Дата |
|
|
Завуч по УР |
Класс |
9а |
9б |
____________Р.С-С.Алиханова |
Тема урока. Систематика и эволюция.
Цель урока: познакомить учащихся с наукой систематикой, основными таксономическими единицами классификации животных и растений.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с основными таксономическими единицами классификации животных и растений.
Развивающие: познакомиться с принципами классификации живых организмов; продолжить формирование умений обсуждать проблему, систематизировать, строить схемы современной классификации.
Воспитательные: сформированные чувства бережного и ответственного отношения к животным.
Базовые понятия и термины: классификация, систематика, таксоны.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I.Организационный этап
1. Приветствие
2.Проверка присутствия учащихся на уроке
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Обсуждение вопроса.
Проблема, которую нам нужно будет решить, звучит так – Почему многообразие современного органического мира является результатом биологической эволюции? Что изучает систематика?
Длительная, охватывающая период в несколько миллиардов лет эволюция когда-то появившихся на Земле примитивных живых организмов через смену одних групп другими привела к современному разнообразию органического мира. Разнообразие жизни на Земле с трудом поддается описанию. Полагают, что сейчас на нашей планете обитает свыше 10 млн. видов живых организмов и не менее 500 млн. видов вымерло в былые геологические эпохи. Нет, и никогда, не будет человека, который знал бы все эти виды. Тем более возникает необходимость в системе живой природы, руководствуясь которой мы могли бы найти место любого организма, который нас заинтересовал, будь то бактерия, вызывающая болезнь, новый гриб, жук или клещ, птица или рыба. Эту необходимость естествоиспытатели поняли давно, когда началась эпоха Великих географических открытий.
– К чему в итоге привел эволюционный процесс?
Итак, в конце XVII в. – начале XVIII в. в биологической науке накапливается огромный фактический описательный материал.
«Ариаднина нить ботаники – система, без которой в ботанике хаос, – писал К. Линней в «Философии ботаники». – Система – вот нить, ухватившись за которую можно благополучно выбраться из пестроты фактов».
Тема урока «Систематика и эволюция».
Объяснения учителя с элементами беседы
На Земле существует около 2 млн. видов животных. Распространены они по всему земному шару. Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни. Их надо размещать по группам, иначе в таком разнообразии трудно разобраться. Изучением многообразия животных занимается систематика. Главная ее задача - это распределение животных по группам, то есть их классификация. Основная единица классификации - это вид животных.
Существуют два типа классификации – естественная и искусственная.
Основоположник систематики – К. Линней.
К. Линней старался систематизировать все.
Описания растений и животных отличались сложностью и противоречивостью. Каждый
вид растений и животных в разных странах назывался по-разному и даже в одной
стране имел нескольку названий . Это приводило к ошибкам и
вызывало споры.
Линней взял за основу систематики растений тычинки и пестики – такие мелкие
части цветка, на которые натуралисты и внимания не обращали.
На самом деле пестик и тычинка – главные части цветка. Они участвуют в
образовании плодов и семян.
Учитель (ученики записывают в
тетради). Линней разбил все растения по числу и строению тычинок на 24
класса, классы разделил на отряды, отряды – на роды, роды – на виды.
Под видом он понимал группы организмов, происходящих от общих
предков и дающих при скрещивании плодовитое потомство.
Каждому растению Линней дал видовое и родовое название на латинском языке.
Такой способ обозначения растений двумя словами называется бинарной (двойной)
номенклатурой. Попытка применить бинарную номенклатуру была сделана еще за 100
лет до Линнея (К. Баугин), но Линней первым применил её широко и прочно
закрепил в науке.
Из двух слов одно – существительное – обозначает род, а второе (чаще всего
прилагательное) – название вида.
Например, Лютик едкий и Лютик золотистый, Клевер
красный и Клевер ползучий, Пшеница твердая и Пшеница
мягкая. Здесь Лютик, Клевер, Пшеница – названия родов,
а золотистый, едкий, красный, ползучий, твердая, мягкая – названия
видов.
Раньше шиповник назывался «обыкновенной лесной розой с «новым душистым цветком»
– по Линнею он стал Розой лесной. Линней подсчитал, что из шести
прилагательных и трех существительных, то есть из девяти слов, можно составить
названия для 100 видов.
И если раньше, по словам современников, пользоваться видовыми названиями
представляло «величайшее затруднение для памяти, языка и пера», то новая
система была практичной, удобной и удивительным образом облегчила занятия
наукой. Благодаря системе Линнея за несколько десятилетий число известных видов
растений увеличилось от 7 000 до 100 000.
Сам Линней знал и описал около 10000 видов растений и свыше 4200 видов
животных.
Линней провел реформу языка ботаники. Он впервые предложил такие названия
частей цветка, как венчик, пыльник, нектарник, завязь, рыльце, тычиночная
нить, цветоложе, цветоножка, околоцветник. Линней ввел в ботанику около 100
новых терминов.
Но система Линнея, непревзойденная по своей простоте и изяществу, была все-таки
искусственной: она помогала распознавать растения, но не раскрывала их
родственных связей.
Линней и сам понимал искусственность своей системы, но считал, что такая
система, которая учит распознавать растения, необходима, пока нет естественной.
Правда, Линней понимал под естественной системой такую, которая отражала бы
порядок природы, установленный «Творцом», а не исторический процесс развития
организмов, как это понимается сейчас.
Так как классификацией занимались сотни систематиков, работающих как на одних и тех же, так и на разных материалах, возникла необходимость установить определенные правила и терминологию.
Самые группы (таксоны), на которые делят в настоящее время царство животных, называют типами. Каждый тип делят последовательно на классы, отряды, семейства, роды и виды (иногда выделяют и промежуточные категории, например подтипы, надсемейства и т.п.). По мере перехода от высшей к низшей иерархической группе степень родства между животными, входящими в один таксон увеличивается. В пределах одного вида все животные очень сходны по признакам и при скрещивании дают плодовитое потомство.
РОД — основная надвидовая таксономическая категория (ранг) в биологической систематике. Объединяет близкие по происхождению виды. Напр., разные виды кошек (дикая, камышовая, бенгальская и др.) составляют род кошек; виды сосен (обыкновенная, сибирская и др.) — род сосен. Близкие роды объединяют в семейство.
СЕМЕЙСТВО — таксономическая категория . В семейство (иногда сначала в подсемейство) объединяют близкие роды. Напр., семейство беличьих включает роды: белки, сурки, суслики и др.; семейство сосновых образуют роды: сосна, ель, пихта и др. В одних семействах до 1000 родов, в других — немного или только 1 род. Близкие семейства объединяют в отряд (в систематике животных) или в порядок (в систематике растений), иногда сначала в надсемейство.
ОТРЯД — таксономическая категория в систематике животных. В отряды (иногда сначала в подотряд) объединяют родственные семейства. Напр., семейства волчьи, енотовые, куньи, кошачьи и др. образуют отряд хищных. Близкие отряды составляют класс, иногда сначала надотряд. В систематике растений отряду соответствует порядок.
ПОРЯДОК - в систематике растений и бактерий. В порядок объединяют родственные семейства. Близкие порядки образуют класс. В систематике животных порядку соответствует отряд.
КЛАСС (от лат. classis — разряд, группа), одна из высших таксономических категорий (рангов) в систематике животных и растений. В классы (иногда — сначала в подклассы) объединяют родственные отряды (животных) или порядки (растений). Напр., отряды грызунов, насекомоядных, хищных и т. д. составляют класс млекопитающих. Классы, имеющие общий план строения и общих предков, образуют типы (животных) или отделы (растений).
ТИП — таксономическая категория в систематике животных. В типы (иногда сначала в подтип) объединяют близкие по происхождению классы. Напр., типы хордовых включают классы земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих и др. Все представители одного типа имеют единый план строения. Типы отражают основные ветви филогенетического древа животных. Всех животных обычно относят к 16 типам (по мнению разных ученых, типов от 13 до 33). Все типы животных объединяются в царство животных. В систематике растений типу соответствует отдел.
ОТДЕЛ — таксономическая категория в систематике растений. В отделы (иногда сначала в подотдел) объединяют близкие по происхождению классы. Напр., классы двудольных и однодольных образуют отдел цветковых. Всего в систематике растений выделяют от 14 до 20 отделов.
ЦАРСТВО — высшая таксономическая категория . Со времен Аристотеля весь органический мир подразделяли на два царства: растения и животные. В современной системе органического мира чаще принимают 4-5 царств: бактерии (в т. ч. цианобактерии, или сине-зеленые водоросли), грибы, растения и животные; иногда выделяют еще царство архебактерий. В биогеографии царство — высшая категория флористического и фаунистического районирования.
Международный язык систематики – латинский. Например: Человек разумный (Homo sapiens),
Лягушка леопардовая (Rana pipiens).
Проблемный вопрос: Какую особенность можно отметить и в русском и в латинском варианте названий?
В приведенной ниже таблице такая система классификации проиллюстрирована примерами:
Царство |
Животные |
Животные |
Животные |
Животные |
Тип |
Хордовые |
Хордовые |
Хордовые |
Хордовые |
Подтип |
Позвоночные |
Позвоночные |
Позвоночные |
Позвоночные |
Класс |
Костные рыбы |
Земноводные |
Млекопитающие |
Млекопитающие |
Отряд |
Сельдеобразные |
Бесхвостые |
Хищные |
Приматы |
Семейство |
Лососевые |
Лягушковые |
Кошачьи |
Гоминиды |
Род |
Форели |
Настоящие лягушки |
Кошки |
Люди |
Вид |
Форель ручьевая |
Лягушка леопардовая |
Кошка домашняя |
Человек разумный |
Научное название |
Salmo trutta |
Rana pipiens |
Felis catus |
Homo sapiens |
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
Ответить на вопросы в конце параграфа стр. 73
1. Определите количество а) особей, б) видов и в) родов животных, перечисленных в данном списке:
2. Биологическая задача.
Известный систематик Карл Линней разделил все растения на 24 класса по числу тычинок и характеру пестиков в цветках. Последний 24 класс он назвал «тайнобрачные растения». К нему были отнесены мхи и папоротники. Объясните, почему эта группа растений была названа тайнобрачной? Какие ошибки были допущены Линнеем в классификации?
VI. Подведение итогов урока
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
VII. Домашнее задание параграф 27
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.