Тема урока: «В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».
Оценка 4.7

Тема урока: «В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

Оценка 4.7
doc
05.01.2024
Тема урока: «В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».
МАЯКОВСКИЙ.doc

 

Тема урока: «В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

 

Цель: погружение в поэтический мир поэта, способствующее воспитанию нравственных основ личности и развитию образного мышления, восприятия искусства слова.

Задачи:

·        формирование умений анализа поэтического текста;

·        формирование и развитие общеучебных действий;

·        развитие устной речи, освоение литературоведческих терминов;

·        воспитание внимания к поэтическому слову, его образности, развитие эстетического чувства в понимании и восприятии словесного искусства;

·        создание благоприятной эмоциональной атмосферы урока

-  Когда речь заходит о Пушкине, всегда говорят о том, что его произведения нам  знакомы с детства. То же самое можно сказать и о стихотворениях поэта, о котором  речь пойдет сегодня на уроке.

 

У меня растут года,                                                      
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?..

     или

Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое
хорошо
и что такое
плохо?..

  это строки из стихотворений Владимира Маяковского.

Сегодня мы прикоснемся к творчеств этого  поэта, поразмышляем над его стихотворением «Хорошее отношение к лошадям», попытаемся понять, что хотел сказать автор своим произведением.

 Дома вы самостоятельно прочитали  стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Все ли было понятно при чтении стихотворения?

- Какие вопросы возникли при чтении?

 

2. Из истории стихотворения.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано поэтом в 1918 году. Это было трудное время для нашей страны. Шла гражданская война. Народное хозяйство было разрушено. Не было хлеба, топлива.  Вот  как о  том  времени рассказывает свидетель   тех событий: «Было очень холодно. На улицах палые лошади. Убирать их было некому. Их  растаскивали по кускам, разрезая перочинными ножами. Только потом приходили  собаки…»

Такие сцены были  нередкими  в голодающей Москве 1918года, да и не только в Москве.  Однажды Маяковский сам стал свидетелем того, как обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую.    В конце марта 1918 года поэт сообщал Л.Ю.Брик: «Стихов не пишу, хотя и хочется очень написать что-нибудь прочувствованное про лошадь». В июне стихотворение было уже напечатано

4.Беседа с учащимися.

- Какую картину вы представили себе?

 - В какое время года произошло событие, описанное в стихотворении?

 - Где произошло событие?

(Кузнецкий мост  - одна из центральных улиц Москвы. На Кузнецком мосту помещалось   кафе «Питтореск», где часто выступал Маяковский).

-  С каких строк начинается развитие сюжета? ( Развитие сюжета начинается с первых строк:  

Били копыта.

Пели будто:

-Гриб.

Грабь.

Гроб.

      Груб).

 

-Какие звуки настойчиво повторяются? (гр-б, гр-б, гр-б – лошадь скачет, стук копыт о мостовую).

-Какой прием использует автор? (Звукопись – прием звукоподражания). Найдите в стихотворении еще примеры звукописи (зв-зв-зв-зв – звенящий смех, безжалостный, жестокий, как звон металла; ш-ш-ш-ш – шёпот;

рж-рж-рж-рж – лошадиное ржание).

 

 - Какая зарисовка предстаёт перед нами в начале следующей строфы?

Начало следующей строфы— пейзажная зарисовка неухоженной зимней московской улицы:

      Ветром опита,

льдом обута,

улица скользила.

Лошадь на круп

грохнулась…

- Как вы понимаете эти строки?

Словарь.

      « Ветром опита»— улица как бы напоена сырым, холодным воздухом;

«Льдом обута»-- панцирь  льда как бы обул улицу, поэтому она скользила;

 

- Какие строки, слова адресует автор зевакам, для которых муки живого существа—зрелище?

У ч а щ и е с я:

…и сразу

 за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал:

-Лошадь упала!-

-Упала лошадь!-

Словарь.

Клёшитьнеологизм от слова «клёш». «Клёшит» сытый человек, ищущий развлечений.

Сгрудились—собрались в кучу, как стадо.

Страдание животного вызывает у толпы смех, который напоминает звон мелкой монеты: «зазвенел и зазвякал».

 

-  Какие чувства наполняют поэта? Подтвердите примерами из стихотворения.

 (Поэт удручён. Он противопоставляет себя толпе.

Лишь один я
      голос свой не вмешивал в вой ему.)

 - Как  Маяковский  описывает  страдания  лошади?

     Подошёл

                           и  вижу  

                           глаза лошадиные  …

                           Улица опрокинулась,

                           течёт по – своему  …

                           Подошёл и вижу  -

                           за каплищей каплища

                           по морде катится,

                           прячется в шерсти …

 

 

 

-Поэт потрясён. Его пронзает боль, сострадание к мучению животного:

 

И какая-то общая

звериная тоска

плеща вылилась из меня

и расплылась в шелесте.

 

- Как обращается поэт к лошади? (Поэт обращается к лошади на «вы» - уважительно, подбадривает лошадь:

 «Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте—

Чего вы думаете, что вы их плоше?

Деточка,

Все мы немножко лошади,

Каждый из нас по-своему лошадь».

 

 

-  Как вы понимаете слова «Все  мы немножко лошади…»? (Поэт искренне сочувствует  боли живого существа, подчёркивает  родственность душ. Он уподобляет случившееся судьбе человека,   на долю которого порой выпадает тяжёлая жизнь

- Как изменяется настроение лошади? Чтение заключительных строк  стихотворения. Может быть,
- старая -
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось -
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

 - Заключительные строчки стихотворения  можно отнести к самому поэту: «и стоило жить, и работать стоило…». Маяковский никакой идеи, никакому делу не отдавал себя наполовину,  он отдавал всего себя или  не отдавал ничего. Его  поэзия  всегда  отличалась оптимизмом, верой в будущее. И даже в трудное время  первых лет революции поэт верил в торжество  новой жизни,  в  будущее   человека.

 

- Первоначально это стихотворение называлось «Отношение к лошадям». Впоследствии  поэт изменил название: «Хорошее отношение к лошадям». Как вы  думаете, почему?

- Как  вы  считаете, только  ли  о  лошади  это  стихотворение? (Стихотворение  Маяковского  -   не  о  лошади, точнее,  не  только  о  лошади. Оно - о людях, об их отношении друг к другу. Холод,  лёд - это не только состояние окружающей  среды,  это отношения  между людьми.)

 

5. Итоги урока.

- Как вы считаете, актуально ли  это стихотворение в наши дни? (Да,  каждый из нас «везёт свой воз», то есть делает своё жизненное дело и несёт свои жизненные тяготы. И  если случается, что кто-то падает под  непосильной  ношей, то  смотреть на это с равнодушием или, хуже того, с самодовольной насмешкой -  бесчеловечно. Поэт  уверен в победе человечности, он верит в то, что слово, идущее от сердца, способно  вдохнуть силы в упавшего,  вернуть ему радость  жизни.)

 

 

 

 


Тема урока: «В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Тема урока: «В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Беседа с учащимися. - Какую картину вы представили себе? -

Беседа с учащимися. - Какую картину вы представили себе? -

Какие чувства наполняют поэта?

Какие чувства наполняют поэта?

И всё ей казалось - она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило

И всё ей казалось - она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2024