Открытый урок окружающего мира во 2 классе на тему: «Формы земной поверхности»
Оценка 4.6

Открытый урок окружающего мира во 2 классе на тему: «Формы земной поверхности»

Оценка 4.6
docx
08.10.2022
Открытый урок окружающего мира во 2 классе  на тему:  «Формы земной поверхности»
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе. Программа _Школа России_.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок окружающего мира во 2 классе

на тему:

«Формы земной поверхности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Верескунова О.Н.

 

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Цели для учителя: создать условия для формирования представлений о формах земной поверхности, содействовать развитию приёмов умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение; содействовать развитию умений работать в коллективе, осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности; способствовать развитию внимания, памяти, мышления, наблюдательности.

Задача учителя: создать на уроке образовательную среду, организовать коллективно-поисковую деятельность обучающихся.

Планируемые предметные результаты: знать названия форм земной поверхности и иметь о них представление, уметь различать и называть на иллюстрации равнину, холм, овраг, гору, горные хребты; знать сходство и различие холма и горы; уметь дать характеристику поверхности своего края, замечать и ценить красоту природы.

Планируемые метапредметные результаты

Личностные: положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.

Регулятивные: уметь самостоятельно определять и формулировать тему и познавательную цель на уроке, называть учебные задачи для достижения поставленной цели, проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использование знаковых и графических моделей.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, учиться работать в паре, группе, формировать собственное мнение и позицию.

Формы учебной работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: частично-поисковый, словесные, наглядные, практические.

Средства обучения: модели, знаково-символические средства.

Ресурсы:

● компьютер, экран, проектор;

● учебник ( Окружающий мир: учебник / А. А. Плешаков.- М.: Просвещение / учебник, 2021);

● презентация к уроку;

● карточки-помощницы для работы в группах;

● листы  для самооценивания.

Педагогические технологии: проблемное обучение, развивающее обучение, коллективная система обучения, технология исследования, групповое обучение, здоровьесберегающие технологии.

Ход урока

I.        Мотивация к учебной деятельности.

 

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

 Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «5»!

 

- Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы пришли на  урок.

 

     

 

 

 

 II.            Проверка домашнего задания.

– Чтобы приступить к изучению новой темы, мы проверим, как вы подготовили домашнее задание.

-На прошлом уроке вы получили задание поработать с разными источниками и найти ответы на вопросы по разным темам.

-Приготовьте сигнальные карты и карточки на которых вы записали ответы «Да» « Нет».

-Если у вас на вопрос стоит ответ «Да», то вы показываете зеленый цвет. Если – нет, то показываете красный цвет.

1.    Наша Земля плоская, вокруг неё вращается Солнце и другие планеты.  ( Нет).

2.    Глобус – это уменьшенная модель Земли ( Да).

3.    Когда на человека налетает пчела, то она жалит его пять раз и улетает. (Нет).

4.    При рождении  у ежа нет колючек.( Да).

5.    Экватор находится на крайнем севере. ( Нет).

6.    Кукушка  заботится о своём потомстве. (Нет).

7.    Лягушка «мечет» икру. (Да).

8.    Компас – это прибор для определения сторон горизонта. ( Да).

9.    Наша Земля имеет форму шара, она вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. ( Да).

10. Компас состоит из: магнитной стрелки, корпуса, предохранителя. (Да).

 

- Поднимите руку, кто правильно ответил на все вопросы?

- В листе самооценки поставьте плюс в столбце «Усвоил».

- Кто допустил ошибку, поставьте минус в столбце «Не усвоил».

- Молодцы, ребята! Мы увидели, что вы готовы открывать новые знания.

 

III. Актуализация опорных знаний

- Ребята, ответьте на вопрос, по чему люди ходят?

(Люди ходят по земле)

- Наступая на землю ногой, мы не проваливаемся. Значит, мы ходим по земной…..?

(Мы ходим по земной поверхности)

- Правильно. Вспомните свой путь от дома до школы. Везде ли земная поверхность ровная?

(Поверхность не везде ровная. На нашем пути встречаются спуски и подъёмы)

-  Да, ребята, земная поверхность не везде ровная. Много на ней неровных участков. Подумайте и скажите, как по-другому можно назвать ровные и неровные участки земной поверхности?

(Ровные и неровные участки можно назвать формами земной поверхности)

( Если ученики затрудняются ответить на вопрос учителя, то учитель называет его сам.)

 

IV. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

- Правильно. Как, по-вашему, будет звучать тема сегодняшнего урока?

(Формы земной поверхности)

 

- Ребята, какие же учебные задачи мы поставим перед собой на уроке?

1.    Узнаем, какие формы земной поверхности бывают.

2.    Узнаем, из каких частей состоят холм и гора.

3.    Дадим характеристику земной поверхности нашего края.

4.    Определим, где могут пригодиться нам новые знания.

 

- Ребята, формы земной поверхности имеют разные названия. Некоторые из них вам знакомы. Хотите проверить себя, какие формы поверхности земли вы знаете?

(Да).

 - Сейчас я буду читать  загадки, вы отгадываете их и соотносите названия форм земной поверхности с изображениями на фотографиях слайда. Одновременно будем заполнять «Схему  открытий», начерченную на доске.

- Ребята, как вы думаете, с какой целью мы будем её заполнять?

(Мы определим то, что мы знаем и чего  ещё не знаем.)

 

 

1. Этот чудо-великан

Носит каменный кафтан.

Белая шапка на макушке

До облаков достаёт верхушкой.( гора)

 

2. А я большим не вышел ростом,

Нет снега, да не крут и склон,

И называюсь очень просто

Меня все узнают, я - …….( холм).

 

 

3. Вокруг-простор и широта,

Конца и края им не видно.

Какая чудная картина,

А называется……(равнина).

 

4. От дождей, текущих вод

Он растёт из года в год.( овраг)

 

- Ребята, все «окошечки» в схеме мы заполнили? Почему?

(Не все).

- А почему?

(Не читали об этом, не слышали).

-  А можете вы назвать отличительные признаки форм земной поверхности?

( Нет. Не можем. У нас недостаточно знаний.)

Физкультминутка

Хомка, хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Шею моет, щёчки трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5 – хомка сильным хочет стать.

 

V. Открытие нового знания

- Ребята, что  нам всегда помогает открывать новые знания?

( Учебник)

- Я вам предлагаю сегодня на уроке открыть новые знания не по учебнику, а по научным текстам, которые лежат перед вами.

- Новый материал вы будете изучать самостоятельно в группах. Каждой группа получит  карточку-помощницу с вопросами к тексту.

Первая группа будет работать с текстом на  тему: «Горы».

 

Вторая группа будет работать с текстом на тему: «Равнины».

 

Третья группа – на тему: «Холмы».

 

Четвертая группа – на тему: «Овраги».

 

Пятая группа – на тему: «Поверхность нашего  края».

 

- По окончании работы один ученик из каждой группы возьмёт на себя роль учителя и познакомит нас с тем, что вы узнали.

- Какие правила нужно соблюдать, работая в группе?

( Не кричать, слушать других, уметь договариваться.)

 

Самостоятельная работа.

-Приступаем к изучению нового материала.

 

Раскрытие нового материала по группам.

 

1 группа  (ГОРЫ)

-  Ребята первой группы познакомят нас с тем, что узнали.

( Ученик рассказывает.)

- Заполним «схему открытий». Название какой формы земной поверхности нужно вписать?

(Горы)

 

2 группа  ( Холмы)

Что вы узнали о холмах?

 

- Ребята, скажите,  как отличить холм от горы, ведь они состоят  из одинаковых частей?

 

 Главные отличия холма от горы.

1.     Высота холма до 200 метров, а у горы более 200 метров.

 

2.     Запомните, в горах есть выходы скальных пород, на которых ничего не растёт, а холмы всегда имеют почву и покрыты растительностью.

 

Скальные породы – каменные глыбы с острыми выступами.

 

3  группа  ( Равнины)

- Что вы узнали о равнинах?

- Какие бывают равнины?

(Равнины бывают плоские и холмистые. Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения -холмы)

 

4  группа  (Овраги)

- Что вы узнали про форму земной поверхности, как овраг?

 

5  группа  ( Поверхность нашего края)

 

- А сейчас ребята пятой группы расскажут о формах земной поверхности нашего края. ( Оренбургской области).

 

VI. Включение в систему знаний и повторение.

- Для того чтобы проверить как вы усвоили новые знания.

1) работа  в парах;

- Выполните задания на карточках. Работать будете в парах.

 

Соедините стрелками понятия с определениями

ГОРА

неровные участки земной поверхности, которые возвышаются над окружающей местностью

ХОЛМ

это ровный или почти ровный участок
земной поверхности

ОВРАГ

это возвышения на равнине.

РАВНИНА

углубление  с крутым склоном

 

2)

- Следующее задание называется «Исправь ошибку!».

- У вас на партах лежат листы, правильно подпишите части холма и горы.

 Подпишите части холма и горы

https://ds01.infourok.ru/uploads/ex/03f2/00001779-4833b7cc/img20.jpg

- Проверьте с экрана. Оцените себя.

- Молодцы, ребята. Я вижу, что вы усвоили названия форм земной поверхности и имеете о них представление.

 

V. Физминутка

 

3) задание на формирование математической и глобальной компетенций);

Послушайте загадку и скажите, о чём сейчас пойдёт речь?

 

 

От дождей, текущих вод,

Он растёт из года в год.

Он полей равнинных враг.

А зовут его?   (овраг)

1)

- Ребята, представьте себе, что вы фермеры. У вас есть участок, на котором образовался овраг. Он мешает вам полностью использовать ваши земельные угодья.

- Предлагаю вам подумать, как вы сможете вести борьбу с оврагом?

В вашем хозяйстве в  наличии есть трактор, мотоблок, саженцы деревьев.

- Что вы выберете и как используете, чтобы овраг стал меньше.

Дети обсуждают и выбирают из предложенного списка технику или саженцы.

1.    Что возьмёте?

2.    Как будете вести борьбу с оврагом?

Вывод: чтобы вести борьбу с оврагами, нужно использовать экономичный и экологически чистый способы.

- Чтобы была и прибыль, и природе не навредить.

2)

- Ребята, прочитайте задачу и решите её.

 

«Машинное масло, слитое в овраг, попадает в подземные воды, которые поступают в наши дома. Зная, что 1 литр машинного масла может загрязнить воду в 2 плавательных  бассейнах. Посчитайте, в  скольких  плавательных бассейнах загрязнится вода из-за 5 литров машинного масла, если они попадут в подземные воды?»

2+2+2+2+2= 10 (б.)

Ответ: в 10 плавательных бассейнах будет загрязнена вода.

- Мы ещё с вами не изучали тему «Умножение». Эту задачу можно решить умножением.

2 х 5= 10 (б.)

 

-А сейчас откройте, пожалуйста, учебник на странице 80-81, посмотрите фотографии, на которых изображены горы.  Ваши впечатления.

- Что вас порадовало?

-  Что удивило?

(Горы очень высокие, красивые, заманчивые).

- Перед вами лежат листочки с текстом, который называется

 «В горах». Автор Н. Сладков.

- Прочитайте этот текст,  подумайте и скажите,   что хотел сказать Николай Сладков своим рассказом « В горах»?

Николай Сладков «Под снегом»

           Хорошо летом в горах! На зелёных склонах цветы цветут, птицы поют.

Но вдруг из-за серых скал выползли синие тучи и спрятали солнце. И сразу закрылись цветы и умолкли птицы. И всем стало не по себе.

        Темно и страшно. Слышно, как надвигается что-то огромное — с   шипением, свистом! И вот накатилось: сме­шалось всё, заревело, заухало — буря!

        Втиснулся я под скалу. Ветер воет, сверкают мол­нии, грохочет гром и… сыплет снег! Снег в середине лета… Пролетел буран, а вокруг всё белым-бело! И тихо, словно зимой.

       Но только зима эта совсем особая. Везде из-под града и снега видны цветы. Пучки зелё­ной травы распрямляются и сбрасывают снежинки. Ле­то пробивается из-под зимы.

        Скоро тучи рассеялись, и вновь запылало солн­це. Показались лесные ущелья.

- Так что же  хотел сказать Николай Сладков своим рассказом « В горах»?

- Несмотря на всю свою красоту, горы могут быть и опасны.

- И когда вы отправляетесь в горы, нужно быть готовым к любым испытаниям.

-  Да, ребята, горы величественны и прекрасны. Как прекрасны и бескрайние равнины, леса и поля, реки и озёра, моря и океаны. Всё это - окружающая нас природа. Нужно ценить её красоту.

 

VI. Итог урока

- Какие формы земной поверхности вы знаете?

- Что такое равнины?

-Что такое горы?

- Назовите части холма и горы?

-Чем различаются холм и гора?

 

VII. Рефлексия учебной деятельности

Учитель. Ребята, что новое вы открыли сегодня для себя? Какие ставили учебные задачи? Удалось ли их решить?

( Ответы детей.)

- У вас на столе лежат карточки. Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете урок.

 

VIII. Домашнее задание.

1.    Учебник с. 78-81, ответить на вопросы.

2.    Решить кроссворд.

hello_html_5c01b4fe.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

2. Равнины, которые имеют ровную поверхность, это … равнины. 

 4. Возвышенности на равнинах называются…

6. Ровные или почти ровные участки земной поверхности. 

8. Горы, расположенные рядами. 

По вертикали:

1. Равнины, имеющие на поверхности возвышенности.

3. Эти чудо - великаны

Носят каменные кафтаны.

3.    Составить памятку на тему: «Правила поведения в горах».


 

4.   

Открытый урок окружающего мира во 2 классе на тему: «Формы земной поверхности»

Открытый урок окружающего мира во 2 классе на тему: «Формы земной поверхности»

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Методы обучения: частично-поисковый, словесные, наглядные, практические

Методы обучения: частично-поисковый, словесные, наглядные, практические

Чтобы приступить к изучению новой темы, мы проверим, как вы подготовили домашнее задание

Чтобы приступить к изучению новой темы, мы проверим, как вы подготовили домашнее задание

Поверхность не везде ровная. На нашем пути встречаются спуски и подъёмы) -

Поверхность не везде ровная. На нашем пути встречаются спуски и подъёмы) -

А я большим не вышел ростом,

А я большим не вышел ростом,

Первая группа будет работать с текстом на тему: «Горы»

Первая группа будет работать с текстом на тему: «Горы»

Скальные породы – каменные глыбы с острыми выступами

Скальные породы – каменные глыбы с острыми выступами

Проверьте с экрана. Оцените себя

Проверьте с экрана. Оцените себя

Чтобы была и прибыль, и природе не навредить

Чтобы была и прибыль, и природе не навредить

Втиснулся я под скалу. Ветер воет, сверкают мол­нии, грохочет гром и… сыплет снег!

Втиснулся я под скалу. Ветер воет, сверкают мол­нии, грохочет гром и… сыплет снег!

По горизонтали: 2. Равнины, которые имеют ровную поверхность, это … равнины

По горизонтали: 2. Равнины, которые имеют ровную поверхность, это … равнины
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2022