Дата |
|
|
|
Завуч по УР |
Класс |
6а |
6б |
6в |
____________З.И.Яндиева |
Тема урока. Органы и системы органов растений. Побег.
Цель урока: ознакомить с основными органами растений; изучить строение побегов.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с органами растений: вегетативными и генеративными;
- раскрыть содержание понятия побега;
Развивающие:
- развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение;
- развивать коммуникативные умения и навыки;
- научить распознавать вегетативные и генеративные органы.
Воспитательные:
- продолжить работу по формированию научного мировоззрения о биологии как науке;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде..
Основные термины и понятия урока: вегетативные органы: стебель, почки, лист, узел, междоузлие; генеративные – цветок, плод, семя.
Планируемые результаты:
предметные:
- называть составные части побега;
- описывать строение побега и почек; сравнивать вегетативные и генеративные почки;
- устанавливать взаимосвязь между особенностями строения побега и его функциями.
Личностные УУД: установление связи между деятельностью и мотивом.
Регулятивные УУД: учить планировать, строить алгоритм деятельности;
учить самооценке, самоконтролю выполненной работы.
Коммуникативные УУД: развивать внимание учащихся;
- обучать умению слушать и записывать содержание и объяснение.
Оборудование и материалы: учебник «Биология. Живой организм» 5-6 класс, Сухорукова, Л.Н. Кучменко, В.С. Сфера, 2014г., комнатные растения, мультимедийная доска, ноутбук, презентация, рабочая тетрадь Биология 6 класс Задорожный, К.Н. Захарова, О.С. «Наша школа», «Аркти», 2014г, табл. «Органы растений».
Методы и приёмы: словесные, приём «лови ошибку», «кластер», «подводящий диалог», «приём да, нет».
Тип урока: урок открытия новых знаний
1. Мотивация
Демонстрация комнатного растения и прочтения стихотворения. Задание прослушайте стихотворение и определите тему урока.
Сформулируйте цель к сформулированной теме урока.
Слушают и определяют тему урока. Записывают тему в тетрадь.
Формулируют цель урока.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии
Приём «лови ошибку». Перед вами предложения, в которых нужно найти и исправить ошибку.
Составление кластера.
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Органы растений
Зачитывают предложения и исправляют ошибки в предложениях.
Составляют кластер.
Органы растений
Подземные Надземные
Корень лист стебель___
____
________ ____
3. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации
Приём «подводящей диалог»
Работа с учебником откройте п. 27 и заполните таблицу «Органы растений и функции которые они выполняют»
Называют из чего состоят все живые организмы.
Заполняют таблицу.
4. Реализация построенного проекта
Зачитываю вопросы к тексту
Отвечают на вопросы
5. Этап самостоятельной работы с проверкой
Направляю на самостоятельную работу с рисунками. Зарисовать строение побега и сделать обозначения к нему.
Приём «Да, нет»
Задание для работы в рабочей тетради, задание 7 с.5
Зарисовывают строение побега и обозначают его части.
Открывают рабочие тетради выполняют задание на с. 7.
6. Рефлексия
Объясняю правила составления синквейна.
Правила
Первая строчка стихотворения — это его тема- одно слово и обязательно существительным.
В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме.
Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
Давайте вернёмся к кластеру.
Оцените сою работу по 3-х бальной системе
Составляют синквейн
Дополнение кластера.
Оценивают свою работу.
7. Домашнее задание
Объясняю выполнение домашнего задания.
Записывают домашнее задание в тетрадь
8. Подведение итогов
Подвожу итоги урока и выставляю оценки.
Дают дневники на отметки.
Ход урока
1. Мотивация
На учительском столе стоит комнатное растение семейства толстянковые Денежное дерево.
При зачитывании стихотворения обращая внимание на части растения.
На растенье посмотрите
Его части назовите.
Снизу корень есть друзья,
Без него прожить нельзя.
От него идет побег
И растет он чаще вверх.
Разделить его мы можем.
Первый – стебель, а на нём
С вами почки мы найдем.
Тут скоро листья вырастут
И кислород нам всем дадут.
Здесь и другие почки есть,
В них бутоны развились.
Вырастут из них цветы
А из цветов потом плоды.
Так какие органы растения из стихотворения вы запомнили?
Какая же тема нашего урока?
Тема урока «Органы и системы органов растений. Побег».
Сформулируйте цель к данной теме.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
«Приём лови ошибку» - найди и исправь ошибку в предложении.
1.Сходные по строению и функционирующие совместно клетки образуют органы.
(ответ ткани, а не органы).
2.Регуляцию деятельности живых организмов с помощью гормонов называют нервной
(Гуморальная, а не нервная.)
3.Лист, корень, лёгкие, стебель, сердце, побег- являются вегетативными органами цветковых растений.
(Лёгкие и сердце- органы животных)
Работа у доски одного из учащихся по составлению кластера по теме «Органы растений»
Кластер.
Органы растений
Подземные Надземные
Корень лист стебель__ ___ ___
____ __________
_________
Какие органы относятся к вегетативным, а какие к генеративным органам растений.
3. Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации.
Приём «Подводящий диалог».
И так мы с вами уже знаем то, что организмы состоят из _____клеток__, ______тканей__, ___оганов_ и __систем огранов___.
При этом все перечисленные составляющие присутствуют как у высших растений, так и многоклеточных животных за исключением только низших растений и одноклеточных животных, так как у них нет разделения на ткани и органов и систем органов, но при этом клетка работает как целый организм, а функции выполняют составляющие клетки- органоиды.
Заполните таблицу (работа с учебником п.27) вставляя части растения.
Вегетативные:
-
-
Генеративные
-
-
-
4. Реализация построенного проекта
Вопросы к тексту
Класс делится на команды, кто быстрее и правильней ответит на вопросы, та команда и выигрывает.
1. Что представляет собой побег?
(Побег- стебель с расположенными на нём листьями и почками)
2. Чем отличается побег от корня?
(Наличием листьев).
3. Что называется почкой?
(Почка – зачаточный побег.)
4. Назовите почки по положению и функциям.
(Верхушечные, пазушные или боковые, а так же вегетативные и генеративные).
5. Как располагается угол между листом и стеблем? (пазуха), а почки, которые там расположены? (пазушные).
6. Чем отличаются генеративные побеги от вегетативных?
(Генеративные несут цветки, плоды).
7. Что представляет собой узел?
(Расстояние между соседними узлами).
5. Этап самостоятельной работы с проверкой.
Работа с рисункам
Задание – зарисовать строение побега и обозначить его части.
Для проверки используется прием «Да, нет», задание 7 рабочая тетрадь с.5.
1 +, 2-, 3+, 4+.5-.
6. Рефлексия
Приём синквейн
1. Побег
2. Вегетативный, генеративный.
3. Растет, удлиняется, развивается.
4.Побег- надземная часть растения, состоящая из стебля, листьев и почек.
5. Ветка. (Ось)
И так мы с вами изучили строение побега и основные органы растения, давайте вернёмся к кластеру, который мы начали в начале урока и завершим его, вставляя пропущенные термины.
Органы растений
Подземные Надземные плод (семя)
Корень лист стебель почка цветок
побег генеративные
вегетативные
Оцените свою работу на уроке. 3 балла - я все очень хорошо понял, мне было интересно; 2 балла - мне все понятно, но материал не всегда интересен; 1 балл - я не все понял, но мне было интересно; О баллов - я ничего не понял и скучал на уроке.
7. Домашнее задание
Изучить п. 27, выполнить тестовые задания 1-5 с.4; уметь отвечать на вопросы.
Подготовить по 2 вопроса к тексту.
8. Подведение итогов и выставление отметок.
Сегодня ребята, мы познакомились с органами и системой органов растений, используя таблицу «Органы растений», двигаясь снизу вверх и проводя аналогию с жизнью учеников (Корень – это ваша семья, растение не может существовать без корня так же, как и вы без своей семьи и родителей. Побег – это вы, растущий организм, который тянется ко всему светлому! А цветки – это ваши достижения и открытия, которые вам предстоит осуществить в вашей жизни, и чем больше будет таких достижений, тем краше вы будете). Таким образом, на доске из различных листов бумаги с изображенными на них органами растений, собирается растение целиком.
Выставление оценок в журнал и в дневник. Характеризую работу учащихся на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.