Конспект учебного занятия по русскому языку
Школа: МАОУ «СОШ №3»
Класс: 1 «В»
Учитель: Куцевол Елена Викторовна
Тема. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?
Тип: изучение нового материала
Педагогическая цель: формирование представления о способе обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.
Задачи:
Дидактическая: формировать умения правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами е, ё, ю, я и буквой мягкий знак.
Развивающая: развивать познавательную деятельность учащихся через разные виды работы на занятии.
Воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность; формировать интерес к изучению русского языка.
Планируемые результаты:
Предметные: умение использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач; писать аккуратным разборчивым почерком прописные и строчные буквы, соединения букв, слова.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования).
Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения своих действий.
Коммуникативные УУД: умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии.
Личностные: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Основные понятия: гласные и согласные звуки, мягкость и твёрдость согласных звуков.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, физическая культура.
Ресурсы: учебник (Канакина В.П., Горецкий В.Г, 1 класс), ИКТ (презентация), рефлексия.
Технологическая карта учебного занятия
№ п/п |
Этапы |
Образовательная задача |
Методы, приемы, формы организации учебной деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Планируемые результаты |
I. |
Организационный момент |
Самоопределение к деятельности, мотивация учебной деятельности, настрой детей на работу.
|
М.: словесный П.: пословица Ф.: фронтальная |
- Итак, друзья,
внимание Я тетрадь свою
открою
Упражнение для рук Мы капусту рубим, рубим, (резкие движения прямыми
кистями вверх и вниз). Оформление тетради: - Откройте тетради, отступите 2 строки от последней работы, запишите число: 12 апреля - Обращаем внимание на орфограммы. |
Настраиваются на учебную работу.
Выполняют упражнения для рук
Открывают тетради, оформляют: 12 апреля
|
слово |
Л.: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
|
II. |
Каллиграфическая минутка
|
Отработка правильного написания и соединения букв.
|
М.: словесный, практический Ф.: фронтальная, индивидуальная |
- А сейчас проведём каллиграфическую минутку. Предъявление буквы - Рассмотрите буквы: Ш ш - Дайте характеристику звуку [й’]
- Пропишем буквы в воздухе вместе со мной. Письмо в тетради - На следующей строке пропишите буквы до конца строки на одинаковом расстоянии друг от друга без запятых. - Проверьте свою посадку и положение тетради. Самоанализ, самооценка. - Проанализируйте своё письмо и подчеркните карандашом по линейке правильное, на ваш взгляд буквы. |
Анализируют элементы. Ш ш
[ш’] – согл., глух., пар., всегда мягкий
Письмо обучающихся Ш ш
Самоанализ, самооценка. Оценивают своё письмо, подчёркивают правильно написанное соединение. |
слово |
К.: умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии. Предметные: умение использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач. |
III. |
Целеполагание и мотивация обучающихся. |
Определить тему и цель учебного занятия. |
М.: словесный, наглядный Ф.: фронтальная |
- На доске слова: лук люк - Какими звуками они отличаются? (согласными [ у], [ю].) - Как произносится согласный звук в первом слове – твёрдо или мягко? Какой это согласный? - Как произносится согласный звук во втором слове? Какой это согласный?
- Сделаем звуко-буквенный разбор этих двух слов.
- Посмотрите, в первом случае звук [л] твёрдый, так как стоит перед - у, а во втором [л’] мягкий и стоит перед – ю. - Может быть кто - то уже догадался, какая тема занятия? - Чему будем учиться?
|
Смотрят, анализируют
Твёрдый
Мягкий
Лук [л у к] – 1 сл., 3 б., 3 зв. Люк [л’у к] – 1 сл., 3 б., 3 зв.
Формулируют тему учебного занятия и задачи. |
ИКТ, слово |
Р.: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
IV. |
Изучение нового материала |
Формировать усвоение полученных знаний по данной теме. |
М.: словесный, наглядный, практический. Ф.: фронтальная, индивидуальная
|
- На экране два столбика слогов, прочитайте их: на – ня во – вё ру – рю тэ – те мы – ми - Как произносится согласный звук в первом столбике – твёрдо или мягко? Какие это согласные? - Как произносится согласный звук во втором столбике? Какие это согласные? - Какие гласные обозначают твёрдость предыдущего согласного? - Какие гласные обозначают мягкость согласного?
- Подведём итог и прочитаем правило в учебнике на с. 82.
- Ребята, кто заметил в правиле ещё одну букву, которая смягчает согласные?
- Запишем новое словарное слово:
Ребята - Поставим ударение, разделим на слоги и подчеркнём непроверяемый безударный гласный, который нужно запомнить.
- Запишем предложение: Весёлые ребята играют.
- Играют, кто? Что обозначает слово ребята? Обозначим сверху, подпишем – п. - Ребята, что делают? Что обозначает слово? Подпишем -д. - А ребята, какие? Подпишем сверху – при.
Физминутка Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите И читать, друзья, начните.
с. 82 упр. 3 - Прочитайте слова. - Произнесём звуки, которые выделены.
- Спишем слова, в которых первый звук – мягкий согласный. - Обратите внимание на упр. 5. Большинство согласных звуков образуют пары по твёрдости-мягкости. Произнеси каждую пару звуков. Одинаковой ли буквой они обозначены на письме? А теперь произнеси непарные согласные звуки. Какие из них твёрдые, а какие - мягкие?
Догадайся, для чего в таблице даны буквы, обозначающие гласные звуки, и буква «мягкий знак».
Игра «Моё имя». Встаньте те ребята, у которых имя начинается с гласного звука И. - С твёрдого согласного звука. - С мягкого согласного звука. |
Читают
Твёрдые
Мягкие
а, о, у, э, ы я, ё, ю, е, и
читают
ь – мягкий знак
Ребя́та
Весёлые ребята играют.
Ребята, предмет
Играют, действие предмета
Весёлые, признак предмета
Выполняют физминутку
Читают [р],[р’],[в],[в’],[л],[л’],[м], [м’].
Ряд, вёз, люк, мил.
Обозначаются одинаковой буквой.
[ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые звуки; [й’], [ч’], [щ’] - всегда мягкие звуки. В таблице даны: буквы а, о, у, ы, э - которые на письме обозначают твёрдость предшествующих согласных звуков; буквы я, ё, и, е, ь - которые на письме обозначают мягкость предшествующих согласных звуков. Играют в игру |
ИКТ, слово, учебник |
Предметные: умение использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач; писать аккуратным разборчивым почерком прописные и строчные буквы, соединения букв, слова. Л.: познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. К.: умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии. |
V. |
Закрепление |
Организовать деятельность по применению новых знаний. |
М.: словесный, практический Ф.: фронтальная, индивидуальная
|
- Работа на карточках. Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые. Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье. |
Рассматривают, анализируют
Выполняют самостоятельно. |
учебник, слово |
П.: формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала. |
VI. |
Итог учебного занятия. Рефлексия деятельности.
|
Создать условие для подведения итогов учебной деятельности на занятии. |
М.: словесный П.: беседа, рефлексия Ф.: фронтальная, индивидуальная |
- Давайте подытожим. - С помощью чего мы обозначаем на письме мягкость и твёрдость согласных? - Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, е, ю, и). А какие твёрдость? (а, о, у, ы, э) -Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твёрдые и мягкие согласные». Рефлексия: - Оцените свою работу на занятии: Мне было интересно… Теперь я могу… Мне было трудно… Самое интересное задание… У меня получилось… Я узнал новые слова с буквой й… |
Делают вывод о том, что изучили на учебном занятии.
Оценивают свою деятельность на занятии.
|
слово |
К.: умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии.
|
I. |
Домашнее задание. |
Дать инструктаж по применению нового знания и способов деятельности при выполнении домашнего задания. |
М.: словесная Ф.: фронтальная |
с. 84 №7, нужно списать загадку, написать отгадку. Также в первом предложении подчеркнуть мягкие согласные звуки. |
Слушают инструктаж к домашнему заданию. |
слово |
Л.: способность к оценке своей деятельности. |
Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые. Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье. |
Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые. Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье. |
Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые. Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье. |
Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые. Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье. |
Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые. Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье. |
Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые. Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье. |
Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые. Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье. |
Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые. Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.