Тема занятия: Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.
Оценка 4.7

Тема занятия: Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
физика
10 кл
22.03.2022
Тема  занятия: Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.
 повторение, углубление и систематизация имеющихся у учащихся сведений о проводниках и диэлектриках в электрическом поле.
документ.docx

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

ЗАНЯТИЯ № 30

          Тема  занятия: Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.  Цели занятия

Образовательная:  

-                   повторение, углубление и систематизация имеющихся у учащихся сведений о проводниках и диэлектриках в электрическом поле.

 

Развивающая:   

-        развитие навыков работы с текстом.

Воспитывающая: 

-                   продолжить формирование научного мировоззрения; воспитание положительного отношения к получению знаний, уверенности в своих силах; чувства ответственности за свои действия,  чувства  коллективизма.

 

Формируемые компетенции:

ОК  2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК  3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.  Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 

Тип занятия: комбинированный урок;                                                            

 

Вид занятия: практико-ориентированное занятие.

 

Методы обучения:  проблемный метод, самостоятельная работа.

 

Методы контроля: фронтальный опрос, решение задач.

 

Техническое оснащение: эбонитовая и стеклянная палочки, электрометры, деревянная линейка.

 

Комплексно-методическое оснащение: РП, КТП, поурочный план, раздаточный материал.

 

Межпредметные и внутрипредметные связи. Республиканский компонент:

ОДБ.08 Химия.

 

Используемая литература:

Основная

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

1

Физика//Учебник для 10 класса общеобразовательных  учреждений,

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.

М.: Просвещение, 2005

 

 

 

Дополнительная

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

2

Физика // Учебник для средних специальных учебных заведений.

Дмитриева В.Ф.

М.: Академия, 2002.

 

 

Структура и ход урока:

 

                               I.            Организационный этап.

                            II.            Проверка домашнего задания.

Физический диктант по электростатике:

  1. При контакте двух различных тел…
  2. При электризации образуются два заряда…-
  3. Одноименно заряженные тела…
  4. Разноименно заряженные тела…
  5. Вещества, в которых могут перемещаться электрические заряды называют-ся…
  6. Вещества, в которых перемещение зарядов невозможно, называются …
  7. В СИ единицей электрического заряда является …
  8. Элементарным электрическим зарядом обладают…
  9. Наименьшим электрическим зарядом обладает …
  10. Заряд электрона равен…

Ответы:

  1. …оба заряжаются и приобретают электрический заряд.
  2. …положительный и отрицательный.
  3. …отталкиваются.
  4. …притягиваются.
  5. …проводниками.
  6. …диэлектриками.
  7. …1 Кл (кулон).
  8. …электрон и протон.
  9. …электрон.
  10. …1,6 × 10-19

 

Решение задач:

-                    Два точечных заряда 6,7 и -13,3 нКл находятся на расстоянии 5 см друг от друга. Найти напряжённость электрического поля в точке, расположенной на расстоянии 3 см от положительного и 4 см от отрицательного.

-                   Маленький шарик массой 2·10-3 кг, подвешенный на тонкой шёлковой нити, несёт на себе заряд 3·10-7 Кл. На какое расстояние снизу к нему следует поднести другой маленький шарик с зарядом 5·10-7 Кл, чтобы натяжение нити уменьшилось в 2 раза?

-                   Два одинаковых маленьких шарика, обладающих зарядом q1=6 мкКл и зарядом q2= -12 мкКл, находятся на расстоянии 60 см друг от друга. Определите силу взаимодействия между ними. Чему будет равен заряд каждого шарика, если их привести в соприкосновение и затем разъединить?

                         III.            Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

 

 

                         IV.            Первичное усвоение новых знаний.

Эксперимент 1

Наэлектризуем эбонитовую палочку и поднесем к одному концу трубы, кото­рая может вращаться. Труба повернется, притягиваясь к заряженной палочке. По­чему?

На том конце трубы, который расположен ближе к эбонитовой палочке, по­явится электрический заряд, противоположный по знаку заряду палочки.

Если на одной части трубы появится под действие электрического поля заря­женной палочки положительный заряд, то на другой части должен появится рав­ный по модулю отрицательный электрический заряд. Проверим.

Эксперимент 2

Поместите в электрическое поле соединенных одинаковых металлических дис­ка, и разведите их на некоторое расстояние. Затем каждый диск вынесете из поля и поочередно соедините со стержнем электрометра. При соприкосновении пер­вого диска стрелка отклонится, после соприкосновения второго вернется обрат­но к нулю.

Таким образом, две части металлического тела, разделенного в электричес­ком поле. Приобрели равные по модулю и разные по знаку заряды.

Эксперимент 3

Поднесли к стержню электрометра заряженное тело. Стрелка отклонится. (Элек­трическое поле вызывает разделение зарядов в стержне.) Накроем стержень полым металлическим шаром и вновь поднесем заряженное тело. Стрелка не отклоняется.

Вывод: Электрическое поле внутри полого проводящего шара отсутствует.

Это свойство используется при электростатической защите, когда проводя­щие оболочки защищают измерительные приборы от воздействия электростати­ческих полей.

В электрическом поле поверхность проводящего тела любой формы является эквипотенциальной. Все точки внутри проводника имеют одинаковый потенци­ал, равный потенциалу на его поверхности.

Диэлектрики

К диэлектрикам относится эбонит, слюда, фарфор.

Эксперимент 4

Соедините заряженный и незаряженный электрометры с помощью стеклян­ной трубки. Заряды не проходят.

Эксперимент 5

Установите деревянную линейку на подставку, которая обеспечит ее свобод­ное вращение вокруг вертикальной оси. Выполним такой же опыт, как и с метал­лической трубкой и заряженной палочкой. Что видим?

Незаряженные диэлектрики притягиваются к заряженным телам.

Эксперимент 6

Проделаем аналогичный эксперимент по разделению диэлектрика в электри­ческом поле.

Возьмем два деревянных диска, соединим их, затем разъединим в электри­ческом поле и поочередно коснемся электроскопа. Что обнаружим?

Обе части нейтральные. В электрическом поле происходит поляризация диэ­лектриков, т. е. смешение в противоположные стороны разноименных зарядов, входящих в состав атомов и молекул вещества. На поверхности диэлектрика воз­никают связанные заряды, неспособные свободно перемещаться по диэлектрику.

Вектор электрического поля, создаваемого связанными зарядами на поверх­ности, направлен внутри диэлектрика противоположно вектору Ео внешнего элек­трического поля.

Е = Еп-Е,

е = Е„/ Е - диэлектрическая проницаемость среды.

 

-                   , за 5 с увеличило скорость до 30 м/с. Построить графики зависимостей  υх (t) и aх (t).

 

                            V.            Первичное закрепление.

Физический диктант

Вопрос

Ответ

 

1.

 

Какие вещества являются хорошими проводниками электричества?

растворы солей, металлы

 

2.

 

Диэлектрики используются в качестве …

изоляторов

 

 

3.

 

Какие вещества являются плохими проводниками электричества?

 Пластмасса, резина           

 

 

4.

 Чем по внутреннему строению отличаются проводники от диэлектриков?

 в проводниках есть свободные заряды

 

 

5.

Величина, показывающая во сколько раз ослабло собственное поле диэлектрика, называется…

диэлектрической

    проницаемостью среды    

 

 

6.

В металлах свободными носителями электрических зарядов являются…

 электроны     

 

 

7.

Когда … попадает в эл. поле, то он электризуется так, что на одном его конце возникает положительный заряд, а на другом такой же по величине отрицательный.

 

 диэлектрик

 

 

                         VI.            Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

[1], § 95-97,

Рабочая тетрадь по физике: стр. 30-35,  задача 2.

 

          VII.                        Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 30

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 30

Дополнительная № п/п

Дополнительная № п/п

I. Первичное усвоение новых знаний

I. Первичное усвоение новых знаний

Построить графики зависимостей υ х ( t ) и a х ( t )

Построить графики зависимостей υ х ( t ) и a х ( t )
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2022