Тема урока: Обобщающий урок по теме «Тела вращения».Класс:11
Оценка 4.7

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Тела вращения».Класс:11

Оценка 4.7
docx
16.04.2021
Тема урока:  Обобщающий урок по теме «Тела вращения».Класс:11
Разработка урока Тела вращения.docx

Класс:11

 

 

Тема урока:  Обобщающий урок по теме «Тела вращения».

 

Цели урока:

Обучающие:

Ø  систематизация  знаний обучающихся по теме «объемы и площади поверхностей тел вращения»;

Ø  применение знаний для решения задач практической направленности.

Развивающие:

Ø  развивать у учащихся пространственное мышление при решении задач;

Ø  развивать быстроту реакции;

Ø  объективность в оценке и самооценке результатов работы;

Ø  умение работать в малых группах.

Воспитательные:

Ø  воспитывать чувство исполнительности и аккуратности;

Ø  воспитывать у учащихся коммуникабельные качества;

Ø  уважительное отношение к мнению партнера.

Общие компетенции:

Ø  Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

Ø  Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

Ø  Использовать информационно-коммуникативные технологии в своей деятельности;

Ø  Работать в команде, эффективно общаться с одноклассниками.

 

Знать:

Ø  формулы объема цилиндра, конуса и шара;

Ø  формулы площади поверхностей цилиндра, конуса и сферы.

 

Уметь:

Ø  изображать основные круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;

Ø  вычислять объемы и площади поверхностей пространственных тел при решении практических задач

 

Тип занятия:  Урок повторения,  обобщения и контроля знаний по теме, выработке умений и навыков при решении практических задач.

Формы работы:

фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы урока:

словесные, наглядные, практические

Средства обучения и контроля:

презентация, карточки

Оборудование:

 компьютер, проектор, приготовленные кондитерские изделия (торт - в виде цилиндра, кекс в виде усеченного конуса, рафаэлки в виде шара).

 

Структура занятия:

1          Организация начала занятия – 1мин.

Подготовка обучающихся к работе на занятии, полная готовность группы и оборудования, быстрое включение обучающихся в деловой ритм.

2          Подготовка к основному этапу занятия – 3 мин.

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

3          Обобщение и систематизация знаний – 10 мин.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, активная продуктивная деятельность обучающихся по включению части в целое, классификации и систематизации.

 4         Контроль и проверка знаний          -  25 мин.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий. Получение достоверной информации о достижении всеми обучающимися планируемых результатов обучения.

5          Подведение итогов занятия - 5 мин.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели. Адекватность оценки обучающегося оценки преподавателя. Получение обучающимися информации о реальных результатах учения.

6          Информация о домашнем задании – 1 мин.


 

ХОД УРОКА

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Результат

1. Организационный момент

Организация обучающихся к работе на занятии

быстрое включение обучающихся в деловой ритм

 

ü  Приветствие.

Мне хотелось бы начать наш урок со слов Великого Омар Хайяма – математика, поэта, философа.

 Ты скажешь, эта жизнь – одно мгновенье.
Её цени, в ней черпай вдохновенье.
Как проведёшь её, так и пройдёт.
Не забывай: она – твоё творенье. (слова записаны на доске)

ü  Познакомить со структурой занятия

Слайд2 

Тема нашего урока

«Тела вращения, их объемы и площади поверхностей»

Сегодня на уроке мы с вами повторим основные понятия,  формулы по теме, затем проведем промежуточный контроль,  и применим свои знания на практике

слайд 1: Тема урока

Усаживаются за круглые столы по группам.

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

Слушают и записывают тему урока.

 

 Полная готовность класса и оборудования, включение обучающихся в деловой ритм

 

Метод: объяснительно-иллюстративный                Форма: фронтальная        

Методические приемы: Беседа, ЦОР                        Средства: АРМ, рабочие тетради

2.  Подготовка к основному этапу занятия

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

 

Ø  Включение слайда презентации подготовленного учащимся

слайд 3: «Знаете ли вы что?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ü  Координация деятельности обучающихся

Сегодня мы с вами обобщим имеющиеся у вас знания по теме «Тела вращения», а также вы будете работать непосредственно над вычислениями объема и площади поверхности приготовленных изделий.

Слушают.

1 обучающийся рассказывает

В далеком прошлом, важнейшей задачей египетской и вавилонской геометрии было определение объема различных пространственных тел. Эта задача отвечала необходимости строить дома, дворцы, храмы и другие сооружения. Объемы различных пространственных тел в виде кубов, призм и цилиндров египтяне и вавилоняне, китайцы и индийцы вычисляли путем умножения площади основания на высоту. Однако древнему Востоку были известны в основном только отдельные правила, найденные опытным путем. В более позднее время, когда геометрия сформировалась как наука, был найден общий подход к вычислению площадей и объемов тел вращения.

 

 

Показывают приготовленные изделия

по группам

 

Мотивированы на  учебно-познавательную деятельность и актуализацию опорных знаний и умений.

 

Метод: объяснительно-иллюстративный                Форма: фронтальная , групповая, индивидуальная                  

Методические приемы: Беседа, ЦОР                        Средства: АРМ

3.Обобщение и систематизация знаний

 

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

 

ü  Задает вопросы, слушает и комментирует ответы обучающихся

ü  Включение слайда презентации

 

- в виде какого тела вращения представлено кондитерское изделие?

слайд 4: анимация 1

- дайте определение цилиндра?

слайд 4: анимация 2 (после ответа)

- что является основаниями цилиндра, образующими, радиусом, высотой, осью?      

слайд 5:  анимация 1-4 (после  каждого правильного ответа)      

 

 - что представляет собой сечение цилиндра, плоскостью параллельной его оси?                      - что представляет собой осевое сечение цилиндра?                           

- в каком случае в сечении получается круг?                            слайд 6: анимация 1-3 (после каждого правильного ответа)

 

- формула объема цилиндра?             - формула площади боковой поверхности?                                       - формула площади полной  поверхности?                                 слайд 7: анимация 1-3 (после каждого правильного ответа)

Повторение теоретического материала и самопроверка степени его усвоения, каждая группа отвечает на вопросы

Отвечает обучающийся из любой группы.

-торт в виде цилиндра

Цилиндром называется тело….

 

Основаниями цилиндра… Образующими цилиндра.. Радиусом цилиндра…. Высотой цилиндра… Осью цилиндра….

 

Сечением цилиндра…

Осевым сечением цилиндра……                Сечение в виде круга получается….

 

                                        Объем цилиндра равен…. Площадь боковой поверхности равна….  Площадь полной поверхности цилиндра равна…

Активная продуктивная деятельность обучающихся по включению части в целое, классификации и систематизации.

 

- в виде какого тела вращения представлено следующее кондитерское изделие?

слайд 8: анимация 1

- дайте определение конуса?       

слайд 8: анимация 2 (после ответа)

- что является основанием конуса, образующими, радиусом, высотой, осью?                                          слайд 9:  анимация 1-4 (после  каждого правильного ответа)      

 

- что представляет собой сечение конуса, плоскостью проходящей через вершину и хорду основания? - что представляет собой осевое сечение конуса?                                 - в каком случае в сечении получается круг?                          слайд 10:  анимация 1-3 (после  каждого правильного ответа)     

 

- формула объема конуса?                  - формула площади основания?                     - формула площади боковой поверхности?                                        - формула площади полной  поверхности?                            слайд 11: анимация 1-3 (после каждого правильного ответа)

Отвечает обучающийся из любой группы.

-трубочка мороженное в виде конуса

Конусом  называется тело….

Основаниями конуса… Образующими конуса.. Радиусом конуса…. Высотой конуса…        Осью конуса….

                                    Сечением является…

Осевым сечением конуса……

Сечение в виде круга получается….

 

Объем конуса равен…. Площадь основания равна…                      Площадь боковой поверхности равна….      Площадь полной поверхности конуса равна…

 

3.Обобщение и систематизация знаний

 

 

- в виде какого тела вращения представлено следующее кондитерское изделие?             

слайд 12: анимация 1

 -дайте определение усеченного конуса?                                      слайд 12: анимация 2 (после ответа)

- назовите основные составляющие усеченного конуса?                

 слайд 13:  анимация 1-4 (после  каждого правильного ответа)      

 

- какая фигура получается при осевом сечении усеченного конуса? - в каком случае в сечении получается круг?                      слайд 14:  анимация 1-2 (после  каждого правильного ответа)     

- формула объема усеченного конуса?                                               - формула площади основания?           - формула площади боковой поверхности?                                        - формула площади полной  поверхности?                                 слайд 15: анимация 1-3 (после каждого правильного ответа)

Отвечает обучающийся из любой группы.

-изделие виде усеченного конуса                      Усеченным конусом  называется тело….

 

Основаниями усеченного конуса…            Образующими усеченного конуса..                   Радиусом  у. конуса…. Высотой  у. конуса…        Осью у. конуса….

Сечением является…

Сечение в виде круга получается….

 

Объем усеченного конуса равен….                     Площадь основания равна…                      Площадь боковой поверхности равна….      Площадь полной поверхности усеченного конуса равна…

 

 

- в виде какого тела вращения представлено кондитерское изделие?                                          слайд 16: анимация 1

-дайте определение шара?            слайд 16: анимация 2

- что называют сферой?                        - что называют диаметром шара?

слайд 17:  анимация 1-2 (после  каждого правильного ответа)      

- что представляет собой сечение шара?                                           слайд 18:  анимация 1-3 (после  каждого правильного ответа)      

- формула объема шара?                   - формула поверхности шара?

 слайд 19:  анимация 1-2 (после  каждого правильного ответа)      

Отвечает обучающийся из любой группы.

-изделие виде шара                     

Шаром  называется тело….

Сферой называется…                 Диаметром шара….

 

Сечением является…

 

 

Объем шара равен….   Площадь поверхности равна…                     

 

 

Ø  Дайте оценку, какая группа лучше всех отвечала

Каждая группа оценивает 2 других

Из каждой группы 1обучающийся, высказывается по оценке

 

Метод: объяснительно-иллюстративный                Форма: фронтальная, групповая, индивидуальная                  

Методические приемы: Беседа, ЦОР,                        Средства: АРМ

4.Контроль и проверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

 

Ø  Сейчас вы каждый самостоятельно ответите на вопросы в карточках                 .Слайд 21

Ø  Раздает карточки.             (приложение 1)

Ø  Поменяйтесь друг с другом карточками и проверьте правильность ответов, а затем каждый оцените работу товарища.                слайд22

Ø  Вычислите объем и площадь поверхности ваших кондитерских изделий.

Ø  Дополнительные задания для каждой группы.  (Приложение 2)                      Слайд23

Работа по карточкам.         ( для каждого обучающегося карточка)

 

 

Взаимопроверяют и оценивают  результаты.

Сдают карточки учителю.

 

Выполняют практическую работу (группой).

Воспроизведение повторенной информации, применение умений и навыков для решения практической работы

Объективная оценка результатов деятельности

.

Метод: репродуктивный                                                                               Форма: групповая, индивидуальная                  

Методические приемы: письменная и практическая проверка                Средства: карточки,

                                                                                                                 АРМ, кондитерские изделия

5.Подведение итогов  занятия

Дать анализ и оценку успешности достижения цели. Адекватность оценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

Ø  Выставляются оценки обучающимся, которые особенно активно себя проявили.

Ø  Всем выставляется итоговая оценка.

Слушают.

Объективная оценка результатов деятельности

 

6.Информация о домашнем задании

Дать методические указания для самостоятельной работы обучающихся дома.

Ø  Озвучивает дом. Задание

Слайд24

Записывают.

Мотивированы к следующему уроку

 

 

 

УМК

·         Геометрия, 10–11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2014.

  • Дидактические материалы по геометрии 10 класс. Б.Г. Зив. Москва «Просвещение», 2008г.

 

Приложения:

Приложение 1:

Вариант 1

Сколько осевых сечений можно провести в цилиндре?

Ответ:      1.         1

                  2.         2

                  3.         много

Фигура, полученная при вращении прямоугольного треугольника вокруг оси, содержащей его……., называется конусом

Ответ:      1.         гипотенузу

                  2.         любую сторону

                  3.         катет

Плоскость, перпендикулярная оси усеченного конуса, пересекает его по ……

Ответ:      1.         окружности

                  2.         кругу

                  3.         прямоугольнику

Всякое сечение шара плоскостью есть …….

Ответ:      1.         окружность

                  2.         круг

                  3.         овал

 

 

Вариант 2

Площадь круга вычисляется по формуле

Ответ:      1.         r3

                  2.         r

                  3.         r2

 

Фигура, полученная при вращении……. вокруг оси, содержащей его сторону, называется цилиндром

Ответ:      1.         окружности

                  2.         прямоугольника

                  3.         треугольника

Шаровым сегментом называется часть шара, отсекаемая от него плоскостью. Верно ли это?

Ответ:      1.         да

                  2.         нет

                 

Какая фигура является осевым сечением конуса?

Ответ:      1.         прямоугольный треугольник

                  2.         равнобедренный треугольник

                  3.         трапеция

 

Вариант 3

Принадлежит ли шару центр этого шара

Ответ:      1.         да

                  2.         нет

Плоскость перпендикулярная оси конуса, пересекает его боковую поверхность по …….

Ответ:      1.         кругу

                  2.         окружности              

                  3.         треугольника

Шаровой поверхностью или сферой называется ….. шара.

Ответ:      1.         центр

                  2.         внутренняя часть

                  3.         граница

Определить вид тела, получающегося в результате вращения прямоугольной трапеции вокруг ее стороны.

Ответ:      1.         усеченный конус

                  2.         конус

                  3.         цилиндр

 

Вариант 4

 

Определить вид тела, получающегося в результате вращения квадрата вокруг его стороны?

Ответ:      1.         сфера

                  2.         конус

                  3.         цилиндр

Сферическим сегментом называется часть сферы, отсекаемая от него плоскостью. Верно ли это?

Ответ:      1.         да

                  2.         нет

Плоскость перпендикулярная оси цилиндра, пересекает его по …….

Ответ:      1.         прямоугольнику

                  2.         окружности              

3.   кругу

Сколько плоскостей  можно провести через 2 точки поверхности сферы?

Ответ:      1.         2

                  2.         1

                  3.         много

 

 

Приложение 2:

 

1 группа: Сколько граммов  шоколада понадобиться для глазировки 10 таких тортов, если на 1 см2 уходит 6 грамм?

 

2 группа: Сколько граммов  шоколада понадобиться для глазировки 20 таких кексов, если на 1 см2 уходит 6 грамм?

 

3 группа: Сколько граммов  кокосовой посыпки понадобиться для обвалки  30 таких рафаэлок, если на 1 см2 уходит 5 грамм?


 

Ответы:

Карточки:

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

1, 3, 2, 2

3, 2, 1, 2

1, 2, 3, 1

3, 1, 3, 2

 

 Практическое задание:

1 группа: 

 ;   ;   грамм шоколада = Sп.*10*6

2 группа: 

;   ;  грамм шоколада = Sп.*20*6

3 группа

 ;    грамм посыпки = Sп.*30*5

 


 

Класс:11 Тема урока: Обобщающий урок по теме «Тела вращения»

Класс:11 Тема урока: Обобщающий урок по теме «Тела вращения»

Структура занятия: 1

Структура занятия: 1

ХОД УРОКА Этап урока

ХОД УРОКА Этап урока

Подготовка к основному этапу занятия

Подготовка к основному этапу занятия

Обобщение и систематизация знаний

Обобщение и систематизация знаний

Отвечает обучающийся из любой группы

Отвечает обучающийся из любой группы

Контроль и проверка знаний

Контроль и проверка знаний

УМК · Геометрия, 10–11:

УМК · Геометрия, 10–11:

Приложения: Приложение 1:

Приложения: Приложение 1:

Какая фигура является осевым сечением конуса?

Какая фигура является осевым сечением конуса?

Сколько плоскостей можно провести через 2 точки поверхности сферы?

Сколько плоскостей можно провести через 2 точки поверхности сферы?

Ответы: Карточки: Вариант 1

Ответы: Карточки: Вариант 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2021