Тема урока: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 13.docx

Дата

 

 

Завуч по УР    

Класс

____________Р.С-С.Алиханова

 

Урок№ 13

Тема урока: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ.

Цель: рассмотреть многообразие экологических факторов среды

Задачи:

Обучающая

·         познакомить учащихся с особенностями  влияния факторов среды;

Развивающая

продолжить развитие у учащихся умения

·         систематизировать учебный материал в виде схем и таблиц,

·         высказывать и обосновывать свое мнение,

Воспитывающая

·         умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим,

Тип урока: комбинированный

 

Ход урока.

Чтоб черпать полной чашей

Труд, счастье, наслаждение,
Залогом жизни нашей
Является движение.

В.В.Розенблат.

Организационный момент (1-2 мин)

– Здравствуйте. Присаживайтесь. Дежурные, назовите отсутствующих. Проверка готовности к уроку - наличие учебника, тетради, письменных принадлежностей.

Проверка подготовки учащихся по домашнему заданию.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос

 

 

 

Изучение нового материала

Среда обитания - часть природы (совокупность конкретных абиотических и биотических условий), непосредственно окружа­ющая живые организмы и оказывающая прямое или косвенное влияние на их состояние, рост, развитие, размножение, выжи­ваемость. На нашей планете организмы освоили четыре основные среды обитания: водную, наземную (воздушную), почвенную и тело другого организма, используемое паразитами и полупаразитами.

Усло­вия существования — совокупность жизненно необходимых факторов среды, без которых живые организмы не могут су­ществовать (свет, тепло, влага, воздух, почва).

Экологические факторы - элементы окружающей среды, ко­торые вызывают у живых организмов и их сообществ приспосо­бительные реакции (адаптации). По происхождению и характеру действия экологические фак­торы подразделяются на абиотические (элементы неорганичес­кой, или неживой, природы), биотические (формы воздействия живых существ друг на друга) и антропогенные (все формы деятельности человека, оказывающие влияние на живую при­роду).

Классификация экологических факторов.

С экологических позиций среда - это природные тела и явления, с которыми организм находится в прямых или косвенных отношениях. Окружающая организм среда характеризуется огромным разнообразием, слагаясь из множества динамичных во времени и пространстве элементов, явлений, условий, которые рассматриваются в качестве факторов.

Экологический фактор - это любое условие среды, способное оказывать прямое или косвенное влияние на живые организмы. В свою очередь организм реагирует на экологический фактор приспособительными реакциями.

Экологические факторы среды, с которыми связан любой организм, делятся на 2 категории:

1) Факторы неживой природы (абиотические)

2) Факторы живой природы (биотические)

1.     Абиотические факторы- это свет, температура, влажность и другие компоненты климата, состав воздуха, почвы и пр., т.е. элементы неживой природы.

2.     Биотические факторы: живые тела, или организмы, всевозможные взаимодействия между ними.

3.     Антропогенные факторы: вырубка леса, осушение болот, возведение плотины, выброс в атмосферу различных химических в-в и пр. (т.е. деятельность человека).

Абиотические:

• климатические (свет, влага, давление, температура, движение воздуха)

• почвенные ( состав, влагоемкость, плотность, воздухопроницаемость)

• орографические (рельеф, высота над уровнем моря, экспозиция склона)

• химические (составы газового воздуха , солевой состав воды, кислотность)

Биотические:

• фитогенные (растения)

• зоогенные (животные)

• микробиогенные (вирусы, бактерии)

• антропогенные (деятельность человека).

Экологические факторы – это отдельные свойства или элементы среды, воздействующие прямо или косвенно на живые организмы, хотя бы на протяжении одной из стадий индивидуального развития. Экологические факторы многообразны.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/01/s_5a4a72a100591/785038_1.png

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/01/s_5a4a72a100591/785038_2.png

Закрепление

Рефлексия:

·         Для чего вам необходимы знания, которые вы получили в ходе этого урока?

·         Чему научились?

·         Какие выводы сделали?

·         о чём бы мне сегодня хотелось рассказать дома после этого урока?

Дом.задание  

§9.