ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
ЗАНЯТИЯ № 30
Тема занятия: Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Цели занятия:
Образовательная:
- повторение, углубление и систематизация имеющихся у учащихся сведений о проводниках и диэлектриках в электрическом поле.
Развивающая:
- развитие навыков работы с текстом.
Воспитывающая:
- продолжить формирование научного мировоззрения; воспитание положительного отношения к получению знаний, уверенности в своих силах; чувства ответственности за свои действия, чувства коллективизма.
Формируемые компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Тип занятия: комбинированный урок;
Вид занятия: практико-ориентированное занятие.
Методы обучения: проблемный метод, самостоятельная работа.
Методы контроля: фронтальный опрос, решение задач.
Техническое оснащение: эбонитовая и стеклянная палочки, электрометры, деревянная линейка.
Комплексно-методическое оснащение: РП, КТП, поурочный план, раздаточный материал.
Межпредметные и внутрипредметные связи. Республиканский компонент:
ОДБ.08 Химия.
Используемая литература:
Основная
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство, год издания |
1 |
Физика//Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, |
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. |
М.: Просвещение, 2005 |
Дополнительная
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство, год издания |
2 |
Физика // Учебник для средних специальных учебных заведений. |
Дмитриева В.Ф. |
М.: Академия, 2002.
|
Структура и ход урока:
I. Организационный этап.
II. Проверка домашнего задания.
Физический диктант по электростатике:
Ответы:
Решение задач:
- Два точечных заряда 6,7 и -13,3 нКл находятся на расстоянии 5 см друг от друга. Найти напряжённость электрического поля в точке, расположенной на расстоянии 3 см от положительного и 4 см от отрицательного.
- Маленький шарик массой 2·10-3 кг, подвешенный на тонкой шёлковой нити, несёт на себе заряд 3·10-7 Кл. На какое расстояние снизу к нему следует поднести другой маленький шарик с зарядом 5·10-7 Кл, чтобы натяжение нити уменьшилось в 2 раза?
- Два одинаковых маленьких шарика, обладающих зарядом q1=6 мкКл и зарядом q2= -12 мкКл, находятся на расстоянии 60 см друг от друга. Определите силу взаимодействия между ними. Чему будет равен заряд каждого шарика, если их привести в соприкосновение и затем разъединить?
III. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Эксперимент 1
Наэлектризуем эбонитовую палочку и поднесем к одному концу трубы, которая может вращаться. Труба повернется, притягиваясь к заряженной палочке. Почему?
На том конце трубы, который расположен ближе к эбонитовой палочке, появится электрический заряд, противоположный по знаку заряду палочки.
Если на одной части трубы появится под действие электрического поля заряженной палочки положительный заряд, то на другой части должен появится равный по модулю отрицательный электрический заряд. Проверим.
Эксперимент 2
Поместите в электрическое поле соединенных одинаковых металлических диска, и разведите их на некоторое расстояние. Затем каждый диск вынесете из поля и поочередно соедините со стержнем электрометра. При соприкосновении первого диска стрелка отклонится, после соприкосновения второго вернется обратно к нулю.
Таким образом, две части металлического тела, разделенного в электрическом поле. Приобрели равные по модулю и разные по знаку заряды.
Эксперимент 3
Поднесли к стержню электрометра заряженное тело. Стрелка отклонится. (Электрическое поле вызывает разделение зарядов в стержне.) Накроем стержень полым металлическим шаром и вновь поднесем заряженное тело. Стрелка не отклоняется.
Вывод: Электрическое поле внутри полого проводящего шара отсутствует.
Это свойство используется при электростатической защите, когда проводящие оболочки защищают измерительные приборы от воздействия электростатических полей.
В электрическом поле поверхность проводящего тела любой формы является эквипотенциальной. Все точки внутри проводника имеют одинаковый потенциал, равный потенциалу на его поверхности.
Диэлектрики
К диэлектрикам относится эбонит, слюда, фарфор.
Эксперимент 4
Соедините заряженный и незаряженный электрометры с помощью стеклянной трубки. Заряды не проходят.
Эксперимент 5
Установите деревянную линейку на подставку, которая обеспечит ее свободное вращение вокруг вертикальной оси. Выполним такой же опыт, как и с металлической трубкой и заряженной палочкой. Что видим?
Незаряженные диэлектрики притягиваются к заряженным телам.
Эксперимент 6
Проделаем аналогичный эксперимент по разделению диэлектрика в электрическом поле.
Возьмем два деревянных диска, соединим их, затем разъединим в электрическом поле и поочередно коснемся электроскопа. Что обнаружим?
Обе части нейтральные. В электрическом поле происходит поляризация диэлектриков, т. е. смешение в противоположные стороны разноименных зарядов, входящих в состав атомов и молекул вещества. На поверхности диэлектрика возникают связанные заряды, неспособные свободно перемещаться по диэлектрику.
Вектор электрического поля, создаваемого связанными зарядами на поверхности, направлен внутри диэлектрика противоположно вектору Ео внешнего электрического поля.
Е = Еп-Е,
е = Е„/ Е - диэлектрическая проницаемость среды.
- , за 5 с увеличило скорость до 30 м/с. Построить графики зависимостей υх (t) и aх (t).
V. Первичное закрепление.
Физический диктант
№ |
Вопрос |
Ответ |
1. |
Какие вещества являются хорошими проводниками электричества? |
растворы солей, металлы |
2. |
Диэлектрики используются в качестве … |
изоляторов
|
3. |
Какие вещества являются плохими проводниками электричества? |
Пластмасса, резина |
4. |
Чем по внутреннему строению отличаются проводники от диэлектриков? |
в проводниках есть свободные заряды
|
5. |
Величина, показывающая во сколько раз ослабло собственное поле диэлектрика, называется… |
диэлектрической проницаемостью среды
|
6. |
В металлах свободными носителями электрических зарядов являются… |
электроны |
7. |
Когда … попадает в эл. поле, то он электризуется так, что на одном его конце возникает положительный заряд, а на другом такой же по величине отрицательный. |
диэлектрик
|
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
[1], § 95-97, |
Рабочая тетрадь по физике: стр. 30-35, задача 2.
VII. Рефлексия.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.