Тема: А.С. Пушкин " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1. Образовательные: Познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”; 2. Развивающие: Обогащать словарный запас учащихся; формировать умение прогнозировать текст; развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей; 3. Воспитывающие: Воспитывать любовь к чтению, к книге. Планируемые результаты: предметные: - формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру; - раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки; -совершенствовать умение анализировать средства создания образа-персонажа в художественном произведении; личностные: - развитие интереса к освоению новых знаний. Тип урока: изучение нового материала Оборудование: Литературное чтение: 4кл.: Учебник: В 1 ч./ Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.-М.: Просвещение, презентация;
Иконка файла материала 1 (33).doc
Конспект урока литературного чтения Тема: А.С. Пушкин " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" Цели: 1. Образовательные: Познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”;  2. Развивающие:  Обогащать словарный запас учащихся; формировать умение прогнозировать текст; развивать память, речь, внимание,  творческие возможности детей;   3. Воспитывающие: Воспитывать любовь к чтению, к книге. Планируемые результаты: предметные: ­ формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру; ­ раскрыть идейно­художественное своеобразие пушкинской сказки;  ­совершенствовать умение анализировать средства создания образа­персонажа в художественном произведении;  личностные:  ­ развитие интереса к освоению новых знаний. Тип урока: изучение нового материала Оборудование: Литературное чтение: 4кл.: Учебник:  В 1 ч./ Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.­М.: Просвещение,  презентация;Метод и приемы 1. Организационный Хро­ номе т­ раж  ≈ 3 2. Мотивационный  ≈ 5 Практич. слово учителя,  ответы на вопросы. Словес.: чтение, ответы  на вопросы, слово  учителя.                                                                                                                                             № Этап урока Содержание урока. Деятельность учителя. Деятельность ученика УУД ­ Здравствуйте, ребята!  Присаживайтесь на свои места! ­Итак, давайте начнём урок. (слайд)   ­ Давайте заполним кроссворд Кроссворд «Знаешь ли ты сказки Пушкина» Предполагать тему  урока. 2 1 4 3 6 5 1. Как старуха называла старика в сказке «Золотая рыбка»?  2. Птица, которая была посажена на спицу для охраны границ.  3. Лесной зверёк, живший в хрустальном дворце.  4. Пристают к заставе гости … Гвидон зовёт их в гости.  5. Глядь: опять пред ними землянка, А перед нею разбитое…        6. И послушалась …           Тут же на берег она           Бочку вынесла легонько Р: принимают и сохраняют учебную задачу. К:  участвуют  в учебном  диалоге;  осуществля ют поиск  по  учебнику  необходим ой  информаци и;  формулиру ют ответы;  строят  речевые  высказыван ия. Р:  целеполага ние.3. Актуализация знаний. Практич.:слово учителя,  ответы на вопросы. 4. Постановка учебной  задачи и её решение Словес.: слово учителя;  ответы на вопросы.  ≈ 9           И отхлынула тихонько.  ­ Какое слово получилось? (Сказка) ­ Почему этими строками начинаем мы наш урок? (этими строками  мы начинаем наш урок, потому что мы  будем говорить о сказках) ­ Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить(о сказке). ­ Ребята, на прошлых уроках мы познакомились с творчеством и  стихотворениями какого русского поэта? (А.С. Пушкин) ­ Мы сегодня продолжим говорить о А.С. Пушкине. ­ Вспомните, когда и где родился А. С. Пушкин?  6 июня 1799 г., в Москве ­ Кто был лучшим другом  поэта? Арина Родионовна ­ Где учился А. С. Пушкин? В Царскосельском лицее. ­ Какую его сказку мы читали на прошлом уроке? ­ Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. ­ А. Пушкин был не только великим поэтом, но и  сказочником. Мы  впервые слышим его сказки  в самом раннем детстве и, еще не умея  читать, повторяем наизусть строки из его произведений. Дальше с  его  произведениями мы знакомились и в 1 , 2, 3 классе, перейдя в среднее  и старшее звено, вы тоже будете читать его произведения. ­ В своих стихотворениях А.С.Пушкин воспевает красоту природы,  замечает необыкновенные изменения в ней, оживляет природу, будто в сказке.  ­  Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? (Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о царе Салтане…”). ­ Сегодня мы продолжим читать  одну  из самых замечательных  лиричных, добрых сказок. Посмотрите на экран, может кто­нибудь  догадался, какую сказку мы сегодня прочтем с вами. Нам эта  сказка  вам уже  знакома, может быть вы даже  видели мультфильм. Отвечать на вопросы  учителя. Слушать учителя,  отвечать на вопросы.   Высказывать свои  предположения. П:  дополняют  и  расширяют  знания,  извлекают  необходим ую  информаци ю из  собственны х знаний; Р:  осмысляют учебный  материал.Практич.: словарная  работа. Осмысливать  незнакомые слова.      ­ Верно, ребята! Сегодня мы продолжим  чтение сказки  " Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях" ­  При чтении  сказки вам встретятся незнакомые слова. Давайте  разберём значение этих  устаревших слов.  Словарно­ лексическая работа.   Ребята, читаем хором, выделяя ударный слог. Как вы думаете что оно  обозначает? Инда ­ так что даже Прочитайте следующее слово. Что оно обозначает? очи ­глаза  Читаем следующее слово. Что оно обозначает? Сочельник – вечер накануне Рождества Ребята, а что обозначает слово " перст"? Как вы думаете? Перст – палец А как вы думаете, что обозначает слово девичник? Девичник – праздник, на котором собираются девушки. Придумайте предложение с этим словом. Давайте прочтём, что такое "горница" Горница – чистая, светлая половина крестьянской избы.  Составьте предложение с этим словом. Читаем следующее слово Под святыми – под иконами. Прочитайте следующее слово. Как вы думаете, что это? Изразцовый – плитка из обожжённой глины для (отделки) печей.  (изразцовая печь, изразцовый пол) Посмотрите иллюстрацию. Давайте прочитаем следующее слово. Полати – спальное место под потолком между печью и стеной.≈ 24 5. Решение частных задач  на основе анализа  текста. Практич.: выразительное  чтение. Словес.: ответы на  вопросы, анализ сказки. Читаем следующее слово. Вытравить –выгнать.    А что обозначает словосочетание " об нём хватилась" Об нём хватилась – о нём вспомнила. Читаем следующее слово. Что оно  обозначает? Хлопочет –. беспокоится. И следующее слово у нас "клюка". Как вы думаете, что это такое. Клюка – палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе. ­ Ребята  мы сейчас с вами  продолжим чтение сказки, внимательно  слушаете  и следите по тексту, потому что  вам  нужно будет отвечать на вопросы. Итак, читаем выразительно, обращаем внимание на знаки  препинания, не забывайте паузы после точек.                         Анализ содержания сказки ­ О ком идет речь в сказке? ­ С чего начинается повествование? ­ Что дальше произошло с царём?( он женился на другой царевне) ­ Как вы думаете почему царица решила погубить царевну?(Потому  что царевна была всех прекрасней и милей, всех румяней и белее) ­ Что дальше случилось с царевной? ­ Как царевна набрела на терем богатырей? (Но невеста молодая, до  зари в лесу блуждая, между тем всё шла да шла и на терем  набрела) Прочитайте. ­ Как  произошла первая встреча царевны с богатырями?(от слов "Час  обеда приближался..." до слов "День за днём идёт мелькая...")  Анализ образов героев. ­ Как внешне выглядит мачеха? Докажите. ­ Как вы понимаете такие  слова: «черной завистью полна» Что  значит черной?  ­ Прочитайте, как автор описывает царевну. (Но царевна молодая тихомолком расцветая, между тем росла,  Выполнять  поставленное  задание. Читать сказку  выразительно,  осознанно.   Отвечать на вопросы  учителя, находить в  тексте  подтверждение  своим словам. П.:  Ориентиро ваться в  своей  системе  новых  знаний;  дополняют  и  расширяют  знания,  осмысленн о читают  худ. Т. К:  участвуют  в учебном  диалоге;  формулиру ют ответы;  строят  речевые  высказыван ия в устнойХарактеризовать героев сказки. форме. Р:  осмысляют учебный  материал. П:  осуществля ют анализ. росла, поднялась­ и расцвела, белолица , черноброва.) ­ С чем её сравнивает Пушкин? (С цветком "Росла, росла, поднялась и расцвела", "тихомолком расцвела") ­ Кого автор противопоставляет своенравие царицы  и  кротость( незлобие, мягкость), царевны. Фраза "черной завистью  полна" объясняет, почему злая мачеха решила погубить царевну. ­ Прочитайте отрывок со слов "Делать нечего. Она черной зависти  полна..." до слов "но невеста молодая..."  ­ Как автор противопоставляет царицу другим героям?(Царица  злобная, полна зависти, а остальные герои­  бедный царь тужит по своей дочери  , королевич Елисей собирается в дорогу искать  молодую невесту. Чернавка отпустила царевну, пожалела её.) ­   Давайте   продолжим   читать   с   вами   сказку.  Ребята,   давайте посмотрим, как дальше будут развиваться события в сказке. Самостоятельное чтение учащимися. С. 73 ­ 74 ­ Вы сейчас самостоятельно прочитываете 2 часть сказки в парах. 1 вариант читает половину части 2варианту, а потом наоборот 2 вариант читает   2   часть   1   варианту.   Читаете   внимательно,   так   как   вам предстоит найти ответы на следующие вопросы: ­ А.С. Пушкин говорил: «Сказка­ ложь, да в ней намек. Умным  молодцам урок» ­Какой же урок нам хочет донести А.С.Пушкин ? ­ вы скажите в конце урока. 5. Работа над текстом. Чтение сказки 6. анализ произведения ­ Кто главные герои сказки? ­ Как разворачивались события далее, вы узнаете, выполнив задания  на листочках. Б)1 группа ­ Какой была царица? ­ Как поступила Чернавка? Почему? Та, в душе ее любя, Не убила , не связала, Практич.: чтение сказки. Словес.: ответы на  вопросы, анализ худ.Т.Читать выразительно сказку. Осуществлять анализ сказки. П:  осмысленн о читают  худ.Т. Отпустила .. ­ Какой по характеру была Чернавка? ­ Что произошло с царевной? ­ Как богатыри отнеслись к девице? Кто же? Выдь да покажися, С нами честно подружися. И согласно все опять стали жить да поживать ­ Как вы понимаете эти строки? ­ Почему царевна взяла яблоко? ­ Под окно за пряжу села  Ждать хозяев, а глядела  Все на яблоко. ­ Что нового узнали о царевне? ФИЗМИНУТКА ­ Как королевич Елисей искал свою суженную? ­ Кто ему помогал? Кто в глаза ему смеется Кто скорее отвернется  ­ Почему королевич Елисей продолжал поиски? 5 группа   ­ Кто спас царевну? ­ Чем все закончилось? Тут тоска ее взяла, И царевна умерла? В)Характеристика героев ­ Каков был царь? ­Какой была царевна? Прочтите ­Царица? Прочтите.  ­ Каков царевич? Г)Конкурс в выразительности чтения ­ мальчики 1 ряда­ солнце ­ девочки – царевныкрепкие Дружно встали ­ раз, два, три. Мы теперь богатыри. Мы   ладонь   к   глазам приставим, Ноги   расставим, Поворачиваясь вправо Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть   из   ­   под ладошек. И направо, и ещё Через левое плечо. Буквой   Л   расставим ноги, Точно в танце ­ руки в боки. Наклонились   влево, вправо, Получается на славу! ­ мальчики 2 ряда­ ветер ­ девочки –царица ­ мальчики 3 ряда ­ королевич ­ девочки –зеркало Какая пословица подходит к этому произведению ­ Что мешало царице быть счастливой? В начале урока я сказала: «Какой же урок нам хочет донести  А.С.Пушкин.?» Нам всем надо быть внимательней, добрей друг к другу, учиться  помогать , любить ближнего, быть верными. ­ К какому выводу пришел каждый из вас?  Завистливый человек не живет, а ест себя. Как вы это понимаете? ­ Как вы думаете, почему царевна не сразу вышла к богатырям?() ­ Как царевне жилось у богатырей?(хорошо) ­ Как они к ней относились? (Они любили её и  относились к ней как к сестре)  ­ Прочитайте отрывок, в котором богатыри пришли к  царевне  свататься.( со слов "Братья милую царицу полюбили..." до слов  "Братья молча постояли...") ­Почему  царевна отказала богатырям быть женой одному из них? (Потому что у неё есть жених Елисей, она ему верна) ­ О каком качестве характера это говорит?           ( Преданность, верность своему слову, обещанию) ­ Что вам известно о королевиче Елисее? ­ Как  Елисей искал свою невесту? К кому он обращался за помощью?  Кто ему помог отыскать  царевну?(Елисей скакал по всему свету,  ища свою невесту. Ему помогали: солнышко, месяц, ветер, но помог ему отыскать царевну ветер ) ­ Какую печальную новость сообщил ветер королевичу? Прочитайте. (со  слов "Там за речкой тихоструйной..." до слов "Ветер дале  побежал...") ­ Как вы думаете, вот кажется у царицы всё есть, но почему она все  таки хотела погубить молодую царевну?Какое чувство она5 Домашнее задание.  6 Итог урока. Рефлексия ≈6 (предметная). Словес.: слово учителя:  инструкраж   Подготовить выразительное чтение сказки. Составить кроссворд по сказке А. Пушкина. испытывала? Ведь царевна тоже могла завидовать царице, но почему  она этого не делала? ­ Чем заканчивается сказка?(Елисей и царевна обвенчались) ­Что побеждает в сказке?(Добро победило зло) ­Ребята, вам понравилась сказка? • ­ А вот следующее задание по выбору: •Подготовить инсценировку  сцены с зеркалом. • ­ О какой сказке мы сегодня говорили? Кто ее автор? А какая это сказка?  (авторская) ­ Откуда Пушкин черпал вдохновение при написании сказки?(из сказок  Арины Родионовны) ­Каждая сказка нас чему­то учит. Чему вас научила эта сказка? ­ Какой урок вы извлекли для себя?( Никому не завидовать, не желать  плохого...) ­От чего предостерегает сказка? ­ Какова её главная мысль? Зависть ­ это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать  плохие действия. Это плохое качество и каждый человек должен избавляться от этого  качества. ­Вы хорошо потрудились. Какими мы должны быть? Какими нет?? ­У вас на парте, у каждого лежит журнал для оценки качества урока. ­ Какие сказки вы знаете,  где есть цифра 7. Журнал. ­Поставь отметки на оценочной шкале. Оцени, насколько тебе понравился урок 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Насколько трудны для тебя были задачи урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Оцени своё усердие в решение этих задач 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Насколько сплоченно работала твоя группа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10. Обобщение ,  подведение итогов;  рефлексия. П.: делать  выводы в  результате  работы  всего  класса. Р.: Учиться совместно  с учителем  и другими  учениками  давать  эмоциональ ную оценку деятельнос ти класса  на уроке.10. Домашнее задание. Выучить наизусть и научиться выразительно, читать обращение Елисея  солнцу, месяцу и ветру.

Посмотрите также