Тема Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси

  • docx
  • 15.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тема Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси.docx

Тема: « Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси».

I. Организационный момент.

 

 Учитель: - Здравствуйте! Проверим готовность к уроку:

-Вы учебник положили?  Ученики:  - Да.

-Про тетрадь вы не забыли?  Ученики: - Нет.

-Ну, а ручка? Ученики: - Да.

-Карандаш? Ученики:  - Да.

-Класс готов к уроку ваш.

 

II. Актуализация знаний, повторение пройденного материала.

 

Учитель показывает напечатанную запись:

Раздел

Начало

 Объединения

 русских земель

(Слово «Раздел» закрыто листком)

Учитель: - Что означает эта запись? Ученики: - Это название нашего раздела, который мы изучаем (или не отвечают).

Учитель: - Найдем эту  запись в учебнике после стр. 258 и прочитаем вслух.

(Учитель убирает листок со слова «Раздел» и вывешивает запись на доску)

Учитель: -  Какие темы мы изучили в этом разделе? Зачитаем.

Ученики:  - Тема 1. Возвышение Москвы.

Учитель: - Изучили? Ученики: - Да.

(Учитель  вывешивает напечатанное на фоне колоколов и куполов храма  название этой темы на доску)

Ученики: - Тема 2. Московский князь Иван Калита и его успехи.

Учитель: - Изучили? Ученики: - Да.

(Учитель вывешивает напечатанное на фоне Московского княжества и портрета Ивана Калиты название этой темы на доску)

Ученики: - Тема 3. Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси.

Учитель: - Изучили? Ученики: - Нет.

Учитель открывает монитор компьютера (слайд  1): - Это тема нашего урока. Запишем её в тетрадь. На полях укажите дату, она записана на доске. Вспомним основные моменты пройденного материала для успешного усвоения новой темы в тестовой форме (слайды 2 – 7).

 

III. Отдых:

 

- Мы тоже потрудились

И немножечко устали

Выше стали (встали, руки вверх)

Ниже стали (присели, руки на поясе)

Мы немножко разомнемся (бегаем кругом на месте)

Раз, согнемся (вперёд наклон, руки на поясе), разогнемся (назад наклон, руки на поясе)

Два, наклонимся сейчас (наклоны влево-вправо, руки на поясе)

Три, присядем в тот же раз (сели за парты).

 

IV. Изучение нового материала.

 

Учитель: - Рассмотрим основные моменты содержания темы урока (слайды  8, 9 – показ и краткий рассказ учителем).  На стр. 271 учебника рассмотрите изображение крестьянской избы. Прочитаем на стр. 275 2-ой абзац (один ученик вслух, остальные следят и читают «про себя»). Нам встретилось выделенное жирным шрифтом словарное слово «погреб». Запишем  это слово и его значение со стр. 276 в тетрадь. Стараемся запомнить значение данного слова.

Слайд 10 – показ и краткий рассказ учителем.

- Читаем абзац 2 на стр. 272 (один ученик вслух, остальные следят и читают «про себя»). Слово «десятина» выписываем с его значением со стр. 275 в тетрадь. Стараемся запомнить значение данного слова.

- Читаем  абзац 5 на стр. 272 (один ученик вслух, остальные следят и читают «про себя»). Слово «оброк» выписываем с его значением со стр. 275 в тетрадь. Стараемся запомнить значение данного  слова.

Слайды 11, 12 – показ и краткий рассказ учителем.

- Рассмотрим иллюстрации на стр. 272.

- Чем заняты женщины – крестьянки на   левой иллюстрации? ( Женщины пекут хлеб в вольной печи.)

- Какую работу выполняют женщины   на правой иллюстрации ?  (Женщины на поле серпами жнут хлебные колосья.)

- Читаем абзац 9 на стр. 273 (один ученик читает вслух, остальные следят и читают  «про себя»). Слово «дворяне» выписываем с его значением со стр. 275 в тетрадь. Стараемся запомнить значение данного слова.

Учитель: - Игра «Собери кроссворд». К доске пойдёт тот, кто  своими словами назовёт значение выбранного словарного слова. Моё ключевое слово «дворяне» (по горизонтали). Назовите его значение. Остальные слова (погреб, десятина, оброк)  оформляются на доске по вертикали. (Ученик называет выбранное  слово, проговаривает его значение, оформляет  на  доске.)

Слайды 13 – 16 – показ и краткий рассказ учителем.

Учитель: Самостоятельная работа «Соотнеси». Соедините стрелками с помощью простого карандаша ремесленные профессии с соответствующей продукцией.

Кузнец→ подкова, топор

Мельник→ мука

Оружейник→ кольчуга, меч, копьё

Ювелир→ серьги, кольца, бусы

Шапошник→ шапки

Квасник→ квас ягодный, хлебный

Сапожник→ сапоги

Проверка (поочерёдно дети называют соответствия).

Слайды 17, 18 – показ и краткий рассказ учителем.

Учитель: -  Рассмотрим  изображение картины «Московский торг»  на стр. 274. Расскажите, что вы видите. (Дети рассказывают, что изображено на картине).

Учитель сообщает вывод: - Так,  в  14 веке постепенно на русской земле возрождалось сельское и городское хозяйство.

 

V. Физминутка «Грибок»:

 

Мы шли, шли, шли (шагают на месте),

И грибок нашли (наклонились - выпрямились).

Раз грибок (наклонились-выпрямились),

два грибок (наклонились-выпрямились),

Будет целый кузовок (вытянулись «на цыпочках» с  вверх поднятыми  руками, разводя их к туловищу вниз).

 

VI. Первичное закрепление нового материала.

 

Учитель: - Игра «Дополни». На  одной  стороне  листа  напечатано  начало  предложения.   Прочитайте  и дополните своими словами.  (Учитель  демонстрирует обратную сторону  листа).  Читайте  конец предложения  и  проверьте правильность своих высказываний.

1. После нашествия монголо-татар Русь была… (обратная сторона: разорена и разграблена).

2. Русские люди упорным трудом добились … (обратная сторона: возрождения сельского хозяйства, ремёсел).

3. Русские земли стали возрождаться во время… (обратная сторона: возвышения Москвы и правления Ивана Калиты).

4. Поселение крестьян близ монастырей… (обратная сторона:  освобождало их  от уплаты дани Золотой Орде).

5. Дворяне у князей были… (обратная сторона: военными слугами).

Учитель: - Задание «Составь пословицу». Составив  пословицы,  мы  узнаем,  что стало важным  для русских  людей  в возрождении сельского и городского хозяйства.  (Пословица даётся детям в виде отдельных, разрозненных слов).

1. Труд / кормит,/ а лень/ портит.

2. Без труда/ не выловишь/ и рыбки/ из пруда.

3. Терпенье / и труд/ всё/ перетрут.

4. Не тот/ хозяин /земли,/ кто/ по ней/ бродит,/ а кто /по ней/ за плугом / ходит  (Данная пословица даётся более «сильным»  учащимся).

Учитель: - Что же было главным для русских людей в те времена?

Ученики: - Важным для русских людей в 14 веке был труд.

Слайд 19 – учитель комментирует вывод урока и задаёт сопутствующий вопрос, связанный с современностью:

- А так ли важно для нас с вами на данном жизненном этапе трудиться?

Ученики дают предполагаемые ответы: трудовой деятельностью люди зарабатывают деньги на питание, одежду, мебель, предметы обихода, уплату коммунальных услуг и т. д.

 

VII. Подведение итогов.

 

Учитель на доску вывешивает табличку со словом «Молодцы!», благодарит всех детей за урок,  комментирует их работу на уроке,  выставляет оценки, сообщает домашнее задание:

1. Всем читать основной текст и  текст для  дополнительного чтения  изученной темы и отвечать на вопросы к ним;

2. Индивидуальное задание на «5» к основному:

- знать значение новых словарных  слов;

- пересказ текста для дополнительного чтения.

 

VIII. Заключение.

Учитель: - Урок окончен. До свидания.