«Oрганизация урока письма и развития речи с использованием приемов здоровье сберегающих технологий».
Мишина Светлана Николаевна,
учитель письма и развития речи ,
КОУ ОО «Болховская общеобразователь
ная школа-интернат для обучающихся с
ОВЗ.»
«Забота о здоровье – важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит его духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» В.А. Сухомлинский
Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание условий, содействующих развитию детей.
С сеpедины XIX века многие врачи отметили значительное распространение среди школьников некоторых заболеваний и патологических состояний. Установили большой процент нарушения зрения, искривлений позвоночника, расстройств пищеварения, нервных недугов. Была определена и причинная связь этих заболеваний учащихся с неудовлетворительной организацией процесса обучения и условиями быта.
В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.
Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения отвечающего педагогическому принципу: «Не навреди!»- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровье сберегающая технология – это:
· Условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
· Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
· Соответствие учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка;
· Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Детям даётся много знаний, понятий, они сильно утомляются, не могут высидеть положенное время и, как результат, недостаточное осознание изученного, переутомление, психическое возбуждение, нередко головокружение и нарушение общего самочувствия ребёнка. Резко снижается работоспособность, отмечается своеобразные нарушения внимания: слабость концентрации, повышенная отвлекаемость. Нередко нарушается память. Дети становятся двигательно - расторможенными, неусидчивыми или вялыми.
Технология, которая поможет детям развиваться, и достичь положительных результатов, является здоровьесберегающей.
Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна являться главным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.
В своей педагогической деятельности я стремлюсь включить школьников в различные виды двигательной, интеллектуальной, эмоциональной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, создать условия для их творческого самовыражения. Для этого использую программы и методики формирования у детей ценностей ЗОЖ, применяю различные способы укрепления здоровья (дыхательную, коррегирующую гимнастику, элементы психотерапии и др.).
Это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (профилактическим методикам – оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, и др.). Привитие детям элементарных навыков гигиены (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.); через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен. Соблюдение санитарно гигиенических норм- проветривания, влажной уборки, ароматерапии.
Основной формой обучения школьников остается урок. Чтобы урок был эффективным с точки зрения сохранения здоровья школьников, необходимо обратить внимание на следующие его стороны:
1.Гигиенические условия в классе.
2.Кол-во видов учебной деятельности, используемых учителем (нормой считается 4–7 видов за урок).
3.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности (ориентировочная норма: 7–10 минут).
4.Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов,.
5.Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
6.Физкультминутки, а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у обучающихся желания их выполнять.
7. Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
8.Благоприятный психологический климат на уроке.
Таким образом, для сохранения здоровья школьников с ОВЗ в коррекционно-педагогическом процессе необходима реализация принципов, форм и методов здоровьесберегающего обучения и воспитания.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в обучении детей с ОВЗ.
Здоровьесберегающие технологии важны для любого учителя, поэтому необходимо уделять внимание данной проблеме. Необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время каждого задания. Во избежание усталости учащихся нужно чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Виды современных здоровьесберегающих технологий, подходящих для применения в обычных условиях классной комнаты, применяемых в процессе обучения детей:
Физминутки .
Дыхательная гимнастика.
Динамические паузы.
Релаксация.
Логопедическая ритмика.
Артикулляционная гимнастика
Сказкотерапия.
Использование элементов театрализации.
Самомассаж
Пальчиковая гимнастика.
Гимнастика для глаз.
Музыкотерапия.
Таким образом, в результате использования мною приемов здоровьесберегающих технологий на уроках письма повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
- формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
-развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.
Коррекционная работа направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует усвоению школьных программ по русскому языку и чтению.
Естественно, что на каждом уроке невозможно применять интерактивные, игровые технологии. Больше улыбайтесь на уроках– так вы сохраните здоровье и себе и вашим ученикам. Дети – это чудо природы. Работа с ними – это радость, счастье, открытие нового. Очень важно заложить ростки будущих побед, успехов, открытий. Это может лишь учитель духовно, эмоционально и физически здоровый.
В заключении хочется сказать: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
В ходе всей деятельности в направлении здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы я вижу определённые положительные результаты. Они выражаются в результатах успеваемости уч-ся.
Я планирую продолжать целенаправленную работу по сохранению здоровья детей в последующие годы.
Список литературы:
1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-П б., Тритон, 1997.
2. Баранов М.Т. Обучение русскому языку в 5-6 классах: Методические указания к учебнику. М., Просвещение, 1982.
3. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1994.
4. Никитенко Г. Ю. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, № 6. 1991.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
7. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе, №2, 2005.
8. Ткачук М. Влияние положительных эмоций на здоровье школьников. Воспитание школьников. – № 9, 2007.
9. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. Педагогический поиск. – М.,1989.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.