Тема урока.Состав слова
Цели урока:
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Целеполагание и мотивация
– Мы сегодня подведем итоги работы по теме «состав слова»,
повторим разбор слова по составу. Вспомним и закрепим правила правописания
частей слова. Если мы не будем лениться, а дружно трудиться, то достигнем
цели нашего урока!
– Для чего нам всем нужно знать состав слова? (Чтобы
не делать ошибок в разных частях слова, быть грамотным и образованным.)
Работа в тетрадях (число, название урока)
3. Повторение и обобщение материала
– Начинаем с самой главной части слова. Какой? Что вы знаете о корне? (Дети рассказывают правило) .
Беседа, беседушка.
– Что одинакового в этих словах? (Общая часть родственных
слов - корень)
– Придумайте однородные слова к словарному слову беседа.
– Как пишутся корни в однокоренных словах?
Беседа, беседушка, беседка, беседую.
– Запишите, выделите корень в этих словах, придумайте предложение со словом беседа.
Вывод: в группе однокоренных слов корень пишется одинаково.
– Найдите однокоренные слова: лев, тигр, лисица,
лисенок, котенок, лис.
– Почему вы считаете их однокоренными? Выделите корень в однокоренных
словах?
– Исключи лишнее слово в ряду однокоренных слов. Какое слово лишнее, почему?
Проход, проеду, перееду, въеду, поездка.
Вывод: корень значимая часть слова, в нем заключено основное значение, он пишется одинаково у всех однокоренных слов. Оценивание работы учащихся.
– Какие правила правописания в корне слова вы знаете? (Правило о безударной гласной в корне слова)
Игра «Проверяй-ка » (устно говорят проверочные слова)
Лесник, беседа, верблюд, север, грибы, рябина, садовник.
Вывод: для проверки безударной гласной в корне слова, надо подобрать проверочное слово, чтобы гласная стояла под ударением. Если слово проверить нельзя, запомни, как оно пишется. )
– И еще одна орфограмма часто встречается в корне слова. (Правило о звонких и глухих согласных в корне слова).
Игра «Узнай меня)1 группа учащихся: Зу..ки – зу..ы, сторо..ка – сторо..у, тетра..ка – тетра..и, гла..ки – гла..а.: Зу.. – зубы, тетра..ь – тетради, гла.. – глаза
Вывод: парные звонкие и глухие согласные в корне пишутся одинаково, согласные в корне надо проверять, изменив слово, чтобы после согласной стояла гласная буква. Оценивание работы учащихся.
Физкультминутка
– Приставка? Где она стоит, для чего нужна, как её
выделяют
– Приведите примеры слов с приставкой. Запишите их. (Например: приезд, отъезд,
замазка и т.д.)
– Какая часть слова еще служит для образования новых слов? Где
стоит суффикс?
Игра «Угадай слово по его схеме»
…ок, …ок, ….ышко.
– С помощью, каких частей слова образовываются новые слова?
Вывод: с помощью приставок и суффиксов образуются новые слова. Приставка стоит перед корнем, а суффикс за корнем. Оценивание работы учащихся.
– Измени слова так, чтобы получился красивый рассказ..
Метель спрятала лесные (дорожка). Поскрипывает под (нога) снежок. Деревья застыли в зимнем (сон).
– Что мы изменили?
– Для него нужны окончания?
Вывод: окончания нужны для связи слов в предложении.
– Из каких частей может состоять слово? Запиши слово
Каждый ученик разбирает по одному слову1 ряд: Загадка, лодка, посадка, грибок, снежок.2 ряд: Ветерок, тетрадка, зимушка, побег, постройка
4. Итог урока
– На какие правила учились писать слова?
– Для чего нужно знать эти правила?
Выставление отметок.
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.