Тема «Воспитатель и родитель: диалог или монолог?»

  • docx
  • 04.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КОНСУЛЬТАЦ Диалог монолог.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным направлением художественно-эстетического развития воспитанников
«Солнышко» с. Ивановка Оренбургского района Оренбургской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Тема «Воспитатель и родитель: диалог или монолог?»

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Выполнила: Курмаева Марина Юрьевна
          
                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 



2025

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, отношение к себе, как к педагогам.

Обе стороны стараются быть хорошими для детей, но перекладывают свои ответственности друг на друга. В спорных вопросах, каждый считает себя правым. И не всегда, кто-то из родителей и воспитателей стараются найти компромисс, сгладить ситуацию, найти верное решение проблемы.

Дети всегда чувствуют атмосферу, которая присутствует в общении родителя и воспитателя.  Ребенок как энергетический шар: он может сверкать, а может и затухнуть, и вы уже не дождетесь от него искры.

Он берет пример общения от взрослого, он для него объект подражания. И вот тут-то и возникают проблемы. Беря пример общения в семье, ребенок, придя в садик, применяет это общение и с детьми, и с воспитателем. Ребенок попадает в затруднительное положение: дома – это норма общения, а в саду объясняют, что так неправильно.

При общении с родителями воспитатели сталкиваются с непониманием родителя, что не так в общении ребенка, ведь он сам так себя ведет (неосознанно). Это самое грустное в работе с родителями. Хотя родитель и воспитатель являются партнерами. И наша общая цель – правильно воспитать ребенка. Возникает много недопонимания с обоих сторон. В противостоянии «родитель – воспитатель» последний обычно является притесняемой стороной, которая виновата во всех проблемах. Каждый родитель думает, что его ребенок особенный, и именно ему должны уделять повышенное внимание.

Родителям не стоит выяснять отношения, а, тем более, высказываться нелицеприятно о воспитателе при ребенке. Ведь такое отношение подрывает авторитет воспитателя.

Какая атмосфера дома, каких принципов воспитания придерживаются родители – все это важно. Если ребенок привык к физическим наказаниям, вряд ли он будет немедленно реагировать на словесные замечания воспитателя, но к этому надо стремиться.  Проблемы с дисциплиной – хотя бы на первых порах – неизбежны, и нужно быть к этому готовым заранее.

Родителям нужно понять, что детский сад – это не дом ужаса, а домик для детей.  Это всего лишь ступень взросления ребенка, его социализация. Нужно относиться к жизни ребенка в детском саду на одном позитиве, и время нахождения в саду пройдет у него «на ура».

Попробуем сформулировать некоторые возможные шаги, которые могут быть полезными для выстраивания подлинных отношений сотрудничества, взаимодействия воспитателей и родителей как союзников в общем деле воспитания детей.

Прежде всего, необходимо обеспечить прямую коммуникацию, возможность встречаться, говорить и слушать, обмениваться информацией, делиться опытом, договариваться всем заинтересованным сторонам – воспитателям, руководству ДОУ, мамам, папам, бабушкам и дедушкам (если они хотят принимать активное участие в обучении и воспитании детей). Речь, конечно, в первую очередь, о родительских собраниях, но не только о них. Это могут быть и самые разные мероприятия, и индивидуальные консультации для родителей, в том числе организуемые с использованием Интернета (электронная почта, родительские форумы группы или страничка в соцсети и т. п.), сайт ДОУ, просто регулярно выделяемое время, в которое любой родитель может прийти и поговорить о своем ребенке и др.

Самый лучший для ребенка вариант – не противостояние, а грамотное сотрудничество родителей с воспитателем.

Умение общаться относится к коммуникативной компетентности педагога. Это, пожалуй, основной инструмент педагога во взаимоотношениях с окружающими: коллегами и родителями. Но специфика таких взаимоотношений заключается в том, что это не просто жизненные взаимоотношения взрослых, которых объединяет общий интерес – ребенок. Такая ситуация общения имеет отношение к профессиональной деятельности педагога, то есть это ситуация профессионального взаимодействия.

Одна из главных составляющих общения – это беседа. Беседа (англ. conversation, talk) в широком смысле – любое коммуникативное взаимодействие между двумя и более людьми, диалог.

Стратегия ведения беседы:

·        от желания собеседников говорить, к пониманию того, что нужно;

·        от понимания собеседников, к убеждению и принятию совместного решения.

Как правильно построить и качественно отработать каждый этап? Об этом мы поговорим сейчас.

Подготовка к беседе (нулевая фаза).

Цель. Подготовиться к предстоящей беседе, продумать ее стратегию и тактику.

Задачи:

·        сформулировать общую цель разговора (т. е. «чего я хочу достигнуть») и мотивы своего поведения («зачем мне это нужно»);

·        постараться определить, к чему будет стремиться собеседник и почему;

·        найти область пересечения своих интересов и интересов собеседника;

·        составить общий план разговора.

Содержательная сторона этого этапа – сбор, накопление и обобщение информации о партнере.

Психологическая сторона – создание необходимого настроя или коррекция своего состояния непосредственно перед контактом с партнером или во время этого контакта. На этапе подготовки к беседе важно помнить, что ваши мнения по поводу вопроса, который вы планируете обсудить, могут не совпадать. И причины этого могут быть вполне объективными.

1 Этап - Контакт (около 2 %)

Цель. Создать атмосферу, благоприятную для беседы.

Задачи:

·        настроиться на собеседника;

·        настроить собеседника на себя.

Техники установления контакта: контакт глаз; улыбка; приветствие; обращение по имени; открытая поза; короткая дистанция; открытые жесты; подчеркивание значимости.

Основа отношения к нам собеседника закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, рекомендуется применить «Правило трех плюсов». Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это: улыбка, имя собеседника, комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя/отчество при приветствии, в процессе всей беседы. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

В общении наиболее эффективным является косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка, воспитателю – его профессиональное мастерство.

Загруженные, усталые после работы взрослые особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах разговора.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):

·        одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

·        короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

·        необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

·        использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

·        всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

·        использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

2 Этап - Ориентация в собеседнике (около 80%)

Цель. Совместный с собеседником анализ проблемы.

Задачи:

·        информировать собеседника о своей цели;

·        понять цели собеседника;

·        найти область пересечения своих целей и целей собеседника.

Рассмотрим характеристики техник: технику пассивного слушания, технику

активного слушания, а также технику «Я-сообщения».

Техники пассивного слушания: поддакивания; стимулирующие реплики; расспрашивание.

Техники активного слушания: пауза; вопрос; проговаривание; интерпретация.

Результат беседы будет зависеть от того, какую модель в общении вберут собеседники, и от того сумеют ли они выстроить субъект-субъектные отношения. Но ведущая роль будет принадлежать педагогу, это его коммуникативная компетентность.

Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей.

Существует несколько правил, которые следует учитывать при выборе фразы: утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме; инициатор беседы уверен в себе; исключаются неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться и подыскивать контраргументы; обращение к собеседнику целесообразнее формулировать в технике «Я-сообщение».

 

Упражнение «Выбери фразу».

В этом упражнении предлагается найти в предложенном перечне, что поможет приятной беседе:

1. Пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять.

2. «Нежелательные» фразы и «желательные» (смысловые) пары к ним.

После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами:

·     «Неудачные» фразы: «Извините, если я помешала…», «Я бы хотела еще раз услышать…», «Давайте с вами быстренько обсудим…», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…», «А у меня на этот счет другое мнение…».

·     «Нежелательные» фразы в паре с «желательными»:

- «Я бы хотела…» – «Вы хотите…»;

- «Вероятно, вы об этом еще не слышали…» – «Вы, наверное, уже об этом слышали…»;

- «Мне представляется интересным то, что…» – «Вам будет интересно узнать…»;

- «Я пришла к такому выводу, что…» – «Думается, ваша проблема заключается в том, что…»;

- «Хотя вам это и неизвестно…» – «Конечно, вам уже известно…»;

«Вы, конечно, об этом еще не знаете...» – «Как вы знаете...».

3 Этап - Аргументация (около 15 %)

Цель. Совместный с собеседником поиск вариантов решения.

Виды аргументов: факты из совместного опыта; очевидные, не подвергаемые сомнению, объективные факты; ссылка на собственный опыт; ссылка на авторитет.

Техники аргументации: связка – «А если…»; поэтапное согласие.

Беседа будет считаться эффективной только в том случае, если по её завершении будет выработано какое-то решение. Но здесь со стороны педагога важно показать родителям направление решения проблемы, а не дать однозначный, не допускающий никаких вариаций «совет». Конкретные советы можно давать в том случае, когда родитель об этом просил. Но они обязательно должны быть просты, доступны, конкретны.

4 Этап - Завершение беседы (около 3 %)

Цель. Обеспечить хороший деловой и человеческий контакт с собеседником.

Задачи:

·        получить обратную связь по поводу прошедшей беседы и ее результатов.

·        снять оставшиеся сомнения.

·        сделать собеседнику последний «подарок» улыбку, комплимент и т. п.

На завершающем этапе, возможно, договориться о следующей встрече. Не забывайте поблагодарить друг друга, высказать свое удовлетворение от диалога. Всегда заканчивайте беседу на позитивной ноте!

Для справки.

В работе «родитель – воспитатель» необходимо ещё одно очень важное умение – умение резюмировать обширную информацию, излагать свои идеи, чувства и представления в нескольких словах, четко. Чтобы не наговорить «лишнего». Это умение требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Хорошим способом тренировки данного умения является составление синквейна.

В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять строк»; это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях

Правила написания синквейна таковы:

·        на первой строчке записывается одно слово – существительное, это и есть тема синквейна;

·        на второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

·        на третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна;

·        на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого человек характеризует тему в целом, выказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим человеком фраза в контексте с темой;

·        пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение к теме.

Схема создания синквейна:

1 строка: Кто? Что? (1 существительное);

2 строка: Какой? (2 прилагательных);

3 строка: Что делает? (3 глагола);

4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов);

5 строка: Кто? Что? (Новое звучание темы) (1 существительное).

В соответствие с этой схемой можно подвести итог общения воспитатель – родитель.

Общение

Профессиональное, доверительное.

Помогает, направляет, связывает.

Общение – самая большая роскошь.

Взаимодействие – диалог.

При этом хорошо, если в процессе общения воспитатель:

·        выслушивает проблемы и трудности родителей, пожелания, высказывает понимание, проявляет доброжелательное отношение, отвечает на вопросы;

·        интересуется обстоятельствами семейной жизни ребенка, принятым укладом жизни семьи;

·        ставит родителей в известность о происходящих событиях и мероприятиях группы, ближайших и отдаленных планах;

·        делится наблюдениями и своим опытом воспитания ребенка;

·        на общих мероприятиях (например, родительских собраниях) поднимает вопросы, важные и интересные для всех родителей; проблемы и критические замечания обсуждает индивидуально с теми, к кому они относятся;

·        включает родителей в жизнь группы (участие в подготовке и проведении мероприятий, в подготовке проектов и др.);

·        если необходимо предъявить требование или выразить критику, пользуется культурным способом предъявления требований и критики;

·        не забывает, что критикуется только поведение, а не личность ребенка или его характер.

Хорошо, если в процессе общения родитель:

·        выслушивает информацию, предоставляемую воспитателем, высказывает понимание, проявляет доброжелательное отношение, отвечает на вопросы;

·        серьезно относится к требованиям воспитателя, ДОУ, принимает их к сведению и старается соблюдать, поскольку, как правило, они имеют в своей основе государственные требования и не могут быть изменены ДОУ;

·        доверяет опыту воспитателя, признает его статус и профессионализм, прислушивается к его советам;

·        старается включаться в жизнь группы, ДОУ;

·        по возможности, заранее договаривается с воспитателем о своем посещении ДОУ, о вопросах, которые хотелось бы обсудить;

·        по возможности, в разговоре с воспитателем избегает эмоциональных заявлений и оценок;

·        в случае возникновения проблем, обсуждает их, в первую очередь, с самим воспитателем, стараясь найти взаимоприемлемый вариант решения, если это не удается, обращается к руководству ДОУ.

 

Если же конфликта избежать все-таки не удалось, нужно направить все силы на то, чтобы оставаться в рациональном, конструктивном русле, не позволять эмоциям брать верх.