Дата |
|
|
Завуч по УР |
Класс |
5а |
5в |
____________З.И.Яндиева |
Тема урока: «Сообщество живых организмов»
Задачи урока:
- обучающие
создать условия, которые позволят учащимся, познакомившись с новым материалом:
· объяснять сущность понятия «пищевая цепь»;
· объяснять роль различных организмов в круговороте веществ, называть элементы круговорота веществ;
· объяснять сущность понятий: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество»;
· различать и характеризовать разные природные сообщества;
· объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе;
· характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей;
-развивающие
· продолжить формировать умение учащихся анализировать рисунки учебника, делать выводы;
· развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;
-воспитательные
· воспитание интереса к предмету;
· воспитание культуры в организации учебного труда;
· воспитание бережного отношения к природе.
ХОД УРОКА
Организационный момент
I. Мотивация к учебной деятельности. (2мин.)
1. Изучение нового материала.
Природное сообщество - это единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.
- Что называют круговоротом веществ в природе? Круг движения веществ из неживой природы через цепь живых организмов в неживую природу называют круговоротом веществ в природе. - Какие организмы относят к «производителям», «потребителям», «разлагателям»? Практическая работа.
-Ребята, давайте вспомним, какие места обитания живых организмов вам известны?
-Какое значение имеет свет в жизни наземных растений и животных?
-Как приспособлены организмы к жизни в различных средах?
Учитель формулирует проблемный вопрос: Могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды? (ответы обучающихся)
Обучающиеся, с помощью учителя формулируют тему и цель урока.
-Ребята, а чтобы достичь цель урока, что нам необходимо сделать? (наметить план урока)
-Какие факторы природы влияют на растения?
-Основные группы экологических факторов?
- Какие факторы выходят на первое место по уровню влияния на растения?
Таким образом давайте сделаем вывод…
Совокупность видов растений, животных, грибов бактерий, приспособленных к совместному существованию на одной территории составляют природное сообщество. (запись в рабочий лист)
- Какое влияние оказывают животные на растения? (параграф 10, пункт 1)
- Какое влияние оказывают микроорганизмы и грибы на растения?
Т.е. в пределах одного сообщества различают сообщество растения, животных, грибов и бактерий.
-Сформулируйте определение растительного сообщества?(параграф 10, пункт 2)
Растительное сообщество-совокупность растений разных видов, которые живут совместно, оказывают влияние друг на друга и на среду обитания.
Растительное сообщество
Естественные Искусственные
-Используя, параграф 10, пункт 2 сформулируйте понятие «жизненные формы растений», и приведите их примеры.
Жизненные формы растений-это растения со сходным внешним видом надземных и подземных частей.
-А как вы думаете, что такое видовой состав?
Видовой состав-набор видов, характерных для сообщества.
В любом растительном сообществе есть виды-строители. Что это за виды? Найдите в учебнике.
Чем отличаются естественные сообщества от искусственных?
Сформулируйте и запишите определение понятий.
1. Природное сообщество - это……
2. Пищевая цепь - это….
3. Круговорот веществ в природе - это….
Составьте пищевые цепи степи, леса и озера, в которые входят: дуб, щука, белка, карась, личинки комара, соболь, пырей, мышь - полёвка, степной орёл. Выбрать нужные слова и построить пищевую цепь.
IV. Закрепление нового материала. (12мин.) Цель: Проговаривание и закрепление нового знания, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся, обеспечение их коррекции.
Тест «ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА»
1.К каким живым организмам можно отнести тополь серебристый?
а) потребители б) производители в) разлагатели
2.К каким живым организмам относится волк?
а) потребители б) производители в) разлагатели
3.К каким живым организмам можно отнести дождевого червя?
а) потребители б) производители в) разлагатели
4. Что используют для своего питания производители?
а) органические и минеральные вещества б) неорганические вещества и энергию света
в) только органические вещества
5.Что образуется в результате деятельности разлагателей?
а) углекислый газ, вода и минеральные соли б) глюкоза, крахмал, сахар
в) вода, минеральные соли и глюкоза
6. Что используют для своего питания потребители?
а) органические и минеральные вещества б) неорганические вещества и энергию света
в) только органические вещества
7. Какой живой организм пропущен в цепи питания?
Пшеница - мышь - ………………- почвенные бактерии
а) одуванчик б) воробей в) лисица г) гриб
VIII. Задание домой.
Записывают домашнее задание.
Домашнее задание записывает на доске.
Выучить материал параграфа 10 учебника.
Составить на тему «Природные сообщества моего города»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.