План урока
Тема: «Благотворительность».
Цели урока:
1. Расширить знания учащихся о понятии благотворительность, ее целями и историей в процессе усвоения новых понятий, систематизации уже имеющихся знаний, актуализации жизненного опыта обучающихся;
2. Воспитать сопереживание, сострадание, желание помочь нуждающимся в обучающихся посредством их участия в благотворительной деятельности через групповую форму организации учебной деятельности;
3. Формировать навыки культуры группового взаимодействия, способствующие выработке толерантного отношения к окружающим, развивать рефлексивные умения учащихся.
blagotvoritelnost_2 (1).doc
Тема: «Благотворительность».
Цели урока:
План урока
1. Расширить знания учащихся о понятии благотворительность, ее целями и историей
в процессе усвоения новых понятий, систематизации уже имеющихся знаний,
актуализации жизненного опыта обучающихся;
2. Воспитать сопереживание, сострадание, желание помочь нуждающимся в
обучающихся посредством их участия в благотворительной деятельности через
групповую форму организации учебной деятельности;
3. Формировать навыки культуры группового взаимодействия, способствующие
выработке толерантного отношения к окружающим, развивать рефлексивные умения
учащихся.
Оборудование урока:
1. Мультимедийный проектор;
2. Презентация урока;
3. Пакет памяток для групповой работы.
Термины: благотворительность, меценат, сопереживание.
МПС: история, психология, экономика.
Методы: Наглядный, проблемнопоисковый.
1. Организационный момент:
Вступительное слово учителя:
Ход урока:
Бернард Шоу заявил: «Когда человек научился летать по небу как птица, плавать по
воде как рыба, ему осталось одно научиться жить на земле как люди».
Благотворительность, меценатство, милосердие, приют – почти забытые в середине
прошлого века понятия. Только на исходе ХХ столетия они постепенно стали
возвращаться в нашу повседневную жизнь.
Человечество за прошедшее время изменилось: из homo sapies оно превратилось в
человека «разумного» и «цивилизованного» как само считает. Но, удивительное дело,
став умнее, оно, вместе с тем, стало и более жестоким, изощренным, гордым и
самолюбивым. Власть и деньги для многих стали «святая святых», а что такое вера,
любовь, совесть и милосердие постепенно забывается.
слайд 1
«Всего более убогих не забывайте,
но насколько можете по силам кормите,
и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами,
а не давайте сильному губить человека».
«Поучение Владимира Мономаха детям»
1. Определение благотворительность 34 слайд
На экране появляется слово благотворительность.
– В этом слове спряталось два слова. Найдите их (благо, творить).
– Подберите синонимы к слову творить (делать, совершать).
– Как вы понимаете слово благо? (добро)
Осуществлять благотворительность значит “творить благо”.
56 слайд
«Иллюстрированном толковом словаре для детей и школьников» В.И.Даля
благотворительность – готовность делать добро, помогать бедным, нуждающимся.
Ожегов же дает такое толкование термину «благотворительный»:
1. безвозмездный и направленный на общественную пользу;
2. направленный на оказание материальной помощи неимущим.
А людей, которые занимаются благотворительной деятельностью, называют
меценатами.
78 слайд
Меценат (от имени собственного Maecenas) – человек, покровительствующий
развитию искусства, науки, оказывающий им финансовую поддержку. Название
стало нарицательным и происходит от имени древнеримского вельможи.
9 слайд
На экране появляется слово меценатство.
Меценатство – это покровительство наукам, искусству, культуре. Многие меценаты
занимались и благотворительностью.
Понятие “меценат” пришло к нам из Древнего Рима.
1012 слайд
На экране появляется меценат ? спонсор.
Кто такой спонсор? (дающий деньги на какойлибо проект).
Дающий деньги (спонсор) – это ещё не меценат. Право быть меценатом надо заслужить,
деньгами его не купишь. Нынешние меценаты должны стремиться прежде всего
потратить силы и средства на то, чтобы восстановить созданное их предшественниками
сто лет назад.
Учитель подводит итог обсуждению:
Смысл благотворительности, конечно же, становится ясен из смысла слов, образующих
это слово – творить благое, то есть делать благие дела, помогать нуждающимся в
помощи. Потому что люди – высшие существа, разумные, и наша отличительная
особенность состоит в том, что мы наделены чувствами, умением почувствовать и
переживать не только свою боль, свое горе, проблемы, но и чужую беду. И реакция в
такой ситуации, конечно же, помочь всем, чем можешь, ничего не требуя взамен, не
заботясь о том, чтобы о твоей помощи узнали и услышали.
2. История благотворительности
Вы совершенно правы, таких людей, которые занимаются меценатством, в истории
нашей страны и в современности немало. Сейчас мы познакомимся с деятельностью
только некоторых из них.
Сообщение ученика (34 минуты)
Древняя Русь Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату
Крещения Руси. С принятием Христианства с одной из его основных заповедей – о
любви к ближнему – на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло
своё выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим».
В честь своего бракосочетания с сестрой византийского императора Анной князь
Владимир повелел возвести в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, где из средств
казны кормили нищих, сирот и вдов. В ознаменовании победы над печенегами Владимир
выделил 300 гривен серебра для раздачи бедным, а также, как свидетельствует
Начальная русская летопись, «повелел всякому нищему и убогому приходите на двор
княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение». Для неспособных к передвижению еду
развозили на повозках.
Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 году, внёс в
Церковный и Земские уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью.
На личные средства он основал училище для сирот, в котором обучались и проживали
300 воспитанников. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание
медицинской помощи при монастырях.
Выдающийся полководец князь Александр Невский из своей казны выкупал русичей из
плена. Дмитрий Донской продолжил традиции благотворительности предков: князь
помогал строиться погорельцам, раздавал нищим милостыню.
Неотъемлемой частью своей деятельности считала благотворительность и Православная
церковь. При всех монастырях нищим раздавали еду, милостыню, устраивали особые
помещения для больных, престарелых. Для Древней Руси была характерна
благотворительность, связанная с личной инициативой князей.
Смутные времена
Впервые заговорил о необходимости создать государственную помощь в России царь
Иван Васильевич Грозный. На Стоглавом соборе, который состоялся в 1551 году, он
сказал, что в каждом городе должны быть построены богадельни и больницы. Собор,
отметивший чрезмерный рост нищенства и тунеядства, высказался за упорядоченность
помощи нуждающимся, то есть за организованное призрение. Средства на эти цели
должны поступать от частных лиц, а контроль их расходования отдавался в руки
духовенства и целовальников.
Решение этого высокого собрания можно считать началом сотрудничества светских и
церковных властей в деле помощи страждущим.
Первые Романовы
Тем не менее, нищенство в России оставалось серьёзной социальной проблемой и на
протяжении всего XVII века. Царские власти пытались справиться с ней, развивая
государственную благотворительность.
Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Фёдорович, поручил
патриаршему приказу открытие «сиротских домов».
А в царствование Алексея Михайловича, в 1649 году, было принято «Соборное
уложение», где в свод гражданских законов («Кормчую книгу») вошли статьи об
общественном призрении. Создаются специальные приказы, занимающиеся призрением
бедных, начинает функционировать приказ, ответственный за строение богаделен. В 1682
году молодой царь Фёдор Алексеевич строго предписывает собрать в Москве всех
нищих, выделить из них действительно нетрудоспособных и поместить в богадельни и
госпитали или «раздать» по монастырям, а «здоровым лентяям дать работу». «Пётр I Великий»
Решительно взялся за искоренение нищенства Пётр I. Им было издано около 20 указов
против нищенства.
Однако царь прекрасно понимал, что одними репрессиями уничтожить нищенство
невозможно. Неслучайно в его царствование появилась программа призрения «сирых и
убогих». По примеру европейских стран Пётр I велит строить сиротские дома, больницы
и дома призрения. Он предписывает помещать неспособных к труду в госпитали,
богадельни, выдавать престарелым и инвалидам из казны специальные «кормовые
деньги», а состоятельных граждан призывает вкладывать «милостные» средства и
продукты непосредственно в богадельни и госпитали. Особое внимание царь проявлял к
изувеченным в войнах солдатам.
Центральное управление богоугодными заведениями Пётр I сначала сохраняет за
Патриаршим и Монастырским приказами, в 1721 году передаёт его Святейшему Синоду,
а в 1724 – Камерконторе, то есть финансовому ведомству. При Петре I общественное
призрение окончательно ушло из ведения духовенства, став предметом государственных
забот.
Устройству больниц, богаделен, разного рода приютов уделял много внимания и
великий реформатор России Пётр I. В 1700 году царь указал строить богадельни лишь
для стариков, инвалидов и беспризорных детей: «молодым и здоровым кормовых денег
не давать, и от кормовых денег им отказать».
В конце жизни Пётр намеревался провести в стране перепись нуждающихся для
выяснения их количества и распределения по разрядам, но затея так и не была
осуществлена.
Правление Екатерины II
Много сделала для развития системы государственной благотворительности в России
Екатерина II. Важнейший законодательный акт её правления – "Учреждения для
управления губерний Российской империи", подготовленныё самой Екатериной был
принят 7 ноября 1775 года. Согласно документу, в каждой губернии были созданы
приказы общественного призрения – система государственной помощи, осуществлявшая
всю социальную политику в стране. Приказы открывали и брали под контроль народные
школы, заведения для умалишённых и неизлечимых больных, госпитали, больницы,
богадельни, сиротские и смирительные дома.
В екатерининскую эпоху приказы общественного призрения – органы, не зависящие
от губернских инстанций и подчинявшиеся непосредственно верховной власти и Сенату,
– были созданы в 40 из 55 губерний. Для учреждений, подконтрольных приказам, была
разработана своя система источников финансирования: они получали как
государственные средства, так и деньги от благотворителей.
Продолжая борьбу с профессиональным нищенством и бродяжничеством, Екатерина
II вводит систему принудительного труда и трудового призрения нищих. В 1775 году
появились первые работные дома, находящиеся в ведении полиции, для
праздношатающихся или занимающихся нищенским промыслом.
При Екатерине II возникает сеть воспитательных домов для детейсирот и
незаконнорождённых («зазорных») младенцев. В России это стало благотворительной
новацией. Первый такой воспитательный дом с госпиталем для бедных рожениц был
открыт в 1764 году в Москве как государственное учреждение. Строили этот дом на
частные пожертвования: императрица передала в фонд 100 тысяч рублей единовременно и подписалась на ежегодные отчисления в 50 тысяч, а цесаревич Павел – по 20 тысяч.
Крупнейший частный жертвователь, П. А. Демидов, передал на учреждение Родильного
института при Воспитательном доме 200 тысяч рублей. Через шесть лет такой же дом
открыли и в Петербурге.
В воспитательные дома принимали подкидышей, детей, рождённых вне брака, а также
«законных детей, оставляемых родителями по бедности». Здесь дети росли и получали
элементарное общее образование, а с 1415 лет воспитанников отдавали в обучение
ремёслам в мастерские, организованные при самом доме, или же городским
ремесленникам. На содержание воспитательных домов шли миллионные суммы.
Появились в екатерининскую эпоху и так называемые сиротские дома, то есть
учебные заведения для детей неимущих родителей – купцов, чиновников, канцелярских
служащих, мещан и цеховых, – которые «по бедности своей не имели средств устроить
детей в какиелибо училища». В сиротские дома принимали мальчиков и девочек в
возрасте от 7 до 11 лет. По окончании училища детей распределяли на службу в
государственные учреждения, на фабрики, заводы или к разного рода предпринимателям
для обучения ремёслам, торговле и прочим полезным занятиям.
При Екатерине II в Москве появились первые всесословные больницы для бедных. В
них нуждающихся лечили, как правило, бесплатно. В Петербурге, в Москве, в Новгороде
открылись дома для душевнобольных.
Эпоха реформ
ХIХ век стал переломным в развитии благотворительности. Были изданы законы и
установлены неписанные правила, благодаря которым социальная политика государства,
общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили
мощный импульс к развитию.
1828 – в стране введено звание «Почётный попечитель», которым награждались
граждане, сделавшие крупные пожертвования.
1848 – при Николае I было создано общество посещения бедных, инициатором и
вдохновителем которого стал В.Ф.Одоевский.
1857 – принят Устав об Общественном призрении.
В конце ХIХ века социальная помощь в России отличалась многообразием форм и
уровней. В городах была налажена система попечительства о бедных. В деревнях
открывались общества призрения для крестьян и яслиприюты. В среде состоятельных
промышленников и богатых купцов становится модным вкладывать деньги в развитие
культуры и искусства. Музеи, библиотеки, школы, галереи, выставки – вот спектр
благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли
в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы,
Щукины, Найдёновы, Боткины и другие.
Начало ХХ века
В начале ХХ века благотворительность в России переживала пик своего развития. На
каждые 100000 жителей Европейской части России приходилось 6 благотворительных
учреждений. Всего в Российской империи в 1902 году было зарегистрировано 11040
благотворительных учреждений, 19108 приходских попечительских советов. По самым
приблизительным подсчётам в стране ежегодно раздавалось в виде милостыни не менее
27000000 рублей.
Благотворительность в Советской России Традиции российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года.
Идеология революции не допускала никаких форм благотворительности. Однако в годы
Великой Отечественной войны с помощью церкви на оборону страны было собрано 200
миллионов рублей.
Потом функцию благотворительности взяло на себя государство.
Наше время
Первыми активными благотворителями в постреформенной России в начале 90х годов
стали зарубежные грантодатели и блоготворительные фонды, такие, как Фонд Форда,
Фонд Джона Д. и Кетрин Т. МакАртуров, британский благотворительный фонд Chirities
Aid Fondation, всемирный фонд дикой природы, фонд Чарльза Стюарта Мотта, Фонд
Сороса. Поддерживая отдельные социальные, культурные и научные проекты, они
оказывали помощь российским учёным, музыкантам, художникам.
Следующий этап – создание российских благотворительных фондов,
специализирующихся в разных сферах: поддержка научных, учебных проектов, семей
погибших военнослужащих, помощь детским домам, больницам и т. д.
Игра «Кто это?» 1321 слайд
1718 слайд
Агнесса Гонджа Бояджиу известная миру как мать Тереза –
лауреат нобелевской премии. Албанская старушка устроила
подвижные клиники, которые ездят по всему свету, и
оказывают помощь прокаженным. Она организовала первую клинику для зараженных
СПИДом.
1920 слайд
Билл Гейтс Этот человек жертвовал компьютеры, обеспечивал
бесплатный доступ в интернет и спонсировал самый большой
образовательный фонд в истории.
21 слайд
Символом целой эпохи стала жена первого президента СССР Раиса Максимовна
Горбачева (19321999гг); известный российский музыкант Мстислав Ростропович;
певица Анита Цой; звезда Голливуда Анжелина Джоли; актриса Чулпан Хаматова.
Р.М.
Горбачева
Мстислав
Ростропови
чч
Чулпан
Хаматова Анжелина
Джоли
Анита Цой
2225 слайд
Благотворительный фонд актрисы Чулпан Хаматовой «Подари жизнь».
26 слайд
Благотворительный фонд «Кто, если не Я?»
2728 слайд
Сегодня очень многие деятели культуры проводят концерты, сборы от которых
перечисляют в детские дома и больницы. Стало традицией отправлять выигрыш на игре
«Поле чудес» также на благовидные дела. На Рождественской ярмарке в Санкт
Петербурге он нарисовал заснеженное окно на конкурсе рисунков. Этот рисунок ушел с
аукциона за 37 млн. руб., которые были направлены на благотворительность. Кто же был
художником? В.В. Путин.
3. Дебаты
Дебаты:
помощь?
Обязательно ли быть богатым, состоятельным, чтобы оказывать
? Землятресение на Гаити
Джон Траволта
Джордж Клуни
3041 слайд
Я хочу жить – история болезни детей оренбургской области
42 слайд
Мечты детей 4344 слайд
Работа с диаграммами
1. Как вы относитесь к благотворительности
2. Анкетирование по вопросу: «Вы занимаетесь благотворительностью».
4547 слайд
Волонтер Рука Помощи – Создание Благотворительного фонда
4959 слайд
Волонтерское движение клоунов в больницах
Студенты 4 курса циркового училища имени Карандаша.
Студенты 24 курса Мединститута г. Оренбург
6064 слайд
Работа с Благотворительным фондом актрисы Чулпан Хаматовой «Подари жизнь».
Акция «Нам нужна помощь».
6566 слайд
Архитектурноскульптурная композиция «Добрый Ангел Мира в городе Оренбург»
67 слайд Благотворительные фонды в Оренбургской области
Начала действовать акции благотворительного фонда «Тепло сердец» «Сухие
попки» и «Кислород».
Завершение урока
Итак, мы выяснили, что для любого человека найдётся доброе дело. Важно только не
быть равнодушным к чужим страданиям и боли.
Д.Дидро «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу
людей»
Платон «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».
Сенека «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не
может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других»
Тема: «Благотворительность».
Тема: «Благотворительность».
Тема: «Благотворительность».
Тема: «Благотворительность».
Тема: «Благотворительность».
Тема: «Благотворительность».
Тема: «Благотворительность».
Тема: «Благотворительность».
Тема: «Благотворительность».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.