Тема урока: Первая помощь в случае кровотечений.
Цель урока:
- рассмотреть расположение главных кровеносных сосудов;
- научить оказывать первую помощь при артериальных, венозных и капиллярных кровотечений;
- в ходе практической работы дать каждому ученику возможность получить практические навыки оказания первой помощи при кровотечениях;
- изучить кровообращение и изменения в тканях при нарушении кровообращения;
- продолжать развивать внимание, память, абстрактное и критическое мышление, познавательную активность учащихся;
- развивать умения учащихся делать самостоятельные выводы из известных фактов, подводить итоги;
Тип урока: приобретения новых знаний, умений и практических навыков.
Оборудование: учебники, дополнительная литература, таблицы «Строение кровеносной системы», «Кровообращение и лимфообращение», «Движение крови по сосудам», «Первая помощь в случае кровотечений», ноутбук, видео ролик «Первая помощь при кровотечениях», сообщения учеников и презентации «Виды кровотечений», «Первая помощь при кровотечениях», бинты, вата, стерильные марлевые салфетки, жгуты, раствор йода, интерактивная доска, ПК с выходом в Интернет.
Эпиграф «Здоровье – это еще не все.
Но если его нет, то все остальное – ничто»
Сенека
Ход урока
I. Организационный момент, эмоциональный настрой класса.
II. Актуализация опорных знаний учащихся в форме беседы.
На урок приглашена школьная медсестра.
III. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. Человек рождается со способностью отзываться на чужую боль. При несчастных случаях рядом с пострадавшим, как правило, находятся люди, которые не имеют медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть и здоровье, а нередко и жизнь человека. Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет.
Приходилось ли вам быть свидетелем любого травмирования человека, которое сопровождалось кровотечением? Как вы себя вели в этой ситуации? Кровотечения возникают при повреждении сосудов вследствие травмы, разрушение стенок сосудов при болезнях (например, опухолях, воспалительном процессе) и др. Быстрая значительная потеря крови является очень опасной, поскольку сопровождается снижением кровяного давления, нарушением кровоснабжения мозга, сердца и всех других органов. Поэтому она бывает причиной гибели людей, которых еще можно было бы спасти, предоставив своевременно первую помощь. Как оказать первую помощь, должен знать и уметь каждый.
IV. Сообщение темы и определение цели урока с помощью учеников.
Учитель. Урок пройдет в форме виртуальной экскурсии в травматологический пункт, в ходе которой ученики в роли врачей-травматологов ознакомят всех присутствующих с видами и признаками кровотечений, научат вас правильно останавливать кровотечения. А потом вы выполните практическую работу.
V. Изучение нового материала.
1. Выступления учащихся с сообщениями, которые сопровождаются презентациями или видеофрагментами:
- 1 врач-травматолог выступает с сообщением «Виды кровотечений» и на интерактивной доске демонстрирует видео https://youtu.be/hyAGBF-YBdQ;
- 2 врач-травматолог выступает с сообщением «Первая помощь при кровотечениях» и на интерактивной доске демонстрирует видео https://youtu.be/hyAGBF-YBdQ?t=93.
2. Выступление школьной медсестры с анализом травматизма учащихся за последние 3 года (на интерактивной доске демонстрируется сравнительная диаграмма).
Учитель: Мы прослушали сообщения специалистов. Информация была интересной и нужной. А сейчас предлагаю дидактическую игру «Узнай кровотечение».
VI. Обобщение и систематизация знаний.
1. Дидактическая игра «Узнай кровотечение»
а) Чтобы остановить это кровотечение, следует сильно прижать поврежденный сосуд, обеззаразить рану и наложить давящую повязку. (Венозная)
б) Чтобы остановить эоу кровотечение, следует выше места ранения быстро прижать пальцем поврежденный сосуд в точках, где прощупывается пульс и наложить жгут. (Артериальное)
в) Человек, у которого возникло это кровотечение, становится бледным, выступает холодный пот, пульс учащается и слабеет. К вероятному месту кровотечения прикладывают холодный компресс. (Внутреннее)
г) Это кровотечение возникает при незначительном ранении. Оно не приводит к значительной потере крови и легко останавливается. (Капиллярное).
2. На интерактивной доске в произвольном порядке записаны правила оказания помощи при кровотечениях с помощью стилуса ребята должны расставит их в порядке очередности.
3. На интерактивной доске записаны в два столбика места кровотечения и места накладывания жгута их нужно сопоставить друг с другом.
4. Выполнение практической работы: Исследование методики наложения давящей повязки
Ход работы
Оказание помощи при венозном кровотечении без посторонних предметов в ране:
1. Надеть стерильные резиновые перчатки.
2. Предоставить пострадавшему удобное положение, повернуться к нему лицом. Успокоить пострадавшего, объяснить ему цель манипуляций (остановить кровотечение).
3. Предоставить травмированной части тела возвышенное положение, прижать поврежденный сосуд пальцами.
4. Продезинфицировать рану на области 3-4 см вокруг нее антисептическим раствором.
5. Положить на рану стерильную салфетку. Зафиксировать ее 2-3 турами бинта.
6. На салфетку положить неразвернутый рулон бинта или валик, скрученный из марли (чистой ткани) и плотно забинтовать следующими турами.
7. Приложить к повязке пузырь со льдом.
Оказание помощи при венозном кровотечении с посторонним предметом в ране
1. Надеть стерильные резиновые перчатки.
2. Предоставить вероятно пострадавшему удобное положение, повернуться к нему лицом. Успокоить пострадавшего, объяснить ему цель манипуляций (остановить кровотечение).
3. Предоставить травмированной части тела возвышенное положение, прижать поврежденный сосуд пальцами. Не пытаться удалить инородное тело из раны.
4. Продезинфицировать рану на области 3-4 см вокруг нее антисептическим раствором.
5. Накрыть рану стерильной салфеткой, не прижимая к ней.
6. Выше раны положить неразвернутые рулон бинта или валик, скрученный из марли (чистой ткани) и наложить плотную повязку таким образом, чтобы туры бинта фиксировали ее выше и ниже раны.
7. Вызвать экстренную медицинскую помощь.
5. Решение ситуационных задач (работа в группах).
Окажите первую помощь пострадавшему, если у него...
1 группа – из раны выделяется темная, густая кровь без резко выраженных пульсовых толчков;
2 группа – из раны, пульсирующей струей, выделяется алая кровь;
3 группа – из раны кровь вытекает медленно;
4 группа – побледнело лицо, на лбу выступил холодный пот, начал жаловаться на боль в животе.
VII. Рефлексия
На интерактивной доске нарисованы смайлики с настроением, ребята выходят и отмечают свое настроение.
VIII. Домашнее задание
Составить алгоритмы оказания первой помощи при различных видах кровотечений.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.