Предмет: Экономика
Урок 53
Тема урока: Занятость и безработица
Цель урока: Сформировать представления об одной из серьёзнейших проблем рыночной экономики – занятости и безработице.
Видео ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=Mc8LNd5019k&t=21s
Конспект урока
В традиционных обществах заработная плата за работу не выплачивалась, так как деньги вообще не использовались. Люди жили за счёт земли, и земля принадлежала всем либо никому. Разделение труда было мало ощутимым.
Когда были изобретены деньги и началось строительство городов, люди стали зависеть от них, покупая еду у продавцов вместо того, чтобы выращивать, собирать или охотиться на еду самостоятельно.
Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к труду закреплено законом.
Занятость — это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и приносящая им трудовой доход.
Уровень занятости определяется процентным отношением количества работающих людей к общей численности экономически активного населения в рассматриваемый период. К тем, кто не включается в состав рабочей силы, относятся незанятые в общественном производстве и не стремящиеся получить работу.
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти работу и становится резервной армией труда.
Последствия безработицы
Позитивные |
Негативные |
- Формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства.
- Сдерживаются требования профсоюзов в части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции.
- Усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду. |
- Недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального.
- Снижение уровня жизни населения.
- Потеря профессиональных знаний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства.
- Моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, самоубийствам, росту преступности. |
Закрепление изученного материала.
Тест на проверку усвоенного материала: (3 мин.)
Выберите единственно правильный вариант ответа:
1) Человек, потерявший работу из-за спада в экономике, увеличивает:
А. Фрикционную безработицу
Б. Структурную безработицу
В. Циклическую безработицу
2) К категории безработных будет относиться:
А. Металлург, который по состоянию здоровья больше не может работать
Б. Уволенный токарь, который в течение длительного времени не смог найти работу и
прекратил поиски
В. Текстильщица, переведённая на режим неполной рабочей недели
Г. Программист, который уволился с прежнего места работы потому, что его не
устраивала выплачиваемая там зарплата
3) Как называется вид самой опасной безработицы?
А. Фрикционная безработица
Б. Структурная безработица
В. Циклическая безработица
Г. Естественная безработица
4) В сказке «По щучьему веленью» Емеля не работает. Он…
А. Вносит вклад в увеличение фрикционной безработицы
Б. Не вносит вклад в увеличение безработицы
В. Вносит вклад в увеличение структурной безработицы
Г. Вносит вклад в увеличение циклической безработицы
5) Человек, потерявший работу из-за перемены места жительства, увеличивает:
А. Фрикционную безработицу
Б. Структурную безработицу
В. Циклическую безработицу
Г. Естественную безработицу
Задание для самоконтроля: Придумать по 2 примера, к каждому виду безработицы На выбор: Составить памятку «Требования работодателя к современному работнику» или «Письмо безработного к будущим выпускникам»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.