Конспект открытого урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 классе в (специальной) коррекционной школе на тему: «Деревья: ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна — хвойные деревья»
Тема «Ель, сосна — хвойные деревья. Распознавание. Части дерева корень. Семена.».docx
Государственное казенное образовательное учреждение Краснодарского края
специальная (коррекционная)
школаинтернат стцы Николаевской
Конспект открытого урока по развитию устной речи на основе
ознакомления с предметами и явлениями окружающей
действительности в 4 классе
Тема: «Деревья: ель, сосна. Распознавание. Части дерева:
корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель,
сосна — хвойные деревья»
Учитель начальных классов
ГКОУ КК стцы Николаевской
Ковалева Татьяна Васильевна
Тема урока: Деревья: ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна — хвойные деревья.
Цель: нахождение сходства и различия между елью и сосной, распознавание частей хвойного
дерева, охрана леса.
Задачи:
Образовательные:
расширить понятие «хвойные деревья», научить распознавать ель и сосну по нескольким
признакам (внешний вид, хвоя, шишки, кора на стволе);
Коррекционноразвивающие:
выявить части хвойного дерева, их особенности (хвоя – листья);
развивать речь на основе уточнения и обогащения словаря, описания деревьев,
составления предложений и рассказа о хвойных деревьях;
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к растительному миру, умение видеть красоту природы.
Оборудование: карточки, ветки ели и сосны, ноутбук, презентация «Сосна и ель хвойные
деревья», мешочек с шишками
1. Орг. момент.
Ход урока
Сейчас у нас урока развития речи. Мы будем продолжать изучать окружающий нас мир,
учиться строить предложения и составлять рассказы.
Я вижу, что вы готовы к путешествию, и предлагаю вам отправиться в одно замечательное
место лес. Закройте глаза, послушайте звуки леса и представьте себе, что вы на лесной
солнечной полянке. ( Звуконоситель, музыкальная запись)
В этом лесу живет Леший, который сегодня пришел к нам на урок. (Слайд. Леший)
2. Упражнения на коррекцию памяти, внимания, мышления.
Леший предлагает ответить на вопросы.
Какое слово лишнее? Почему?
Березатополь кленсапоги
Сиреньакацияшиповниктетрадь
Одуванчикрепейшапкаподорожнник
Повторите ряд слов, подберите обобщенное понятие (деревья, кустарники, травы).
Подберите противоположные по смыслу слова
Короткие иголки …
Тонкий ствол …
Молодое дерево …
Крупные шишки …
3. Актуализация опорных знаний
Когда Леший был маленьким, ему очень интересно было наблюдать за огромными растениями.
Как назывались эти растения, как вы думаете?
Назовите общие части у всех деревьев.
О каком дереве говорится в загадке?
Ее всегда в лесу найдешь.
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем (ель)
Расскажите про ель по плану. (Слайд. План)
Какое это дерево?
Какие шишки?
Как располагаются иголки?
Значение дерева в природе.
4. Введение в тему.
Отгадай загадку.
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если на опушке,
Ветви только на макушке (сосна)
Тема нашего урока: Сосна и ель хвойные деревья. (Слайд. Тема урока)
Когда леший подрос, ему стало интересно узнать про великое дерево – сосна. (Слайд.
Сосна)
Сосна величественное дерево. Медножелтый ствол, длинные темнозеленые иголки,
коричневые шишки на ветках, ветви сосны шапкой покрывают верхушку ствола. А как
пахнет хвоей в лесу. На открытых местах сосна поселяется первой. Корень сосны уходит
глубоко в почву. Он, словно якорь, удерживает дерево даже в бурю. Сосна кормит многих
зверей и птиц. В ее шишках вкусные семена, особенно зимой, когда птицам так холодно и
голодно. Сосна очень любит солнце. Воздух в сосняках очень чистый. Вот почему в
сосновых насаждениях строят санатории для людей, имеющих заболевания органов
дыхания. При легком насморке в походе полезно нюхать растертую в пальцах хвою сосны.
Сосна имеет прекрасную древесину, которая используется в строительстве. В народе
говорят, много шишек на соснах и елях к доброму году.
Много стихов и рассказов про сосну. (Ученица читает стихотворение) А. Барто.
Я у мальчиков спросила:
Это что за деревце?
Говорят они: «Осина»,
Только мне не верится…
Даже елки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки, Значит это елочки.
А когда на ветку ели
Мы получше поглядели,
Оказалась, что она
Не такая, как сосна.
5. Физкультминутка.
Во дворе стоит сосна
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взадвперед,
Ветер их качает, гнет.
Будем вместе приседать
1,2,3,4,5.
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим.
6. Закрепление изученного.
а). Составление предложений
Описание сосны по плану (разноуровневые карточки).
Ствол (высокий, тонкий; мощный; широкий)
Ветви (располагаются высоко, раскидистое)
Иголки (длинные, крупные, тонкие, короткие);
Шишки (округлые, продолговатые)
Значение дерева
(Приложение 1.)
б). Сравнение двух деревьев.
Сегодня мы рассмотрим, что общего и чем отличаются ель и сосна.
Что же у них общего?
Благодаря хвоинкам эти деревья назвали хвойными. (Слайд. Хвоинки)
Что такое хвоинки?
У вас на столах лежат веточки ели и сосны. Рассмотрите их.
Сравнение хвоинок
Что у вас на столах?
Чем похожи веточки?
Какие иголки у ели, как расположены?
А у сосны?
Есть запах?
Сравнение шишек Какая из шишек еловая, какая – сосновая? Какие они по форме?
В) Сравнение веток
Как растут ветки у ели?
А у сосны?
в). Составление предложение по образцу. (Слайд. Схема предложения)
Составьте предложение по схеме ______, а _________
Как растут иголки у ели и сосны?
Какие по величине шишки у ели и сосны?
Какие по форме шишки у ели и сосны?
г) Физкультминутка
Правило: при назывании признаков сосны дети выполняют наклоны в стороны, признаки
ели – приседание. Исходное положение – стоя у парты.
Длинные иголки, короткие иголки, шишки круглой формы, продолговатой формы, корни
неглубокие, корень уходит глубоко в почву.
7. Обобщение и систематизация знаний.
а) Прочитайте текст «Приключения маленькой сосенки»
Приложение 2.
Продолжите сказку. Расскажите, что могут ответить деревья сосенке на вопросы.
Используйте при рассказе предложения, которые мы составляли на уроке.
Не забывайте, что у сказки должны быть начало, главная часть, конец.
Читают текст на карточке. Рассказывают сказку.
б) Экологическая минутка.
Лес – наш друг. И приходя в лес, мы должны вести себя вежливо. А что это значит?
Давайте сформулируем правила вежливости с помощью принесенных Лешим знаков.
(Слайд. Знаки)
8. Итог урока
Продолжите, ель и сосна …. деревья.
А лес, состоящий из этих деревьев?... (хвойный)
Что нового узнали на уроке?
Чему учились на уроке развития речи?
Тем, кто хорошо работал на уроке, получают подарки от Лешего. Достаньте шишку из
волшебного мешочка, угадай, какого с какого она дерева?
(Дети достают закрытыми глазами шишку, отгадывают, какого она дерева.) 9. Рефлексия.
Как ты работал на уроке?
Как вы считаете, кто на уроке был активным, внимательным?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.