Тема: В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Особенности данного литературного жанра. Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста.

  • docx
  • 29.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 01.12.docx

Тема: В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Особенности данного литературного жанра. Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста.

Цели: познакомить с произведением В.М. Гаршина; попол­нять словарный запас; отрабатывать навыки правильного, вырази­тельного чтения; учить определять жанр произведения; воспиты­вать чувство сострадания к другим; учить анализировать поступки и характер героев.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, плани­рование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания (карточки)

—  Чему научился Миша во время своего сказочного посеще­ния городка Динь-Динь?

o        Понял, что издали всё кажется меньше.

o        Научился различать, что у колокольчика побольше голос низкий, а у колокольчика поменьше – высокий.

o        Узнал,что музыка может убаюкать.

o        Понял, что без учёбы жить неинтересно.

o        Пришёл к выводу, что необходимо беречь вещи. (Один ученик зачитывает ответы)

Фронтальный опрос:

—  Что вы думаете о мальчике? Используйте опорные слова и расскажите о Мише.

                       (на доске слова)

Осторожный, воспитанный, учтивый, внимательный, любозна­тельный, любопытный, находчивый, добрый, безответственный, рав­нодушный.

Объясните свой выбор опорных слов примерами из текста. Подберите другие слова.

III. Сообщение темы и постановка целей урока


Разгадайте загадки


Не лягушка, но похожа

Бородавчатая кожа,

Не в воде живёт, а рядом,

Не   лягушка - это            (ж…а).



Красотой наделена,

Ароматна и нежна,

Стебель длинный,

Весь в шипах — королева цветника!                                

                                           (Роза)



- Два слова: «жаба» и «роза». Вам нужно объяснить, в чем сходны и чем различаются названные предметы. (На­пример: 1. Роза и жаба жили в саду. 2. Розе и жабе нужны


питание, солнце, прохлада, вода. 3. Роза - красавица, жаба уродлива.)

Итак, выполнив эти задания, мы подошли к новому произ­ведению, с которым должны познакомиться на уроке. Как вы думаете, о чем это произведение?

IV. Физкультминутка

Стал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел

Шевельнулся, потянулся

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка  кружит и вьется.

V. Работа по теме урока

Прочитайте на с. 169 учебника название сказки.

Что мы можем узнать из названия?

- Кто автор сказки?  С какой сказкой этого автора мы знакомы?  (выставка книг)

(Прослушивание  аудиоприложения.  Видео об авторе)

- Что вы узнали об авторе ?

 

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Проведем, друзья, сейчас мы гимнастику для глаз.

Влево, вправо посмотрели, глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз ты по стрелочке пройдись.

Чтобы мышцы крепче стали, глазками мы поморгали

 

Учащие­ся слушают, как произведение читает актер  и следят по учеб­нику. Продолжают ученики.

По ходу чтения отмечайте карандашом непонятные слова. (После чтения учитель выдерживает паузу, затем задает во­прос.)

Ваши впечатления? Что вы испытали при чтении?

Какие слова и выражения были непонятны?

КОЛ- толстая заостренная палка.

ПИКА — колющее оружие, род копья.

БАРБОС — большая дворовая собака.

ПОВИЛИКА — сорное растение без листьев и корней, обви­вающее своим нитевидным стеблем другие растения.

КОРОВЯК — род трав и полукустарников семейства норич­никовых. Различают коровяк обыкновенный, или медвежье ухо, и коровяк лекарственный.

ПРОНИЗАТЬ - резко проникнуть внутрь кого-, чего-нибудь, сквозь кого-, что-нибудь.

 

- Что такое роза?

-Роза – это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени. (вывешивается иллюстрация на доску)

Как среди такой красоты выглядела роза?  (Она выглядела торжественной и прекрасной).

- Как чувствовала себя роза в этом цветнике? Прочитайте III абзац.

 (Она чувствовала себя необыкновенно счастливой).

 Итак, роза распустилась тонким ароматом, нежностью красок, щедростью красоты к миру.

- Отчего плачет роза? (Она  плачет  от  счастья. Ведь  она  дарит  красоту  миру).

 

- Какой персонаж в сказочной истории изображает зло?  (Жаба) (вывешивается иллюстрация на доску)

Прочитайте описание жабы.

- Какие отрицательные черты характера символизирует (подчеркивает) она?

 (Ненависть к прекрасному, зависть, жестокость, стремление погубить красоту).

- Мы подчеркивали, что роза мечтала служить миру красотой, изливая чудесный свет...

- А о чем мечтала жаба?   (Поесть и отдохнуть).

Перед вами карточки с изображением розы и жабы. Соедините с каждым из этих героев определения, которые к ним относятся.

Милосердная, отзывчивая, ласковая, нежная, милостивая, заботливая, добросердечная. Жестокая, коварная, черствая, завистливая, грубая, безжалостная, бесчувственная, бессердечная.

Работа в группах.

 Паспорт   героя   ( по рядам)  Проверка, ребята зачитывают и вывешивают паспорта на доске .

- Что символизирует жаба? (зло, уродство.)

- Что символизирует роза? (доброту, красоту, душевную чистоту)

Можно ли сказать, что жаба и роза противостоят друг другу?

VI. Рефлексия

Тест по проверке знания содержания и идеи сказки

              

1. Прочитайте слова: корни, куст, земля, брюхо, ночь. Они относятся к …

А) жабе

Б) розе

В) бабочке

 

2. О чём думает роза в период своего цветения?

А) быстрей бы распуститься

Б) умереть бы другою смертью

В) цвести вечно

 

3. Что в жабе самое омерзительное?

А) грязно-серые бородавчатые бока

Б) скверные липкие лапы

В) бесчувственность и равнодушие

 

4. Символом света, добра, красоты в сказке является:

А) роза

Б) жаба

 

Взаимопроверка результатов теста по ключу: (на доске)

1 -  А      2 – Б     3 – В     4 – А

 

—  С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

—  За что бы вы себя похвалили сегодня? Заполнение карточек.

VII. Подведение итогов урока

—  Какова основная мысль произведения?

Домашнее задание:

Основное – ответить на вопросы в конце сказки. Выразительное чтение и пересказ.

Творческое – нарисовать  иллюстрации к этой сказке.