Тема: « Организация проектной деятельности учащихся на основе межпредметной коммуникации».
Оценка 4.6

Тема: « Организация проектной деятельности учащихся на основе межпредметной коммуникации».

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
естествознание +1
Взрослым
25.02.2018
Тема: « Организация проектной деятельности учащихся на основе межпредметной коммуникации».
Антропологический подход в гуманитарном проектировании – это специальная работа в пространстве субъективной реальности человека, которая задаётся пространством человеческих встреч: пространством событийной общности, пространством совместно-распределённой деятельности, пространством рефлексивного сознания. Именно здесь может происходить осознанное и целенаправленное проектирование таких жизненных и образовательных ситуаций, в которых становится возможным личностное самоопределение человека, его саморазвитие и самообразование, становление субъектной позиции его участников и их влияние на построение образовательного процесса.
предварительный анализ Носкова А.Ю..doc

Тема: « Организация проектной деятельности учащихся на основе межпредметной коммуникации».

Обоснование выбора темы:

  Педагог не просто носитель и «передатчик» знаний, прежде всего, он должен стремиться к формированию системной организации личности учащегося, включающей в себя психологическое здоровье, зрелость и успешность деятельности.

 Учитывая, что успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей .

  Логично предположить, что обладание проектным типом мышления,  имеет положительное влияние также на успешность во взаимодействии с другими людьми, а также на реализацию собственного творческого потенциала.

 Развить подобный тип мышления можно с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.

Цели данного направления эксперимента.

Рассмотреть влияние проектной деятельности:

1.На процесс развития личности школьника, на формирование  эмоционально-волевой сферы и творческого потенциала личности;

2.На психологическую атмосферу взаимодействия в коллективе.

Задачи.

1.Создание представления о сущности проектной деятельности у школьников;

2. Развитие адекватной самооценки, формирование позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов);

3. Развитие коммуникативной и информационной компетентности, других социальных навыков;

4. Решение профориентационных задач.

Аннотация проектной работы.

Участниками эксперимента стали ученики «8А» класса.

Учитывая, что проектная работа осуществляется на основе межпредметных коммуникаций, за направление проекта была взята история личности, а объектом исследования выбрана личность ученого математика и выдающегося преподавателя-организатора Николая Николаевича Лузина. Можно сказать, что это небольшое вступление в такую область науки, как история естествознания.

Тема работы: « Николай Лузин. Возрождение сообщества российских математиков».

Цели:

  1. Интеграция предметов история и математика на основе творческой деятельности группы.
  2. Анализ исторических предпосылок для продолжения успешного развития науки.

Задачи:

1.Сформировать навыки самостоятельной работы с большими объемами информации.

2.Повысить общий интеллектуальный уровень участников группы.

3.Развить творческий подход к изучению предмета.

4.Научиться плодотворно работать в коллективе.

Постановка проблемы.

На выбор темы работы повлиял известный факт, что именно на рубеже 19-20 веков, математика, как наука, вплотную приблизилась к принципам гуманитарных наук, где истина не единственна. Собранные воедино открытия, позволили лучшим умам человечества комбинировать изучение параллельных алгебраических миров. Особенно в этом преуспели немцы и французы, недаром новую эпоху в развитии математики называли эпохой Пуанкаре и Гильберта. При этом заслуга гильберта состояла еще и в том, что помимо выдающихся открытий он успел воспитать целую плеяду талантливых учеников на Западе, которые впоследствии двигали вперед науку, способствуя прогрессу общества.

Однако и Россия весь 20 век пребывала в ранге великой научной державы, 20-30 годы стали временем небывалого расцвета математиков в России.  Среди выдающихся математиков того времени такие известные личности, как Андрей Колмагоров, Лазер Люстерник, Петр Новиков, Павел Урысон, Павел Александров и другие. Ребят заинтересовало, что связывало эти знаменитых профессоров и академиков, оказалось,  что все они ученики выдающегося преподавателя Московского Университета Николая Николаевича Лузина, который подобно Гильберту смог вырастить и воспитать достойную смену, но в России. Именно этим особенно интересна, показалась его личность.

Этапы работы:

1.      Сбор информации

2.      Изучение литературы и ресурсов

3.      Отбор

4.      Создание текста

5.      Краеведческое экскурсионное исследование

6.      Сбор видео материала

7.      Создание творческих работ по теме

8.      Подготовка презентации, запись текста и музыки.

 Для достижения проставленной цели использовался метод групповой исследовательской работы.

  Творческо-исследовательскую группу учащиеся назвали «Пересечение», этот математический термин отражает принцип деятельности группы: пересечение интересов, пересечение возможностей и способностей участников группы.

 Уже на первом этапе учащиеся столкнулись с трудностями – слишком мало достоверной информации и библиографических сведений, это и понятно – личность Лузина не настолько известна, как например, личность прославленного математика-геометра Дмитрия Лобачевского, однако именно это вызвало  повышенный интерес к поставленной проблеме. Очень сложным  показался детям отбор нужного материала.

 Однако, дальнейшие этапы вызывали у ребят все больший интерес.

 Например, во время краеведческого исследования, члены группы смогли попробовать себя в роли корреспондентов и операторов, причем тексты для своих репортажей каждый создавал сам. Результат этой работы гармонично влился в созданную впоследствии презентацию.

  Собранная информация о жизни и достижениях Николая Лузина вызвала у них появление зрительного образа ученого, что нашло своё отражение в создании рисунков: «Коля Лузин с репетитором» и «Лузин в Париже», а краеведческое исследование, тех мест в Москве, которые связаны с жизнью и работой этого выдающегося математика и педагога, натолкнуло на создание картины с использованием технических навыков, полученных на занятиях в радиокружке, «Дом на Арбате».

Огромная работа была проделана и при создании непосредственно  презентации, это и размещение собранной информации, картинок и рисунков, и наложение озвученного текста и музыки.

  Ребятам удалось раскрыть свой творческий потенциал. В результате проделанной работы им представилась возможность попробовать себя в различных видах деятельности (интеллектуальной, трудовой, художественно-эстетической).

Каждый из членов группы вносил что-то своё, а в целом всё это вошло в общую коллективную работу.

Надо подчеркнуть, что сейчас учащиеся реализовали только первую цель работы и предстоит еще действительно серьезное исследование (возможно с последующей защитой по принципу курсовой работы), чтобы достичь второй из поставленных целей, а именно провести анализ исторических предпосылок для продолжения успешного развития науки на примере времени возрождения сообщества российских математиков.

Предварительный анализ.

Антропологический подход в гуманитарном проектировании – это специальная работа в пространстве субъективной реальности человека, которая задаётся пространством человеческих встреч: пространством событийной общности, пространством совместно-распределённой деятельности, пространством рефлексивного сознания.

Именно здесь может происходить осознанное и целенаправленное проектирование таких жизненных и образовательных ситуаций, в которых становится возможным  личностное самоопределение человека, его саморазвитие и самообразование, становление субъектной позиции его участников и их влияние на построение образовательного процесса.

Выявленные возможности.

( в столбцах «ученик, группа» выявленные, а в столбце «коллектив» ожидаемые)

Этапы работы над проектом

Ученик (субъект)

Группа (объект)

коллектив

Постановка задачи

Позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения.

 

Представляет совместный взгляд членов группы на поставленную ситуацию. Развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей. Развивает умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.

Позволяет обмениваться опытом определения направления поиска. Расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию. Представляет различные точки зрения на уровень представленной ситуации.

Сбор необходимой информации

Развивает исследовательские умения учащихся по организации поиска необходимой информации (классификационные умения, умение сужать поле поиска, выделять существенные признаки)

 

 

Развивает умения распределять функции и роли между участниками группы, планировать деятельность, определять меру ответственности участников группы.

 

 

Расширяет индивидуальный опыт по рассматриваемой проблеме через обмен необходимой информацией между учащимися. Развивает умение совместной организации поисковой деятельности учащихся.

 Решение

Позволяет самостоятельно использовать освоенные методы, реализовать опыт творческой деятельности, предложить собственную версию решения задачи.

 

 

Позволяет освоить способ выполнения задания в совместной деятельности. Развивает умения планировать решение задачи в соответствии с выбранным методом, распределять функции между участниками группы, совместно обсуждать ход решения задачи, отстаивать личную позицию.

 

Позволяет обмениваться опытом применения методов творчества при выполнении задания. Расширяет возможности учащихся в выборе оптимального из множества предложенных способов решения задачи.

 

 

Анализ творческого продукта           

 

Вырабатывает умение самоанализа. Позволяет демонстрировать и защищать полученный творческий продукт.

 

 

Позволяет демонстрировать совместный продукт, полученный группой. Развивает умения оценивать уровень выполнения творческого задания, сопоставлять собственные результаты с результатами работы других групп.

 

Позволяет сопоставить субъективные результаты выполнения задания учащимися и определить объективный уровень полученного результата .

 

 

 

 

 

Проделанная работа позволила выявить следующие положительные моменты с точки зрения антропологического подхода т.е в «становлении в человеке человеческого».

1. Эта работа развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений. Такая своеобразная прививка делает школьника устойчивым к разного рода влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе.

2.Наделяет необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе.

3. Позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.

• Реализацию  «чувства взрослости», потребность в равноправии, уважении и самостоятельности (когда взрослый в роли вдохновителя возникают доверительные отношения) иначе оно может проявиться рискованным поведением, уверенностью в несправедливости и необъективности взрослых

• удовлетворяет склонность подростка к фантазированию

• позволяет реализацию потребности экспериментировать, удовлетворяет стремление к эксперименту, которое проявляется в попытках определить границы своих возможностей, физических и интеллектуальных, иначе она реализуется в экспериментах со своей внешностью, а в худших случаях — и с психоактивными веществами.

4.Позволяет проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие.

5.Дает возможность в полной мере реализовать познавательный мотив.

 

Работа в эксперименте позволила наблюдать, что проектная деятельность  научила детей умению:

• увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;

• поставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбить ее на тактические шаги;

• оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределить их;

• добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники, в т.ч. людей, как источник информации;

• планировать свою работу;

• выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;

• увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.

 

 

 К наиболее значимым результатам можно отнести следующее:

1.      Поскольку учебная деятельность и общение со сверстниками в подростковом возрасте являются наиболее важными областями функционирования человека,  убеждение в собственных способностях положительно повлияла на успешность в учебе, особенно это отразилось на слабоуспевающих учениках, кроме того именно они проявили повышенный интерес к продолжению начатой работы (воспринимая ее как способ самореализации).

2.      Ученики – участники группы стали более уверены в способности контролировать свое общение с окружающими, и поэтому приобрели  популярность среди сверстников.

3.      Самостоятельное выделение и коллективное принятие основных целей учения позволяет     представить в целом проектную деятельность в качестве значимого источника психического развития школьников.

4.      Благодаря взаимопроникновению различных сфер творчества, а также наук и научных методов, те или иные затруднения в процессе познания решаются самым, казалось бы, неожиданным образом.

 

Проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный опыт.

 


Тема: « Организация проектной деятельности учащихся на основе межпредметной коммуникации»

Тема: « Организация проектной деятельности учащихся на основе межпредметной коммуникации»

Николая Николаевича Лузина. Можно сказать, что это небольшое вступление в такую область науки, как история естествознания

Николая Николаевича Лузина. Можно сказать, что это небольшое вступление в такую область науки, как история естествознания

Сбор видео материала 2.

Сбор видео материала 2.

Предварительный анализ. Антропологический подход в гуманитарном проектировании – это специальная работа в пространстве субъективной реальности человека, которая задаётся пространством человеческих встреч: пространством событийной общности, пространством…

Предварительный анализ. Антропологический подход в гуманитарном проектировании – это специальная работа в пространстве субъективной реальности человека, которая задаётся пространством человеческих встреч: пространством событийной общности, пространством…

Сбор необходимой информации

Сбор необходимой информации

Наделяет необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе

Наделяет необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе

К наиболее значимым результатам можно отнести следующее: 1

К наиболее значимым результатам можно отнести следующее: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018