Тема урока: Решение задач на увеличение числа в несколько раз Тип урока: Открытие нового знания |
|
Цель: формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия расширение понятийной базы за счет включения в нее новых знаний Задачи урока: · Познакомить учащихся с задачами на увеличение числа в несколько раз, организуя самостоятельное наблюдение за изучаемым материалом; упражняться в решении задач. · Отрабатывать математические навыки, умение слушать, отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ. Развивать любознательность, память, мышление,внимание. · Воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в группе, интерес к математике. Планируемые результаты Предметные: - научить записывать и решать задачи на увеличение числа в несколько раз; - представлять задачу в виде рисунка. Личностные: - развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; - проявлять внимание и уважение к одноклассникам в разных социальных ситуациях; - объективно оценивать собственную и коллективную деятельность. Метапредметные: Регулятивные: - совместно с учителем принимать и сохранять учебную задачу; - составлять план решения задачи, проговаривая последовательность выполнения действий; - применять установленные правила при планировании способа решения задачи; - сравнивать с образцом. Познавательные: - делать выводы на основе обобщения; - учиться устанавливать связи между данными и искомыми величинами; - делать выводы о результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. Методы обучения: Технология деятельностного метода обучения. Объяснительно-иллюстративный. Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, индивидуальная. Средства обучения: Учебник М.И. Моро, М.А. Бантова «Математика», геометрический материал, презентация.
|
|
Ход урока 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. – Сегодня у нас не совсем обычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями. |
|
Математика пришла,
Занимай свои места.
Чтоб от безделья не зевать,
Мы научимся решать.
Ребята, великий писатель Максим Горький сказал:
«Всегда – учиться, всё – знать!
Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь».
−А можно ли эти слова отнести к вам?
(Да, чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях…)
- Как связаны эти слова с нашим уроком? (Мы узнаем что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.)
- А вы хотите стать сильнее? (Да)
- Тогда подарите улыбку друг - другу и пожелайте удачи!
- Сегодня вы обязательно откроете еще одно новое знание.
- Давайте откроем тетрадочки, запишем число 8 октября, слова «Классная работа.»
2. Актуализация знаний
А сейчас нас ждёт
Интересная работа –
УСТНЫЙ СЧЁТ.
Предлагаю игру – «Шифровка».
Сначала нужно решить примеры
(дети примеры решают устно, выходят по одному к доске)
4 · 5 - 6 = 14 А 4 · 9 - 10 = 26 Ч
5 · 3 + 3 = 18 Д 16 : 4 + 6 = 10 З
2 · 8 + 6 = 22 А 9 : 3 · 10 = 30 А
- А сейчас, расположив ответы в порядке увеличения, вы узнаете главное слово урока.
- Что значит « в порядке увеличения»?
(Записывают ответы в порядке увеличения и ставят соответствующую букву в таблицу.)
10 |
14 |
18 |
22 |
26 |
30 |
З |
А |
Д |
А |
Ч |
А |
− Какое слово получилось? (Получилось слово задача)
− Что вы знаете о задачах? (Задача состоит из условия и вопроса. Задачи бывают простые и составные.)
- Посмотрите на ряд чисел, который у нас получился.
Определите закономерность чисел в ряду. ( Каждое следующее число увеличивается на 4.)
− Что значит увеличить число на 4? ( Прибавить 4; столько же, да ещё 4).
− Назовите следующее число в получившемся ряду чисел.(34)
3.Создаёт проблемную ситуацию. Слайд 2
- Ребята, Незнайка прислал нам письмо:
Хоть ты смейся, хоть ты плачь,
Не люблю решать задач.
Потому что нет удачи
На проклятые задачи.
Может быть, учебник скверный,
Может быть, таланта нет,
Не могу открыть секрет:
Как задаче дать ответ…
- Помогите мне, ребята,
разобраться в решении задач!
− Поможем, ребята?
Тогда давайте поработаем с задачами
На партах лежат карточки с задачами
№1. В одной книге 6 страниц, а в другой на 2 страницы больше. Сколько страниц во второй книге?
№2. В одной книге 6 страниц, а в другой в 2 раза больше. Сколько страниц во второй книге?
Давайте прочитаем первую задачу
№1. В одной книге 6 страниц, а в другой на 2 страницы больше. Сколько страниц во второй книге?
- Какие слова нам помогают выбрать действие для решения этой
задачи?(В задаче сказано на 4 больше, значит решаем сложением.)
На доске появляется табличка: НА … БОЛЬШЕ ( + )
Назовите решение задачи. 6 + 2 = 8
Прочитайте вторую задачу
№2. В одной книге 6 страниц, а в другой в 2 раза больше. Сколько страниц во второй книге?
Назовите решение задачи( 6 + 2 = 8 или 6 Х 2 = 12 или дети затрудняются назвать решение второй задачи).
3. Выявление места и причины затруднения.
- Ребята, сможем ли мы помочь Незнайке.
-Ребята, задача одна, а ответы разные. Может быть такое? (нет)
-Почему мы затрудняемся решить такую задачу? (не знаем правила решения таких задач, Мы не умеем решать задачи, где в условии сказано в 2 раза больше)
-Чем она отличается от первой задачи? (Условием, во второй задаче звучит в 2 раза больше, а в первой на 2 больше.)
− Давайте определим тему нашего урока.
(Учащиеся называют тему урока «Решение задач, где в условии есть слова в 2 раза больше».)
-Значит, чему мы должны научиться? (Научиться решать задачи на увеличение числа в несколько раз.).
4.Построение проекта выхода из затруднения
а) Рассмотрите рисунок с геометрическими фигурами. слайд
− Сколько квадратов выложено в первом ряду? ( В первом ряду выложено 2 квадрата.)
− Сколько раз по 2 кружка выложено во втором ряду? ( Во втором ряду выложено 3 раза по 2 кружка.)
− Каких фигур больше? ( Больше кружков)
В этом случае говорят, что кружков в 3 раза больше, чем квадратов.
б)На партах каждый Положите 4 квадрата в первый ряд, а во второй ряд 2 раза по 4 кружка. - Объясните, как это нужно выполнить. (Надо в нижний ряд положить 2 раза по 4 кружка) −Что можно сказать о кружках? ( Кружков в 2 раза больше, чем квадратов.) Откроем тетради в). Изобразите в тетради 2 круга, под ними квадраты: 4 раза по 2. (дети в тетрадях, я на доске)
На доске: 2 круга, под ними 8 квадратов. |
|
-сколько кругов? 2 |
|
-а квадратов? 8 |
|
-Как узнали, сколько квадратов? ( Складываем: 2+2+2+2) |
|
-Каким действием можно заменить сложение одинаковых слагаемых? (умножением) |
|
-Как записать это? (2 х 4 = 8) Физкультминутка. Гимнастика для глаз. Реснички опускаются,
3. Откройте учебник на стр. 36. |
|
5.Преобразование схемы
|
|
-Ребята, посмотрите на запись. НА ДОСКЕ: на сколько больше (+) |
|
-Как мы можем изменить эту схему для новой темы? Какой вопрос напишем? -В несколько раз больше ( х ) НА ДОСКЕ: в несколько раз больше ( х )
|
|
-Какое действие записано в скобках? (умножение) - Каким действием надо найти число, о котором сказано, что оно в несколько раз больше? -Андрей ( число, о котором сказано, что оно в несколько раз больше, находим действием умножения.) повторили хором |
6.Воспроизведение нового знания.
Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания
-Ребята, давайте вернемся к задаче, в решении которой мы затруднялись в начале урока. Маша, прочитай ее. ( В одной книге 6 страниц, а в другой в 2 раза больше. Сколько страниц во второй книге? ) (Ученик решает задачу у доски, выполняя рисунок. Дети в тетрадях.) − О чём говорится в задаче? (О книгах.)
− Что говорится в задаче про 1 книгу? ( В ней 6 страниц.) -Сделаем рисунок к этой задаче. Изобразим количество страниц с помощью квадратов. − Что говорится в задаче про 2 книгу? (в другой в 2 раза больше ) − Что значит в 2 раза больше? ( это значит 2 раза по 6 ) Изобразим количество страниц во второй книге рисунком. − Какой вопрос в задаче? Покажите на рисунке. Нарисовать ручкой скобку − Каким действием решаем задачу? ( умножением ) Запишите решение задачи. ( 6 х 2 = 12) -Ребята, такие задачи, где надо найти число, о котором сказано, что оно в несколько раз больше, называют задачами на увеличение числа в несколько раз. -Кто в начале урока, сразу предположил, что задача решается с помощью умножения, те молодцы. (Возвратиться к письму от Незнайки. ) − Ребята, о чём нас просил Незнайка? − Узнали мы вместе с Незнайкой, каким способом решаются новые задачи? − Каким действием решаются задачи на увеличение числа в несколько раз? (умножением) Физкультминутка. Раз, два, три, четыре, пять, Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре, И на месте поскакать, Лень отбросить и опять Сесть за парту, взять тетрадку, 7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель. Организовать первичное закрепление нового знания.
|
8.Самостоятельная работа
Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях.
Решение задачи на слайде
Проверка по слайду
9.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности
-О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Что нового узнали?
- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться?
- Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем?
Оцените свою работу на уроке. Покажите смайлик, который соответствует вашей работе
- Хорошо, затруднений не было.
- Интересно, испытывал небольшие трудности
- Тяжело, испытывал много затруднений, надо
закрепить эту тему.
Мне хочется отметить работу следующих учеников…
Откройте дневники и запишите домашнее задание
Стр. 36 № 5 , 2 (1)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.