Тема доклада: "Социокультурная компетенция на уроках английского языка"
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
английский язык
Взрослым
14.02.2018
Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время актуальна. Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Но такую личность невозможно формировать без знаний о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Формирование социокультурной компетенции неразрывно связано с основными целями образования: практической, развивающей и воспитательной.Огромное значение для формирования социокультурной компетенции имеет изучение культуры англоговорящих стран и родной страны. У нас есть программы "Английские песни", «Американские песни», которые можно использовать и на уроках, и в качестве элективного курса и в кружковой работе. Программа основана на аутентичном материале о музыке в Великобритании и Америки. Данный материал позволяет ребятам познакомиться с творчеством известных музыкантов мира, дать свою оценку, выразить свое отношение к многообразию культур и найти то общее, что объединяет все творческие тенденции мировой культуры. Вы понимаете, что человек, который восхищается, умеет ценить искусство и традиции разных народов, никогда не будет агрессивен и не толерантен к этим народам, носителям самобытной духовной культуры. Данная программа также способствует формированию чувства патриотизма и гордости за свою страну, поскольку ребята много знают о своей культуре и могут представить достойно свою страну в разноцветье культур. Литература народов англоговорящих стран, которую также необходимо изучать на уроках и во внеурочной деятельности, является еще одним значимым средством для формирования социокультурной компетенции.
Социокультурная компетенция на уроках английского языка.docx
Акимова Марина Петровна, учитель английского языка
Социокультурная компетенция на уроках английского языка
Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время актуальна. Известно, что целью обучения
иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и
социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную
компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную
и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Но такую личность невозможно формировать без знаний о
социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Формирование социокультурной компетенции неразрывно
связано с основными целями образования: практической, развивающей и воспитательной. И воспитательная задача
наиболее значима, поскольку от решения этой задачи зависит формирование в современном молодом человеке чувства
патриотизма и чувства интернационализма. Изучая английский язык, мы формируем культуру мира в сознании человека.
Мы изучаем и сравниваем языковые явления, обычаи, традиции, искусство, образ жизни народов. Изучая английские
пословицы, например мы, сравниваем, как одна и та же мысль передается разными средствами в разных языках. И мы
обязательно обращаем внимание на такие моменты, что народная мудрость, выраженная в пословицах
интернациональна. Мы говорим по-русски "Красив тот, кто красиво поступает" и по-английски: "Handsome is handsome
does" или "Knowledge is power" знают во всем мире. Знание пословиц играет большую роль, как в изучении русского
языка, так и в изучении иностранного языка. Огромное значение для формирования социокультурной компетенции имеет
изучение культуры англоговорящих стран и родной страны. У нас есть программы "Английские песни", «Американские
песни», которые можно использовать и на уроках, и в качестве элективного курса и в кружковой работе. Программа
основана на аутентичном материале о музыке в Великобритании и Америки. Данный материал позволяет ребятам
познакомиться с творчеством известных музыкантов мира, дать свою оценку, выразить свое отношение к многообразию
культур и найти то общее, что объединяет все творческие тенденции мировой культуры. Вы понимаете, что человек,
который восхищается, умеет ценить искусство и традиции разных народов, никогда не будет агрессивен и не толерантен
к этим народам, носителям самобытной духовной культуры. Данная программа также способствует формированию
чувства патриотизма и гордости за свою страну, поскольку ребята много знают о своей культуре и могут представить
достойно свою страну в разноцветье культур. Литература народов англоговорящих стран, которую также необходимо
изучать на уроках и во внеурочной деятельности, является еще одним значимым средством для формирования
социокультурной компетенции. Из произведений художественной литературы мы узнаем о жизни, традициях, обычаях,
образе жизни англоговорящих стран, а также знакомимся с языковой культурой этих стран. Следующий момент, о
котором нельзя забыть, говоря о формировании социокультурной компетенции – это конечно, речевой этикет. Речевой
этикет – это культура речи, а культура речи – это лицо человека, лицо ученика. Речевой этикет английского языка имеет
особое значение для воспитания личности в целом. Принимая во внимание нашу языковую культуру, можно многому
научиться и научить, изучая английский разговорный этикет. Про англичан говорят что они "hardly ever lie, but they would not dream of telling you the truth" что означает "они едва ли говорят неправду, но и правду не говорят". Такова языковая
культура как, впрочем, и национальный характер. Те, кто побывал в Великобритании, отмечают тот факт, что буквально
на каждом шагу на улице и в любом общественном месте вы слышите: "I am sorry, Excuse me, Thanks a lot, How kind of you"
и т.д. Чем не пример для воспитания? Обучая речевому этикету нужно помнить, например, о разнице между "sincere
appreciation and flatter" (искренней оценкой и лестью), нужно знать не только старые традиции, но и быть на уровне
сегодняшнего дня. Например,быть в курсе, что появился неологизм "Ms" позволяющий обращаться к любой женщине, не
боясь ошибиться, замужем она или нет, наряду со старыми обращениями "Miss" и "Mrs". Хотя мы изучаем речевой этикет в
процессе овладения английским языком постоянно, было бы очень полезно выделить эту проблему в виде специальной
программы и целенаправленно использовать на уроках и во внеурочной деятельности. Изучение языка и культуры
одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих
целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. Для
плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. К таким
занятиям следует отнести: урок – спектакль, урок – праздник, урок – экскурсию, видеоурок и т.д. Опыт школьных
преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков
поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения. Главным достоинством нетрадиционных
форм уроков является развитие и совершенствование социокультурной компетенции учащихся, расширение по
сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии стран изучаемого языка. Сегодня педагоги-новаторы
активно внедряют и поощряют нетрадиционные формы занятий, такие как видеоурок, урок-праздник, интернет-урок и
другие формы. Преимуществом видеоурока является приобщение школьников к культуре стран изучаемого языка.
Видеоматериалы не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в
которой в "безопасной обстановке” учащиеся знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и
реалиями страны изучаемого языка.В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и
народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения
иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о
самобытности русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого
материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать
представления о культуре стран изучаемого языка. Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-
спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка
совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и
эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового
общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную
и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны
изучаемого языка. Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма
урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у
школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к
изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками
знаний. Старая китайская пословица гласит: "Tell me and I forget, teach me and I remember, involve me and I learn" (скажите
мне, и я забуду, научите меня и язапомню, вовлеките меня и я выучу). Все, о чем говорилось выше, позволяет вовлечь
учащихся в процесс познания и добиваться результатов. Вот только некоторые наиболее важные аспекты формирования
социокультурной компетенции. Конечно, проблема эта многогранна и требует дальнейшего изучения и обсуждения.
Список литературы 1. Корнилова Л.А. Социокультурная компетенция как одна из составляющих профессионального
мастерства учителя иностранного языка.
Международный сборник научных трудов / Отв. ред.: В.М. Курицын. – Шуя: Изд-во "Весть”, ШГПУ, 2002. С.40-43. 2.
Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному
языку. // ИЯШ – 2000 - №4. С.14-19 3. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. 4.
Рогова Г.В. О повышении действенности урока иностранного языка // ИЯШ - 1986 - №4. 5. Рогова Р.В. и др. Методика
обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991. 6.
www.festival.1september.ru Технологическая карта урока английского языка
Учебный предмет: английский язык
Составитель: Акимова Марина Петровна
Класс: 5 а
Тема урока: Свободное время. Работа с текстом.
Тип урока: закрепление пройденного материала
Цель изучения темы:
в области предметной компетентности – тренироваться в применение новых лексических единиц, тренировать
навыки различных видов чтения (поисковое, чтение с общим пониманием).
в области коммуникативной компетенции – готовность и способность осуществлять общение; планировать свое
речевое поведение.
в области языковой компетентности – готовность и способность применять языковые знания для выражения
коммуникативного намерения.
Планируемые результаты: личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций, принятие и освоение социальной роли обучающегося.
метапредметные: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; активное
использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение способностью
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
предметные: тренировка навыков работы с текстом; совершенствование навыка ориентирования в иноязычном
тексте.
Формируемые УУД: 1) регулятивные: определять цель учебной деятельности; обнаруживать
и формулировать учебную задачу и составлять план ее выполнения и оценивать результаты; 2)
познавательные: самостоятельно искать необходимую информацию в словаре; обобщать
информацию в виде схемы (рисунка); 3) коммуникативные: организовывать учебное
взаимодействие в группе; владеть различными стратегиями чтения; ориентироваться в
иноязычном печатном тексте; действовать по аналогии при выполнении заданий.
Формы работы: групповая
Ресурсы:
О.В.Афанасьева, И.В.Михеева Английский язык. 5 класс. Тетрадь;
1) О.В.Афанасьева, И.В.Михеева Английский язык. 5 класс. Учебник; 2)
Технологическая карта урока
Этап урока и
его цели
Формируем
ые УУД
Содержание деятельности
Комментарий
(взаимодействие)
Действия педагога
1.Оргмомент. личностные и 1. Приветствие учителя.
Действия обучающихся
1. Обучающиеся приветствуют
учителя.
Необычное
расположение познавательн
ые
УУД
Good morning, boys and
girls! I hope you are all
feeling well today. Are you
ready to start the lesson.
(5 мин.)
Цель:
установление
эмоционально
го контакта и
создание
положительно
го настроя на
предстоящую
работу.
регулятивные
УУД
познавательн
ые УУД
2.Фонетичек
ая зарядка.
(5 мин.)
Цель:
1)
формирование
Good morning, Elena
Evgen’evna!Good morning, good
morning to you! Good morning,
good morning! We are glad to
see you!
2. Обучающиеся догадываются
о теме урока, выражая
предположение.
I think… I suppose…,
отвечают на вопросы учителя.
парт в начале
урока (два рабочих
места) уже дает
возможность
учащимся
догадаться о
форме проведения
урока. Карточки
можно не
использовать.
1. Обучающиеся
прослушивают скороговорку.
2. Повторяют за учителем
сложные в произношении
слова.
3. Тренируются в
Скороговорка не
сложная и
включена в урок
для тренировки
фонетических
навыков, поэтому
не обязательно ее
переводить всем
2. Введение
обучающихся в тему
урока: Does everybody
remember what lesson it is
today?
This lesson we are going to
work in groups (деление
на группы: карточки двух
цветов). Take a card,
please. What colour are
your cards? Why are there
two colours? You are right. I
want you to divide into two
groups.
3. Учитель объявляет
план работы и цели.
1. Учитель раздает
группам скороговорку.
(см. приложение 1)
2. Читает скороговорку,
обращая внимание на
сложные слова. фонетических
навыков; 2)
развитие
умения чтения
вслух.
(20
с
3.Основная
часть.
мин.)
Цель:
1)Тренировка
навыков
чтения
общим
пониманием
содержания
текста,
поисковое
чтение.
2)Тренировка
навыков
устной речи.
произношении скороговорки
(каждый в своей группе).
4.Каждая группа выбирает
лучшего чтеца и команды
соревнуются в чтении
скороговорки на скорость и
качество произношения.
1. Учащиеся читают текст
(Тетрадь: упр.4 с.67) и
озаглавливают его.
2. Отвечают на вопросы
учителя.
3. Рисуют иллюстрации к
любому отрывку из текста (по
одной иллюстрации от
команды).
4. Обмениваются
иллюстрациями.
5. Каждая группа должна
догадаться, какой отрывок
проиллюстрирован и описать
его устно.
классом.
Скороговорка
будет понятна без
перевода
большинству
учащихся и
работая в группах
ребята смогут
помочь друг другу.
Для успешного
выполнения
задания группа
должна состоять
из учащихся с
разными
степенями
обученности.
Учитель следит за
тем, чтобы
каждый участник
команды выполнял
какое-либо
задание. Если
класс слабый,
текст можно
разделить на две
части, и каждая
группа будет
читать половину
текста. В таком
Коммуникати
вные
и
регулятивные
УУД
1.Учитель называет
первое задание.
Read the text and give it a
name.
2.Обсуждение текста
(обсуждают в группе и
дают ответ).
What is the text about?
Do you know other
domestic animals?
What animal would you like
to have? и др.
3. Объявление
следующего задания.
Please, choose two or three
sentences and illustrate them. (После того как
рисунки готовы) Change
the drawings and comment
them.
случае придется
по другому
строить
обсуждение
текста.
4.
Заключитель
ная часть.
Домашнее
задание. (5
мин.)
5.
Подведение
итогов.
Рефлексия.
(10 мин.)
познавательн
ые,
личностные и
коммуникати
вные УУД
Учитель предъявляет и
объясняет способы
выполнения домашнего
задания.
This lesson we talked about
dogs. And I ask you to
describe any domestic
animal at home. Do your
homework in your exercise-
books, please.
Учитель подводит итоги
урока:
What did we talk about this
lesson?
What did you like best?
What task was the most
difficult?
Предлагает обучающимся
оценить свою работу и
работу одноклассников
(раздает листы
самооценки).
Обучающиеся записывают
домашнее задание в
дневники.
Обучающиеся говорят, что
узнали нового, выполнение
каких заданий вызывало
трудность на уроке, что
понравилось больше всего на
уроке. Оценивают свою работу
и работу своих
одноклассников (лист
самооценки: см.приложение
2).
Обучающиеся прощаются с
учителем.
Good bye!
Если на уроке не
остается времени
на обсуждение
оценок, учитель
может собрать
листы самооценки
и выставить
оценки
самостоятельно в
журнал, т.к.
учащимся уже
известны свои
результаты. Учитель благодарит
обучающихся за работу и
прощается с ними.
Oh, I think my watch has
stopped. What time is it
now? It’s time to stop.
Good bye! Оцени свою работу и работу одноклассников по 5- бальной шкале.
Лист самооценки.
№
п/
п
1. Фонетическая
Вид работы
2.
3.
4.
5.
разминка.
Чтение текста,
понимание его
содержания.
Выполнение
иллюстрации к
тексту.
Устная речь (ответы
на вопросы учителя,
описание
иллюстрации).
Умение работать в
группе.
Самооценка
Оценка
группы
Средний
балл
Итого: Максимально-возможное количество баллов – 25
Перевод баллов в отметку:
«5» - 25-22 балла
«4» - 21-17 баллов
«3» - 16-12 баллов
«2» - менее 12 баллов
Тема доклада: "Социокультурная компетенция на уроках английского языка"
Тема доклада: "Социокультурная компетенция на уроках английского языка"
Тема доклада: "Социокультурная компетенция на уроках английского языка"
Тема доклада: "Социокультурная компетенция на уроках английского языка"
Тема доклада: "Социокультурная компетенция на уроках английского языка"
Тема доклада: "Социокультурная компетенция на уроках английского языка"
Тема доклада: "Социокультурная компетенция на уроках английского языка"
Тема доклада: "Социокультурная компетенция на уроках английского языка"
Тема доклада: "Социокультурная компетенция на уроках английского языка"
Тема доклада: "Социокультурная компетенция на уроках английского языка"
Тема доклада: "Социокультурная компетенция на уроках английского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.