Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина. Я надеюсь, что в этой презентации вы найдете для себя что-то новое и познавательное. Презентация помогает лучше усвоить тему ученикам и является очень хорошим помощником для учителя. Благодаря ей урок становится интересным и очень увлекательным. ЭТО НЕ ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛА! ПРОСТО ТРЕБУЮТ 40 СИМВОЛОВ!
Классный час «Понятие о толерантности»
Подготовил учитель русского языка и литературы Банникова Оксана
Александрова МОУ «Гимназия № 58» г.Саратов
Эпиграф на доске: Теперь , когда мы научились
летать по воздуху ,как птицы,
Плавать под водой , как рыбы,
Нам не хватает только одного :
Научиться жить на земле , как люди.
Б.Шоу.
Цели: 1.Развитие способности к познанию себя и других людей.
2.Помочь осмыслить проблему различия людей.
3.Показать основные критерии, по которым различаются люди в
обществе.
4.Освоить навыки работы в группе.
Задачи:
развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;
содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих
принять себя и уважительно к себе относиться;
формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной
личности.
Предварительная подготовка: листы ватмана, маркеры, пазл , повязка на глаза,
кепка, эмблема «цветка толерантности».
Вводное слово учителя.Добрый день, ребята, мои дорогие восьмиклассники! Сегодня мы
поговорим о толерантности. Но сначала мне хотелось бы провести небольшую
проверку на внимание.
Разминка
«Ванькавстанька». На первоначальном этапе разминки
ведущий просит поднять руку тех, кто обладает определенными внешними
признаками, например:
кто сегодня в одежде белого цвета,
у кого светлые волосы,
у кого карие глаза,
кто любит сидеть в «Контакте»,
кто влюблён.
Первый этап. Работа в группах «Чем различаемся мы?»
Задание: попробуйте перечислить те признаки, по которым могут
различаться люди.
Второй этап.
Общий «мозговой штурм». Сведение признаков, по
которым различаются люди. Задача учителя помочь ребятам укрупнить
критерии и их конкретизировать.
Например:
Цвет глаз (карий, зеленый, серый);
Раса («черный», «желтый», «белый»);
Одежда (опрятная, неопрятная, модная)
Бедность, богатство (состоятельный/не состоятельный)
Больной, здоровый, человек с ограниченными возможностями.
Изза каких признаков люди могут преследоваться другими людьми? Почему?
К чему это может привести?
Для того чтобы избежать конфликтов , которые могут привести к войне,
была принята Декларация принципов толерантности , утвержденной ЮНЕСКО.
16 ноября стал Международным днем толерантности. Без формированиятолерантности движение к цивилизованному обществу невозможно. Как вы
понимаете значение слова «толерантность»?.
Просмотр презентации.
Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках:
в английском – готовность быть терпимым;
во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе,
чем ты сам;
в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
Давайте попробуем сформулировать основные принципы толерантности и
заполним эмблему «цветок толерантности.
Как вы думаете , легко ли быть толерантным человеком? Почему?
Введение понятия «интолерантная личность».
Просмотр презентации
Беседа по вопросам.
1. Есть ли у вас качества из интолерантной личности?
2. К кому чаще всего мы испытываем нетерпимость? Почему?
3. Были ли в вашей жизни случаи, когда вы были нетерпимы или к вам был
ктото нетерпим?
4. Как вы себя чувствовали в той ситуации?
5. Легко ли быть терпимым к своим недостаткам, ошибкам? Почему?
Посмотрите ещё раз на эти характеристики.
Толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя,
комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей,
всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным
культурам, взглядам и традициям.Интолерантный путь – это путь человека, который думает о своей
исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта
существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур,
взглядов и традиций.
Люди по своей природе различны по внешнему виду, положению, речи,
поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою
индивидуальность. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Каждый может свободно придерживаться своих убеждений и признает такое же
право за другими. Об этом уже давно сказали выдающиеся мыслители
прошлого.
Как же справиться со своей нетерпимостью к некоторым школьным предметам,
некоторым школьникам, близким, окружающим?
Методика(Дерево проблем)
Работа в группах.
На доске образец «Дерева проблем», на партах ватманы, маркеры.
1. Давайте попытаемся изобразить в корнях дерева причины проблем
нетерпимого отношения друг к другу в нашем классе. (Почему?)
2. В кроне дерева попытаемся предложить решение проблем.
(Что делать, чтобы проблему решить?)
Итоговая рефлексия
Учащиеся выполняют задания в группах.
Собрать пазл , не зная общего вида картинки.
Нарисовать собственные эмблемы толерантности.
Обыграть ситуации:
1.Нужно покрасить забор 2 рабочим , но один из них слепой.2.2 подруги (пара влюбленных) спешат на самолет, опаздывают. По дороге
встречают человека другой национальности, которому срочно нужна
медицинская помощь .Один является толерантной личностью , а другой
интолерантной. Кто победит?
Подведение итогов. Что же такое толерантность?.
Толерантности нужно учиться, нужно вовремя замечать свои ошибки, быть
выносливыми, слушать замечания, пытаться понять себя, принять других и
стараться в дальнейшем избегать ошибок.Литература.
1. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.
2. « 50 сценариев классных часов ». М.:Центр «Педагогический поиск»,
2000.
3. « Тесты для подростков».М.: АСТПресс книга, 2005.
4. «Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 511 классы».
М.:ВАКО, 2006.