Тема урока: «И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни.
Оценка 5

Тема урока: «И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни.

Оценка 5
docx
19.01.2025
Тема урока: «И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни.
konspekt_uroka_Mumu.docx

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пежемская средняя школа №14»

 

 

 

Конспект урока литературы

Тема урока: «И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни.

Герасим и барыня. Герасим и Татьяна».

5 класс

 

 

Выполнила: Трубина П.Ю.,
учитель русского языка и литературы

 

 

 

с. Пежма

2024 год

        Тема урока: «И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна».

 

Цель урока: Проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима; образ Татьяны и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

Задачи:

1.      Проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима; образ Татьяны и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

2.      Развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.

3.      Воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.

Тип: комбинированный

Методы: проблемно-поисковые          (побуждающий          и          подводящий   к          диалогу),     метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, художественный пересказ, синквейн.

Формируемые УУД:
1. Личностные: формирование мотивации к творческому труду, развитие способности к самооценке на основе критерия успешности, применять навыки делового сотрудничества в группе.
2.Регулятивные: планировать свои действия, выполнять действия по намеченному плану, контролировать процесс и результат своей деятельности.
3.Познавательные: работать с источниками информации, осознавать познавательную задачу, осуществлять синтез, сравнение, классификацию. 4.Коммуникативные: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё мнение, свою позицию; высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью.

 

Литература:

1.  Рассказ И.С.Тургенева «Муму»

2.   Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.

3.  О.А.Еремина «Уроки литературы в 5 классе» книга для учителя.

 

 

Ход урока

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня урок проведу у вас я, меня зовут Мария Сергеевна.
Сейчас начнется урок литературы, на котором мы будем думать, высказывать свои мысли, мнения, делать выводы и многое другое. Урок требует от вас внимания, сосредоточенности, активности, вежливости, умения слушать друг друга.

 

 

Актуализация знаний

- На прошлом уроке вы познакомились с биографией великого русского писателя И. С. Тургенева и историей создания его рассказа «Муму». Какие основные факты биографии вам запомнились?

-Отлично, сегодня я вам предлагаю ещё раз затронуть бтографию писателя и погулять по его усадьбе.

Перед вами Qr-код. Прошу его отсканировать и посмотреть дом-музей писателя.

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fspasskoye-lutovinovo.ru%2Ftour%2FTourSpasskoe_.html&4&0

 

-Ребята, давайте вспомним содержание произведения, для этого ответим на ряд вопросов по содержанию. Для этого откроем тетради подпишем число. По середине ТЕСТ по произведению «Муму», вопросы у вас на листочках выданы. После прохождения обменяемся тетрадями с соседом по парте и оценим результат.

 

 

1. В основе произведения "Муму" лежит

а)художественный вымысел    б)нереальное событие    в)историческая реальность

2.Герасим «смахивал на»…

а) гордого орла  б) степенного гусака   в) важного петуха.

3.Основное действие происходит

а) в Петербурге  б) в Туле   в) в Москве

4.Почему Герасиму сначала не полюбилось новое житьё

а) он не знал этого города

б) он с детства привык к полевым работам, деревенскому быту

 в) он  скучал по оставшейся в деревне семье

5.Капитон Климов был

а) шорником  б) портным  в) башмачником.

6. Татьяна была

а) умелой поварихой   б)искусной прачкой   в) строгой кастеляншей  

7.Однажды во дворе Герасим угостил Татьяну

а) пряничным петушком   б) сдобным калачом   в) карамельным зайцем.

8.Герасим терпеть не мог

а) хулиганов  б) бездельников в) пьяниц.

9.В день отъезда в деревню Татьяны и Капитона Герасим подарил Татьяне

а) расписную глиняную чашку;

б) красный бумажный платок;

в) крупные деревянные бусы.

10.Герасим нашел щенка

а) на следующий день после отъезда Герасима и Татьяны в деревню;

б) в день свадьбы Татьяны и Капитона;

в) в день отъезда Татьяны и  Капитона в деревню.

11.Появление Муму в жизни Герасима

а) скрасило его  монотонную жизнь

б) позволило ему отдать собаке всю свою невостребованную любовь

в) ещё больше отдалило его от людей

12.Когда барыня хотела погладить Муму, та

а) оскалила зубы б) укусила барыню  в) громко зарычала.

13.Степан продал Муму перекупщику за

а) гривенник  б) полтинник   в) целковый.

14. Лекарь Харитон беспрестанно потчевал барыню

а) пионом и пустырником;

б) лавровишневыми каплями;

в) валериановыми каплями.

15.Придя в трактир  вместе с Муму, Герасим заказал

а) каши со шкварками   в) пельменей    в) щей с мясом.

16. Герасим ушел из Москвы, потому что

а) устал от хлопотной городской жизни

б) навсегда лишился единственного друга

в) соскучился по своему крестьянскому дому

17.Шагая в свою деревню, Герасим «выступал сильно и бодро», как

а) барс   б) олень   в) лев     

18. Герасим пришел в деревню в то время, когда там

а) начиналась посевная;

б) начинался сенокос;

в) начинался сбор урожая.

19. « Со времени своего возвращения из Москвы Герасим совсем перестал водиться с …»

а) детьми  б) стариками  в) женщинами.

Рассказывают какие фрагменты биографии запомнились

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

 

 

 

Давайте проверим правильные ответы.

1. В основе произведения "Муму" лежит

 в)историческая реальность

2.Герасим «смахивал на»…

б) степенного гусака  

3.Основное действие происходит

в) в Москве

4.Почему Герасиму сначала не полюбилось новое житьё

б) он с детства привык к полевым работам, деревенскому быту

5.Капитон Климов был

в) башмачником.

6. Татьяна была

 б)искусной прачкой  

7.Однажды во дворе Герасим угостил Татьяну

а) пряничным петушком  

8.Герасим терпеть не мог

в) пьяниц.

9.В день отъезда в деревню Татьяны и Капитона Герасим подарил Татьяне

б) красный бумажный платок;

10.Герасим нашел щенка

в) в день отъезда Татьяны и  Капитона в деревню.

11.Появление Муму в жизни Герасима

б) позволило ему отдать собаке всю свою невостребованную любовь

12.Когда барыня хотела погладить Муму, та

а) оскалила зубы

13.Степан продал Муму перекупщику за

б) полтинник  

14. Лекарь Харитон беспрестанно потчевал барыню

б) лавровишневыми каплями;

15.Придя в трактир  вместе с Муму, Герасим заказал

в) щей с мясом.

16. Герасим ушел из Москвы, потому что

в) соскучился по своему крестьянскому дому

17.Шагая в свою деревню, Герасим «выступал сильно и бодро», как

в) лев 

18. Герасим пришел в деревню в то время, когда там

б) начинался сенокос;

19. « Со времени своего возвращения из Москвы Герасим совсем перестал водиться с …»

в) женщинами.

Самоопределение к деятельности

-   Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание?

-  Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?

-   На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца?

 

-    Для чего нужно обращать внимание на все это?

-   Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание?

 

 

 

-Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?

-   На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца?

 

-    Для чего нужно обращать внимание на все это?

 

 

-  Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок?

 

Все верно, сегодня на уроке мы будем анализировать первую часть рассказа, а именно образ барыни, Татьяны и Герасима; оценивать поступки героя — обобщать, делать выводы.

 

Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал десять пудов». Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла собачка.

Герасим – это новый для нас персонаж из рассказа И.Тургенева «Муму». Чтобы понять, что из себя он представляет, на что мы будем обращать внимание, когда будем читать это замечательное произведение?

Внешний вид, одежда…

Нет.

На поступки, на отношение к окружающим людям.

Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…

Внешний вид, одежда…

Нет

На поступки, на отношение к окружающим людям.

Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает.

Герасиму

 

 

Слушают речь учителя

 

 

 

 

 

 

 

На портрет, на поступки…

Работа по теме

Нашу работу мы начнем с чтения первого абзац рассказа с. 189 учебника.

 

 

 

 

 

 

 

- Как выглядит дом барыни?

- Что мы узнали о ней в самом начале рассказа?

- Как вы понимаете слова:
«День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»?

 

 

 

 

 

 

-   Я предлагаю вам просмотреть начало мультфильма «Муму», режиссера Валентина Караева и ответить: чем отличается начало мультфильма от начала рассказа И.Тургенева?

-   С какой целью режиссер добавил эпизод с мухой?

-  Итак, обобщим наши наблюдения. Какие эпитеты помогают понять, как жила барыня?

 

 

 

 

 

ИЛЛЮСТРАЦИЯ НА СТР.195 учебника. «Благодетельница» Художник Трутовский Константин Александрович. Данная иллюстрация не изображает какой-либо эпизод из рассказа И.С. Тургенева «Муму», но рисует тип барыни, близкий тургеневской.

(БЛАГОДЕТЕЛЬНИЦА - лицо, оказывающее кому-л. покровительство, помощь, услугу)

(ПРИЖИВАЛКА - бедная женщина, жившая из милости в чужом богатом доме, не имевшая никаких определенных обязанностей и развлекавшая хозяев, составляя их общество)

 

-    Давайте прочитаем 2 абзац рассказа и ответим на вопрос:
«Чем выделяется Герасим среди окружающих?
С какой авторской характеристики начинается повествование о нем?»

 

«Замечательный» - 1. Выдающийся, необычайно хороший.

2.То же, что примечательный, достойный особого внимания.

 

«Славный» - 1. Пользующийся славой, широко известный чем-то выдающимся.

2. Симпатичный, очень хороший – разг.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-      Как работал Герасим? Подберите синонимы к прилагательному «неистомная» работа.
- СНОСКА В УЧЕБНИКЕ стр. 190.

 

-Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте?

        -Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырем?

-  Кто такой «крепостной крестьянин» и кого называют «тягловым» исправным мужиком мы узнаем из исторической справки.

 

Все мы знаем из истории, что крепостные крестьяне – прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

«Тягло» — крепостная повинность, которой помещики облагали своих крестьян. Тургенев подчеркивает, что Герасим был полноценным работником, несшим все крестьянские повинности.

 

Работа с термином «сравнение».

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА СТР. 190-191 учебника.
 Ребята, напомните мне, а что такое сравнение?

 

 

Найдите сравнение в описании Герасима с помощью карточки.

 

Вам необходимо прочитать текст и вставить недостоющие эпизоды в карточку.

Далее я предлагаю вам поработать самостоятельно, после чего обменяться карточками с соседом по парте и оценить друг друга.

 

 «вырос немой и могучий, как................ (дерево растет на плодородной земле)»
«скучал и недоумевал, как...................... (недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо)»

«бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как …………………………………………………….(пойманный зверь)»

«дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как........... ( стекло, и летят во все стороны осколки и поленья)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обменяйтесь карточками с соседом по парте и начнем проверку работ.
Проверку выполняем по тексту из рассказа. 

 

-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним термином это «Гипербола»

- Давайте в тетради запишем определение данного тропа.

Гипербола сильное преувеличение.

И.С. Тургенев,   рассказывая   о          Герасиме,       использует     гиперболы.

 

- Найдите примеры гипербол в тексте:

 

 

 

 

Отлично, сейчас я предлагаю обсудить, а каковы же были отношение Герасима с дворовыми и Татьяной. СТР. 191 последний абзац «Со всей остальной челядью…):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как сложились отношения Герасима с дворовыми?
Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими?
Воспроизведите эпизоды столкновений между обитателями барского дома. СТР. 191 со слов…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Докажите, что «светлым пятном» в жизни Герасима была Татьяна.

 

 

-  Что она была за человек? СТР. 193

-  Почему Татьяну не радовали, а пугали знаки внимания со стороны Герасима?

-  Что решила причудливая старуха?

 

 

 

 

 

 

 

-Выразительно прочитайте эпизод прощания Герасима с Татьяной.  СТР. 202 203
Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной?

 

Чтение фрагмента текста

«В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи».

Ответы обучающихся:

Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной.

- Утром человека называют его детство и юность, день — это зрелость, вечер — старость.

 

 

Режиссер Валентин Караев добавил эпизод с мухой, чтобы показать капризы, смену настроения, самодурство барыни. Самодурство это поведение человека, который действует по своей прихоти или произволу, при этом унижая достоинство других людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником».

 

Ведут диалог с учителем.

-Неуемный, неутомимый, неугомонный, не знающий отдыха, не знающий устали).

-«…привезли в Москву, купили…, сшили…, дали… и определили…».

Старуха- помещица, а Герасим крепостной.

 

 

 

 

Слушают речь учителя

 

 

Записывают к себе в тетрадь новое определение

 

 

 

 

 

 

(СРАВНЕНИЕ - это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.)

 

«Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... Переселенный в город, он не понимал, что´ с ним такое деется, — скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, — взяли, поставили на вагон железной дороги — и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат — бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса всё у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь…»

 

Обмениваются карточками и проверяют друг друга.

 

 

- он работал за четверых;

-  один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли;

-    сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой…)

 

 

Читают фрагменты текста, ведут диалог с учителем.

«Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских — они его побаивались, — а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, — а то беда! Увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака».


«…а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики».

 

«Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений — бог его знает!»

 

«С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней всё равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, — вот и всё. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала».

 

 

Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, «вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок...»).

 

Закрепление изученного материала

Для закрепления темы, предлагаю вам заполнить рабочий лист.

Работают с рабочим листом.

 

 

 

 

Итог урока

 

 

Подведение итогов урока.

 

Выбрать из данных пословиц одну, которая могла бы послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку. Объяснить: почему.

-  Слезами горю не поможешь.

-  Барин говорит горлом, а мужик горбом (работает да кланяется).

-  И рад бы заплакать, да смех одолел.

-  Барский гнев да барская милость равно опасны.

-  Неволя холопу, а воля господину.

Объясняют выбор пословицы.

 

 

 

Рефлексия

-   Пожалуйста, встаньте все у своих рабочих столов и ответьте на мой последний

вопрос, но без слов, только движениями.

 

-  Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.

-  Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши.

Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места

 

Да, мы все разные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим.

А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках.

 

Выполняют действие

Домашнее задание

Дома вам необходимо разгадать кроссворд по рассказу И.С Тургенева «Муму»

 

https://sun9-30.userapi.com/impg/EwoJFzQNdVb04iO1B5zhDqVPT6ebb9LZImEP4w/uEnNst_AcTw.jpg?size=2000x1545&quality=95&sign=ac99671ccf3aec7ec0f4b7d813702a22&type=album

Записываю домашнее задание.

 


 

Пежемская средняя школа №14»

Пежемская средняя школа №14»

Тема урока: «И.С. Тургенев

Тема урока: «И.С. Тургенев

Ход урока Этапы

Ход урока Этапы

Капитон Климов был а) шорником б) портным в) башмачником

Капитон Климов был а) шорником б) портным в) башмачником

Герасим пришел в деревню в то время, когда там а) начиналась посевная; б) начинался сенокос; в) начинался сбор урожая

Герасим пришел в деревню в то время, когда там а) начиналась посевная; б) начинался сенокос; в) начинался сбор урожая

Герасим – это новый для нас персонаж из рассказа

Герасим – это новый для нас персонаж из рассказа

Давайте прочитаем 2 абзац рассказа и ответим на вопрос: «Чем выделяется

Давайте прочитаем 2 абзац рассказа и ответим на вопрос: «Чем выделяется

Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей — другому

Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей — другому

Обменяйтесь карточками с соседом по парте и начнем проверку работ

Обменяйтесь карточками с соседом по парте и начнем проверку работ

Как сложились отношения Герасима с дворовыми?

Как сложились отношения Герасима с дворовыми?

Выразительно прочитайте эпизод прощания

Выразительно прочитайте эпизод прощания

Рефлексия - Пожалуйста, встаньте все у своих рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями

Рефлексия - Пожалуйста, встаньте все у своих рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2025