Открытый урок окружающего мира во 2 классе
на тему:
«Формы земной поверхности»
Учитель: Верескунова О.Н.
Тип урока: урок «открытия нового знания».
Цели для учителя: создать условия для формирования представлений о формах земной поверхности, содействовать развитию приёмов умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение; содействовать развитию умений работать в коллективе, осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности; способствовать развитию внимания, памяти, мышления, наблюдательности.
Задача учителя: создать на уроке образовательную среду, организовать коллективно-поисковую деятельность обучающихся.
Планируемые предметные результаты: знать названия форм земной поверхности и иметь о них представление, уметь различать и называть на иллюстрации равнину, холм, овраг, гору, горные хребты; знать сходство и различие холма и горы; уметь дать характеристику поверхности своего края, замечать и ценить красоту природы.
Планируемые метапредметные результаты
Личностные: положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.
Регулятивные: уметь самостоятельно определять и формулировать тему и познавательную цель на уроке, называть учебные задачи для достижения поставленной цели, проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использование знаковых и графических моделей.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, учиться работать в паре, группе, формировать собственное мнение и позицию.
Формы учебной работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: частично-поисковый, словесные, наглядные, практические.
Средства обучения: модели, знаково-символические средства.
Ресурсы:
● компьютер, экран, проектор;
● учебник ( Окружающий мир: учебник / А. А. Плешаков.- М.: Просвещение / учебник, 2021);
● презентация к уроку;
● карточки-помощницы для работы в группах;
● листы для самооценивания.
Педагогические
технологии: проблемное обучение, развивающее обучение, коллективная система
обучения, технология исследования, групповое обучение, здоровьесберегающие
технологии.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «5»!
- Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы пришли на урок.
II. Проверка домашнего задания.
– Чтобы приступить к изучению новой темы, мы проверим, как вы подготовили домашнее задание.
-На прошлом уроке вы получили задание поработать с разными источниками и найти ответы на вопросы по разным темам.
-Приготовьте сигнальные карты и карточки на которых вы записали ответы «Да» « Нет».
-Если у вас на вопрос стоит ответ «Да», то вы показываете зеленый цвет. Если – нет, то показываете красный цвет.
1. Наша Земля плоская, вокруг неё вращается Солнце и другие планеты. ( Нет).
2. Глобус – это уменьшенная модель Земли ( Да).
3. Когда на человека налетает пчела, то она жалит его пять раз и улетает. (Нет).
4. При рождении у ежа нет колючек.( Да).
5. Экватор находится на крайнем севере. ( Нет).
6. Кукушка заботится о своём потомстве. (Нет).
7. Лягушка «мечет» икру. (Да).
8. Компас – это прибор для определения сторон горизонта. ( Да).
9. Наша Земля имеет форму шара, она вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. ( Да).
10. Компас состоит из: магнитной стрелки, корпуса, предохранителя. (Да).
- Поднимите руку, кто правильно ответил на все вопросы?
- В листе самооценки поставьте плюс в столбце «Усвоил».
- Кто допустил ошибку, поставьте минус в столбце «Не усвоил».
- Молодцы, ребята! Мы увидели, что вы готовы открывать новые знания.
III. Актуализация опорных знаний
- Ребята, ответьте на вопрос, по чему люди ходят?
(Люди ходят по земле)
- Наступая на землю ногой, мы не проваливаемся. Значит, мы ходим по земной…..?
(Мы ходим по земной поверхности)
- Правильно. Вспомните свой путь от дома до школы. Везде ли земная поверхность ровная?
(Поверхность не везде ровная. На нашем пути встречаются спуски и подъёмы)
- Да, ребята, земная поверхность не везде ровная. Много на ней неровных участков. Подумайте и скажите, как по-другому можно назвать ровные и неровные участки земной поверхности?
(Ровные и неровные участки можно назвать формами земной поверхности)
( Если ученики затрудняются ответить на вопрос учителя, то учитель называет его сам.)
IV. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
- Правильно. Как, по-вашему, будет звучать тема сегодняшнего урока?
(Формы земной поверхности)
- Ребята, какие же учебные задачи мы поставим перед собой на уроке?
1. Узнаем, какие формы земной поверхности бывают.
2. Узнаем, из каких частей состоят холм и гора.
3. Дадим характеристику земной поверхности нашего края.
4. Определим, где могут пригодиться нам новые знания.
- Ребята, формы земной поверхности имеют разные названия. Некоторые из них вам знакомы. Хотите проверить себя, какие формы поверхности земли вы знаете?
(Да).
- Сейчас я буду читать загадки, вы отгадываете их и соотносите названия форм земной поверхности с изображениями на фотографиях слайда. Одновременно будем заполнять «Схему открытий», начерченную на доске.
- Ребята, как вы думаете, с какой целью мы будем её заполнять?
(Мы определим то, что мы знаем и чего ещё не знаем.)
1. Этот чудо-великан
Носит каменный кафтан.
Белая шапка на макушке
До облаков достаёт верхушкой.( гора)
2. А я большим не вышел ростом,
Нет снега, да не крут и склон,
И называюсь очень просто
Меня все узнают, я - …….( холм).
3. Вокруг-простор и широта,
Конца и края им не видно.
Какая чудная картина,
А называется……(равнина).
4. От дождей, текущих вод
Он растёт из года в год.( овраг)
- Ребята, все «окошечки» в схеме мы заполнили? Почему?
(Не все).
- А почему?
(Не читали об этом, не слышали).
- А можете вы назвать отличительные признаки форм земной поверхности?
( Нет. Не можем. У нас недостаточно знаний.)
Физкультминутка
Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Шею моет, щёчки трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
1, 2, 3, 4, 5 – хомка сильным хочет стать.
V. Открытие нового знания
- Ребята, что нам всегда помогает открывать новые знания?
( Учебник)
- Я вам предлагаю сегодня на уроке открыть новые знания не по учебнику, а по научным текстам, которые лежат перед вами.
- Новый материал вы будете изучать самостоятельно в группах. Каждой группа получит карточку-помощницу с вопросами к тексту.
Первая группа будет работать с текстом на тему: «Горы».
Вторая группа будет работать с текстом на тему: «Равнины».
Третья группа – на тему: «Холмы».
Четвертая группа – на тему: «Овраги».
Пятая группа – на тему: «Поверхность нашего края».
- По окончании работы один ученик из каждой группы возьмёт на себя роль учителя и познакомит нас с тем, что вы узнали.
- Какие правила нужно соблюдать, работая в группе?
( Не кричать, слушать других, уметь договариваться.)
Самостоятельная работа.
-Приступаем к изучению нового материала.
Раскрытие нового материала по группам.
1 группа (ГОРЫ)
- Ребята первой группы познакомят нас с тем, что узнали.
( Ученик рассказывает.)
- Заполним «схему открытий». Название какой формы земной поверхности нужно вписать?
(Горы)
2 группа ( Холмы)
Что вы узнали о холмах?
- Ребята, скажите, как отличить холм от горы, ведь они состоят из одинаковых частей?
Главные отличия холма от горы.
1. Высота холма до 200 метров, а у горы более 200 метров.
2. Запомните, в горах есть выходы скальных пород, на которых ничего не растёт, а холмы всегда имеют почву и покрыты растительностью.
Скальные породы – каменные глыбы с острыми выступами.
3 группа ( Равнины)
- Что вы узнали о равнинах?
- Какие бывают равнины?
(Равнины бывают плоские и холмистые. Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения -холмы)
4 группа (Овраги)
- Что вы узнали про форму земной поверхности, как овраг?
5 группа ( Поверхность нашего края)
- А сейчас ребята пятой группы расскажут о формах земной поверхности нашего края. ( Оренбургской области).
VI. Включение в систему знаний и повторение.
- Для того чтобы проверить как вы усвоили новые знания.
1) работа в парах;
- Выполните задания на карточках. Работать будете в парах.
Соедините стрелками понятия с определениями
ГОРА |
неровные участки земной поверхности, которые возвышаются над окружающей местностью |
ХОЛМ |
это
ровный или почти ровный участок |
ОВРАГ |
это возвышения на равнине. |
РАВНИНА |
углубление с крутым склоном |
2)
- Следующее задание называется «Исправь ошибку!».
- У вас на партах лежат листы, правильно подпишите части холма и горы.
Подпишите части холма и горы
- Проверьте с экрана. Оцените себя.
- Молодцы, ребята. Я вижу, что вы усвоили названия форм земной поверхности и имеете о них представление.
V. Физминутка
3) задание на формирование математической и глобальной компетенций);
Послушайте загадку и скажите, о чём сейчас пойдёт речь?
От дождей, текущих вод,
Он растёт из года в год.
Он полей равнинных враг.
А зовут его? (овраг)
1)
- Ребята, представьте себе, что вы фермеры. У вас есть участок, на котором образовался овраг. Он мешает вам полностью использовать ваши земельные угодья.
- Предлагаю вам подумать, как вы сможете вести борьбу с оврагом?
В вашем хозяйстве в наличии есть трактор, мотоблок, саженцы деревьев.
- Что вы выберете и как используете, чтобы овраг стал меньше.
Дети обсуждают и выбирают из предложенного списка технику или саженцы.
1. Что возьмёте?
2. Как будете вести борьбу с оврагом?
Вывод: чтобы вести борьбу с оврагами, нужно использовать экономичный и экологически чистый способы.
- Чтобы была и прибыль, и природе не навредить.
2)
- Ребята, прочитайте задачу и решите её.
«Машинное масло, слитое в овраг, попадает в подземные воды, которые поступают в наши дома. Зная, что 1 литр машинного масла может загрязнить воду в 2 плавательных бассейнах. Посчитайте, в скольких плавательных бассейнах загрязнится вода из-за 5 литров машинного масла, если они попадут в подземные воды?»
2+2+2+2+2= 10 (б.)
Ответ: в 10 плавательных бассейнах будет загрязнена вода.
- Мы ещё с вами не изучали тему «Умножение». Эту задачу можно решить умножением.
2 х 5= 10 (б.)
-А сейчас откройте, пожалуйста, учебник на странице 80-81, посмотрите фотографии, на которых изображены горы. Ваши впечатления.
- Что вас порадовало?
- Что удивило?
(Горы очень высокие, красивые, заманчивые).
- Перед вами лежат листочки с текстом, который называется
«В горах». Автор Н. Сладков.
- Прочитайте этот текст, подумайте и скажите, что хотел сказать Николай Сладков своим рассказом « В горах»?
Николай Сладков «Под снегом»
Хорошо летом в горах! На зелёных склонах цветы цветут, птицы поют.
Но вдруг из-за серых скал выползли синие тучи и спрятали солнце. И сразу закрылись цветы и умолкли птицы. И всем стало не по себе.
Темно и страшно. Слышно, как надвигается что-то огромное — с шипением, свистом! И вот накатилось: смешалось всё, заревело, заухало — буря!
Втиснулся я под скалу. Ветер воет, сверкают молнии, грохочет гром и… сыплет снег! Снег в середине лета… Пролетел буран, а вокруг всё белым-бело! И тихо, словно зимой.
Но только зима эта совсем особая. Везде из-под града и снега видны цветы. Пучки зелёной травы распрямляются и сбрасывают снежинки. Лето пробивается из-под зимы.
Скоро тучи рассеялись, и вновь запылало солнце. Показались лесные ущелья.
- Так что же хотел сказать Николай Сладков своим рассказом « В горах»?
- Несмотря на всю свою красоту, горы могут быть и опасны.
- И когда вы отправляетесь в горы, нужно быть готовым к любым испытаниям.
- Да, ребята, горы величественны и прекрасны. Как прекрасны и бескрайние равнины, леса и поля, реки и озёра, моря и океаны. Всё это - окружающая нас природа. Нужно ценить её красоту.
VI. Итог урока
- Какие формы земной поверхности вы знаете?
- Что такое равнины?
-Что такое горы?
- Назовите части холма и горы?
-Чем различаются холм и гора?
VII. Рефлексия учебной деятельности
Учитель. Ребята, что новое вы открыли сегодня для себя? Какие ставили учебные задачи? Удалось ли их решить?
( Ответы детей.)
- У вас на столе лежат карточки. Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете урок.
VIII. Домашнее задание.
1. Учебник с. 78-81, ответить на вопросы.
2. Решить кроссворд.
По горизонтали:
2. Равнины, которые имеют ровную поверхность, это … равнины.
4. Возвышенности на равнинах называются…
6. Ровные или почти ровные участки земной поверхности.
8. Горы, расположенные рядами.
По вертикали:
1. Равнины, имеющие на поверхности возвышенности.
3. Эти чудо - великаны
Носят каменные кафтаны.
3. Составить памятку на тему: «Правила поведения в горах».
4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.