Тема «Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности».
Оценка 4.7

Тема «Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности».

Оценка 4.7
Лекции
docx
воспитательная работа
3 кл
26.02.2017
Тема  «Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности».
Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее.docx
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И  дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.  Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш  завтрашний день. Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от  всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка.  Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее,  необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка  преобладали духовно­нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие,  чуткость, толерантность. Тема моего выступления «Духовно­нравственное воспитание младших школьников во  внеурочной деятельности». Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают  особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой,  высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие  функции школы – воспитательно­образовательная и этнокультурная, акценты в обучении  переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие,  происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на  «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира  человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А.  Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам»,  которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены  за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу  страну». Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА  личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания,  выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших;  ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши  ценности, ­ подчеркнул он, ­ таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры.  А говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и  делает нас единым народом, Россией». Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах  общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно­нравственного развития и  воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного  отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства  является воспитание, социально­педагогическая поддержка становления и развития  высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного  гражданина России». В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования  процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний,  умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности  учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно­нравственных,  социальных, семейных и других ценностей. Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда­то тоненьким и хрупким. Но на  его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком ­ это стержень всего  ствола. Детство ­ это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает  ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка,  здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от  нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог  школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями плохо, или вообще не велось,  то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит  воспитание духовно ­ нравственной личности ребёнка. Сегодня перед учителями начальных классов очень остро стоит вопрос в создании программ по внеурочной деятельности, в связи с переходом на новые стандарты. Я хотела бы  предложить один из вариантов программ в преподавании духоведедческих предметов. Уже несколько лет я преподаю уникальный предмет «Чаша жизни». «Чаша жизни»­ это особый предмет, который развивает духовную культуру ребенка, его  внутреннюю свободу, эстетический вкус; дает представление о мире и человеке. Это  предмет, который отвечает на многие вопросы, возникающие в душе ребенка. «Чаша жизни» ­ предмет не для запоминания, не для оценок, менее всего располагает к  традиционным формам опроса. Связанный с мироощущением и мировидением ребенка, он  призван сформировать внутреннюю свободу, культуру чувств, культуру понимания и  общения. Все это должно прийти к детям через миф, сказку, поэзию, театр,  изобразительное искусство, через собственные раздумья, индивидуальный поиск своего  места в мире, ощущения своей неповторимости. Ребенок должен понять, что самое великое  благо – это жизнь, которую он должен прожить с пользой. Работая с детьми на уроках, мы  должны научить ребят понимать, что есть добро и зло, любовь и ненависть, преданность и  предательство. Отсюда, главная цель предмета:  Помочь ребенку отыскать бессмертный смысл своего существования;  Раскрыть возможности духовной свободы;  Открыть ребенку путь к правде о мире и о человеке. Структура предмета «Чаша жизни» состоит из 9 разделов («Этот загадочный мир», «Моя  Родина», «Планета людей», «Золотая ветвь», «Отчий дом», «Час души», «Наедине с собой», «Жизнь и свобода», «Ступени жизни»), которые расположены таким образом, что помогут  ребенку охватить разные стороны жизни: вечный мир, бесконечно дорогая родина, планета  людей, культура эпох, отчий дом, внутренний мир человека, жизнь и свобода как бытие  личности в огромном и далеко не всегда добром мире, периоды человеческой жизни от  детства до мудрой старости и бессмертия. Повторяясь из года в год, они наполняются  каждый раз новым содержанием (45 тематических блоков включают в себя более 460 тем), а  вместе с этим изменяются и формы самовыражения личности. Предмет дает возможность узнать о лучших людях Отечества, прикоснуться к трагическим  сторонам жизни, услышать о кровавых страницах истории, распаде человеческой души, о  восхождении на Голгофу Христа – все это помогает раскрыть перед детьми трудный путь  познания, показать им высоты и бездны в истории Человечества. Через приобщение к трагедии душа ребенка становится чище, добрее, а сам он обретает  внутреннюю стойкость, столь необходимую в суровом и далеко не всегда справедливом  мире. Однако, доминирующим при изучении «Чаши жизни» должно стать ощущение радости  жизни, ее полноты и неисчерпаемости, понимание того, что добро неизмеримо сильнее зла,  внутренняя потребность в духовном саморазвитии. Л.Н.Толстой утверждал, что нам в жизни  нашей дано такое великое благо ­ жизнь, выше которого нет, и ничего не может быть. На своих занятиях мы говорим с учащимися о добре и зле, о правде и лжи, о смысле жизни и  месте человека на Земле. Из урока в урок мы наполняем нашу «Чашу жизни» очень важным и необходимым каждому человеку понятием: добром, жизнью, правдой, друзьями, песней,  добрыми поступками. Мы учимся понимать, что есть правда и ложь, добро и зло, в чем смысл человеческой жизни. Кратко представлю 3 урока (из разных разделов), помогающие раскрыть ученику суть  основных человеческих ценностей. Урок «Человек приходит в мир», на котором у детей формируется понимание  неповторимости человеческой жизни, предназначение человека на Земле. Через  стихотворения, музыку, рассказ­притчу К.Д.Ушинского, притчу Н.Спириной ученики делают  вывод в конце занятия: если все люди на земле будут совершать добрые поступки, дарить  друг другу тепло своей души, то жизнь на земле станет радостной и насыщенной. Очень важный и сложный урок «Молитва», который требует большой предварительной  внутренней подготовки и учителя и учеников. Перед его проведением проводится экскурсия  в храм, встреча со священнослужителями, беседы с родителями. На уроке используются церковные песнопения, видеосюжеты церковных служб, притчи и  стихотворения, происходит знакомство с одной из самых значимых православных молитв –  молитвой Господней. В конце занятия я ставлю вопросы перед ребятами: ЧТО нужно делать людям, чтобы  получить истинную благодать, чтобы зажглась радость в их глазах и сердцах? (Верить)Ребята говорят еще и том, что нужно быть благодарным Господу за то, что мы  живем. Жизнь – это подарок. Нет ничего дороже на Земле, чем человеческая жизнь. Спрашиваю, о чем бы вы помолились сегодня? Может быть кому – то неудобно говорить об  этом вслух, пусть подумает об этом про себя. Ребята переживают о здоровье своих родных и близких, о брошенных детях, о своих неудачах в школе, о бездомных животных, о том, что  трогает тонкие струны их души. По традиции, в конце урока, мы передаем друг другу зеленую веточку с пожеланиями друг  другу всего самого светлого и доброго. Урок ­ презентация проекта «Моя малая Родина». Целью проведения этого урока является: получение и усвоение новых знаний о родном крае; воспитание любви к своей малой родине, уважения к людям своей земли. Проведение этого урока требовало большой подготовки и работы ребят, родителей.  Учащиеся самостоятельно искали материалы об освоении Кузнецкой земли, образовании  родного села. Знакомились с интересными людьми, живущими в селе, с занятиями и  увлечениями жителей села, изучали устное народное творчество, создавали символику села, писали сочинения, рисовали. В итоге было решено выступить перед родителями , а затем и  на научно­практической конференции с этим материалом. Беседуя из урока в урок с детьми, я вижу результаты этих занятий. Ребята заметно  меняются, они становятся более раскрепощенными, свободно выражают свои мысли и  эмоции. Они стали более терпимы, дружелюбны, искренни, развивается их творчество,  индивидуальные способности. Считаю, такие предметы как «Чаши жизни » призваны разбудить разум и душу ученика,  решить проблему отношений между своим «Я» и людьми, между природой и собой,  разбудить дар сердца, основы духа. Труд учителя, как посаженое плодовое деревце, не сразу даёт результаты. Приходится  ждать годы. Но плоды обязательно принесут радость, наполнят сердце счастьем. Хорошо,  если дети отождествят себя со святым Александром Невским или Ильёй Муромцем, а не с  Гарри Потером. Большая радость будет, когда в сердцах детей засветится теплый огонёк  любви, который, несомненно, скажет нам, что наши дети готовы стать в единый ряд русских  людей, которые испокон веков созидали немеркнущую славу России. Литература      1. Духовно­нравственная культура в школе. Учебно­методическое пособие /Под редакцией  игумена Киприана (Ященко). М.: Институт экспертизы образовательных программ  2. Басаргина А.А. Народоведение. 1 – 4 кл. : Кн. для учителя. – М.: Гуманитар. изд. центр  ВЛАДОС, 2005.  3. Дик Н.Ф.Классные часы и нестандартные уроки в 1 – 2­х классах. – Ростов н/Д: изд­во  «Феникс», 2004. 4. Дик Н.Ф.Классные часы в 3 – 4­х классах. Изд. 3­е. – Ростов н/Д: изд­во «Феникс», 2004.  5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе.  Практическое пособие. М.: ТЦ «Учитель», 200

Тема «Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности».

Тема  «Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности».

Тема «Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности».

Тема  «Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности».

Тема «Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности».

Тема  «Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности».

Тема «Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности».

Тема  «Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности».

Тема «Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности».

Тема  «Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2017