Тема урока: «Я вас любил безмолвно, безнадежно …» - по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
Оценка 4.9

Тема урока: «Я вас любил безмолвно, безнадежно …» - по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Оценка 4.9
doc
15.05.2020
Тема урока:   «Я вас любил безмолвно, безнадежно …» -                             по повести А. И. Куприна  «Гранатовый браслет»
Метод разр Куприн Грнат браслет.doc

Тема урока:   «Я вас любил безмолвно, безнадежно …» -

                           по повести А. И. Куприна  «Гранатовый браслет»     

Тип урока:     формирование новых знаний

Форма проведения:   урок - практикум

Цели урока.

Обучающая:  исследовать, как интерпретируется вечная тема любви в

                         повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет», раскрыть

                         смысл споров героев повести об истинной бескорыстной

                         любви, подчеркнуть мотив пробуждения души как основной в

                         повести,  подвести учащихся к выводу, что любовь, по мнению

                         Куприна,  есть высшая ценность, любовь  - это

                         «величайшая тайна в мире», которую «никакие

                         жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны

                          касаться»

Развивающая: развитие логического и образного мышления учащихся,      

                        умения видеть художественные явления в их развитии,

                        формирование поэтического чутья, культуры чтения.                                                             

Воспитывающая: воспитание бережного отношения к слову  художника,

                               умения видеть и ценить красоту человеческих отношений

 

Оборудование:     Выставка иллюстраций к повести А. И. Куприна

                                 «Гранатовый браслет», компьютерная презентация

                                 «Я томился всюду и везде искал жизнь, чем она

                                  пахнет…», музыкальное сопровождение  (Бетховен

                                  соната  №2  Largo Appasionato)

 

Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке

 

Ход урока.

 

I.      Знакомство с целями урока и эпиграфом:

                                                         «Любовь – поэзия и солнце жизни»

                                                                                               В.Г.Белинский                                          

                         План изучения нового материала.

     1. Вступительное слово учителя:  «Любовь – поэзия и солнце

          жизни» ( В.Г.Белинский) – тема любви в творчестве Куприна

      2.  Сообщение учащегося: «Повесть А. И. Куприна  «Гранатовый

           браслет» и её прототипы»   

       3. Комментированное чтение  и анализ повести.

       4. Путь преображения «маленького чиновника» Желткова ( «Г. С. Ж.»)

    5.Заключение: «Что  это было: любовь или сумасшествие?»
 
 
 
 
 

                                      Проблемные вопросы:

·        В чем  смысл споров героев повести об истинной

                 бескорыстной любви?

·         Какой мотив в повести вам кажется основным? Почему?

·         Как любовь преображает жизнь Желткова? ( «Г. С. Ж.»)      

 

1. Вступительное слово учителя:  «Любовь – поэзия и солнце

   жизни» (В.Г.Белинский) – тема любви в творчестве Куприна

   Есть вечные темы в искусстве, литературе. Жизнь, смерть,  добро и зло, и, конечно, любовь  «Любовь – поэзия и солнце жизни», - заметил

В.Г. Белинский. А знаменитый русский философ и поэт Вл. Соловьев написал:

                                    Смерть и Время царят на земле.

                                    Ты владыками их не зови,

                                    Все, кружась, исчезает во мгле,

                                    Неподвижно лишь солнце Любви

   Как всякий тонкий, проникновенный художник А. И. Куприн не мог пройти мимо этой темы, ибо в ней душа художника, глубина и красота его внутреннего мира. Любовь написала немало ярких,  светлых страниц в творчестве писателя.

    Любовь, «прекрасную и могучую» он ищет в глубине веков, рассказывая нам о «невыразимо прекрасной… с темно – рыжими волосами, в которые она воткнула два цветка алого мака», Суламифь, возлюбленной царя Соломона

(повесть  "Суламифь"  (1908).  Находит её  писатель и в «глухой деревушке,  Волынской губернии, на окраине Полесья», поведав нам об удивительной «полесской ведьме» Олесе, «нежной и великодушной», способной ради любви на великие жертвы (повесть "Олеся" (1898). И, наконец, мы узнаём о

« маленьком чиновнике» Желткове ( «Г. С. Ж.»), для которого любовь

«громадное счастье», сумевшего поднять свою возлюбленную на недосягаемую звездную высоту, до молитвенного заклинания «Да святится имя Твое» (повесть "Гранатовый браслет" (1911).

   Именно этой повести посвящается наш урок : «Я вас любил безмолвно, безнадежно …» по повести А. И. Куприна  «Гранатовый браслет»

Мы попытаемся ответить на вопросы:

·        В чем  смысл споров героев повести об истинной бескорыстной любви?

·        Какой мотив в повести вам кажется основным? Почему?

·        Согласны ли вы с эпиграфом к уроку?

·        Что вам, как читателям, кажется актуальным в повести?

 

 

 

 

2. Сообщение учащегося: «Повесть А. И. Куприна  «Гранатовый

     браслет» и её прототипы»    

   «Гранатовый браслет» (1911)  -  одно из самых светлых и целомудренных произведений в творчестве А.И.Куприна. Об истории создания это повести известно немного. Так, например, С.Ф. Марценюк пишет, что в основе повести «Гранатовый браслет»  -  реальный случай из жизни князей Буран – Тугановских. Куприн сообщает об этом литератору Ф.Д. Батюшкову: « Это – помнишь? – печальная история маленького телеграфного чиновника

  К.П. Желткова который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен  в жену Любимова».  Однажды он послал подарок любимой женщине - простенькую позолоченную цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. По словам ее сына, это был «курьезный случай, скорее всего, анекдотического характера». Однако под пером Куприна этот «курьезный случай» достиг небывалых трагических высот\

 

3. Комментированное чтение и анализ повести  по следующим

    вопросам:

·        Как  автор через описание природы передает настроение

                        героини в начале повести? Случаен ли мотив увядания?

С первых строк мы чувствуем «тяжело лежащий над землею и морем густой туман», когда « жалко, грустно и противно было глядеть сквозь мутную кисею дождя на этот жалкий скарб.  …Еще печальнее было видеть оставленные дачи с их внезапным простором, пустотой и оголенностью, с изуродованными клумбами, разбитыми стеклами, брошенными собаками и всяческим дачным сором из окурков, бумажек черепков, коробочек и аптекарских пузырьков» 

    У читателя возникает стойкое ощущение увядания,  «сходное  с однообразным, как бы  дремотным существованием Веры, где укрепились лишь привычные удобные навыки и связи. Все ее эмоции давно притупились. Она «была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». Царское спокойствие и  и разрушает Желтков» (Л. А. Смирнова)

·        В чем  смысл споров героев повести об истинной

                          бескорыстной любви? Что значит для них любовь?

 У каждого из героев есть свое представление о любви. Для Анны Николаевны – это флирт, для Людмилы Львовны Дурасовой – сплетни, хобби, для мужчин  - « у мужчин другие мотивы. Усталость от холостой жизни, от беспорядка в доме, от трактирных обедов…»

для женщин – «боятся остаться в девках, хотят быть хозяйкой, дамой, самостоятельной». Старый генерал Аносов, «любимый дедушка» высказывает мысль, близкую самому автору: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её  касаться».

·        Какие слова – детали в повести вам кажутся символичными?

  «Перед  тем  как  вставать  из-за  стола,  Вера  Николаевна   машинально
пересчитала гостей. Оказалось - тринадцать. Она была суеверна  и  подумала
про себя: "Вот это нехорошо! Как мне раньше не пришло в голову  посчитать? И Вася виноват - ничего но сказал по телефону.»
 

 Вывод: первые главы повести создают у читателя эмоциональное напряжение, ожидание каких – то драматических перемен.

 

4. Путь преображения «маленького чиновника» Желткова ( «Г. С. Ж.»)

·        Когда мы впервые узнаем о любви Желткова ( «Г. С. Ж.»)?

·          Какое впечатление у читателя создается о нем?

·        Как вы понимаете слова автора: «Сначала  письма  его

        носили вульгарный  и  курьезно  пылкий характер, хотя и были

        вполне  целомудренны»

·        О чем свидетельствует портрет Желткова?

·        С чего же началось преображение «маленького чиновника»?

 

 

       Попробуем внимательно прочитать отрывок из главы 8

 «И она рассказала коменданту со всеми подробностями о каком-то  безумце,
который начал преследовать  ее  своею  любовью  еще  за  два  года  до  ее
замужества.
   Она ни разу не видела его и не знает его фамилии. Он только писал ей  и
в письмах подписывался Г.С.Ж.  Однажды он обмолвился, что служит в каком-то казенном учреждении маленьким чиновником, - о телеграфе он не упоминал  ни слова. Очевидно, он постоянно следил за ней, потому что  в  своих  письмах весьма точно указывал, где она бывала на вечерах, в каком обществе  и  как была одета.  Сначала  письма  его  носили  вульгарный  и  курьезно  пылкий характер, хотя и были  вполне  целомудренны.  Но  однажды  Вера  письменно (кстати, не проболтайтесь, дедушка, об этом нашим: никто из них не  знает) попросила его не утруждать ее больше своими любовными  излияниями.  С  тех пор он замолчал о любви и стал писать лишь изредка: на пасху, на Новый год и в день ее именин. Княгиня Вера рассказала также и о сегодняшней  посылке и даже  почти  дословно  передала  странное  письмо  своего  таинственного обожателя...
   -  Да-а,  -  протянул  генерал  наконец.  -  Может  быть,  это   просто
ненормальный малый, маниак, а - почем знать? - может быть, твой  жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят  женщины  и на которую больше не способны мужчины». 
 
              Вот как описывает автор внешность героя:

    Это был человек «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти».

Вывод:  в начале  перед нами «маленький чиновник» с «вульгарным  и  курьезно  пылким характером», который  «осмеливался писать глупые и дикие письма и даже ожидать ответа на них». Но любовь сотворила с ним чудо, и из безобразной гусеницы на наших глазах формируется чудесная бабочка, душа которой стремится к полету.

Чтение и анализ главы 5

·        Какие слова – детали в этой главе вам кажутся символичными?

·        Что произошло в душе Желткова, как его характеризуют слова из его письма «я  осмеливался  писать глупые и дикие письма и даже ожидать ответа на них»?

·        В каких деталях видно, что любовь сделала его жизнь значительной?

·        Мог ли такое письмо написать мелкий, ничтожный человек?

·         Какова сила любви Желткова?

 

«Она разрезала ножницами ленту и бросила в корзину вместе с бумагой,  на
которой был написан ее адрес. Под  бумагой  оказался  небольшой  ювелирный футляр красного плюша,  видимо,  только  что  из  магазина.  Вера  подняла крышечку, подбитую бледно-голубым шелком, и  увидела  втиснутый  в  черный бархат овальный золотой браслет, а внутри его бережно  сложенную  красивым восьмиугольником записку. Она быстро развернула бумажку. Почерк  показался ей знакомым, но, как настоящая женщина, она сейчас же отложила  записку  в сторону, чтобы посмотреть на браслет. Он был золотой, низкопробный, очень толстый,  но  дутый  и  с  наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными,  плохо  отшлифованными гранатами.  Но  зато  посредине  браслета  возвышались,  окружая  какой-то странный маленький зеленый камешек,  пять  прекрасных  гранатов-кабошонов, каждый  величиной  с  горошину.  Когда  Вера  случайным  движением  удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то  в  них,  глубоко под  их  гладкой  яйцевидной  поверхностью,  вдруг  загорелись  прелестные густо-красные живые огни. "Точно кровь!" - подумала с неожиданной тревогой Вера. Потом она вспомнила о письме и развернула его. Она прочитала  следующие строки, написанные мелко, великолепно-каллиграфическим почерком:
   "Ваше Сиятельство,
   Глубокоуважаемая Княгиня Вера Николаевна!
   Почтительно поздравляя Вас с светлым и радостным днем Вашего Ангела,  я осмеливаюсь препроводить Вам мое скромное верноподданническое подношение".
   "Ах, это -  тот!"  -  с  неудовольствием  подумала  Вера.  Но,  однако,
дочитала письмо...
 "Я бы никогда не позволил себе преподнести Вам что-либо, выбранное мною лично: для этого у меня нет ни права, ни тонкого вкуса и - признаюсь -  ни денег. Впрочем, полагаю, что  и  на  всем  свете  не  найдется  сокровища,
достойного украсить Вас.
    Но этот браслет принадлежал еще моей прабабке, а последняя, по времени,
его носила моя покойная матушка. Посередине, между  большими  камнями,  Вы увидите один зеленый. Это весьма редкий сорт граната - зеленый гранат.
  По старинному преданию, сохранившемуся  в  нашей  семье,  он  имеет  свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет  от  них  тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти. Все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного  браслета,
 и Вы можете быть уверены, что до Вас никто еще этого браслета не надевал.
Вы можете сейчас же выбросить  эту  смешную  игрушку  или  подарить  ее
кому-нибудь, но я буду счастлив и тем, что к ней прикасались Ваши руки.
Умоляю Вас не гневаться на меня. Я  краснею  при  воспоминании  о  моей
дерзости семь лет тому назад, когда Вам,  барышне,  я  осмеливался  писать
глупые и дикие письма и даже ожидать ответа на них. Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение  и  рабская  преданность.  Я  умею теперь  только  желать  ежеминутно  Вам  счастья  и  радоваться,  если  Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли  мебели,  на  которой  Вы  сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы  мимоходом  трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. У меня нет даже зависти ни к людям, ни  к вещам.
    Еще раз прошу прощения, что обеспокоил Вас длинным, ненужным письмом.
                          Ваш до смерти и после смерти покорный слуга  Г.С.Ж.".
   "Показать Васе или не показать? И если показать - то когда? Сейчас  или
после гостей? Нет, уж лучше после - теперь не только этот несчастный будет
смешон, но и я вместе с ним".
   Так раздумывала княгиня Вера и не  могла  отвести  глаз  от  пяти  алых
кровавых огней, дрожавших внутри пяти гранатов».
 

Вывод:  любовь наполнила его жизнь смыслом, сделала её значительной. «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам… для меня вся жизнь заключается только в Вас… Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете», - пишет Желтков в своем последнем письме. Именно любовь позволила ему при встрече с высокопоставленными чиновниками Василием Львовичем Шеиным, «губернским предводителем дворянства»,  и Николаем Николаевичем Мирза – Булат – Тугановским, «товарищем прокурора»,  когда «худые, нервные пальцы Желткова забегали по борту коричневого  короткого пиджачка, застегивая и расстегивая пуговицы», сосредоточиться и вести себя без подобострастия и унижения: «Простите. Как вы сказали?  -  спросил  вдруг  внимательно  Желтков  и рассмеялся. - Вы хотели обратиться к власти?.. Именно так вы сказали? Он положил руки в карманы, сел удобно в угол дивана, достал портсигар и спички и закурил»)

 

 

 

5. Заключение: «Что  это было: любовь или сумасшествие?»

         Чистота, целомудренность, преклонение перед  женщиной Желткова, для которого любовь «громадное счастье», «единственное содержание, поэзия всей жизни» поднимает образ молодого человека над всеми другими. Его душа воспарила до молитвенного заклинания к любимой женщине: «Да святится имя Твое». И сила  любви столь велика, что передается окружающим: «Мне жалко этого человека. И мне не только  что  жалко,  но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и  я не могу здесь паясничать», - говорит князь Шеин.

«… Я знаю, что этот человек убьет себя, -  замечает Вера Николаевна . Получив символический подарок, и она обретает пророческий дар: 
«…Но судьба заставила ее развернуть как раз тот лист  и  натолкнуться  
  на тот столбец, где было напечатано: "Загадочная смерть…
 …Почему я это предчувствовала? Именно этот трагический исход? 
И что  это было: любовь или сумасшествие?»
                   Как бы вы ответили на вопрос Веры Николаевны?
 

Итоги урока

 

Домашнее задание:

Читать повесть А. И. Куприна  «Гранатовый браслет» до конца. Составить цитатную характеристику Веры Николаевны Шеиной.

 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: « Я вас любил безмолвно, безнадежно …» - по повести

Тема урока: « Я вас любил безмолвно, безнадежно …» - по повести

Проблемные вопросы: ·

Проблемные вопросы: ·

Сообщение учащегося: «Повесть

Сообщение учащегося: «Повесть

Перед тем как вставать из-за стола,

Перед тем как вставать из-за стола,

Вывод: в начале перед нами «маленький чиновник» с « вульгарным и курьезно пылким характером», который « осмеливался писать глупые и дикие письма и даже ожидать…

Вывод: в начале перед нами «маленький чиновник» с « вульгарным и курьезно пылким характером», который « осмеливался писать глупые и дикие письма и даже ожидать…

Но этот браслет принадлежал еще моей прабабке, а последняя, по времени, его носила моя покойная матушка

Но этот браслет принадлежал еще моей прабабке, а последняя, по времени, его носила моя покойная матушка

Заключение: «Что это было: любовь или сумасшествие?»

Заключение: «Что это было: любовь или сумасшествие?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2020