Тема урока: «Сортировка информации в базе данных»
Класс: 9
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
создание условий для
формирования понятий о БД и навыков работы с СУБД.
Задачи урока:
1. Образовательные:
· Познакомить с понятиями "сортировка информации, ключ сортировки,";
· рассмотреть виды сортировок;
· познакомить с алгоритмом простой и вложенной сортировоки;
·
научиться выполнять
простую и вложенную сортировку записей в БД;
2. Развивающие:
· учиться высказывать предположения, обобщать, выделять главное, делать выводы;
· учиться соотносить цели и результаты своей деятельности;
· развивать навыки самоанализа, самоконтроля; учиться определять степень успешности;
3. Воспитательные:
· воспитывать чувство ответственности, аккуратность.
Оборудование и материалы:
· мультимедийная презентация, экран, проектор;
· компьютеры с установленной СУБД Base ;
· заранее заготовленная и записанная на всех компьютерах база данных "Видеотека" ;
· дидактический материал с алгоритмом выполнения практической работы;
· раздаточный материал «Кроссворд» .
· Оценочный лист учащегося
Структура урока:
1. Организационный момент - 1 мин
2. Актуализация знаний учащихся (проверка домашнего задания) – 10 мин
3. Изучение нового материала 15 мин
4. Практическая работа на закрепление нового материала - 10 мин
5. Домашнее задание - 1 мин
6. Подведение итогов (рефлексия) - 3 мин.
Ход урока
1. Организационный момент – 1 мин
Здравствуйте, ребята! Я предлагаю вам сегодня примерить на себя роль учителя и самим оценить свою работу на каждом этапе урока. Для этого я приготовила для вас вот такие оценочные листы(белые листочки на ваших партах). Изучите их пожалуйста. Свою работу вам предлагается оценить по четырех балльной системе(от 5 до 2 баллов), критерии оценок вы видите в таблице, причем для каждого этапа урока они свои. Ваша самооценка за урок – это среднеарифметическое оценок за все этапы урока, а итоговая оценка - это среднее арифметическое вашей самооценки и оценки учителя.
2. Актуализация знаний учащихся (проверка домашнего задания) – 10 мин
Ребята, скажите, какую тему мы изучали на прошлых наших уроках?(БД,СУБД).
Слайд 1
Хорошо, а в качестве домашнего задания вам
надо было подвести некоторые итоги нашей с вами работы на прошлых уроках и
ответить письменно в рабочих тетрадях на вопрос «Чему я научилась или научился
в процессе изучения темы БД и СУБД».
Результат выполнения у вас в тетради. Прошу их озвучить.
Ожидаемый ответ обучаемого: На прошлых занятиях мы научились:
1. создавать, заполнять и редактировать БД;
2. работать с таблицей БД;
3. создавать простые запросы;
4. записывать простые логические выражения;
5. создавать сложные запросы;
6. записывать сложные логические выражения;
Слайд № 2
Спасибо, ребята! А теперь сравните свои записи с ожидаемыми ответами на экране
и оцените себя в соответствиями с указанными критериями. Это строка № 1
<Учитель выводит на экран ожидаемый результат. Обучаемые заполняют оценочный лист - выполняют самооценку.>
А теперь я предлагаю вам проверить свои знания по изучаемой теме с помощью Кроссворда, разгадывая который, вы узнаете тему сегодняшнего урока. Работать будем в парах. (3-4 мин).
<Дети работают. Затем учитель выводит на экран заполненный кроссворд >.
Проверьте свою работу (вписывать ответы уже нельзя) и оцените себя в листе самооценки в соответствии с указанными критериями. Строка № 2
Слайд № 3
Посмотрите внимательно на кроссворд и сформулируйте тему нашего урока.
(Сортировка информации в БД)
Слайд № 4
Эпиграфом к уроку я взяла слова Александра Анатольевича Стекольникова:
"Наш мир - не случайность, не хаос, -
Есть система во всем:"
Слайд № 5
Вновь обращаю ваше внимание на слайд, на котором систематизирующая таблица по теме «БД. СУБД», определите место сегодняшней урока во всей теме «БД. СУБД», и попробуйте сформулировать для себя задачи нашего урока, начав их со слов…
Слайд № 6
Сравните ваши сформулированные задачи с ожидаемыми и оцените себя в строке № 3
Слайд № 7 Я добавлю к данным задачам ещё одну. Прочитайте
Ребята! Прошу ваше внимание на экран.
Слайд № 8
1. Что вы видите? (две табличные БД)
2. Это разные БД?(нет. Одна и та же)
3. А чем они отличаются. Обратите внимание на поле «Влажность»(в первой таблице данные поля «Влажность» располагаются беспорядочно, а во второй в определённой последовательности)
4. Как по-другому можно назвать действия, которые произвели над данными поля «Влажность»? (Их отсортировали, упорядочили)
5. Скажите с какой таблицей вам было легче работать если вы выполняли задания касающиеся в данном случае влажности воздуха
Совершенно верно. Теперь попытайтесь самостоятельно дать определение понятию сортировка
Сортировка - это упорядочение записей по значениям одного или нескольких полей.
Слайд № 9
Найдите определение сортировки в учебнике(стр 86), прочитайте, сравните с тем что вы дали.
5. Для чего нужна сортировка?
(Ожидаемый ответ: Сортировка необходима, чтобы отсортировать данные в
определенном порядке).
6. В каком порядке выстраиваются данные? (ожидаемый ответ: по возрастанию или убыванию)
Т.о. сортировка бывает по возрастанию и по убыванию
В тетрадях от сортировки две стрелки и с доски
Как мы видим из определения сортировка производиться по данным определенного поля. Давайте вспомним, какие типы полей у нас могут быть?(числовой, текстовый, время, дата, )
Итак, я предлагаю вам самостоятельно сформулировать правила, по которым производиться сортировка для различных типов данных.
<работа с БД «Видеотека»>
1. (текстовый)В каком порядке выстраиваются текстовые данные при сортировке по возрастанию? (ожидаемый ответ: от А до Я) По убыванию? (ожидаемый ответ: от Я до А). В каком порядке выстраиваются числовые данные при сортировке по возрастанию? (ожидаемый ответ: от меньшего к большему). По убыванию? (ожидаемый ответ: от большего к меньшему)
2. Числовой(от большего к меньшему- по убыванию, от меньшего к большему – по возрастанию)
3. Дата/время(в хронологической последовательности)
Совершенно правильно вы сформулировали эти правила.
Слайд № 10
А сейчас я предлагаю вам поработать с учебником и найти ответ на вопрос «Что называется ключом сортировки?»(стр 87)
(Ключ сортировки – поле, по значению которого производится сортировка)
Слайд № 11
Молодцы! Оцените себя в листе самооценки строка № 4
Если сортировка производится по одному ключу, её называют простой и ключ соответственно простым.
Очень часто приходится встречаться с таблицами, в которых записи отсортированы по значениям сразу нескольких полей и тогда ключ сортировки уже будет называться составным, а сортировка вложенной. Внимание на экран.
Слайд № 12
Слайд № 13
В каких случаях применяется вложенная
сортировка?
(Ожидаемый ответ: Вложенная сортировка применяется тогда, когда необходимо
отсортировать данные, которые содержат одинаковые значения).
Существует два способа организации сортировки данных
1-й способ в режиме "Таблица":
2-й способ в режиме "Запросы" (создаётся запрос, в котором устанавливается необходимая сортировка):
Предлагаю вам самостоятельно изучить алгоритм простой сортировки в режиме «таблица» и вложенной сортировки в режиме «запросы» и выполнить практическую работу «Сортировка информации в базе данных», цель которой научиться осуществлять в СУБД OpenOffice.org Base сортировку данных по одному полю и вложенную сортировку по нескольким полям.
4. Практическая работа на закрепление нового материала.
Перед выполнением практической работы учитель:
· раздаёт учащимся дидактический материал с алгоритмом выполнения практической работы<Приложение2>;
· озвучивает задание и указывает местоположение файла БД для выполнения работы (Например: Документы \ 9 кл \ Видеотека.odb);
· акцентирует внимание учащихся на конечном результате (задача учащихся выполнить сортировку с тестируемой БД "Видеотека" и по дополнительной задаче провести сортировку данных в собственной БД «klass.odb», самим сформулировав задание);
<Во время практической работы учитель индивидуально принимает результаты выполненных заданий и консультирует тех, кому требуется помощь.>
Если учащиеся быстро выполнили задания 1и 2 практической работы, тогда они выполняют задание 3.
Садимся на места. Оцените себя по выполнению практической работы. Это строка № 5.
5. Домашнее задание.
Ребята, просмотрите страницы 86-88 учебника и скажите, все ли вопросы новой темы мы с вами рассмотрели на уроке? (Нет. Команду выборки для простой и вложенной сортировки не рассмотрели)
Запишите Д/з: п.15 стр 86-88 ответить на вопрос «Чем отличается команда выборки для простой и вложенной сортировки?»
6. Оценка работы и подведение итогов.
А теперь давайте подведем итоги нашего урока, а для этого выполним задания 1 и 2 в конце вашего оценочного листа (продолжить фразу)
Сегодня на уроке я узнал(а)
Сегодня на уроке я научился(ась)
Сравните ваши записи с теми задачами, которые вы ставили в начале урока и выберите один из вариантов ответа (а,б,в или г) третьего задания в конце вашего оценочного листа
Сегодня, ребята, вы хорошо поработали. Мы много успели сделать. На этом наш урок закончен, до свидания.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.