Открытый урок по французскому языку «Я - гражданин мира»
Тема урока: «Je suis Citoyen du monde» («Я – гражданин мира»)
Класс: 7 класс
Учебные темы: «Voyages»(«Путешествия»), «Les pays francophones» («Франкофонные страны»).
Цель урока: развитие иноязычной коммуникативной компетенции, развитие толерантности, патриотизма, гуманности посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка.
Задачи урока:
1. Практическая:
1) Обучить говорению;
1) Осуществить контроль сформированности умения диалогической речи;
2) Проконтролировать сформированность грамматического навыка по теме «Придаточное предложение условия»;
3) Продолжить работу по формированию и развитию основ читательской компетенции;
4) Выполнить контроль сформированности навыков просмотрового чтения;
5) Сформировать умения работать со справочным материалом;
2. Образовательная:
1) Развить общий кругозор через знакомство с новым понятием «Citoyendumonde» и явлением в мире «Mondialisme»;
2) Продолжить знакомство с франкоговорящими странами в мире;
3. Развивающая:
1) Развить языковую догадку;
2) Развить память, мышление и внимание;
4.Воспитывающая:
1) Сформировать основы социальных компетенций (опыт социальных и межличностных отношений в иноязычной среде, правосознание);
2) Повысить мотивацию обучающихся к изучению иностранных языков в школе;
3) Выявить стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
4) Сформировать общекультурную и этническую идентичности как составляющие гражданской идентичности личности, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Форма урока: комбинированный урок (урок-презентация)
Место проведения: «Лицей им. М.В. Ломоносова г. Йошкар-Олы».
Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор (презентация), раздаточный материал, наглядность.
Структура урока:
1. Организационный момент (3-4 мин).
М – Учитель, Сl– Класс, E – Ученик
М: Вonjour, mes amis! Здравствуйте, ребята!
Сl: Вonjour, mademoiselle! Здравствуйте, мадемуазель!
М: Asseyez-vous. Садитесь.
М: Quelle date est-ce? Какая сегодня дата?
E1: C’est le 15 décembre. 15 декабря.
М: Quel jour est-ce? Какой сегодня день недели?
E2: C’est jeudi. Четверг.
М: Quelle saison est-ce? Какое время года?
E3: C’estl’hiver. Зима.
М: Quel temps fait-il en hiver?Какая погода бывает зимой?
Est-ce qu’il fait froid?Холодно?
E4: Oui, il fait froid. Да, холодно.
М: Est-cequ’il fait du vent? Ветрено?
E5: Oui, il fait du vent. Да, ветрено.
М: Est-cequ’il fait du soleil? Солнечно?
E6: Il fait du soleil. Солнечно. (Работа в режиме Учитель – Класс: фронтальный опрос)
2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению
нового материала (3 мин)
M: Merci. Mes amis, regardez svp ce symbole. Qu’est-ce qu’il signifie? Спасибо. Ребята, посмотрите пожалуйста на этот символ. Что он означает?
E1: …La planète. Планета.
M: Cette image symbolise l’unité, l’amitié des peuples du monde. Эта картинка символизирует единство, дружбу народов. Qui sont ces gens? А кто эти люди?
E1:…
M: Les habitants de la Russie? Жители России?
E2: Non. Les habitants du monde. Нет. Жители мира.
M: Oui, bravo! Браво! Mais les habitants du monde ont officiellement l’autre appellation.Но жители мира имеют официально другое название.
Pour connaître comment ils s’appellent, il faut mettre ensemble les parties du puzzle. Чтобы узнать, как их называют, нужно собрать вместе части пазла.
Дети собирают пазл и узнают тему - «Гражданин мира».
M: Entendez-vous cette expression? Слышали ли вы такое выражение?
E3, E4: Non/Oui. Нет/Да.
M: Les amis, aujourd’hui à notre leçon nous apprenons qui est «Citoyen du monde». Ребята, сегодня на нашем уроке мы узнаем, кто такой «Гражданин мира». Regardez cette expression.Посмотрите на это выражение. De quells mots est consisté cette expression? Из каких слов состоит это выражение?
Е4: «Citoyen» и «le monde».«Гражданин» и «мир». Qui est-ce «Citoyen»? Dites en russe. Кто такой «Гражданин»? Скажите по-русски.
E4, E5: Гражданин - это человек, официально проживающий на территории определенного государства, обладающий правами и свободами данного государства, ощущающий себя его частью, имеющий высокие нравственные качества, живущий нуждами и интересами своей страны.
М: Pour comprendre plus vite qui est Citoyen du monde nous voyageons dans les pays où on parle français: en France, au Canada, au Madagaskar et en Russie. Чтобы быстрее разобраться, кто такой гражданин мира, мы с вами совершим путешествие в те страны в мире, где изучают и говорят на французском языке: во Франции, в Канаде, на острове Мадагаскар, и в России. Attention! Внимание! En France, au Canada, au Madagaskar le français c’est une langue officielle, mais en Russie? Во Франции, в Канаде и на острове Мадагаскар французский язык является официальным языком, а в России? Pourquoi nous voyageons en Russie? Почему мы тогда путешествуем в Россию?
En Russie on étudie le français à l’école. В России французский язык изучают в школе.
3. Фонетическаязарядка (3 мин)
М: Pour ne pas être fatigué pendant notre voyage, nous chantons la chanson qui s’appelle «Voyage». Чтобы не устать в пути мы споем песню, которая называется «Путешествие».
M: Chantons. Поем.
Au-dessus de vieux volcans Над старыми вулканами
Glissent des ailes sous les tapis du vent Скольжунакрыльяхветряных
ковров-самолетов.
Voyage, voyage Путешествие, путешествие.
Eternellement Бесконечно.
De nuages en marécages Из облаков в трясину,
De vent d'Espagne en pluie d'équateur Из ветра Испании в дождь Эквадора.
Voyage,
voyage Путешествие,
путешествие.
Vol dans les hauteurs Лечу в вышину
Au-dessus
des capitales Над столицами.
Des idées
fatales
Фатальные мысли
Regardent l'océan Об океане.
4. Вопросно-ответная работа на основе активного метода обучения «Метод автобусных остановок» (10 мин)
М: Merci. Vous avez bien chanté. Au voyage! Спасибо. Вы хорошо пели. В путь!
Chaque équipe voyage à Paris, à Ottawa, au Madagaskar et revient à Iochkar-Ola, en répondant aux questions Oui/Non sur Citoyen du monde par écrit. Каждая команда путешествует по часовой стрелке в Париж, в Оттаву, на остров Мадагаскар и возвращается в Йошкар-Олу, отвечая письменно на вопросы Да/Нет о гражданине мира. Le vol d’une ville à l’autre est par les bangs. Перелет из 1 города в другой осуществляется по хлопкам. Le séjour dans une ville – 2 minutes. Пребывание в одном городе – 2 минуты. После перелетов, когда вы вернетесь на свои места после прохождения круга, мы обсудим и найдем ответ на вопрос, кто такой гражданин мира. Vous pouvez utiliser les dictionnaires. Mais dépêchez-vous.Vous avez seulement 2 minutes dans une ville. Вы можете использовать словари. Но торопитесь, у вас только 2 минуты пребывания в 1 городе.
5. Речевая зарядка (3 мин)
E2: Vous avez compris que Citoyen du monde c’est la personne qui aime voyager. Вы поняли, что Гражданин мира – это человек, который любит путешествовать.
M: Etvous, aimez-vous voyager? (Работа в режимах M-E1 ,M-E2) А вы любите путешествовать? Moi, J’aime voyager. Я люблю путешествовать. Et toi, Dima, aimes-tu voyager? А ты, Дима, ты любишь путешествовать?
Dima: Oui, j’aime voyager. Да, я люблю путешествовать.
M:Dima, demande à Catherine, si elle aime voyager. (Работа в режиме E1-E2) Дима, спроси у Кати, любит ли она путешествовать.
Dima: Aimes-tu voyager? Любишь ли ты путешествовать?
Catherine: Oui, j’aime voyager . Да, я люблю путешествовать.
6.Контроль сформированности навыков просмотрового чтения (10мин)
M: Bravo. Maintenant vous savez qui est Citoyen du monde. Mais quand les premiers Citoyens du monde ont eu lieu? Когда появились первые Граждане мира?
Pour répondre à cette question je vous propose de regarder le texte sur le mondialisme. (задание на презентации, 7 слайд). Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам взглянуть на текст о мондиализме (мондиализации), т.е. гражданской глобализации.
M: Ниже текста есть выделенные слова с переводом, вы читаете текст, после чего дополняете фразы. Справа в скобках стоят вопросительные слова (что, почему, кто, когда, сколько стран, какие языки), которые вам помогут понять, что именно требуется дописать.
7. Усвоение нового грамматического материала по теме «Придаточное предложение условия» («Subordinée de condition») и его первичная автоматизация (5 мин)
M: Чтобы стать гражданами мира, нам надо что-то делать, для этого мы будем использовать придаточное предложение условия – Subordinée de condition
Вы знаете, что предложение состоит из 2 частей: придаточного условия, вводимого союзом si и главного предложения. На русском языке какое время мы употребляем в придаточном и в главном предложения? (будущее время).
Но, при переводе на французский язык в условном придаточном предложении после союза si вместо будущего времени употребляется настоящее:
Si je suis tolérant, je serai Citoyen du monde.
Если я буду толерантным, я буду Гражданином мира.
M: Придумайте свои предложения, используя слова ниже, подставляя их в придаточное предложение условия.
8. Заключительная часть. Подведение итогов.
M: Ребята, я надеюсь, что вы с радостью узнали информацию о гражданах мира и таком понятии как мондиализм, почувствовали себя частью мира, говоря на французском языке и приобщаясь к иностранной культуре. Несомненно, вы сможете использовать свои знания не только на уроках, но и в жизни, общаясь с носителями языка по интернету или просто слушая новости мира по радио или телевидению. А сейчас, я предлагаю вам выйти и написать свое имя по-французски на этом символе, если вы чувствуете себя частью нашего мира.
Maintenant, venez-ici tous! Cейчас выйдите сюда все! Prenons nos mains! Давайте возьмемся за руки! Vous avez bien travaillé. Вы очень хорошо работали. Вы почувствовали себя гражданами мира? Если да, то давайте произнесем фразу «Я-гражданин мира» на французском языке «Je suis Citoyen du monde».
La leçon est finie. Au revoir, bonne chance! Урок окончен. До свидания, удачи!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.