Тема урока: Решение задач на увеличение числа в несколько раз
Оценка 4.8

Тема урока: Решение задач на увеличение числа в несколько раз

Оценка 4.8
docx
07.10.2022
Тема урока: Решение задач на увеличение числа в  несколько раз
Урок 6-6.docx

Тема урока: Решение задач на увеличение числа в

несколько раз

Тип урока:  Открытие нового знания

Цель: формирование у учащихся умений реализовывать новые

способы действия расширение понятийной базы за счет

включения в нее новых знаний

Задачи урока:

·                    Познакомить учащихся с задачами на увеличение числа в

несколько раз, организуя самостоятельное наблюдение за

изучаемым материалом; упражняться в решении задач.

·                    Отрабатывать математические навыки, умение слушать,

отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ. 

Развивать любознательность, память, мышление,внимание.

·                    Воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи,

доброжелательные отношения при работе в группе, интерес к

математике.

Планируемые результаты

Предметные: 

научить записывать и решать задачи на увеличение числа в

несколько раз;

- представлять задачу в виде рисунка.

Личностные:

 - развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный

смысл учения;

 - проявлять внимание и уважение к одноклассникам в разных

социальных ситуациях;

 - объективно оценивать собственную и коллективную деятельность.

Метапредметные:

Регулятивные:

- совместно с учителем принимать и сохранять учебную задачу;

- составлять план решения задачипроговаривая последовательность

выполнения действий;

- применять установленные правила при планировании способа

решения задачи;

- сравнивать с образцом.

Познавательные:

- делать выводы на основе обобщения;

- учиться устанавливать связи между данными и искомыми

величинами;

- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Методы обучения:

Технология деятельностного метода обучения.

Объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: Учебник М.И. Моро, М.А. Бантова 

«Математика», геометрический материал, презентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

– Сегодня у нас не совсем обычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями.

 

 

Математика пришла,                                                              

Занимай свои места.

Чтоб от безделья не зевать,

Мы научимся решать.

Ребята, великий писатель Максим Горький сказал:

«Всегда – учиться, всё – знать!                                                      

Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь».

−А можно ли эти слова отнести к вам?

(Да, чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях…)

- Как связаны эти слова с нашим уроком? (Мы узнаем что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.)

- А вы хотите стать сильнее? (Да)

- Тогда подарите улыбку друг - другу и пожелайте удачи!

- Сегодня вы обязательно откроете еще одно новое знание.

- Давайте откроем тетрадочки, запишем число 8 октября, слова «Классная работа.»

2.    Актуализация знаний

А сейчас нас ждёт

Интересная работа –

УСТНЫЙ СЧЁТ.

Предлагаю игру – «Шифровка».

Сначала нужно решить примеры

(дети примеры решают устно, выходят по одному к доске)

 

4 · 5 - 6  =  14  А               4 · 9 - 10 =  26   Ч

5 · 3 + 3 =  18  Д               16 :  4 + 6 =  10   З

2 · 8 + 6 =  22  А               9 :  3 · 10  =  30  А

- А сейчас, расположив ответы в порядке увеличения, вы узнаете главное слово урока.

- Что значит « в порядке увеличения»?

(Записывают ответы в порядке увеличения и ставят соответствующую букву в таблицу.)

 

10

14

18

22

26

30

З

А

Д

А

Ч

А

− Какое слово получилось? (Получилось слово задача)

− Что вы знаете о задачах? (Задача состоит из условия и вопроса.  Задачи бывают простые и составные.)

- Посмотрите на ряд чисел, который у нас получился.

Определите закономерность чисел в ряду. ( Каждое следующее число увеличивается  на 4.)

 

− Что значит увеличить число на 4?  ( Прибавить 4; столько же, да ещё 4).

 

− Назовите следующее число в  получившемся ряду чисел.(34)

 

3.Создаёт проблемную ситуацию.                                          Слайд 2       

 

- Ребята,  Незнайка прислал нам письмо:

Хоть ты смейся, хоть ты плачь,

Не люблю решать задач.

Потому что нет удачи

На проклятые задачи.

Может быть, учебник скверный,

Может быть, таланта нет,

Не могу открыть секрет:

Как задаче дать ответ…

- Помогите мне, ребята,

 разобраться в решении задач!

−  Поможем, ребята?                                                     

   Тогда давайте поработаем с задачами   

На партах лежат карточки с задачами      

№1. В одной книге 6 страниц, а в другой на 2 страницы больше. Сколько страниц во второй книге?

№2. В одной книге 6 страниц, а в другой  в 2 раза больше. Сколько страниц во второй книге?   

 

                  

Давайте прочитаем  первую задачу                                     

№1. В одной книге 6 страниц, а в другой на 2 страницы больше. Сколько страниц во второй книге?

- Какие слова нам помогают выбрать действие для  решения этой

задачи?(В задаче сказано на 4 больше, значит решаем сложением.)

На доске появляется табличка: НА … БОЛЬШЕ ( + )

Назовите решение задачи.  6 + 2 = 8

 

Прочитайте вторую задачу

№2. В одной книге 6 страниц, а в другой  в 2 раза больше. Сколько страниц во второй книге?   

Назовите решение задачи(  6 + 2 = 8  или 6 Х 2 = 12  или  дети затрудняются назвать решение второй задачи).

3.           Выявление места и причины затруднения.

- Ребята, сможем ли мы помочь Незнайке.

-Ребята, задача одна, а ответы разные.  Может быть такое? (нет)

-Почему мы затрудняемся решить такую задачу? (не знаем правила решения таких задач, Мы не умеем решать задачи, где в условии сказано в 2 раза больше)

-Чем она отличается от первой задачи? (Условием, во второй задаче звучит в 2 раза больше, а в первой  на 2 больше.)

−  Давайте определим тему нашего  урока.

(Учащиеся называют тему урока «Решение задач, где в условии есть слова в 2 раза больше».)

           -Значит, чему мы должны научиться? (Научиться решать  задачи на увеличение числа в несколько раз.).

4.Построение проекта выхода из затруднения

а)  Рассмотрите рисунок с геометрическими фигурами.   слайд

 − Сколько квадратов выложено в первом ряду? ( В первом ряду выложено 2 квадрата.)

 − Сколько раз по 2 кружка выложено во втором ряду?  ( Во втором ряду выложено 3 раза по 2 кружка.)

 − Каких фигур больше?  ( Больше кружков)

 

 В  этом случае говорят, что кружков в 3 раза больше, чем квадратов.

 

 

б)На партах каждый

 Положите 4  квадрата в первый ряд, а во второй ряд 2 раза

 по 4 кружка.

- Объясните, как это нужно выполнить. (Надо в нижний ряд положить 2 раза

 по 4 кружка)

 −Что можно сказать о кружках? ( Кружков в 2 раза больше,

чем квадратов.)

Откроем тетради

в). Изобразите в тетради 2 круга, под ними квадраты: 4 раза по 2.         

(дети в тетрадях,   я на доске)

 

                         

 

На доске: 2 круга, под ними 8 квадратов.

-сколько кругов?  2

-а квадратов?  8

-Как узнали, сколько квадратов? ( Складываем: 2+2+2+2)

-Каким действием можно заменить сложение одинаковых слагаемых?

(умножением)

-Как записать это?     (2 х 4 = 8)

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем…
(пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Глазки дружно открываем,
И к работе приступаем.

 

3.      Откройте учебник на стр. 36.

 

 

5.Преобразование схемы

-Сколько красных кружков? (3 )

-Сколько синих кружков?     (4 раза по 3)

-Какого цвета кружков больше? (синих)

-Во сколько раз синих кружков больше, чем красных? –( 4 раза больше).

-С помощью какого действия, мы посчитаем кол-во синих кружков?

умножения

-Посчитайте. 3 х 4 = 12

-Значит, сколько синих кружков? 12

-Сделаем вывод:  каким действием надо найти число, о котором

сказано, что оно в несколько раз больше?   (с помощью умножения)

 

 

-Ребята, посмотрите на запись.

НА ДОСКЕ: на сколько больше  (+)

-Как мы можем изменить эту схему  для новой темы? Какой вопрос

напишем?

-В несколько раз больше ( х )

НА ДОСКЕ: в несколько раз больше ( х )

 

-Какое действие записано  в скобках? (умножение)

- Каким действием надо найти число, о котором сказано, что оно

в несколько раз больше?

-Андрей ( число, о котором сказано, что оно в несколько раз больше,

 находим действием умножения.)

повторили хором

6.Воспроизведение нового знания.

Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания

-Ребята, давайте вернемся к задаче, в решении которой мы

затруднялись в начале урока.

Маша,   прочитай ее. ( В одной книге 6 страниц, а в другой в 2 раза

больше. Сколько страниц во второй книге?  ) 

 (Ученик решает задачу у доски, выполняя рисунок. Дети в тетрадях.)

− О чём говорится в задаче? (О книгах.)

 

− Что говорится в задаче про 1 книгу? ( В ней 6 страниц.)

-Сделаем  рисунок к этой задаче. Изобразим количество страниц 

с помощью квадратов.

− Что говорится  в задаче про 2 книгу? (в другой в 2 раза больше )

 − Что значит в 2 раза больше? ( это значит 2 раза по 6 )

Изобразим количество страниц во второй книге рисунком. 

− Какой вопрос в задаче? Покажите на рисунке.

Нарисовать ручкой скобку

− Каким действием решаем задачу? ( умножением )

Запишите решение задачи. ( 6 х 2 = 12)

-Ребята, такие задачи, где  надо найти число, о котором сказано,

что оно в несколько раз больше, называют задачами на

увеличение числа в несколько раз.

-Кто в начале урока, сразу предположил, что задача решается

с помощью умножения, те молодцы.  

(Возвратиться к письму от Незнайки. )                                    

 − Ребята, о чём нас просил Незнайка?

 − Узнали мы вместе с Незнайкой, каким способом  решаются

новые задачи?

− Каким действием  решаются задачи на увеличение числа в

несколько раз? (умножением)

Физкультминутка.                                                               

Раз, два, три, четыре, пять,
 Надо нам присесть и встать,

 Руки вытянуть пошире,

 Раз, два, три, четыре, пять.

 Наклониться – три, четыре,

 И на месте поскакать,
 На носки, затем на пятки.

 Лень отбросить и опять

 Сесть за парту, взять тетрадку,
 И  задачки  порешать.

7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель. Организовать первичное закрепление нового знания.

Приготовить цветные мелки зеленый и красный и у детей цветные

карандаши

-Даша, прочитай задачу в учебнике на стр.36 №1

 (- Купили 5 зелёных мячей, а красных в 2 раза больше. Сколько красных мячей купили?)

- Какими фигурами изобразим мячи? ( кругами )

-Сколько зеленых мячей? ( 5 )

-Изобразим это. (1 ученик у доски)

- Что сказано в задаче про красные мячи?  (Их в 2 раза больше, чем

зелёных)

- Что значит в 2 раза больше?  (Красных мячей было 2 раза по 5)

-Как изобразим кол-во красных мячей?

-С помощью какого действия решается задача? Почему?

(умножения, потому что сказано,  в 2 раза больше.)

- Запишите решение задачи. (5  ∙  2=10(м.))

Ответ: 10 красных мячей купили для детского сада.)

8.Самостоятельная работа

Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях.

Решение задачи на слайде

Проверка по слайду

9.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

 -О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Что нового узнали?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться?

- Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем?

Оцените свою работу на уроке. Покажите смайлик, который соответствует вашей работе

- Хорошо, затруднений не было.

- Интересно, испытывал небольшие трудности

- Тяжело,  испытывал  много  затруднений,  надо

закрепить эту тему.

Мне хочется отметить работу следующих учеников…

Откройте дневники и запишите домашнее задание

Стр. 36 № 5 , 2 (1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема урока: Решение задач на увеличение числа в несколько раз

Тема урока: Решение задач на увеличение числа в несколько раз

Цель: формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия расширение понятийной базы за счет включения в нее новых знаний

Цель: формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия расширение понятийной базы за счет включения в нее новых знаний

Тогда подарите улыбку друг - другу и пожелайте удачи! -

Тогда подарите улыбку друг - другу и пожелайте удачи! -

Какие слова нам помогают выбрать действие для решения этой задачи?(В задаче сказано на 4 больше, значит решаем сложением

Какие слова нам помогают выбрать действие для решения этой задачи?(В задаче сказано на 4 больше, значит решаем сложением

Как узнали, сколько квадратов? (

Как узнали, сколько квадратов? (

Ребята, посмотрите на запись.

Ребята, посмотрите на запись.

Ребята, давайте вернемся к задаче, в решении которой мы затруднялись в начале урока

Ребята, давайте вернемся к задаче, в решении которой мы затруднялись в начале урока

Решение задачи на слайде Проверка по слайду 9

Решение задачи на слайде Проверка по слайду 9
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2022