Тема. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?

  • doc
  • 01.10.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала русский 12.04.24.doc

 

Конспект учебного занятия по русскому языку

Школа: МАОУ «СОШ №3»

Класс: 1 «В»

Учитель: Куцевол Елена Викторовна

Тема. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?

Тип: изучение нового материала

Педагогическая цель: формирование представления о способе обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.

Задачи:

Дидактическая: формировать умения правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами е, ё, ю, я и буквой мягкий знак.

Развивающая: развивать познавательную деятельность учащихся через разные виды работы на занятии.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность; формировать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные: умение использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач; писать аккуратным разборчивым почерком прописные и строчные буквы, соединения букв, слова.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования).

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения своих действий.

Коммуникативные УУД: умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии.

Личностные: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Основные понятия: гласные и согласные звуки, мягкость и твёрдость согласных звуков.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, физическая культура.

Ресурсы: учебник (Канакина В.П., Горецкий В.Г, 1 класс), ИКТ (презентация), рефлексия.

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта учебного занятия

№ п/п

Этапы

Образовательная задача

Методы, приемы, формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

     I.                                                                                                                             

Организационный момент

Самоопределение к деятельности, мотивация учебной деятельности, настрой детей на работу.

 

 

М.: словесный

П.: пословица

Ф.: фронтальная

- Итак, друзья, внимание
Вот прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок.

Я тетрадь свою открою 
И наклонно положу. 
Я друзья от вас не скрою 
Ручку правильно держу. 
Сяду прямо не согнусь, 
За работу я возьмусь.

 

Упражнение для рук

Мы капусту рубим, рубим, (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз). 
Мы капусту солим, солим (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки). 
Мы капусту трем, трем (потирание кулачек о кулачек).
Мы капусту жмем, жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулак). 

Оформление тетради:

- Откройте тетради, отступите 2 строки от последней работы, запишите число:

12 апреля

- Обращаем внимание на орфограммы.

Настраиваются на учебную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения для рук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открывают тетради, оформляют:

12 апреля

 

слово

Л.: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

 

  II.                                                                                                                             

Каллиграфическая минутка

 

Отработка правильного написания и соединения букв.

 

 

М.: словесный, практический

Ф.: фронтальная, индивидуальная

- А сейчас проведём каллиграфическую минутку.

Предъявление буквы

- Рассмотрите буквы:

Ш ш

- Дайте характеристику звуку [й’]

 

 

 

- Пропишем буквы в воздухе вместе со мной.

Письмо в тетради

-  На следующей строке пропишите буквы до конца строки на одинаковом расстоянии друг от друга без запятых.

- Проверьте свою посадку и положение тетради.

Самоанализ, самооценка.

- Проанализируйте своё письмо и подчеркните карандашом по линейке правильное, на ваш взгляд буквы.

 

 

Анализируют элементы.

Ш ш

 

[ш’] – согл., глух., пар., всегда мягкий

 

 

Письмо обучающихся

Ш ш

 

 

 

              

 

 

 

Самоанализ, самооценка.

Оценивают своё письмо, подчёркивают правильно написанное соединение.

слово

К.: умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии.

Предметные: умение использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

III.                                                                                                                             

Целеполагание и мотивация обучающихся.

Определить тему и цель учебного занятия.

М.: словесный, наглядный

Ф.: фронтальная

- На доске слова:

лук

люк

- Какими звуками они отличаются? (согласными [ у], [ю].)

- Как произносится согласный звук в первом слове – твёрдо или мягко? Какой это согласный?

- Как произносится согласный звук во втором слове? Какой это согласный?

 

- Сделаем звуко-буквенный разбор этих двух слов.

 

 

- Посмотрите, в первом случае звук [л] твёрдый, так как стоит перед - у, а во втором [л’] мягкий и стоит перед – ю.

- Может быть кто - то уже догадался, какая тема занятия?

- Чему будем учиться? 

 

Смотрят, анализируют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Твёрдый

 

 

Мягкий

 

 

Лук [л у к] – 1 сл., 3 б., 3 зв.

Люк [л’у к] – 1 сл., 3 б., 3 зв.

 

 

 

 

Формулируют тему учебного занятия и задачи.

ИКТ, слово

Р.: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

IV.                                                                                                                             

Изучение нового материала

Формировать усвоение полученных знаний по данной теме.

М.: словесный, наглядный, практический.

Ф.: фронтальная, индивидуальная

 

        - На экране два столбика слогов, прочитайте их:

на – ня

во – вё

ру – рю

тэ – те

мы – ми

- Как произносится согласный звук в первом столбике – твёрдо или мягко? Какие это согласные?

- Как произносится согласный звук во втором столбике? Какие это согласные?

- Какие гласные обозначают твёрдость предыдущего согласного?

- Какие гласные обозначают мягкость согласного?

 

- Подведём итог и прочитаем правило в учебнике на с. 82.

 

- Ребята, кто заметил в правиле ещё одну букву, которая смягчает согласные?

 

- Запишем новое словарное слово:

 

Ребята

- Поставим ударение, разделим на слоги и подчеркнём непроверяемый безударный гласный, который нужно запомнить.

 

- Запишем предложение:

Весёлые ребята играют.

 

- Играют, кто? Что обозначает слово ребята?

Обозначим сверху, подпишем – п.

- Ребята, что делают? Что обозначает слово?

Подпишем -д.

- А ребята, какие?

Подпишем сверху – при.

 

Физминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

 

с. 82 упр. 3

 - Прочитайте слова.

- Произнесём звуки, которые выделены.

 

- Спишем слова, в которых первый звук – мягкий согласный.

- Обратите внимание на упр. 5.

Большинство согласных звуков образуют пары по твёрдости-мягкости.

Произнеси каждую пару звуков. Одинаковой ли буквой они обозначены на письме?

А теперь произнеси непарные согласные звуки. Какие из них твёрдые, а какие - мягкие?

 

Догадайся, для чего в таблице даны буквы, обозначающие гласные звуки, и буква «мягкий знак».

 

 

 

 

Игра «Моё имя».

Встаньте те ребята, у которых имя начинается с гласного звука И.

- С твёрдого согласного звука.

- С мягкого согласного звука.

Читают

 

 

 

 

 

 

 

 

Твёрдые

 

 

Мягкие

 

 

а, о, у, э, ы 

я, ё, ю, е, и

 

 

 

читают

 

 

ь – мягкий знак

 

 

 

 

 

Ребя́та

 

 

 

 

 

 

Весёлые ребята играют.

 

Ребята, предмет

 

 

Играют, действие предмета

 

 

 

Весёлые, признак предмета

 

 

 

Выполняют физминутку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают

[р],[р’],[в],[в’],[л],[л’],[м],

[м’].

 

 

Ряд, вёз, люк, мил.

 

 

 

 

Обозначаются одинаковой буквой.

 

[ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые звуки;

[й’], [ч’], [щ’] - всегда мягкие звуки.

В таблице даны:

буквы а, о, у, ы, э - которые на письме обозначают твёрдость предшествующих согласных звуков;

буквы я, ё, и, е, ь - которые на письме обозначают мягкость предшествующих согласных звуков.

Играют в игру

ИКТ, слово, учебник

Предметные: умение использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач; писать аккуратным разборчивым почерком прописные и строчные буквы, соединения букв, слова.

Л.: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

К.: умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии.

  V.                                                                                                                             

Закрепление

Организовать деятельность по применению новых знаний.

М.: словесный, практический

Ф.: фронтальная, индивидуальная

 

- Работа на карточках.

Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые.

Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье.

 

 

Рассматривают, анализируют

 

 

 

Выполняют самостоятельно.

учебник, слово

П.: формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала.

VI.                                                                                                                             

Итог учебного занятия. Рефлексия деятельности.

 

Создать условие для подведения итогов учебной деятельности на занятии.

М.: словесный

П.: беседа, рефлексия

Ф.: фронтальная, индивидуальная

- Давайте подытожим.

- С помощью чего мы обозначаем на письме мягкость и твёрдость согласных?

- Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, е, ю, и).

А какие твёрдость? (а, о, у, ы, э)

-Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твёрдые и мягкие согласные».

Рефлексия:

- Оцените свою работу на занятии:

Мне было интересно…

Теперь я могу…

Мне было трудно…

Самое интересное задание…

У меня получилось…

Я узнал новые слова с буквой й…

Делают вывод о том, что изучили на учебном занятии.

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою деятельность на занятии.

 

 

 

 

 

слово

К.: умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии.

 

                I.                                                                                                                 

Домашнее задание.

Дать инструктаж по применению нового знания и способов деятельности при выполнении домашнего задания.

М.: словесная

Ф.: фронтальная

с. 84 №7, нужно списать загадку, написать отгадку. Также в первом предложении подчеркнуть мягкие согласные звуки.

Слушают инструктаж к домашнему заданию.

слово

Л.: способность к оценке своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 


Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые.

Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье.

Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые.

Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье.

Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые.

Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье.

Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые.

Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье.

Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые.

Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье.

Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые.

Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье.

Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые.

Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье.

Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые.

Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье.

 


Скачано с www.znanio.ru