Тема урока :»Реакции ионного обмена» 11 класс
Цели урока:
Образовательная: продолжить изучение реакций ионного обмена, формирование умения записывать уравнения и предвидеть продукты реакции ионного обмена. Дать первоначальное понятие об условиях течения реакций между растворами до конца (правило Бертолле).
Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений.
Воспитательная: продолжить формирование научного мировоззрения, системного подхода на примере составления уравнений реакций в молекулярном и ионном виде воспитывать трудолюбие, самостоятельность в выборе решения проблемы.
Методы урока:
По характеру познавательной деятельности: объяснительно –иллюстративный, проблемно – поисковый.
Планируемые УУД:
Предметные:
Формулируют и воспроизводят понятия «Электролиты – не электролиты» «Электролитическая диссоциация», «Ионные реакции», «Условия необратимости реакций».Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения.
Регулятивные:
Преобразуют практическую задачу в познавательную. Планируют собственную деятельность. Осуществляют контроль и оценку своих действий.
Познавательные:
Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку.
Коммуникативные:
Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.
Личностные:
Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы.
Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости солей, мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями, справочные таблицы.
Организационный момент.
На прошлом уроках вы закрепили знания о том, что водные растворы кислот, солей и щелочей являются электролитами, повторили как записывать уравнения диссоциации этих веществ на катионы и анионы и наоборот по одному из ионов составляли формулы возможных электролитов. Сегодня мы будем использовать эти знания.
Актуализация опорных знаний.
1. Какие из указанных веществ: соляная кислота, поваренная соль, гидроксид натрия, этиловый спирт, медный купорос, сахароза не относят к электролитам?
2. Основоположником теории электролитической диссоциации является…
3. Распад электролиты на ионы называют ….
4. Если степень диссоциации электролита равна 27%, то такой электролит относят к … электролитам
5.Кислоты с точки зрения ТЭД – электролиты, которые образуют при диссоциации только один вид катионов – ионы….
6. Основания с точки зрения ТЭД - электролиты, которые образуют при диссоциации только один вид анионов – ионы….
7. Соли с точки зрения ТЭД - электролиты, которые образуют при диссоциации катионы металлов и анионы кислотных остатков.
8.Предложите формулы возможных электролитов, если известен хотя бы один ион, который образуется при диссоциации этих электролитов.
9. Положительно заряженные ионы называются…
10. Электролиты разделяются на сильные, средние и слабые.
Какие электролиты мы относим
К сильным
- средним
- слабым
11. Отрицательно заряженные ионы называются…
12. Всё внимание на экран. Из данного списка вычеркните формулы неэлектролитов, а затем запишите уравнение химической реакции между электролитами
H2SO4, CaCO3, Fe(OH)3, Ве(OH)2, MgO, H2SiO3, BaCl2
H2SO4 + BaCl2 = ВаSO4 +2 НCl
2Н++ SO4-2 + Bа2++2Cl- = ВаSO4 +2Н+ + 2Cl-
Bа2++ SO4-2= ВаSO4
Взаимоконтроль.
Согласно теории электролитической диссоциации все реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами. Они называются ионными реакциями, а уравнения этих реакций - ионными уравнениями.
При составлении ионных уравнений реакций следует руководствоваться правилами написания ионных уравнений (у учащихся на столах карточки с алгоритмом составления реакций ионного обмена в молекулярном, полном и кратком ионном виде и правила написания уравнений реакций в ионном виде).
Всегда ли реакции между электролитами возможны ?
Эту проблема нам предстоит решить.
А решать её мы будем путем выполнения лабораторной работы в группах.
Напоминаю правила техники безопасности при выполнении лабораторной работы.
Учащиеся работают в парах. Класс делится на три группы (1 ряд- первая группа, 2 ряд- вторая группа, 3 ряд- третья группа). Карточки с заданиями на столах.
Каждой группе предстоит выяснить сущность реакций ионного обмена, условия, при которых эти реакции идут до конца; научиться составлять полные и сокращённые ионные уравнения, для этого вы выполните химический эксперимент по инструкциям, работая в паре. После работы идет обсуждение результатов, и формулируются выводы.
Пользуясь таблицей растворимости, кислот, солей и оснований, уч-ся нужно записать молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения
Задание для группы № 1
Если в результате реакции выделяется малодиссоциирующее вещество – вода.
Проделайте реакцию между гидроксидом натрия (добавьте фенолфталеин) и соляной кислотой до исчезновения окраски, признак реакции(вспомните – эта реакция обмена называется реакцией нейтрализации)- образование малодиссоциирующего вещества- воды. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.
Молекулярное уравнение реакции щелочи с кислотой:
NaOH (р) + HCl (р) = NaCl(р) + H2O (слабый электролит!)
Полное ионное уравнение реакции:
Na+ + OH– + H+ + Cl– = Na+ + Cl– + H2O
Cокращённое ионное уравнение реакции:
H+ + OH– = H2O
Задание для группы № 2.
Если в результате реакции выделяется нерастворимое в воде вещество.
Проделайте реакцию между хлоридом меди (II) и гидроксидом натрия . Какой признак этой реакции?
Молекулярное уравнение реакции растворимой соли со щелочью:
CuCl2 (р) + 2NaOH (р) = 2NaCl(р) + Cu(OH)2↓
Полное ионное уравнение реакции:
Cu2+ + 2Cl– + 2Na+ + 2OH– = 2Na+ + 2Cl– + Cu(OH)2↓.
Cокращённое ионное уравнение реакции:
Cu2+ + 2OH– = Cu(OH)2↓
Задание для группы № 3
Если в результате реакции выделяется газообразное вещество.
Проделайте реакцию между карбонатом натрия и азотной кислотой. Какой признак этой реакции?
Молекулярное уравнение реакции растворимой соли (карбоната натрия) с азотной кислотой:
Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2O + CO2↑
Полное ионное уравнение реакции:
2Na+ + CO32- + 2H+ + 2NO3- = 2Na+ + CO2↑ + H2O + 2NO3-
Cокращенное ионное уравнение реакции:
CO32- + 2H+ = CO2↑ + H2O
О протекании данной реакции до конца свидетельствуют два признака: выделение воды и газа – оксида углерода(IV).
Подведение итогов занятия.
Условия, при которых реакции ионного обмена идут до конца
Презентация «Реакции ионного обмена» ( значение ионных реакций)
Реакции ионного обмена встречаются в жизни, множество их протекают в нашем организме и от их протекания зависит здоровье человека. А нарушение обмена веществ приводит к заболеванию.
Ионообменная очистка применяется для извлечения из сточных вод металлов (цинка, меди, хрома, никеля, свинца, ртути, кадмия, ванадия, марганца и др.).Также извлечение соединений мышьяка, фосфора, цианистых соединений и радиоактивных веществ. Метод позволяет рекуперировать ценные вещества при высокой степени очистки воды. Ионный обмен широко распространен при обессоливании в процессе водоподготовки.
В двух колбах (250 мл) содержатся равные объемы бесцветных веществ. В каждую колбу добавляем 4-5 капель спиртового раствора фенолфталеина. В двух колбах вещества окрашиваются в малиновый цвет. Потом в колбы по очереди доливаем третий бесцветный раствор до исчезновения малиновой окраски. В одной колбе происходит выделение газа. (в одну из колб налили 3% гидроксид натрия, в другую 5% карбонат натрия. Среда раствора -щелочная- в результате диссоциации щелочи и гидролиза соли. Вследствие добавления 10% раствора соляной кислоты происходит нейтрализация растворов и выделение углекислого газа в колбе с раствором карбоната натрия.
Рефлексия
Закончите предложение или дайте ответ на вопрос
Мне больше всего удалось…
Сегодня я узнал…
Было сложно…
Было интересно…
Теперь я могу…
Я попробовал…
Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
Придумать и написать 4 уравнения химических реакций в молекулярном, полном и кратком виде пары веществ, которые при взаимодействии дадут воду, газ и осадок.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.