Тема: В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Особенности данного литературного жанра. Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста.
Цели: познакомить с произведением В.М. Гаршина; пополнять словарный запас; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить определять жанр произведения; воспитывать чувство сострадания к другим; учить анализировать поступки и характер героев.
Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания (карточки)
— Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь?
o Понял, что издали всё кажется меньше.
o Научился различать, что у колокольчика побольше голос низкий, а у колокольчика поменьше – высокий.
o Узнал,что музыка может убаюкать.
o Понял, что без учёбы жить неинтересно.
o Пришёл к выводу, что необходимо беречь вещи. (Один ученик зачитывает ответы)
Фронтальный опрос:
— Что вы думаете о мальчике? Используйте опорные слова и расскажите о Мише.
(на доске слова)
Осторожный, воспитанный, учтивый, внимательный, любознательный, любопытный, находчивый, добрый, безответственный, равнодушный.
- Объясните свой выбор опорных слов примерами из текста. Подберите другие слова.
III. Сообщение темы и постановка целей урока
- Разгадайте загадки
Не лягушка, но похожа
Бородавчатая кожа,
Не в воде живёт, а рядом,
Не лягушка - это (ж…а).
Красотой наделена,
Ароматна и нежна,
Стебель длинный,
Весь в шипах — королева цветника!
(Роза)
- Два слова: «жаба» и «роза». Вам нужно объяснить, в чем сходны и чем различаются названные предметы. (Например: 1. Роза и жаба жили в саду. 2. Розе и жабе нужны
питание, солнце, прохлада, вода. 3. Роза - красавица, жаба уродлива.)
- Итак, выполнив эти задания, мы подошли к новому произведению, с которым должны познакомиться на уроке. Как вы думаете, о чем это произведение?
IV. Физкультминутка
Стал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел
Шевельнулся, потянулся
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
V. Работа по теме урока
- Прочитайте на с. 169 учебника название сказки.
- Что мы можем узнать из названия?
- Кто автор сказки? С какой сказкой этого автора мы знакомы? (выставка книг)
(Прослушивание аудиоприложения. Видео об авторе)
- Что вы узнали об авторе ?
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Проведем, друзья, сейчас мы гимнастику для глаз.
Влево, вправо посмотрели, глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз ты по стрелочке пройдись.
Чтобы мышцы крепче стали, глазками мы поморгали
Учащиеся слушают, как произведение читает актер и следят по учебнику. Продолжают ученики.
- По ходу чтения отмечайте карандашом непонятные слова. (После чтения учитель выдерживает паузу, затем задает вопрос.)
- Ваши впечатления? Что вы испытали при чтении?
- Какие слова и выражения были непонятны?
КОЛ- толстая заостренная палка.
ПИКА — колющее оружие, род копья.
БАРБОС — большая дворовая собака.
ПОВИЛИКА — сорное растение без листьев и корней, обвивающее своим нитевидным стеблем другие растения.
КОРОВЯК — род трав и полукустарников семейства норичниковых. Различают коровяк обыкновенный, или медвежье ухо, и коровяк лекарственный.
ПРОНИЗАТЬ - резко проникнуть внутрь кого-, чего-нибудь, сквозь кого-, что-нибудь.
- Что такое роза?
-Роза – это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени. (вывешивается иллюстрация на доску)
Как среди такой красоты выглядела роза? (Она выглядела торжественной и прекрасной).
- Как чувствовала себя роза в этом цветнике? Прочитайте III абзац.
(Она чувствовала себя необыкновенно счастливой).
Итак, роза распустилась тонким ароматом, нежностью красок, щедростью красоты к миру.
- Отчего плачет роза? (Она плачет от счастья. Ведь она дарит красоту миру).
- Какой персонаж в сказочной истории изображает зло? (Жаба) (вывешивается иллюстрация на доску)
Прочитайте описание жабы.
- Какие отрицательные черты характера символизирует (подчеркивает) она?
(Ненависть к прекрасному, зависть, жестокость, стремление погубить красоту).
- Мы подчеркивали, что роза мечтала служить миру красотой, изливая чудесный свет...
- А о чем мечтала жаба? (Поесть и отдохнуть).
Перед вами карточки с изображением розы и жабы. Соедините с каждым из этих героев определения, которые к ним относятся.
Милосердная, отзывчивая, ласковая, нежная, милостивая, заботливая, добросердечная. Жестокая, коварная, черствая, завистливая, грубая, безжалостная, бесчувственная, бессердечная.
Работа в группах.
Паспорт героя ( по рядам) Проверка, ребята зачитывают и вывешивают паспорта на доске .
- Что символизирует жаба? (зло, уродство.)
- Что символизирует роза? (доброту, красоту, душевную чистоту)
Можно ли сказать, что жаба и роза противостоят друг другу?
VI. Рефлексия
Тест по проверке знания содержания и идеи сказки
1. Прочитайте слова: корни, куст, земля, брюхо, ночь. Они относятся к …
А) жабе
Б) розе
В) бабочке
2. О чём думает роза в период своего цветения?
А) быстрей бы распуститься
Б) умереть бы другою смертью
В) цвести вечно
3. Что в жабе самое омерзительное?
А) грязно-серые бородавчатые бока
Б) скверные липкие лапы
В) бесчувственность и равнодушие
4. Символом света, добра, красоты в сказке является:
А) роза
Б) жаба
Взаимопроверка результатов теста по ключу: (на доске)
1 - А 2 – Б 3 – В 4 – А
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня? Заполнение карточек.
VII. Подведение итогов урока
— Какова основная мысль произведения?
Домашнее задание:
Основное – ответить на вопросы в конце сказки. Выразительное чтение и пересказ.
Творческое – нарисовать иллюстрации к этой сказке.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.