Работа на карточках. Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые

Работа на карточках. Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые

Тема. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?

Тема. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?

Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые

Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2024