Тема урока: 6 класс
«Правописание окончаний имен существительных в форме родительного
падежа множественного числа»
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Учитель приветствует обучающихся. Создаёт комфортную рабочую атмосферу в классе. Проверяет готовность к уроку. Учащиеся приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
2.Этап актуализации знаний учащихся.(4 мин.)
Мозговая атака. Образовать форму множественного числа от формы единственного числа сначала в именительном падеже, а затем в родительном падеже.
- У всех ли ответы правильные и совпадают с теми, что вы видите на слайде?
- Какие слова вызвали затруднения?
-А хотите узнать, как правильно писать эти существительные во множественном числе и не допускать ошибок в правописании?
3.Этап формулирования целей и темы урока. (2 мин.)
Цель этапа: определить тему, цель и задачи урока,
мотивировать учащихся к продуктивной деятельности
Учитель корректирует формулировку цели урока. Мотивирует учащихся на получение знаний по теме.(На доске ведётся соответствующая запись)
- Запишите тему урока в тетради.
-Что должны мы узнать сегодня на уроке, чему научиться, какие сформировать умения?
- Полученные знания по теме нашего урока помогут вам в будущем, потому что эта тема встречается в тестовых заданиях государственной итоговой аттестации.
Учащиеся формулируют тему урока: «Правописание окончаний имен существительных в форме родительного падежа множественного числа». Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель и задачи урока.
4. Этап формирования новых знаний и умений. (10 мин.)
Цель этапа: познакомить с нормой и особенностями правописания и употребления форм множественного числа имен существительных.
Знакомит учащихся с морфологическими нормами, используя презентацию, организует беседу.
- Важнейшим свойством литературного языка является его нормированность. Если бы не было языковой нормы, то в языке могли бы произойти такие изменения, что люди, живущие в разных концах России, перестали бы понимать друг друга.
Следует запомнить:
Склонение, род |
Окончания |
Примеры |
1 скл |
Нулевое, -ей |
Задач, статей Но: вишен, басен, черешен, яблонь |
2 скл |
Ср.р., м.р. нулевое, ей, -ев,-ов |
Жилищ, полей, пельменей, перьев, облаков, солдат, партизан НО: блюдец, полотенец, |
3 скл |
-ей |
Степей, скАтертей НО: вафель, тУфель, серЁг, оладий |
Растительный мир
Окончание -ОВ |
Нулевое окончание |
Абрикосы- абрикосов Ананасы – ананасов Апельсины – апельсинов Баклажаны –баклажанов Бананы-бананов Георгины-георгинов Гранаты-гранатов Мандарины-мандаринов Помидоры-помидоров Томаты-томатов |
Яблоки – яблок |
Единицы измерения
Окончание -ОВ |
Нулевое окончание |
Граммы – граммов Килограммы – килограммов Километры – километров Байты – байтов Гектары – гектаров |
Вольты- вольт Ватты – ватт Амперы – ампер Рентгены – рентген
|
Парные предметы
Окончание -ОВ |
Нулевое окончание |
Джинсы – джинсов Гольфы – гольфов Клипсы – клипсов Носки - носков |
Ботинки – ботинок Валенки – валенок Сапоги – сапог Чулки – чулок
|
Названия предметов и явлений
Окончание -ОВ |
Нулевое окончание |
Браслеты – браслетов Брелоки – брелоков Рельсы – рельсов Торты-тортов Джинсы – джинсов Чипсы - чипсов |
Места - мест Окна – окОн Стекла – стёкол Макароны – макарон Сардины – сардин Шпроты – шпрот Шорты – шорт Зразы – зраз Лосины – лосин
|
Названия национальностей
Окончание - ОВ |
Нулевое окончание |
Казахи – казахов Калмыки – калмыков Киргизы – киргизов Монголы – монголов Узбеки – узбеков Якуты – якутов Тунгусы - тунгусов |
Армяне – армян Грузины – грузин Лезгины – лезгин Осетины – осетин Татары – татар Цыгане – цыган Турки – турок Буряты - бурят |
Закрепление:
1)В детской сказке Колобок по траве катиться мог
Без (ботинки), без (сапоги), без (носки) и без (чулки)
2) Через сотни (километры),
Не страшась (метели), (ветры),
Мчатся с юга к нам вагоны.
В них везут ребятам тонны
(Апельсины), (мандарины),
(Помидоры) и (лимоны).
5.Динамическая пауза.(2 мин.) Цель этапа: предупреждение общего утомления учащихся, переключение их с умственной деятельности на умственно-физическую.
6.Этап закрепления изученного материала.(15 мин.)
Для достижения целей урока учитель направляет и организует работу обучающихся в выполнении письменных и устных упражнений.
Работа в группах:
1 группа: Ситуация « В продуктовом магазине»
2 группа: Ситуация « Подготовка к празднику»
3 группа: Ситуация « В магазине одежды»
4 группа: Ситуация « В обувном магазине»
5 группа: Ситуация « На кухне»
6 группа: Ситуация « Подготовка к встрече гостей»
7 группа: Ситуация « На даче»
ТЕКСТЫ:
1 группа: Ситуация « В продуктовом магазине»
Нужно купить (бананы), (гранаты), (помидоры), (вафли), (пельмени), (чипсы), (макароны)
2 группа: Ситуация « Подготовка к празднику»
Блюдца, полотенца, скатерти, мандарины, ананасы, черешня, браслеты, торты
3 группа: Ситуация « В магазине одежды»
Джинсы, лосины, шорты, браслеты, сумки
4 группа: Ситуация « В обувном магазине»
Сапоги, ботинки, валенки, туфли, чулки, носки
5 группа: Ситуация « На кухне»
Оладьи, блюдца, полотенца, скатерти, шпроты, макароны
6 группа: Ситуация « На даче»
Черешня, вишня, яблоки, абрикосы, помидоры, огурцы, георгины, баклажаны.
7.Подведение итогов урока.
Рефлексия. (2 мин.)
8. Домашнее задание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.