Тема. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказние». Изображение в романе картин русской действительности

  • Раздаточные материалы
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 06.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказние». Изображение в романе картин русской действительности Цели: проанализировать 1 часть романа, обратить внимание на изображение реальных картин действительности; показать плачевное положение молодых людей бедных районов Петербурга; учить анализировать поступки героя и делать правильные выводы; пробудить интерес к прочтению всего произведения; воспитывать сострадание, гуманизм, уважение к личности; развивать логическое мышление, грамотную связную речь учащихся. Оборудование: портрет писателя, виды петербургских окраин ХΙХ века, фрагменты кинофильма «Преступление и наказание» (реж.Л.Кулиджанов), иллюстрации к роману; герои произведения в изображении учащихся.
Иконка файла материала Урок Преступление и наказание Изображение в романе картин русской действительности.docx
Тема. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказние». Изображение в романе картин русской действительности Цели:  проанализировать   1   часть   романа,   обратить   внимание   на   изображение   реальных картин действительности; показать плачевное положение молодых людей бедных районов Петербурга; учить анализировать поступки героя и делать правильные выводы; пробудить интерес к прочтению всего произведения; воспитывать сострадание, гуманизм, уважение к личности; развивать логическое мышление, грамотную связную речь учащихся. Оборудование:  портрет   писателя,   виды   петербургских   окраин   Х Х   века,   фрагменты кинофильма   «Преступление   и   наказание»   (реж.Л.Кулиджанов),   иллюстрации   к   роману; Ι герои произведения в изображении учащихся. Тип урока: урок­исследование                                                                  «Понимаете ли, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?»                                                                                                                       Ф.М.Достоевский                                                                                                        «Преступление и наказание»                                                                   Ход урока   Ι . Актуализация опорных знаний учащихся             Литературный диктант      1) Достоевский родился в семье … (бедного лекаря)        2) Первое произведение писателя называется … («Бедные люди»)           3) Роман «Преступление и наказание» написан в … (1866 году)    4) События, описанные в романе, происходят в … (Петербурге) 5) Последней женой писателя была … (Анна Григорьевна Сниткина) ΙΙ . Сообщение темы и целей урокаΙΙΙ . Работа по теме урока  1.   Чтение   учащимися   отрывков   из   стихотворений   В.Тредиаковского,   А.Пушкина, Н.Некрасова с описанием Петербурга (задавалось на дом заранее,3 ученика) Преславный град, что Пётр наш                                         основал И на красе построил столь                                          полезно, Уж древним всем он ныне равен                                               стал, И обитать в нем всякому любезно.                             В.Тредиаковский Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелёно­бледный, Скука, холод и гранит.                             А.Пушкин В нашей улице жизнь трудовая: Начинают ни свет, ни заря Свой ужасный концерт, припевая, Токари, резчики, слесаря. А в ответ им гремит мостовая!Дикий крик продавца­мужика, И шарманка с пронзительным воем, И кондуктор с трубой, и войска, С барабанным идущие боем,  Понуканье измученных кляч, Чуть живых, окровавленных, грязных, И детей раздирающий плач На руках у старух безобразных – Всё сливается, стонет, гудет …                                   Н.Некрасов  ­ Каким предстаёт Петербург в поэзиях поэтов? ­ Каким мы видим Петербург у Достоевского? («На улице стояла жара страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя ночь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, ­ всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши … Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека») ­ Составте сенкан на тему «Петербург» 2. Работа над содержанием романа 1) Беседа по главам 1­2 части ­ Именно в таком городе живёт наш герой – Родион Раскольников; ­ Какие синонимы подбирает Достоевский к слову «жара»? (духота, вонь); ­   Какие   чувства   вызывает   жара   у   молодого   человека?   (Чувство   неприязни,   омерзения, отвращения); ­ Опишите главного героя. Где он живёт, кто он? ­ Почему молодой человек равнодушен к своей одежде?­ Что означает фамилия главного героя – Раскольников? (Слово «раскол» несёт в себе психологическую подоплёку. В нём скрыт намёк на раздвоенность натуры человека); ­ Есть ли доказательства раздвоенности Раскольникова на первых страницах романа?  ­   Приведите   пример   других   литературных   героев,   у   которых   тоже   проявляется раздвоенность натуры (Печорин);      ­ В дальнейшем мы увидим, что Раскольников, с одной стороны, мыслящий убийца, но с другой – милосердный человек, способный к состраданию.      ­ А теперь представим себе, что в один из летних вечеров наш герой выходит на улицу и направляется в распивочную (инсценировка встречи Раскольникова с Мармеладовым, 2 ученика) ­  Почему   Мармеладов   пьёт?  Понимает   ли   он,   что   делает?   (Мармеладов   осознаёт   себя мерзавцем, но пьёт, пытаясь заглушить горе, т.е. дочь «пошла по жёлтому билету»: «для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу» ) ­ Какие слова Мармеладова запали в душу Раскольникова? («… идти больше некуда …») ­ Составте «свободные» тексты на тему: Раскольников, совесть 2) Работа над частью 1, главы 3­4 ­ О чём узнал Раскольников из письма матери? ­ Почему он не хочет принять жертву Дуни? (Письмо матери вызывает в нём чувство глубокого возмущения); ­ Как отреагировал герой на встречу с девушкой­подростком на улице? ­ Какие  мысли  и  чувства  нахлынули  на Раскольникова  после  этой  сцены?  (Встреча  на бульваре – реальный поступок, вызванный чувством протеста); ­   Какими   чувствами   навеян   сон   Раскольникова?   (Сон   навеян   чувством   «потрясённой справедливости») 3) Пересказ участвующими глава 5, части 1 Беседа­ Как понимать такие рассуждения героя: «Боже, ­ воскликнул он, ­ да неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп…»;  ­ «Он узнал, он вдруг, внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера Лизаветы, старухиной сестры, дома не будет… и что старуха, ровно в 7 часов вечера, останется дома одна»; ­ «Ни о чём он не рассуждал и совершенно не мог рассуждать; но всем существом своим вдруг почувствовал. что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что всё вдруг решено окончательно …»? ­ К чему привели эти мысли героя? 4, Анализ сцены убийства Ι V. Подведение итогов урока ­ Почему Раскольников совершил убийство? ­ Можно ли оправдать его поступок? ­ Какой путь избрали бы вы в данной ситуации? ­ напишите сочинение­приквел (предистория), в котором бы рассказывалось о событиях, предшествующих основным событиям романа. V. Домашнее задание Прочитать   2­3   части   романа,   используя   метод   «Обозначения»;   подготовить   вопросы   к героям на судПредложенные варианты работы с романом писателя помогут раскрыть идею произведения,   понять   поднятые   проблемы,   разнообразить   урок,   привнеся   в   него нестандартные решения и инновационные формы работы. Ведь у Ф.М.Достоевского нет и не  может  быть  равнодушных  читателей,  его   произведения   волнуют  остротой   поднятых проблем, поэтическим мастерством огромной силы. Вместе с тем они пробуждают чувство самого   решительного   протеста   против   бесчеловечности   условий   жизни   в   буржуазном обществе.