Тема: Условия жизни организмов.
Оценка 4.7

Тема: Условия жизни организмов.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
27.04.2020
Тема: Условия жизни организмов.
2.docx

Дата

 

 

 

 

 

Завуч по УР    

Класс

 

____________З.И.Яндиева

Тема: Условия жизни организмов.

Цель: углубить и систематизировать знания учащихся о природном объекте - планета Земля, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы; формирование первичных представлений об оболочках Земли.

Задачи

Образовательные:

·         Ввести новые понятия литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера.

·         Показать биосферу как особую оболочку Земли.

Развивающие:

·         Развивать умения работать в группе, с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;

·         Развивать интерес к изучению природы.

Воспитательные:

·         Осознание себя как части целостности природы, осознание значения оболочек для жизни и деятельности человека;

·         Воспитывать бережное отношение к природе.

Формирование УУД:

Личностные: бережное отношение к природе.

Коммуникативные: формировать компетентности в общении.

Познавательные: называть условия, необходимые для жизни. Приводить примеры влияния среды на человека.

Регулятивные: давать определения литосферы, гидросферы, биосферы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация «Оболочки Земли».

Методы: а) словесный (рассказ, беседа).

б) наглядный ( демонстрация слайдов).

Понятия: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.

ХОД УРОКА:

        I.            Орг.момент.

Проверка общей готовности учащихся к уроку, отмечаю отсутсвующих.

     II.            Проверка домашнего задания.

На слайде будут представлены тестовые задания. Ребята выполняют их в тетради. Проверяют все вместе. Заслушать сообщение учеников «Биология в моей жизни».

  III.            Изучение нового материала.

Наша планета - космическое тело, одна из восьми планет Солнечной системы.

Жизнь на нашей планете зародилась благодаря сочетанию многих факторов. Земля находится на благоприятном расстоянии от Солнца - не слишком сильно нагревается днем и не переохлаждается в ночное время. Земля имеет твердую поверхность, и на ней существует вода в жидком состоянии. Воздушная оболочка окружает Землю, предохраняет её от жесткого космического излучения и «бомбардировки» метеоритами.

Наша планета обладает уникальными особенностями - её поверхность опоясывают, взаимодействуя между собой, несколько оболочек:

- твердая;

- воздушная;

- водная.

Воздушная оболочка - атмосфера, простирается над Землей до высот 2-3 тысяч км, но большая ее часть сосредоточена у поверхности планеты. Атмосфера удерживается силой притяжения Земли, поэтому с высотой её плотность уменьшается. Атмосфера содержит кислород, необходимый для дыхания живых организмов. В атмосфере находится слой озона, так называемый, защитный экран, который поглощает часть ультрафиолетовой радиации Солнца и защищает Землю от избыточных ультрафиолетовых лучей.

Строение атмосферы:

1.      Тропосфера - 9-16 км.

2.      Стратосфера - 50 км.

3.      Мезосфера - 80 км.

4.      Термосфера.

Влияние живых организмов на атмосферу:

Растения   Фотосинтез - СО2, а О2   Дыхание - О2, а СО2 + пары воды.

Животные   Дыхание - О2, а СО2 + пары воды.

Воздействие городской среды на атмосферу

1.      Повышение температуры воздуха

2.      Повышение влажности воздуха

3.      Увеличение атмосферных осадков

4.      Увеличение количества туманов

5.      Увеличение солнечной радиации

6.      Загрязнение воздуха.

Из иллюминаторов космических кораблей поверхность Земли кажется голубой. Этот цвет ей придает гидросфера - водная оболочка Земли. Занимает она ¾ поверхности нашей планеты. Гидросфера включает в себя всю воду планеты - в твердом, жидком и газообразном состоянии. Гидросфера - это моря и океаны, реки и озера, подземные воды, болота, ледники, водяной пар в воздухе и в живых организмах.

Водная оболочка перераспределяет тепло, поступающее от Солнца. Медленно нагреваясь, водные толщи Мирового океана накапливают тепло, а потом передают его атмосфере, что смягчает климат на материках в холодные периоды.

В телах организмов жидкая вода необходима для протекания всех жизненно-важных процессов. Живые организмы (водоросли, рачки, моллюски) в свою очередь обеспечивают чистоту природных вод.

Твердая оболочка Земли, или литосфера. Состоит из горных пород и минералов. Литосфера разделена на крупные блоки - литосферные плиты.

В результате взаимодействия живых организмов с неживой природой образуется уникальное природное тело-почва.

Оболочка Земли, в которой существует жизнь во всех ее проявлениях - биосфера. Она включает самую верхнюю часть литосферы, гидросферу и приземную часть атмосферы.

Между всеми оболочками Земли и ее живыми обитателями существует тесная связь. Живые организмы распространены в биосфере неравномерно.

Живые организмы в основном обитают на границах между литосферой, гидросферой, т.е. на поверхности Земли (в почве), в верхних слоях вод океанов и морей.

Условия для распространения жизни в биосфере:

1.      Достаточное количество воды.

2.      Оптимальное содержание различных газов.

3.      Необходимое содержание минеральных веществ.

4.      Защита от солнечного излучения.

5.      Благоприятный температурный режим.

А теперь, я расскажу вам сказку. Ведь все любят сказки.

 

Сказка «Приключения Росинки»

Однажды ранним утром на листочке одуванчика появилась капелька воды - Росинка. Она так обрадовалась своему рождению, ее окружал огромный мир, и Росинке захотелось немедленно с ним познакомиться.

Взошло солнышко. От теплых золотых лучей солнца Росинка почувствовала себя легкой-легкой, оторвалась от листочка и поднялась в воздух. Легкий ветерок перенес ее с луга к большому городу. И тут Росинка заметила, что Солнце светит не так ярко, а из многочисленных промышленных труб вырываются клубы густого едкого дыма. Росинка даже стала чихать. Чтобы спастись от дыма, она поднялась повыше, но оказалось, что там, на большой высоте, от Солнца приходит не только свет и тепло. От вредных выбросов озоновый слой так истончился, что образовалась озоновая дыра и через нее проникает губительное для всего живого ультрафиолетовое излучение. Оно так сильно обожгло Росинку, что той пришлось искать спасения в ближайшей реке.

Река Росинку тоже неприятно удивила. В ней не оказалось рыб, зато плавали бутылки, переливались мазутные пятна, и было еще много всякой гадости. От ужаса Росинка выпрыгнула снова в воздух атмосферы. Еле успела отдышаться, как пошел ливень, и вместе с дождевыми каплями Росинка оказалась на поверхности почвы. Ливневые потоки легко размыли вытоптанную стадами коров почву, и грязный поток понес Росинку вниз по склону оврага. Изо всех сил она старалась выбраться, но ей никак не удавалось, пока на пути не попался корешок кустарника. Как насос всосал корешок Росинку внутрь, потом она стала подниматься вверх по стеблю, пока не попала в клетку листа. Здесь, наконец, она почувствовала себя спокойно и уютно и немедленно принялась за работу по созданию органических веществ.

Учитель. В чем мораль этой сказки?

-Чтобы Земля не потеряла способности поддерживать жизнь, необходимо сохранить все свойства земных оболочек, бережно относиться к природе. Мне хочется привести слова замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, а значит, пересесть из него просто некуда. Вот почему, вот потому-то все жители планеты должны сообща спасать свой общий дом»

-Как вы можете поучаствовать в охране Мирового океана от загрязнения, ведь до ближайшего моря более 1000 километров ? (охраняя реки, так как они впадают в океан)

-Можете ли вы участвовать в охране атмосферы от загрязнения? (экономить электроэнергию, беречь и восстанавливать леса, сдавать макулатуру)

-Как защитить почву от овражной эрозии? (сохранять леса, высаживать кустарники по склонам оврагов)

Вывод: чтобы сохранить природу Земли, необходимо бережно относиться к своей стране, к своей родине. Охрана природы должна происходить на всех уровнях - глобальном -общемировом, государственном - в каждой стране и местном - в каждом городе, поселке, деревне. Мне хочется верить, что вы будете бережно относиться к родной природе, к своей родине.

  IV.            Закрепление изученного материала

Вопросы:

1.      Верхняя твердая оболочка Земли.

2.      Газ, придающий воздуху свежесть после грозы.

3.      «Дыра» в атмосфере, ч/з которую хорошо проходит солнечная радиация, губительная для всего живого на Земле.

4.      Вредные лучи, в избытке попадающие на нашу планету, что отрицательно сказывается на здоровье человека, животных и некоторых видов растений.

5.      Прерывистая водная оболочка Земли.

6.      Воздушная оболочка Земли.

7.      Оболочка нашей планеты, заселенная живыми организмами.

8.      Безвоздушное пространство.

9.      В переводе с греч. «атмос», означает пар, а шар?.

    V.            Подведение итогов урока.

В конце урока мне хочется привести слова замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, а значит, пересесть из него просто некуда! Вот поэтому все жители планеты должны сообща спасать свой общий дом».

  VI.            Рефлексия

Что нового сегодня узнали?

Что понравилось?

Что вызвало затруднения?

VII.            Домашнее задание.

§ 2, стр 10-11, выучить термины, ответить на вопросы.


 

Дата

Дата

Проверка общей готовности учащихся к уроку, отмечаю отсутсвующих

Проверка общей готовности учащихся к уроку, отмечаю отсутсвующих

Увеличение солнечной радиации 2

Увеличение солнечной радиации 2

И тут Росинка заметила, что Солнце светит не так ярко, а из многочисленных промышленных труб вырываются клубы густого едкого дыма

И тут Росинка заметила, что Солнце светит не так ярко, а из многочисленных промышленных труб вырываются клубы густого едкого дыма

Прерывистая водная оболочка Земли

Прерывистая водная оболочка Земли
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020