Тема урока: «В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».
Цель: погружение в поэтический мир поэта, способствующее воспитанию нравственных основ личности и развитию образного мышления, восприятия искусства слова.
Задачи:
· формирование умений анализа поэтического текста;
· формирование и развитие общеучебных действий;
· развитие устной речи, освоение литературоведческих терминов;
· воспитание внимания к поэтическому слову, его образности, развитие эстетического чувства в понимании и восприятии словесного искусства;
· создание благоприятной эмоциональной атмосферы урока
- Когда речь заходит о Пушкине, всегда говорят о том, что его произведения нам знакомы с детства. То же самое можно сказать и о стихотворениях поэта, о котором речь пойдет сегодня на уроке.
У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?..
или
Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое
хорошо
и что такое
плохо?..
это строки из стихотворений Владимира Маяковского.
Сегодня мы прикоснемся к творчеств этого поэта, поразмышляем над его стихотворением «Хорошее отношение к лошадям», попытаемся понять, что хотел сказать автор своим произведением.
Дома вы самостоятельно прочитали стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Все ли было понятно при чтении стихотворения?
- Какие вопросы возникли при чтении?
2. Из истории стихотворения.
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано поэтом в 1918 году. Это было трудное время для нашей страны. Шла гражданская война. Народное хозяйство было разрушено. Не было хлеба, топлива. Вот как о том времени рассказывает свидетель тех событий: «Было очень холодно. На улицах палые лошади. Убирать их было некому. Их растаскивали по кускам, разрезая перочинными ножами. Только потом приходили собаки…»
Такие сцены были нередкими в голодающей Москве 1918года, да и не только в Москве. Однажды Маяковский сам стал свидетелем того, как обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. В конце марта 1918 года поэт сообщал Л.Ю.Брик: «Стихов не пишу, хотя и хочется очень написать что-нибудь прочувствованное про лошадь». В июне стихотворение было уже напечатано
4.Беседа с учащимися.
- Какую картину вы представили себе?
- В какое время года произошло событие, описанное в стихотворении?
- Где произошло событие?
(Кузнецкий мост - одна из центральных улиц Москвы. На Кузнецком мосту помещалось кафе «Питтореск», где часто выступал Маяковский).
- С каких строк начинается развитие сюжета? ( Развитие сюжета начинается с первых строк:
Били копыта.
Пели будто:
-Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб).
-Какие звуки настойчиво повторяются? (гр-б, гр-б, гр-б – лошадь скачет, стук копыт о мостовую).
-Какой прием использует автор? (Звукопись – прием звукоподражания). Найдите в стихотворении еще примеры звукописи (зв-зв-зв-зв – звенящий смех, безжалостный, жестокий, как звон металла; ш-ш-ш-ш – шёпот;
рж-рж-рж-рж – лошадиное ржание).
- Какая зарисовка предстаёт перед нами в начале следующей строфы?
Начало следующей строфы— пейзажная зарисовка неухоженной зимней московской улицы:
Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась…
- Как вы понимаете эти строки?
Словарь.
« Ветром опита»— улица как бы напоена сырым, холодным воздухом;
«Льдом обута»-- панцирь льда как бы обул улицу, поэтому она скользила;
- Какие строки, слова адресует автор зевакам, для которых муки живого существа—зрелище?
У ч а щ и е с я:
…и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
-Лошадь упала!-
-Упала лошадь!-
Словарь.
Клёшить—неологизм от слова «клёш». «Клёшит» сытый человек, ищущий развлечений.
Сгрудились—собрались в кучу, как стадо.
Страдание животного вызывает у толпы смех, который напоминает звон мелкой монеты: «зазвенел и зазвякал».
- Какие чувства наполняют поэта? Подтвердите примерами из стихотворения.
(Поэт удручён. Он противопоставляет себя толпе.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.)
- Как Маяковский описывает страдания лошади?
Подошёл
и вижу
глаза лошадиные …
Улица опрокинулась,
течёт по – своему …
Подошёл и вижу -
за каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти …
-Поэт потрясён. Его пронзает боль, сострадание к мучению животного:
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
- Как обращается поэт к лошади? (Поэт обращается к лошади на «вы» - уважительно, подбадривает лошадь:
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте—
Чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
Все мы немножко лошади,
Каждый из нас по-своему лошадь».
- Как вы понимаете слова «Все мы немножко лошади…»? (Поэт искренне сочувствует боли живого существа, подчёркивает родственность душ. Он уподобляет случившееся судьбе человека, на долю которого порой выпадает тяжёлая жизнь
- Как изменяется
настроение лошади? Чтение заключительных строк стихотворения. Может
быть,
- старая -
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось -
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
- Заключительные строчки стихотворения можно отнести к самому поэту: «и стоило жить, и работать стоило…». Маяковский никакой идеи, никакому делу не отдавал себя наполовину, он отдавал всего себя или не отдавал ничего. Его поэзия всегда отличалась оптимизмом, верой в будущее. И даже в трудное время первых лет революции поэт верил в торжество новой жизни, в будущее человека.
- Первоначально это стихотворение называлось «Отношение к лошадям». Впоследствии поэт изменил название: «Хорошее отношение к лошадям». Как вы думаете, почему?
- Как вы считаете, только ли о лошади это стихотворение? (Стихотворение Маяковского - не о лошади, точнее, не только о лошади. Оно - о людях, об их отношении друг к другу. Холод, лёд - это не только состояние окружающей среды, это отношения между людьми.)
5. Итоги урока.
- Как вы считаете, актуально ли это стихотворение в наши дни? (Да, каждый из нас «везёт свой воз», то есть делает своё жизненное дело и несёт свои жизненные тяготы. И если случается, что кто-то падает под непосильной ношей, то смотреть на это с равнодушием или, хуже того, с самодовольной насмешкой - бесчеловечно. Поэт уверен в победе человечности, он верит в то, что слово, идущее от сердца, способно вдохнуть силы в упавшего, вернуть ему радость жизни.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.