Представлена разработка уроков по теме "Дыхание" 6 класс. УМК Н.И. Сонин. Представлены два урока с использованием технологии критического мышления. Уроки апробированы мной в своей деятельности. В разработке описаны задачи, методы и приемы , используемые на уроках. Определены результаты изучения темы. Приведены варианты заданий.в данном файле разработка уроков по теме "Дыхание", 6 класс
Дыхание 6 класс.doc
Министерство образования и науки РФ
МКОУ Якшангская средняя общеобразовательная школа
Поназыревского муниципального района, Костромской области.
Методический конкурс
НОМИНАЦИЯ
«Методические разработки»
ТЕМА
«Разработка уроков биологии
в 6 классе по теме «Дыхание» с использованием
технологии развития критического мышления»
Выполнила:
Тураева Елена Геннадьевна,
учитель биологии 2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В современных условиях возникает потребность в совершенствовании
методики обучения школьников эффективно работать с учебным материалом.
Наряду с традиционными методами обучения, я в своей практике использую
технологию развития критического мышления.
Критическое мышление это способность ставить новые вопросы,
вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые
продуманные решения.
Цель технологии обеспечить развитие критического мышления
посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Структура технологии включает три этапа (стадии): вызов, осмысление
содержания, рефлексия.
Стадия вызова.
В процессе реализации стадии вызова важно:
1. давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения
по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и
быть исправленными учителем;
2. фиксировать все высказывания: любое из них будет важным
для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет
«правильных» или «неправильных» высказываний;
3. сочетать индивидуальную и групповую работу. Индивидуальная
работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания
и опыт; групповая — услышать другие мнения, изложить свою
точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может
способствовать выработке новых идей, которые часто являются
неожиданными и продуктивными; появлению интересных
вопросов, поиск ответов на которые будет стимулировать к
изучению нового материала. Роль учителя на этом этапе
работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к
вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах,
фиксации и систематизации информации, полученной от
школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже
если они неточны или неправильны. На данном этапе важным
является правило: «Любое мнение учащегося ценно».
Условия развития критического мышления.
1) Важно предоставлять время и возможность для приобретения
опыта критического мышления.
2) Необходимо давать учащимся возможность размышлять.
3) Важно принимать различные мнения и идеи.
4) Целесообразно способствовать активности учащихся в учебном
процессе.
5) Необходимо убедить учащихся в том, что они не рискуют быть
высмеянными.
6) Важно выражать веру в то, что каждый учащийся способен на
критические суждения.
7) Необходимо ценить проявления критического мышления.
Учащиеся при этом должны:
развивать в себе уверенность и понимание ценности своих мнений
и идей;
активно участвовать в учебном процессе;
с уважением выслушивать различные мнения;
быть готовыми как формулировать свои суждения, так и
воздерживаться от них.
Итак, в случае успешной реализации стадии вызова, у аудитории
возникает мощный стимул для работы на следующем этапе —
этапе получения новой информации.
Стадия осмысления содержания.
На фазе осмысления содержания учащиеся:
1) осуществляют контакт с новой информацией;
2) пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися
знаниями и опытом; 3) акцентируют свое внимание на поиск ответов на возникшие
ранее вопросы и затруднения;
4) обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые
вопросы;
5) стремятся отследить сам процесс знакомства с новой ин
формацией, обратить внимание на то, что именно их привлекает,
какие аспекты менее интересны и почему;
6) готовятся к анализу и обсуждению услышанного или
прочитанного.
Учитель на данном этапе:
1) может быть непосредственным источником новой
информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и при
влекательном изложении;
2) отслеживает степень активности работы, внимательности при
чтении, если школьники работают с текстом;
3) предлагает для организации работы с текстом различные
приемы.
Стадия рефлексии.
Рефлексия может быть:
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
Информационная (приобретение нового знания).
Мотивационная
(побуждение к дальнейшему расширению
информационного поля).
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний,
выработка собственной позиции, оценка процесса)
Существуют художественные формы письменной рефлексии. Например
синквейн.
В современных условиях, когда все более актуален компетентностный
подход к обучению, возникает потребность в совершенствовании методики
обучения школьников эффективно работать с учебным текстом, адекватно
понимать его и интерпретировать. Для этого можно использовать в процессе
обучения технологию развития критического мышления. Она отвечает сов ременным целям образования, способствует развитию личности учащегося, учит
овладевать способами работы с информацией. Данная технология неантагонис
тична по отношению к сложившейся системе обучения, а, интегрируясь в нее,
способствует ее развитию. Использование данной технологии в работе с
текстами школьных параграфов на уроках биологии показало, что при этом
активизируется деятельность учащихся, формируется их коммуникативная
компетентность. В своей работе, при моделировании уроков по технологии
критического мышления я использую следующие приемы:
Прием «Знаю, хочу знать, узнал новое». Учащиеся чертят в тетради
таблицу, в которой три графы: 1 — знаю; 2 — хочу знать; 3 — узнал.
Таблица заполняется по ходу урока. В начале урока в первую графу
учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем
во вторую — формулируют вопросы, на которые хотели бы получить
ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то,
что узнали.
Прием «Чтение с остановками». Текст для самостоятельной работы
учащихся учитель составляет сам или подбирает
его из
дополнительной литературы (можно использовать текст учебника).
Текст должен содержать последовательное изменение мысли. Учитель
разбивает его на отдельные части (логические куски). Учащиеся
читают текст и останавливаются в определенном месте (по
усмотрению учителя это может быть многоточие в середине
предложения или конец абзаца). Затем учитель задает вопросы о
дальнейшем развитии мысли. (Как вы считаете, о чем пойдет речь в
тексте дальше?) Ученики высказывают свои суждения, читают текст
дальше и сопоставляют свои предположения с прочитанным. (Текст,
с которым работают учащиеся, можно прикрыть чистым листом,
чтобы ученики не видели его продолжения.)
Использование в практике методов развития критического мышления
способствует
формированию логического мышления, коммуникативной
компетентности учащихся, имеет значение в решении задачи возвращения
грамотного чтения.
консультирует,
Главная задача учителя разработать урок, а на занятии он мотивирует,
организует,
то есть осуществляет
рефлексивное управление обучением.
При планировании темы я
прорабатываю весь учебный материал, формулирую цели. Задания для работы
подбираю так, чтобы были разные виды познавательной деятельности: ответы
контролирует, на вопросы, заполнение таблиц, тестовые задания, работа с рисунками,
творческие задания. Смена видов деятельности, выполнение заданий разного
уровня, делают урок более интересным, позволяют учащимся проявить
максимально свои возможности. Каждый урок я стараюсь начать с процедуры
мотивации. При этом использую дополнительный материал, занимательные
факты, игровые задания, входной тест, биологический диктант…
При организации урока использую парную и групповую работу. Группы
формирую с учетом возможностей детей. Это дает возможность более
сильному ученику помочь слабому на уроке. Для оценки результатов на уроке
используется самоконтроль, самоанализ деятельности, контроль со стороны
учителя. На заключительном этапе урока подводится итог деятельности.
Ребята делают вывод, анализируют свою работу, выбирают домашнее задание.
Домашнее задание я дифференцирую и даю возможность для творческого
подхода при его выполнении. Каждый урок темы оценивается.
Предлагаю модели уроков по технологии критического мышления, на
примере темы «Дыхание» в 6 классе.
ЦЕЛЬ: описание методики использования технологии
развития критического мышления на уроках биологии при
изучении темы «Дыхание».
ЗАДАЧИ:
Официальным приоритетом в развитии школьного
образования стал
личностно – ориентированный подход, поэтому при преподавании биологии
ставлю перед собой следующие задачи:
1.Образовательные формирование биологических умений и навыков:
наблюдать и ставить опыты, исследовать живые объекты;
формирование общеучебных умений и навыков.
2.Воспитательную формирование коммуникативных навыков.
3.Развивающие научить выделять главное, проводить сравнение,
анализировать результаты работы, делать выводы, развитие творческой
активности. СОДЕРЖАНИЕ.
Тема «Дыхание»
1 урок «Дыхание растений».
2 урок «Дыхание животных».
Комплексная дидактическая цель:
Создание условий для изучения новой учебной информации средствами
технологии развития критического мышления.
Задачи:
Образовательные:
1.Рассмотреть особенности дыхания у растений и животных.
2. Доказать роль кислорода в процессе дыхания.
3. Знать органы дыхания у животных в зависимости от среды обитания.
Развивающие:
1. Формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебником.
2. Уметь выделять главное, сравнивать, анализировать.
3. Уметь формулировать выводы.
Методы и формы обучения: рассказ с элементами беседы, самостоятельная
работа с текстом, составление опорных схем, заполнение таблиц. Для
развития познавательного интереса можно использовать дополнительные
факты.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В результате овладения учебным материалом учащиеся должны:
ЗНАТЬ
1. Органы дыхания растений и животных.
2. Роль кислорода в процессах жизнедеятельности организмов.
УМЕТЬ 1. Сравнивать процесс дыхания и фотосинтеза.
2. Работать с текстом учебника (выделять главное, работать с терминами).
3. Составлять таблицы и схемы по тексту.
4. Проводить самоанализ своей деятельности на уроке.
Совершенствовать общеучебные умения и навыки, развивать творческие
способности.
Урок №1
Тема: «Дыхание растений».
Цель: сформировать представление об особенностях дыхания и его значения
для растений; сравнить процессы дыхания и фотосинтеза; продолжить
формировать умения сравнивать, анализировать, использовать для процесса
получения знаний источники информации.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично – поисковый, проблемный.
Структура урока:
1. Актуализация знаний.
2. Сущность процесса дыхания у растений.
3. Сравнение дыхания и фотосинтеза.
4. Рефлексия.
Оборудование: учебник, схемы, рисунки, таблица «Внутреннее строение
листа», дидактические материалы.
Ход урока:
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Оргмомент
Приветствует учащихся, проверяет
готовность к уроку.
Приветствуют учителя,
настраиваются на работу.
Вызов
Называет тему урока.
Записывают тему в тетрадь.
Предлагает вспомнить все , что они
знают о дыхании, заполнив
следующую схему:
Заполняют кластер. Обсуждают
результаты. Работают с понятием
«дыхание».
ДЫХАНИЕ
Приложение 1.
Подводит итог, что дыхание – это свойство живого организма.
Мы дышим, дышим, дышим…
И он, и ты, и я.
Энергию из пищи берем с тобой
друзья.
Чтоб бегать, прыгать, думать,
Смеяться и играть,
И на уроке смело учиться
размышлять…
Далее предлагает заполнить
таблицу:
знаю
Хочу
знать
Узнал
новое
На основе выводов заполняют графу
«Знаю»
Предлагает учащимся
подумать , что хотели бы они
узнать сегодня на уроке.
Обсуждают проблемы, ставят перед
собой задачи, заполняют графу «Хочу
знать»
Осмысление Ставит проблему: как дышат
растения, какие приспособления
имеют для дыхания, какова роль
кислорода.
Для этого организует работу с
текстом – чтение с остановками.
Приложение 2.
Растение дышит
И ночью и днем.
Конечно для дыхания
Растению нужен только он.
О чем идет речь?
Предлагает прочитать 1 абзац и
ответить на вопрос : какова роль
кислорода.
Предлагает составить схему
(приложение3).
Как вы думаете, о чем пойдет речь
далее в тексте?
Какие приспособления имеет
растение для дыхания?
Дают ответ: о кислороде.
Читают текст, делают вывод о роли
кислорода в процессах
жизнедеятельности.
Чертят в тетради.
Высказывают свои мнения.
Читают 2 абзац. Заполняют таблицу:
«Дыхательные приспособления у
растений»
Орган
Приспо
Харак растения
собление
теристика
Переходит к вопросу о сравнении
процессов дыхания и фотосинтеза.
Дыхание и фотосинтез – два
противоположных процесса,
попробуем это доказать.
Слушают учителя, вспоминают
пройденный материал и составляют
схему (приложение 4). Сравнивают
процессы по предложенным
вопросам. Делают вывод.
Рефлексия
Организует фронтальную проверку.
Предлагает проанализировать
записи в тетради и сделать вывод:
что нового узнали на уроке?
Зачитывают свои записи.
Заполняют в таблице графу «узнал
новое».
Домашнее
задание.
Прочитать текст в учебнике.
Творческое задание:
Записывают задание. Слушают
комментарии учителя.
написать сочинение от имени
кислорода «Мое путешествие по
растению».
составить синквейн.
Приложение 1. Примерная схема.
кислород энергия
ДЫХАНИЕ
углекислый
свойство живого
газ
Приложение 2.
Абзац 1.
Текст «Дыхание у растений»
Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических
веществ, в результате которых выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, его роста, движения, питания, размножения и многих других
процессов.
Абзац 2.
Для осуществления газообмена у растений есть специальные приспособления и органы. Это
чечевички и устьица. Чечевички — это отверстия среди клеток коры, через которые дышит
стебель растения. Устьица находятся в кожице стебля и листа. Они состоят из замыкающих
клеток, которые периодически открываются и закрываются, регулируя поступление воздуха в
стебель и листья.
Приложение 3. Роль кислорода в организме.
Д КИСЛОРОД СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА
Ы
Х
А расщепление
Н
И
Е ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА + ЭНЕРГИЯ
Приложение 4. Сравнение фотосинтеза и дыхания. Урок №2.
Тема: «Дыхание животных».
Цель: сформировать представление об особенностях дыхания у животных,
показать разнообразие органов дыхания, связанное со средой обитания;
формирование умений работать с учебным текстом.
Тип урока: формирование общеучебных умений и навыков с применением
технологии критического мышления.
Методы и приемы обучения: рассказ, беседа, составление схем и таблиц,
работа в группах по инструктивной карточке.
Структура урока:
1. Актуализация знаний.
2. Разнообразие органов дыхания у животных. 3. Дыхание – важный процесс жизнедеятельности животных.
4. Рефлексия.
Оборудование: учебник, схемы, рисунки, таблицы «Внутренние органы
животных», дидактические материалы.
Ход урока:
Класс делится на группы, с учетом уровня усвоения знаний. В каждой группе
выбирается командир и рецензент.
Этап
Вызов
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Проводит проверку усвоения
знаний о дыхании растений
(тестовая работа). Сообщает
тему урока.
Объясняет необходимость
умений работать с текстом.
Выполняют работу и сдают учителю.
Записывают тему урока.
Слушают учителя. Называют
приемы работы с текстом.
Осмысление
Организует работу с текстом по
группам. Раздает задания
группам, комментирует их.
Читают текст, выполняют задания.
Выступают по своему вопросу.
Приложение 1.
Анализируют работу других групп.
Приложение 2 (варианты схем,
таблиц).
Дают самооценку своей
деятельности по алгоритму:
«Я» (что смог сделать на уроке с
пользой для себя);
«МЫ» (как оцениваю совместную
работу с одноклассниками);
«ДЕЛО» (где смогу применить
полученные навыки).
Рефлексия
Предлагает оценить работу.
Проводит самостоятельную
работу.
Приложение 3.
Домашнее
задание
Прочитать текст в учебнике.
Составить памятку: «Как
понять и запомнить текст
параграфа ».
Составить опору по теме
«Дыхание» (приложение 4)
Приложение 1. Задание 1 группе.
Произведите анализ текста по плану.
План.
1. Стиль текста.
2. Заголовок.
3. Цель, задачи, которые решает автор.
4. Ключевые слова.
5. Иллюстрации, рисунки (их значение).
Составьте вопросы по содержанию текста разного уровня.
Задание 2 группе.
Составьте таблицы, отражающие основное содержание текста. Для этого используйте
памятку.
«Памятка по сворачиванию текстовой информации в таблицу».
1. Прочитай текст.
2. Проанализируй, что является «действующим лицом» в тексте: что описывается –
организм или процесс.
3. Если в тексте речь идет о процессе жизнедеятельности, то графы могут содержать
информацию: о механизмах процесса, об условиях, о живых организмах и т.д.
Задание 3 группе.
Составьте все возможные схемы по тексту.
Например: ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ
Приложение 2.
Таблицы. ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ ЖИВОТНЫХ.
Название животного
Органы дыхания
Название животного
Среда обитания
Особенности дыхания
Схемы.
ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ
ТРАХЕИ ЖАБРЫ ЛЕГКИЕ
ДЫХАНИЕ
КЛЕТОЧНОЕ КОЖНОЕ ЖАБЕРНОЕ ТРАХЕЙНОЕ ЛЕГОЧНОЕ
Приложение 3.
Задание : установите соответствие между организмом и органом дыхания.
Самостоятельная работа.
1. Лягушка. А. Легкие
2. Окунь. Б. Трахеи.
3. Паук. В. Жабры.
4. Тигр. Г. Легочные мешки.
1
2
3
4 Приложение 4.
ЛИТЕРАТУРА.
2. С.И.Заир-Бек,
1. Биология. Живой организм. 6 класс: поурочные планы по учебнику
Н.И. Сонина /Авт.сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2005.
«Развитие
критического мышления» М. Просвещение. 2004
3. Ишкина И.Ф. Биология, поурочные планы по учебнику В.В.
И.В.Муштавинская
4. Т.И.Шамова,
Пасечника. Волгоград, Учитель – АСТ, 2002.
Давыденко «Управление
образовательным процессом в адаптивной форме» М.
Педагогический поиск. 2001
Т.М. 5. Журнал «Биология в школе» №2 2004
Тема "Дыхание"
Тема "Дыхание"
Тема "Дыхание"
Тема "Дыхание"
Тема "Дыхание"
Тема "Дыхание"
Тема "Дыхание"
Тема "Дыхание"
Тема "Дыхание"
Тема "Дыхание"
Тема "Дыхание"
Тема "Дыхание"
Тема "Дыхание"
Тема "Дыхание"
Тема "Дыхание"
Тема "Дыхание"
Тема "Дыхание"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.