Дата |
|
|
|
Завуч по УР |
Класс |
8а |
8б |
8в |
____________З.И.Яндиева |
Тема урока: «Зрительный анализатор»
Цель урока: раскрыть строение и значение зрительного анализатора, показать взаимосвязь строения и функций.
Задачи урока:
1. Формирование предметных умений:
· сформировать понятие «анализатор»;
· сформировать знания о строении зрительного анализатора, его значении для человека;
· определить особенности строения органа зрения, функций его частей, а также их взаимосвязь.
2. Формирование метапредметных умений:
Личностные:
-принимать и осваивать роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и её мотивом.
Регулятивные:
- организовывать учебную деятельность и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- определять и формулировать цель учебной деятельности;
- выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- отличать верное выполнение задания от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные:
- ориентироваться в учебнике;
- определять границы знаний, незнаний;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы в результате совместной деятельности.
Коммуникативные:
- внимательно слушать и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (1 минута) (Настрой обучающихся на положительный урок)
Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Я думаю, что оно у вас хорошее и сохраниться до конца урока.
2. Актуализация знаний
3. Изучение нового материала Мотивация и целеполагание.
- Скажите, так как же называется система, состоящая из рецепторов,
проводящих путей и центра КБП? (Ответ: анализатор).
С одним из них мы сегодня познакомимся.
=Звучит музыка=
-Древние философы говорили, что глаза - самый ценный дар природы, а зрение - это Божий дар! В глазах отражаются все наши чувства: радость, страдания, равнодушие, любовь или ненависть, страсть. Глаза не только являются зеркалом души человека, но и отражают общее состояние его здоровья. Глаза - как самый важный из органов чувств - заслуживают пристального внимания и заботы.
Вряд ли кто будет спорить с тем, что из всех даров природы человеку, зрение - самый драгоценный. Ученые установили, что почти 90 процентов всего объема информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью глаз.
Итак, тема урока «Зрительный анализатор».
1. Мы вместе рассмотрим строение и функции органа зрения.
2. Я помогу сформировать знания о значении зрения не только в жизни человека, но и как физического ощущения, как психического и эмоционального фактора.
3. Я буду способствовать формированию навыков гигиены зрения.
-Назовите первое звено зрительного анализатора.
Ответ. Зрительные рецепторы.
-Второе звено зрительного анализатора…
Ответ. Зрительные нервы.
-Зрительный нерв передаёт импульс в……
Ответ. В зрительную зону коры больших полушарий.
-Где находится зрительная зона?
Ответ. В затылочных долях головного мозга.
Человеческий глаз, или, как его называют врачи, глазное яблоко, — орган зрения, воспринимающий световые раздражения, имеет шаровидную форму. Сзади и с боков он надежно защищен костными стенками глазницы. В период с младенчества до взрослого возраста глаза почти не увеличиваются.
Полость глазницы выстлана надкостницей глазницы. Между накостницей глазницы и глазным яблоком залегает жировое тело глазницы.
Как вы думаете, какова функция жирового тела? (Ответ. Защита глаза от сотрясений, ударов. Жировое тело - эластичная подушка для глаз. У людей пожилого и старческого возраста жировое тело уменьшается в размерах, частично атрофируется, глазное яблоко меньше выступает из глазницы).
Как вы думаете, что относится к вспомогательным структурам нашего глаза? (Ответ. Веки, брови, ресницы, слезные железы).
Казалось бы, какие функции могут быть присущи этим вспомогательным элементам. Наверное, самые маленькие, не очень важные. На самом деле это далеко не так. Давайте попробуем вместе с вами представить наши глаза без бровей, ресниц и век.
А теперь давайте добавим сюда веки, брови и ресницы.
Мы видим совершенно другую картину. Но все-таки эти структуры выполняют не только эстетическую функцию, но и многие другие. Брови - отводят пот со лба. Веки – это кожные складки с ресницами. На верхнем веке находятся 100-150 ресниц и 50-70 на нижнем, которые защищают глаза от пыли и пота. Одно моргание человеческого глаза длится приблизительно 0,05 секунды. Если сложить все время, которое занимают моргания, то получится, что около пяти лет мы живем с закрытыми глазами.
Скажите, а почему мы закрываем глаза, когда чихаем? (Ответ. Во время чихания человек, пусть на доли секунды, закрывает глаза. Учёные пока не выяснили причину этого. По одной гипотезе, так организм защищает глаза от микробов и бактерий, вылетающих при чихании. По другой - это часть общего рефлекса, ведь при чихании сокращается много мышц не только в носу и на лице, но и по всему телу.)
Можно, как знает каждый, заплакать от гнева, страха, злости. В Древне Риме, Византии, Персии для султанов собирали женщины эту жертвенную влагу в специальные сосуды - "слезники". Существовало убеждение, что слёзы, смешанные с розовой водой, обладают целебными свойствами. Оказалась, правда!
Хочется обратить внимание и на возрастные особенности. На первом месяце жизни ребёнок плачет без слёз. Функция слёзоотделения появляется на втором месяце жизни ребёнка.
В1909 г. томский ученый П.Н. Лащенко открыл в слюнной жидкости особое вещество- лизоцим, способный убивать микробов. Он содержится и в слюне человека. Позже его применяли для лечения болезней уха, горла, носа, глаз.
Попробуйте решить следующую задачу.
У одного из ликвидаторов пожара после ожогов сильно пострадала слезная железа. Академик В.П.Филатов оригинально решил эту проблему. Он вывел проток околоушной слюнной железы под нижнее веко. Роль слезы успешно выполняла слюна. Объясните, зачем Филатов это сделал? Что бы произошло, если бы он не предпринял эти действия?
(Ответ. Поверхность глаза должна все время смачиваться слезой, которую выделяла слезная железа. Эту функцию взяла на себя слюнная железа. Слюна также как и слезная жидкость содержит лизоцим, который обладает антибактериальным действием. Если бы Филатов не предпринял эти действия, человек потерял бы зрение, т. к. роговица глаза бы пересохла.)
Строение глаза
А теперь рассмотрим строение глазного яблока.
-Движения глазного яблока осуществляются с помощью шести глазных мышц. Все мышцы прикрепляются к склере (белочной оболочке).
Глазное яблоко имеет три оболочки. ( учебник стр. 78 3 абзац)
Наружная — склера, или белочная оболочка, — плотная непрозрачная ткань белого цвета. В передней части глаза она переходит в прозрачную роговицу, как бы вставленную в склеру подобно часовому стеклу. Основная её функция - защита от механических и химических повреждений, от микроорганизмов.
Под склерой расположена сосудистая оболочка, которая представляет сеть кровеносных сосудов; на внутренней стороне - слой черного пигмента. Она питает глаз, пигмент поглощает световые лучи. Передняя её часть называется радужной оболочкой (радужкой). В центре радужки имеется круглое отверстие — зрачок.
Третья оболочка – сетчатка.
По латыни радужка - iris. А ведь Ирис - посланник богов, который спускался на землю по радуге. Цвет, окружающий зрачок радужки, зависящий от пигмента меланина и характера отражения света, бывает весьма различным:
1. если голубой, то пигмента мало
2. если карий, то пигмента много
Окончательная окраска радужки устанавливается у ребёнка к 2-3 года. Сошлюсь и на известного офтальмолога С.Н. Фёдорова: роговица голубоглазых в два раза чувствительнее роговицы кареглазых.
Когда красящего вещества совсем нет, радужка выглядит красной. (Глаза альбиносов).
А так как только благодаря защищающему пигменту свет попадает внутрь глазного яблока исключительно через зрачок, альбиносы светобоязливы.
Как вы думаете, почему изменяется величина зрачка?
(Ответ: радужка контролирует количество света попадающего в глаз через зрачок. При очень ярком свете она сужается, и зрачок уменьшается до размеров крохотной точки, пропуская в глаз лишь малую толику света. При тусклом освещении она расслабляется, и зрачок расширяется, открывая доступ свету.). Для того чтобы в этом убедиться предлагаю провести несложную лабораторную работу.
Когда человек смотрит на что-то приятное, зрачок может расширяться на 45 процентов. Зрачки могут расширяться и в тех случаях, когда вы охвачены каким-то сильным чувством, на пример, любовью или страхом.
-Посмотрите друг на друга. Скажите, а почему у человека глаза круглые?
Подсказка
У лошадей горизонтальные зрачки. Это расширяет угол зрения в горизонтальной плоскости. Они обитают на открытой равнине, где хищников нужно обнаруживать заблаговременно, как только они появляются на горизонте.
У кошек и лисиц зрачки расположены вертикально, потому, что эти животные, отыскивая свою добычу, смотрят чаще всего вверх и вниз.
Несколько секунд на обдумывание.
(Ответ. Человек не боится хищников и не высматривает добычу, но он нуждается в максимально возможной зрительной информации.) _
Третья оболочка - сетчатка состоит из 130 млн. светочувствительных клеток (фоторецепторов).
Более 100 лет назад Макс Шультце разделил фоторецепторы позвоночных на два типа: палочки и колбочки. Палочки отвечают за передачу черно-белого изображения, а колбочки ответственны за способность различать цвета. Ученым удалось насчитать в сетчатке до 125 млн. палочек и около 7 млн. колбочек. Колбочки в основном расположены в центре сетчатки, а палочки на периферии.
В центре сетчатки, там, где больше всего чувствительных к свету клеток (колбочек) расположено желтое пятно. Поэтому наиболее отчетливо мы различаем предметы, изображения которых попадают прямо на желтое пятно. Всего человек может различать до 250 основных тонов и 5-10 млн. оттенков.
В месте, где выходит зрительный нерв из глаза, зрительных рецепторов нет. Здесь находится слепое пятно, которое человеком не замечается. Его можно выявить довольно простым опытом. Но это будет ваше домашнее задание.
Физзарядка для глаз.
1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть их 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Это упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.
2. Смотрите на кончик носа, а затем вдаль.
3. Потрите ладони друг о друга и легко, без усилий прикройте ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света на 1 мин. Представьте погружение в полную темноту. Откройте глаза.
4. Чтобы активизировать мыслительную деятельность, сделаем массаж ушей. На одном ухе выявлено более 100 активных точек. Помассируем мочку уха. На ней находится 11 точек, связанных с глазами, языком, мышцами лица. А теперь укрепляем слух: руками прижать уши, не напрягаясь, и резко отпустить их. Делаем 4-6 раз.
Как вы считаете, каковы основные причины ухудшения?
Причины, ухудшения зрения:
· просмотр телевизора, работа на компьютере, общение на мобильном телефоне;
· неправильное освещение, недостаточное вечернее освещение;
· чтение на близком расстоянии;
· травмы.
· Слуховой анализатор
· Слуховой анализатор выполняет важную роль в восприятии человеком окружающей среды. С помощью слуха люди общаются, обмениваются информацией. Со слухом связано обучение речи. Через орган слуха человек получает сигналы о том, что происходит в окружающей среде.
·
· Периферический отдел слухового анализатора представлен органом слуха, т.е. ухом. Выделяют наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Наружное и среднее ухо являются вспомогательными образованиями, обеспечивающими передачу звуковых колебаний во внутреннее ухо, где происходит преобразование звуковых колебаний в нервные импульсы.
·
· Наружное ухо состоит из ушной раковины, наружного слухового прохода и барабанной перепонки. Ушная раковина образована хрящём, покрытым кожей. Она направляет звуковые волны в наружный слуховой проход к барабанной перепонке. Барабанная перепонка — тонкая мембрана, отделяющая наружное ухо от среднего, которая воспринимает звуковые колебания и передаёт их в среднее ухо.
·
·
·
· Среднее ухо представлено барабанной полостью. В ней располагаются слуховые косточки. Среднее ухо соединено слуховой (евстахиевой) трубой с полостью носоглотки. Функция слуховой трубы заключается в уравновешивании давления на барабанную перепонку. Слуховые косточки (молоточек, наковальня и стремечко) соединены между собой суставами. Слуховые косточки усиливают слуховые колебания и передают их на мембрану овального окна внутреннего уха.
·
·
·
· Внутреннее ухо находится в височной кости и представлено костным и перепончатым лабиринтом. К органу слуха относится только часть этого отдела — улитка. В улитке расположен кортиев орган — рецепторная часть органа слуха. Улитка заполнена жидкостью. Волосковые рецепторные клетки кортиева органа воспринимают колебания жидкости и генерируют нервный импульс.
·
· Нервный импульс по слуховому нерву передаётся в слуховую зону коры больших полушарий, расположенную в височной доле. Там происходит распознавание звуков и формирование ощущений.
· Орган равновесия (вестибулярный аппарат)
· Вестибулярный аппарат воспринимает положения тела в пространстве. Он располагается во внутреннем ухе и представлен тремя полукружными каналами и преддверием, состоящим из двух мешочков. В полукружных каналах находятся рецепторные волосковые клетки, реагирующие на вращательные движения. В полости преддверия расположены оттолиты — многочисленные кристаллики карбоната кальция, а на внутренних стенках мешочков находятся рецепторы, воспринимающие ускорение или замедление движения.
·
·
·
·
·
· Импульсы по вестибулярному нерву передаются в центральную нервную систему, где происходит их анализ. За положение тела в пространстве отвечают многие отделы ЦНС, но в основном это функция мозжечка.
· Мышечное чувство
· В мышцах, сухожилиях и суставах расположены рецепторы, контролирующие степень растяжения мышц. Возникшее в них возбуждение поступает в мозжечок и в теменную долю коры больших полушарий.Там формируется ощущение положения и состояния мышц тела и его различных частей и осуществляется координация всех движений.
·
·
·
· Мышечное чувство позволяет контролировать движения и управлять ими. Благодаря этому чувству мы способны выполнять ежедневно множество сложных действий не задумываясь, автоматически. Без него человек был бы не способен выполнить какое-либо сложное движение. Мышечное чувство играет важную роль в работе людей таких профессий как художник, хирург, токарь, водитель.
Закрепление знаний.
-Все основные вопросы нашего урока мы изучили. Теперь, ребята, посмотрим. Всё ли вы освоили в данной теме. Выполните небольшую тестовую работу. Это задание 4 ТПО. Время выполнения -2 минуты.
-Проверим выполнение работы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Общее количество баллов занесите в оценочный лист.
От нас с вами зависит, какими глазами мы смотрим на окружающий нас мир: добрыми или злыми, излучающими лучики добра и счастья или тревоги и безразличия. Как мы смотрим в глаза своим родителям: с благодарностью и нежностью, или с осуждением и непониманием. Как мы смотрим в глаза своим друзьям и знакомым, что испытывают, встречаясь глазами с нами незнакомые нам люди?
Учитесь, учитесь смотреть на мир открытыми и честными глазами, и счастье жизни непременно посетит вас и ваш дом, вашу душу, ваш внутренний многогранный мир: мир добра и любви. Вы - создание Природы, создание светлого Разума, Добра и Мира. Так оставайтесь же частью Природы, не отворачивайтесь от неё и перед вами откроется большая и светлая жизнь. А для этого нужно правильно использовать волшебную силу своего зрения.
Закончить урок хочется стихами.
Когда узнать захочешь человека, Смотри в глаза - в них зеркало души. Они не станут врать, ведь не дано им это. Глаза не врут - они всегда чисты!
Глаза одних сверкают солнцем, Глаза других наполнены слезой... Глаза способны отражать любое чувство, Они всегда честны с тобой...
Глаза откроют множество секретов, Ты только повнимательней смотри. И если на вопросы ищешь ты ответы, Взгляни в глаза - в них зеркало души.
Домашнее задание
Прочитайте § 49 учебника, ответьте на вопросы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.