Тема: «Звук [л] и [ль] и буква л, Л».
( Развитие речи)
Педагогическая цель: Познакомить детей с буквой л и тем, что она может обозначать звуки [л] и [ль]; закреплять умение производить звуковой анализ слов применением правил написание гласных букв и определение ударного гласного звука; закреплять умение делить предложения на слова, называть их по порядку; учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная.
Средства реализации: раздаточный материал; картинки; аудиозапись.
Организационная структура игрового занятия
Мотивационно – побудительный этап
Звучит аудиозапись. Слышатся звуки леса.
- Что услышали?
- Где можно услышать эти звуки?
- Сегодня к нам, гости придут из леса, а кто, узнаете, если отгадаете загадки (дети отгадывают загадки)
Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Организационно – поисковый этап
Выставляет картины: лося, лисы.
1.Работа над предложением.
- Ребята, хотите, я вам расскажу, что мне лось рассказал по секрету о лисе? Тогда внимательно слушайте. Читает сказку «Лисенок и Лягушонок» Г. Юдина.
Лисенок и лягушонок
В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.
Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке.
Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнил:
- Зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок!
И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос.
Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:
- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось…
- Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.
- После этого случая, она стала доброй, никого не дразнила и стала со всеми дружить.
- Ребята, что лягушонок сказал лисенку?
В предложениях «Ты не огорчайся!». «Ты роешь самые хитрые норы» сколько слов? Назовите их по порядку.
- Ребята лось и лиса друзья. Когда я говорю, лось и лиса мне кажется, даже одинаково звучат.
- Как вы думаете, что общего?
- Правильно, слово “лось” начинается со звука [л], а слово лиса – со звука [л,],
- Ребята, сегодня мы с вами будем играть со звуком [л] и [л'] и познакомимся с буквой Л.
2. Характеристика звука [л] и [л'].
- Для того чтобы произнести звук [л] нужно: открыть губы, сблизить зубы, а кончик языка положить на бугорки за верхними зубами. Давайте произнесем звук [л]
- А при произнесении звука [л`], кончик языка касается не зубов, а неба. Произнесите звук [л`].
- Дайте характеристику звуков [л], [л']
3. Упражнения в различении звуков [л], [л,] (дети отвечают)
У лисы недавно было день рождение. Она пригласила к себе друзей, в названии которых есть звуки [л] и [л`].
- Нужно взять картинку, произнести слово и если вы услышите звуки [ л] или [л`], то поставьте картинку рядом с собой, а если нет, то поставьте на середину стола.
лось
волк
олень
ласка
белка
лошадь
Заяц, медведь, овца, еж
- Давайте назовем животных, которые побывали у лисы в гостях и определим, где находятся звуки [л] - [л`] (в начале, в середине или в конце слова).
А еще наша лисичка очень любит играть, давайте и мы с вами немного разомнемся.
Физкультминутка
Вышли лисы погулять.
В травке лапки поразмять.
Хвост пушистый расчесали,
Коготками постучали.
Покружились и бежать
Серых зайцев догонять.
4. Изображение буквы Л, л. На что она похожа?
- А сейчас настало время познакомиться с буквой Л, л.
- Дети посмотрите на букву Л, л, на что она похожа?
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
- Попробуйте изобразить букву Л с помощью пальцев, рук.
5.Звуковой анализ слова «Лиса», «Лось» (дети одни картинки ставят в домик, другие картинки оставляют на столе)
(«Лось», если время останется)
Слово у доски разбирает один ребенок.
- Сколько слогов в слове Лиса?
- Сколько согласных звуков в слове Лиса?
- Назовите первый, последний, согласный.
- Сколько гласных звуков?
Рефлексивно - корригирующий этап (дети отвечают, оценивают свою работу)
- С какими звуками мы сегодня работали?
- Какие запомнили слова со звуками [л] и [л`]?
- Как называется новая буква?
- Что больше всего понравилось?
- Если вам было легко и интересно, поднимите красную фишку.
- Если вы затруднялись, поднимите синюю фишку.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Л |
И |
С |
А |
Л |
О |
С |
Ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
___ -б. |
___- зв. |
___ -б. |
___- зв. |
|
|
||||||
Л |
И |
С |
А |
Л |
О |
С |
Ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
___ -б. |
___- зв. |
___ -б. |
___- зв. |
|
|
||||||
Л |
И |
С |
А |
Л |
О |
С |
Ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
___ -б. |
___- зв. |
___ -б. |
___- зв. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.