Тема: «Конек-горбунок» - народная сказка П.П.Ершова.
Цели:
1. Познакомить учащихся с творчеством П.П.Ершова;
2. Совершенствовать все виды речевой деятельности: слушания, говорения, чтения; развивать творческие способности, воображение, логическое мышление;
3. Воспитывать чувство товарищества, дружбы; любовь к добру, к красоте; патриотизма.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование:
· портрет П.П.Ершова
· детские рисунки и иллюстрации к сказкам
· фрагмент заставки к сказке «Приходите в гости к нам»
· таблицы:
· выставка книг «П.П.Ершова»
Ход урока
I. Организационный момент.
(Звучит заставка «Приходите в гости к нам»)
II. Слово учителя
Сказки! Их любят читатели разного возраста. Думаю, что неравнодушны к ним и вы.
В этом году мы с вами познакомились с русскими народными сказками, сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна», а также со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». А сегодня я приглашаю вас в путешествие по сказке П.П.Ершова «Конёк-Горбунок».
Кто же он, автор этой замечательной сказки?
Сообщение 1 ученика:
· Петр Павлович Ершов родился 6 марта 1815 года. Семья жила тогда в селе Безруково, близ города Ишим.
Одно несчастье за другим преследовало дружную семью родителей будущего писателя: дети рождались слабыми, болезненными, умирали, не дожив до крещения. Вначале родителям казалось, что и Петр появился на свет только за тем, чтобы умереть.
На втором году жизни родители решили испробовать обряд, неизвестно откуда пришедший в Сибирь. Назывался этот обряд "Продажа сына"
А делалось это так:
К открытому окну подходил нищий. Ему протягивали ребенка:
- Купи!
- А сколько возьмешь?
- Грош.
Нищий брал ребенка, некоторое время держал в руках, затем уходил, забыв взять ребеночка. Вместе с ребенком покупал бродяжка и все его болезни.
Учитель:
«Рожденный в недрах непогоды,
В краю туманов и снегов,
Питомец северной природы
И горя тягостных оков
Я был приветствован метелью,
И встречен дряхлою зимой
И над младенческой постелью
Кружился вихрь снеговой», - писал в одном из
стихотворений Петр Павлович.
В этом году мы отметили 70-летие нашей области, а в следующем году будем отмечать двухсотлетний юбилей Павла Петровича Ершова. И мы горды тем, что на нашей ишимской земле родился такой замечательный писатель.
Петра Павловича Ершова, создателя одного из любимейших сказочных героев: Конька-горбунка этакого дива:
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
называют поэтом, въехавшим в литературу на собственном коньке.
Сообщение 2 ученика:
В 1824 году Петра и его брата Николая отдали учиться в Тобольскую гимназию. В то время город Тобольск был столицей Сибири, а Тобольская гимназия - одним из лучших учебных заведений Сибири. Учёба давалась Петру довольно легко. В Тобольске Петр не только учился, здесь он стал собирать русские сказки, пословицы и поговорки, а в 1830 году с отличием закончил гимназию.
Отец, Павел Алексеевич Ершов, очень хотел, чтобы сыновья получили достойное образование. Именно поэтому он добился своего перевода в Петербург, чтобы Пётр и Николай смогли продолжить своё обучение. И в 1831 году братья Ершовы поступили в Петербургский университет.
Сообщение 3 ученика:
Еще в детстве Ершов
слушал сказки сибирских крестьян, многие запомнил на всю жизнь и сам хорошо их
рассказывал.
Он очень полюбил
народные сказки. В них народ остроумно высмеивал своих врагов – царя,
бояр, купцов, осуждал зло и стоял за правду, справедливость, добро.
А когда Петр Павлович учился в Петербургском университете, он
впервые прочитал замечательные сказки Пушкина. Они тогда только что появились.
И он тут же задумал
написать своего «Конька горбунка» – весёлую сказку о смелом
Иванушке – крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном
коньке горбунке. Многое взял Ершов для «Конька горбунка» из старинных
народных сказок.
Сказка очень понравилась читателям.
Учитель:
Кроме нее П.П. Ершов написал несколько стихотворений, поэму, рассказов и пьес ( обращение к выставке книг Ершова), которые, к сожалению, не принесли автору такой славы, как «Конек-горбунок».
Ребята, дома вы проделали большую работу: самостоятельно прочитали сказку П.П.Ершова, нарисовали рисунки.
А иллюстрации к
каким сказкам вы видите на противоположной стороне доски? Назовите эти сказки.(«Сивка-Бурка»,
«Гуси-лебеди», «Морозко», «Хаврошечка»)
– Что объединяет эти сказки? (русские народные сказки)
– Почему мы их называем русскими народными?
– И сказку П.Ершова часто называют русской народной. Во многих книгах написано
«Конёк-Горбунок» – русская сказка. А на памятнике П.Ершову в городе
Тобольске мы можем прочитать такие слова: «П.П.Ершов - автор народной сказки»
Запишите тему нашего урока. Ребята, мы сегодня на уроке с вами познакомились с некоторыми фактами биографии Петра Павловича Ершова. скажите, над чем нам еще придется задуматься?
(Сказка «Конек-горбунок» - литературная, т.к. у нее есть автор, мы же должны ответить на вопрос: «Почему литературную сказку «Конёк-Горбунок» называют русской и одновременно народной?»
- Прочитайте пословицу. «Кашу кушай, а сказку слушай:
Умом-разумом смекай да на ус мотай»
Как вы понимаете ее смысл? (каждая сказка имеет поучительный смысл)
Учитель:
-Давайте вспомним, чем отличается русская народная сказка от литературной?
Народная |
Литературная |
1. Автор-народ. |
1. Автор- конкретное лицо (он творец). |
2. Существует в устной форме. |
2. Создаётся в письменной форме. |
З. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения). |
3. Внесение изменений не допускается. |
4. Время создания определить невозможно. |
4. Время создания сказки известно. |
- В чем же проявились фольклорные особенности сказки «Конек-Горбунок»?
(В тетради записываем «Черты народной сказки»
1. Язык
Язык, которым написан «Конёк-горбунок» ориентирован на народную речь, о чём свидетельствует огромная популярность сказки среди всех слоёв населения России, и в значительной мере – тогдашней детворы, хоть сам автор сказку детской не считал.
Но дойдя до наших дней многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются в нашей речи.
У нас поработала группа «переводчиков»
Она занималась изучением устаревших слов. Посмотрим, насколько хорошо справились они со своим заданием.
Объяснить значение слов (словарная работа):
спальник – придворный чин
бабка - игральная кость
зело – сильно
басурманин – иноземец
каурка – лошадь рыжей масти
лубки – яркие картинки
седмица – неделя
острог – тюрьма
шабалки – шабаш, конец
льзя – можно
рядиться – торговаться, договариваться
малахай – длинная, широкая одежда без пояса
2. Композиция
Сказка построена как и русские народные сказки. У неё есть зачин, концовка
3.
Троекратные повторы
(состоит
из 3-х частей, три брата, три коня, три котла, три десятка кораблей, три
путешествия)
4.Главного
героя Ершова называют Иваном, как и в большинстве русских народных
сказках.
– Вспомните, какими были герои Иваны в русских народных сказках. (Добрые,
честные, смелые, справедливые)
– А какими качествами наделил своего главного героя П.Ершов? Перечислите
качества.
– Давайте обратимся к тексту сказки, чтобы подтвердить свои мысли.
1. Ночь настала; месяц всходит;
Поле всё Иван обходит,
Озираючись кругом,
И садится под кустом;
Звёзды на небе считает
Да краюшку уплетает.
Вдруг о полночь конь заржал,
Караульщик наш привстал,
Посмотрел под рукавицу
И увидел кобылицу…( добросовестный)
2. “Эхе-хе! Так вот какой
Наш воришко!.. Но, постой,
Я шутить ведь не умею,
Разом сяду те на шею.
Вишь какая саранча!”
И, минуту улуча,
К кобылице подбегает,
За волнистый хвост хватает
И садится на хребёт -
Только задом наперёд…( ловкий, сообразительный)
3. Тут он кликнул скакунов
И пошёл вдоль по столице,
Сам махая рукавицей,
И под песню дурака
Кони пляшут трепака;
А конек его Горбатко –
Так и ломится вприсядку…( веселый, жизнерадостный)
4. А Иван им стал кричать:
“Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее:
Он у вас коней не крал”( честный, скромный)
5.
Волны моря заклубились,
Корабли из глаз сокрылись.
Чудо-юдо Рыба-кит
Громким голосом кричит,
Рот широкий отворяя,
Плёсом волны разбивая:
Чем вам, други, услужить?
Чем за службу наградить?
Надо ль раковин цветистых?
Надо ль рыбок золотистых?
Надо ль крупных жемчугов?
Всё достать для вас готов! -
Нет, кит-рыба, нам в награду
Ничего того не надо, -
Говорит ему Иван, -
Лучше перстень нам достань, -
Перстень, знаешь, Царь-девицы,
Нашей будущей царицы. ( бескорыстный)
6.
Вот он к братьям приезжает
И на спрос их отвечает:
Как туда я доскакал,
Пень горелый увидал;
Уж над ним я бился, бился,
Так что чуть не надсадился;
Раздувал его я с час,
Нет ведь, чёрт возьми, угас!
Братья целу ночь не спали,
Над Иваном хохотали;
А Иван под воз присел,
Вплоть до утра прохрапел. ( смекалистый)
7.
Иван заплакал
И пошёл на сеновал,
Где конёк его лежал.
Что, Иванушка, невесел?
Что головушку повесил? -
Говорит ему конёк. -
Аль, мой милый, занемог?
Аль попался к лиходею?
Пал Иван коньку на шею,
Обнимал и целовал.
Ох, беда, конёк! - сказал. ( доброе отношение)
8.
Так и этак мы решили,
Наконец вот так вершили,
Чтоб продать твоих коньков
Хоть за тысячу рублёв.
А в спасибо, молвить к слову,
Привезти тебе обнову -
Красну шапку с позвонком
Да сапожки с каблучком.
Да к тому ж старик неможет,
Работать уже не может,
А ведь надо ж мыкать век, -
Сам ты умный человек! -
Ну, коль этак, так ступайте, -
Говорит Иван, - продайте
Златогривых два коня,
Да возьмите ж и меня.
Братья больно покосились,
Да нельзя же! согласились. (простодушный)
Физминутка
Мы глазами поколдуем.
Круг огромный нарисуем!
Нарисуем мы окно
И большущее бревно.
Нарисуем лифта бег:
Глазки вниз, глазки вверх!
Все зажмурились: раз-два!
Закружилась голова.
Мы глазами поморгали,
Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперёд –
Это мчится самолёт…
Раз моргнули, два моргнули –
Наши глазки отдохнули!
5.Главный герой как и герой в народной сказке, выходит победителем над злом.
Учитель: какие же герои олицетворяют зло в сказке «Конек-горбунок»?
Зло |
Братья (жадность) |
Царь (глупость) |
Спальник (зависть) |
– Давайте проследим, как раскрывается каждый из них в поступках?
Вам предложен список черт, из которых нужно выбрать черты, присущие данному герою. Свои выводы обязательно подтвердите строками из текста.
– Какими в сказке показаны братья? (Трусливые, лживые, завистливые, жадные)
Зачитайте отрывки…: в дозоре, с конями, Какими чувства овладели?
–
Какие слова вы выбрали, чтобы охарактеризовать спальника? (зависть, злость,
коварство, хитрость). Подтвердите слова текста.
– Именно зависть, злоба побуждает спальника совершать неблаговидные поступки:
клеветать, шпионить, воровать.
– Каким показан в сказке царь? (Жестоким, завистливым, злым)
Какие черты сближают данных персонажей?
лживость
трусость
зависть
коварство жестокость
жадность хитрость…
– Есть ли собратья у этих героев в русских народных сказках?
(«Сивка-Бурка»: братья, «Хаврошечка»: мачеха и дочери…)
5. Физминутка
Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)
Три наклона, прямо встать.
(Приседания.)
Руки вниз и вверх поднять.
(Прыжки.)
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.
6. Всегда ли в
сказках герой в одиночку справляется с трудностями? (Есть
помощники)
– Вспомните русские народные сказки и приведите примеры (с опорой на
иллюстрации) (Сивка-бурка, «Гуси-лебеди»: печка, яблоня, речка;
«Хаврошечка»: корова…)
– А кто помогает герою в сказке Ершова?
– Прочитайте описание Конька-Горбунка.
– Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой самодельной игрушки. .
Конек-Горбунок - рассудительный, мудрый, сострадательный товарищ Иванушки,
они удивительно похожи между собой: Иван-то дурак, самый младший, не совсем полноценный с общепринятой точки зрения. И Конек-Горбунок -- "уродец" («Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами да с аршинными ушами…) он тоже третий, младший.
Конек-Горбунок оказывается и волшебным помощником, и волшебным средством. Он товарищ и "игрушечка". Ведь именно об этом и говорила кобылица Ивану:
Но конька не отдавай
Ни за пояс, низа шапку,
Низа чёрную, слышь, бабку.
На земле и под землёй
Он товарищ будет твой:
Он зимой тебя согреет,
Летом холодом обвеет,
В голод хлебом угостит,
В жажду мёдом напоит.
7) Герой становится умным, красивым, счастливым. И мы видим, что в концовку сказки Ершов построил в соответствии с традициями народной сказки: в конце повествования герой перерождается и становится счастливым, и умным по-настоящему.
Вывод:
– Мы с вами сделали сравнительный анализ литературной сказки и поняли, что автор в своем произведении использовал элементы русских народных сказок. Поэтому ее называют русской сказкой, от этого она любима и читаема многими поколениями. Поэтому ее называют народной.
Чему учит нас сказка П.П.Ершова?
Сказка Ершова учит нас, что надо избавляться от таких качеств, как зависть, злоба, жадность, лживость, если хочешь быть хорошим человеком. Достоинством этой литературной сказки является и то, что отрицательные качества воплощены не в каких-нибудь фантастических существах, а в простых людях и в царе. Поэтому сказка такая живая.
Эта сказка учит настоящей дружбе. Почему она и сейчас нравится читателям? (За приключения, за верность, смелость и дружбу Ивана и Конька-горбунка мы до сих пор любим и читаем сказку, людям близки и понятны чувства героя сказки. В людях всегда ценили такие качества, как смелость, настойчивость, верность, доброта, честность. В сказке выражена житейская мудрость).
- Автор ненавидит своих героев или смеётся над ними?
(Смеётся)
-Смех – это хорошее определение авторского отношения к персонажу.
- А над Иваном автор смеётся? (Не смеётся, а подшучивает.)
- Найдите в тексте шутливые слова в адрес Ивана.
(с.132, 141-142, 168-169, 170-171)
- Кто говорит эти слова? (Конёк и повествователь)
- Почему они шутят над ним? (Они любят его)
Учитель:
Через 22 года после первой публикации «Конька-горбунка», в 1856 году, Петр Павлович Ершов писал: “Конек мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливый ему путь! Заслышав похвалу себе от таких талантливых людей, как Пушкин, Жуковский и Плетнев, и проскакав за это время всю долготу и широту Русской земли, он очень мало думает о нападках господствующей школы и тешит люд честной, старых и малых,.. и будет тешить их пока русское слово будет находить отголосок в русской душе, т.е. до скончания века”. Так и получилось: мы с подлинным удовольствием читаем про «конька ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами» , про незадачливого Иванушку, глупого царя и Царь-девицу… Надеюсь, волшебный мир сказки Ершова не оставил равнодушным и вас, ребята.
Рефлексия
- Состоялся ли сегодня у нас с вами разговор?
- Что вы хотите сказать о нашем уроке?
Уходя с урока, прикрепите конька-горбунка на одно из полей.
Домашнее задание:
придумайте сказку, в которой есть волшебное существо, помогающее главному герою победить зло.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.