Тема урока Реакции ионного обмена
Оценка 4.9

Тема урока Реакции ионного обмена

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
химия
11 кл
14.07.2024
Тема урока Реакции ионного обмена
Углубление знаний по теме , изложенной ранее в 9 классе
Цели урока.doc

Тема урока :»Реакции ионного обмена»  11 класс

Цели урока:

Образовательная: продолжить  изучение реакций ионного обмена, формирование умения записывать уравнения и предвидеть продукты реакции ионного обмена. Дать первоначальное понятие об условиях течения реакций между растворами до конца (правило Бертолле).

Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений.

Воспитательнаяпродолжить формирование научного мировоззрения, системного подхода на примере составления уравнений реакций в молекулярном и ионном виде воспитывать трудолюбие, самостоятельность в выборе решения проблемы.

 

Методы урока:

По характеру познавательной деятельности: объяснительно –иллюстративный, проблемно – поисковый.

 

Планируемые УУД:

Предметные:

Формулируют и воспроизводят понятия «Электролиты – не электролиты» «Электролитическая диссоциация», «Ионные реакции», «Условия необратимости реакций».Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения.

Регулятивные:

Преобразуют практическую задачу в познавательную. Планируют собственную деятельность. Осуществляют контроль и оценку своих действий.

Познавательные:

Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку.

Коммуникативные:

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.

Личностные:

Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы.

 

   Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости солей, мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями, справочные таблицы.

Организационный момент.

           На прошлом уроках вы закрепили знания о том, что водные растворы кислот, солей и щелочей являются электролитами, повторили как записывать уравнения диссоциации этих веществ на катионы и анионы и наоборот по одному из ионов составляли формулы возможных  электролитов. Сегодня мы будем использовать эти знания.

Актуализация опорных знаний.

1. Какие из указанных веществ: соляная кислота, поваренная соль, гидроксид натрия,  этиловый  спирт, медный купорос, сахароза не относят к электролитам?

2. Основоположником теории электролитической диссоциации является…

3. Распад электролиты на ионы называют ….

4. Если степень диссоциации электролита  равна 27%, то такой электролит относят к … электролитам

5.Кислоты  с точки зрения ТЭД – электролиты, которые образуют при  диссоциации только один вид катионов – ионы….

6. Основания с точки зрения ТЭД - электролиты, которые образуют при диссоциации только один вид анионов – ионы….

7. Соли с точки зрения ТЭД - электролиты, которые образуют при диссоциации катионы металлов и анионы кислотных остатков.

8.Предложите формулы возможных электролитов, если известен хотя бы один ион, который образуется при диссоциации этих электролитов.

9. Положительно заряженные ионы называются

10.      Электролиты разделяются на сильные, средние  и слабые.

Какие электролиты мы относим

К сильным

-  средним

-  слабым

11. Отрицательно заряженные ионы называются…

12.         Всё внимание на экран. Из данного списка вычеркните формулы неэлектролитов, а затем запишите уравнение химической реакции между электролитами

H2SO4, CaCO3, Fe(OH)3, Ве(OH)2, MgO, H2SiO3, BaCl2

 H2SO4 + BaCl2 = ВаSO4 +2 НCl

++ SO4-2 + Bа2++2Cl- = ВаSO4 +2Н+ + 2Cl-

Bа2++ SO4-2= ВаSO4

 Взаимоконтроль.

        Согласно теории электролитической диссоциации все реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами. Они называются ионными реакциями, а уравнения этих реакций - ионными уравнениями.

     При составлении ионных уравнений реакций следует руководствоваться правилами написания ионных уравнений (у учащихся на столах карточки с  алгоритмом составления реакций ионного обмена в молекулярном, полном и кратком ионном виде и правила написания уравнений реакций в ионном виде).

Всегда ли реакции между электролитами возможны ?

Эту проблема нам предстоит решить.

А решать её мы будем путем выполнения лабораторной работы в группах.

Напоминаю правила техники безопасности при выполнении лабораторной работы.

           Учащиеся работают в парах. Класс делится на три группы (1 ряд- первая группа, 2 ряд- вторая группа, 3 ряд- третья группа). Карточки с заданиями на столах.

    Каждой группе предстоит выяснить сущность реакций ионного обмена, условия, при которых эти реакции идут до конца; научиться составлять полные и сокращённые ионные уравнения, для этого вы выполните химический эксперимент по инструкциям, работая в паре. После работы идет обсуждение результатов, и формулируются выводы.

      Пользуясь таблицей растворимости, кислот, солей и оснований, уч-ся нужно записать молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения

 

Задание для группы № 1

Если в результате реакции выделяется малодиссоциирующее вещество – вода.

Проделайте реакцию между гидроксидом натрия (добавьте фенолфталеин) и соляной кислотой до исчезновения окраски, признак реакции(вспомните – эта реакция обмена называется реакцией нейтрализации)- образование малодиссоциирующего вещества- воды. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.

Молекулярное уравнение реакции щелочи с кислотой:

NaOH (р) + HCl (р)  =  NaCl(р)  + H2O (слабый электролит!)

Полное ионное уравнение реакции:

Na+ + OH + H+ + Cl = Na+ + Cl + H2O

Cокращённое ионное уравнение реакции:

H+ + OH = H2O

 

Задание для группы № 2.

Если в результате реакции выделяется нерастворимое в воде вещество.

Проделайте реакцию между хлоридом меди (II) и гидроксидом натрия . Какой признак этой реакции?

Молекулярное уравнение реакции растворимой соли со щелочью:

CuCl2 (р) + 2NaOH (р) = 2NaCl(р)  + Cu(OH)2

Полное ионное уравнение реакции:

Cu2+ + 2Cl + 2Na+ + 2OH = 2Na+ + 2Cl + Cu(OH)2↓.

Cокращённое ионное уравнение реакции:

Cu2+ + 2OH = Cu(OH)2

 

Задание для группы № 3

Если в результате реакции выделяется газообразное вещество.

Проделайте реакцию между карбонатом натрия и азотной кислотой. Какой признак этой реакции?

Молекулярное уравнение реакции растворимой соли (карбоната натрия) с азотной кислотой:

Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2O + CO2

Полное ионное уравнение реакции:

2Na+ + CO32- + 2H+ + 2NO3- = 2Na+ + CO2 + H2O + 2NO3-

Cокращенное ионное уравнение реакции:

CO32- + 2H+ = CO2 + H2O

О протекании данной реакции до конца свидетельствуют два признака: выделение воды и газа – оксида углерода(IV).

Подведение итогов занятия.

       Условия, при которых реакции ионного обмена идут до конца

 

Презентация «Реакции ионного обмена» ( значение ионных реакций)

 

Реакции ионного обмена встречаются в жизни, множество их протекают в нашем организме и от их протекания зависит здоровье человека. А нарушение обмена веществ приводит к заболеванию.

Ионообменная очистка применяется для извлечения из сточных вод металлов (цинка, меди, хрома, никеля, свинца, ртути, кадмия, ванадия, марганца и др.).Также извлечение соединений мышьяка, фосфора, цианистых соединений и радиоактивных веществ. Метод позволяет рекуперировать ценные вещества при высокой степени очистки воды. Ионный обмен широко распространен при обессоливании в процессе водоподготовки.

     В двух колбах (250 мл) содержатся равные объемы бесцветных веществ. В каждую колбу добавляем 4-5 капель спиртового раствора фенолфталеина. В двух колбах вещества окрашиваются в малиновый цвет. Потом в колбы по очереди доливаем третий бесцветный раствор до исчезновения малиновой окраски. В одной колбе происходит выделение газа. (в одну из колб налили 3% гидроксид натрия, в другую 5% карбонат натрия. Среда раствора -щелочная- в результате диссоциации щелочи и гидролиза соли. Вследствие добавления 10% раствора соляной кислоты происходит нейтрализация растворов и выделение углекислого газа в колбе с раствором карбоната натрия.

             Рефлексия

Закончите предложение или дайте ответ на вопрос

Мне больше всего удалось…

Сегодня я узнал…

Было сложно…

Было интересно…

Теперь я могу…

Я попробовал…

Подведение итогов урока.

 

Домашнее задание: 

 

Придумать и написать  4 уравнения химических реакций в молекулярном, полном и кратком виде пары веществ, которые при взаимодействии дадут воду, газ и осадок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Тема урока :»Реакции ионного обмена» 11 класс

Тема урока :»Реакции ионного обмена» 11 класс

Какие из указанных веществ: соляная кислота, поваренная соль, гидроксид натрия, этиловый спирт, медный купорос, сахароза не относят к электролитам? 2

Какие из указанных веществ: соляная кислота, поваренная соль, гидроксид натрия, этиловый спирт, медный купорос, сахароза не относят к электролитам? 2

Напоминаю правила техники безопасности при выполнении лабораторной работы

Напоминаю правила техники безопасности при выполнении лабораторной работы

CO 3 2- + 2H + = CO 2 ↑ + H 2

CO 3 2- + 2H + = CO 2 ↑ + H 2

Тема урока Реакции ионного обмена

Тема урока Реакции ионного обмена
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2024