Цель урока: создать условия для формирования знаний о химическом составе живых клеток.
Задачи:
образовательные: научить различать органические и неорганические вещества клетки, давать им характеристику;
развивающие: научить делать простейшие опыты с белками, жирами, углеводами;
воспитательные: формировать партнерские отношения при выполнении заданий.
Планируемые результаты:
предметные: знать названия органических и неорганических веществ клетки, знать их роль в организме;
метапредметные: уметь наблюдать за проводимыми опытами, делать выводы;
личностные: уметь работать в группе, публично выступать.
Основные понятия: вещество, элемент, неорганические вещества, органические вещества, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. Ресурсное обеспечение занятия: реактивы и оборудование: различные сухие соли; кусочки растительных и животных тканей; пробирки с крахмалом, сахаром, маслом и жиром.
разработки уроков.docx
Цель урока: создать условия для формирования знаний о химическом
Тема: Химический состав клетки.
составе живых клеток.
Задачи:
образовательные: научить различать органические и неорганические
вещества клетки, давать им характеристику;
развивающие: научить делать простейшие опыты с белками, жирами,
углеводами;
воспитательные: формировать партнерские отношения при выполнении
заданий.
Планируемые результаты:
предметные: знать названия органических и неорганических веществ
клетки, знать их роль в организме;
метапредметные: уметь наблюдать за проводимыми опытами, делать
выводы;
личностные: уметь работать в группе, публично выступать.
Основные понятия: вещество, элемент, неорганические вещества,
органические вещества, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
Ресурсное обеспечение занятия: реактивы и оборудование: различные сухие
соли; кусочки растительных и животных тканей; пробирки с крахмалом,
сахаром, маслом и жиром.
Ход урока:
Мотивация к деятельности.
Вопрос урока: Из чего мы (живые организмы) состоим? Обсуждение
цели урока.
Изучение новой темы
Демонстрация и обсуждение опытов.
Опыт 1. В одну пробирку поместить растительный материал, в другую –
животный. Обе пробирки нагреть. Наблюдать выделение паров воды.
Вывод 1. В растениях и в животных содержится вода.
Опыт 2. На асбестовую сетку поместить комочек сухой травы и поджечь.
Что осталось? Куда делось остальное?
Вывод 2. Вещества, входящие в состав растений и животных можно
разделить на 2 группы. Те, что остаются в золе – неорганические. Те, что
сгорают и улетучиваются – органические. К неорганическим относится и вода
и соли. Демонстрация разнообразных солей: NaCl, CoSO4, KJ и др.
Составление схемы
вещества
неорганические
органические вода соли ? ? ?
Формирование понятия «элемент». (Элемент – это то, из чего состоят
соли и другие химические соединения. Первичная демонстрация
Периодической таблицы элементов Д.И.Менделеева, с пояснением, что
каждый элемент имеет свое имя (символ). Известных элементов – 111, в
клетках – более 80).
Формирование понятий «белки»,
через
демонстрацию: куриного белка, кусочка мяса; подсолнечного (в пробирке) и
кусочка сливочного масла и какоголибо жира; сахара, крахмала. Закончить
составление предыдущей схемы.
«жиры»,
«углеводы»,
Работа в малых группах. Функции веществ в организме. (Работа с
учебником).
Задание 1. Функции воды.
Задание 2. Функции солей.
Задание 3. Функции белков.
Задание 4. Функции углеводов.
Задание 5. Функции жиров.
Задание 6. Функции нуклеиновых кислот.
Выступления учащихся с рассказом о функциях изученных веществ (один
– устно, другой – делает запись на доске). Другие учащиеся записывают в
тетрадь.
Первичное закрепление знаний с последующей самопроверкой по
эталону:
1) Вычеркнуть «лишнее»
вода
поваренная соль
песок
жир
жир
вода
белки
углеводы
нуклеиновые кислоты
углеводы
белки
вода
2) Найти соответствие между функцией и веществом. (Работа с
учебником)
Функция
1.Сокращение мышц
2. Резерв воды
3. Энергетическое вещество
4. Предохраняет от потери тепла
5. Защита от инфекций
6. Свертываемость крови
Ответ занести в таблицу:
Вещество
А. Белки
Б. Жиры функция
вещество
1
2
3
4
5
6
3) Найти соответствие между функцией и веществом.
Функция
1.Удаляет из организма ненужные вещества
2. Дает организму энергию
3. Хороший растворитель
4. Способствует перемещению газов и
питательных веществ в организме
5. Запасаются в виде крахмала
6. Входит в состав древесины.
Вещество
А. Вода
Б. Углеводы
Ответ занести в таблицу:
функция
1
вещество
2
3
4
5
6
Применение знаний.
1.Проанализируй свой завтрак. Чего ты съел больше, белков, жиров,
углеводов?
2. Как ты думаешь, почему корова ест траву зеленую , а молоко белое?
Рефлексия и задание на дом:
1. Понаблюдать за политым и неполитым растением? Чем вызвана
разница во внешнем виде растений?
2. Попроси маму отделить белок от желтка в курином яйце и вылей его
на разогретую сковородку. Опиши, что произошло с белком. Что повлияло на
изменение его структуры?
3. Кусочек сливочного масла раздели на 2 части. Одну часть положи в
морозильник, а другую – в теплую воду. Что происходит с маслом в том или
другом случае? Воду с маслом вновь поставь в холодильник. Что с ним
происходит?
4. Возьми 2 стакана. В один положи 12 ч. ложки сахара, а в другой – 1 ч.
ложку крахмала и хорошо размешай. Что происходит в том и другом стакане.
Какой вывод можно сделать о растворимости сахара и крахмала.
Цель урока: создать условия для понимания многообразия живых
Тема: Разнообразие живого.
организмов и их классификации.
Задачи:
образовательные: сформировать знания о системе классификации
живых организмов; развивающие: научить понимать смысл понятий «вид», «тип», «царство»;
воспитательные: научить проявлять интерес к неизвестному.
Планируемые результаты:
предметные: знать классификацию организмов, чем занимается наука
систематика;
метапредметные: уметь классифицировать предметы по определенным
признакам;
личностные: уметь «собираться» для быстрого ответа на вопрос;
расширение кругозора.
Основные понятия: классификация, систематика, вид, царство, тип.
Ресурсное обеспечение: компьютер, слайдпрезентации различных групп
живых организмов; диаграммы численности животных; микроскопы;
микропрепараты одноклеточных организмов.
Ход урока:
Мотивация к деятельности.
Актуализация знаний учащихся через игру.
Первый учащийся называет животное или растение, следующий должен
назвать живой организм на последнюю букву предыдущего. Например: слон
носороггруша и т.д. Если дети затрудняются, могут называть любые.
Вывод 1: на Земле существует огромное количество живых организмов: 2
млн видов животных, 350 тыс видов растений; 130 тыс видов грибов; 120 тыс
видов бактерий и 420 видов вирусов.
Вопрос урока: Можно ли сосчитать все живые организмы?
Обсуждение цели урока
Изучение новой темы.
Задание: В коробках лежат разные мелкие предметы: пуговицы, камешки,
монетки, стеклышки и т.д. Их надо разложить по группам.
Вывод. Все многообразие предметов можно разделить по внешнему виду
и по выполняемым функциям и все многообразие живых организмов также
можно разделить и по внешнему виду и выполняемым функциям.
Такой прием называется классификация. Наука, которая занимается
классификацией живых организмов, называется систематика.
Задание: заполнить схему.
Слова для схемы: растения, грибы, живые организмы, бактерии, вирусы,
животные.
Вывод. Перечисленные группы организмов называются царства. Реально
существующая в природе группа организмов называется вид. Обсуждение понятия вид. Похожие виды объединяются в роды. Например, жук божья
коровка – это вид. Но жуков – 280 тыс. видов и не все они божьи коровки.
Божьи коровки с похожими на них жуками образуют роды и т.д.
Демонстрация презентации: Схема классификации организмов.
Царство – тип – класс – отряд – семейство – род – вид
В царстве животных насчитывается более 20 типов.
В царстве растений – 5 типов (отделов). Каждый тип (отдел) включает
классы и т.д.
Демонстрация диаграммы численности типов животных, обсуждение
«кого на Земле больше».
6%4%
6%
16%
3%
64%
1.Тип Хордовые
2.Тип Моллюски
3.Тип Членистоногие
4.Типы Черви, плоские, круглые, кольчатые
5. Одноклеточные животные
6. Прочие типы
Первичная проверка знаний с самопроверкой по эталону:
1) Обобщить:
а) бабочки, моллюски, обезьяны –
б) ель, сосна, папоротник, роза –
в) растения, животные, бактерии, грибы –
2) Заполнить схему понятиями, начиная с царства:
Слова для схемы: тип, царство, вид, род, класс, семейство.
5. Установить соответствие между видом организма и царством, к
которому он относится.
Вид организма
1. Бабочка белянка
2. Фиалка трехцветная
Царство
А. Растение
Б. Животное 3. Тополь пирамидальный
4. Заяцбеляк
5. Клевер красный
6. Медведь бурый
Ответ занести в таблицу:
вид организма
царство
1
2
3
4
5
6
Применение знаний
1. Описать внешний вид какоголибо объекта (бабочка, жук, мышь, рыба).
Лабораторная работа. Рассмотреть под микроскопом каплю воды из
аквариума или лужи. (Вода набирается за 12 дня до урока и ставится в
теплое место) и препараты одноклеточных водорослей и грибов.
Вывод : наряду с видимыми глазу животными и растениями существуют
различные виды одноклеточных организмов, которые также объединяются в
роды, отряды, классы, типы.
Рефлексия. Задание на дом: описать внешние признаки:
а) домашней (или соседской) кошки (собаки, коровы и т.д.);
б) дерева, растущего за окном (в саду, парке, во дворе).
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся знаний об
Тема: Бактерии.
еще одном царстве живой природы – бактериях.
Задачи:
образовательные: научить формулировать признаки живых организмов
применительно к бактериям;
развивающие:
эукариотической;
научить отличать бактериальную клетку от
воспитательные: следовать правилам гигиены, чтобы не болеть.
Планируемые результаты:
предметные:
знать строение бактериальной клетки и процессы
жизнедеятельности в ней;
метапредметные: уметь сравнивать клетки бактерий и эукариот;
личностные: понимать роль бактерий в природе и жизни человека.
Развивать критическое мышление.
Основные понятия: бактерии, полезные, вредные, споры.
Ресурсное обеспечение: плакаты или слайдпрезентации клеток бактерии
и эукариот
Мотивация к деятельности.
Ход урока: Актуализация знаний учащихся по вопросам:
1) Чем живая система отличается от неживой?
2) Что лишнее: камень, астра, муха, бабочка?
3) Придумать примеры «4го» лишнего.
4) Заполнить схему предложенными понятиями (можно использовать
учебник на стр. 2730):
Слова для схемы: клетка, лизосома, наружная мембрана, ядро,
цитоплазма, митохондрии, сеть каналов.
Вопрос урока: Бактерии живые или нет? Обсуждение цели урока
Изучение новой темы
Заполнить таблицу
что известно вам
что хотели бы узнать
что узнали
о бактериях
1. Строение бактерий
2. Бактерии живые или нет
3. Есть ли полезные бактерии
Выслушиваются ответы учащихся, что они знают о бактериях. По
наводящим вопросам учителя формулируют «Что хотели бы узнать» и
записывают.
Т.к. чаще всего детям известны болезнетворные бактерии, то можно
задать следующие вопросы:
1) Как бактерии попадают в организм? (после кашля, чихания больного,
через грязные руки)
2) Какие условия в организме? (тепло, много питательных веществ)
Вывод: Бактерии в условиях организма быстро размножаются.
Размножение – одно из свойств живых систем. Чтобы размножаться, они
должны питаться и расти, значит: бактерии – живые.
Самостоятельная работа с учебником (по плану)
1. Рассмотреть рисунок «Схема строения бактериальной клетки» на стр.
2. Сравнить этот рисунок с рисунком на стр. 30 или таблицей, на которой
60.
изображена клетка животного.
3. Заполнить таблицу:
признак
клетка животного
клетка бактерий 1. Оболочка
2. Мембрана
3. Цитоплазма
4. Ядро
5. Митохондрии
6. Лизосомы
7. Ворсинки
8. Жгутик
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
4. Сделать вывод: какая клетка устроена сложнее.
Обобщение учителя о строении жизнедеятельности и многообразии форм
бактериальных клеток, образовании спор при неблагоприятных условиях.
Сообщение учителя о роли бактерий в природе и жизни человека.
Заполнить таблицу:
польза от бактерий
вред от бактерий
Рассказ учителя об использовании бактерий в биотехнологии.
Применение знаний: составить памятку или плакат для младших
классов “Как уберечься от болезнетворных бактерий».
Рефлексия и Задание на дом:
1. Ответить на вопросы в конце параграфа.
2. Выполнить задания:
1) Налить свежее молоко в стакан (немного) и поставить в теплое место
на 2 дня. Что произошло с молоком через 2 дня? Кто «виноват»? Почему
молоко прокисло не сразу, а спустя какоето время?
2) Разворошить кучу опавших листьев. Посмотреть, что стало с ними?
Кто «постарался» их преобразить?
3) Куда деваются опавшие листья, ведь их так много.
4) Для чего продукты держат в холодильнике? и даже в морозильнике?
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся знаний о
Тема: Грибы.
грибах – царстве живой природы.
Задачи:
образовательные: выявить черты, отличающие грибы от других
организмов, их жизнедеятельность;
развивающие: научить составлять опорный конспект;
воспитательные: соблюдать правила сбора грибов.
Планируемые результаты:
предметные: знать строение грибов, их многообразие, роль в природе; метапредметные: уметь выражать свои знания через опорный
конспект.
личностные: отличать съедобные и несъедобные грибы.
Основные понятия: грибница, плодовое тело, съедобные, несъедобные
грибы.
Материальные ресурсы: муляжи шляпочных грибов, мукор, дрожжи.
Ход урока:
Мотивация к деятельности.
Актуализация знаний по вопросам:
1. Какие царства живой природы вам известны?
2. Какое царство: форма тела разветвленная, неподвижны, умеют
усваивать солнечный свет (растения).
3. Какое царство: форма тела компактная, подвижны, не умеют усваивать
солнечный свет (животные).
4. Какое царство: микроскопические организмы, клетка не имеет ядра и
многих органоидов (бактерии).
5. Какое царство: есть ножка и шляпка, но не бегают (грибы).
Вопрос урока: почему грибы – не растения. Обсуждение цели урока
Изучение новой темы.
Беседа по вопросам
1) Что вам известно о грибах?
2) Чем грибы похожи на растения? (стоят на месте, не бегают)
3) Чем грибы похожи на животных? (не умеют усваивать солнечный свет)
Вывод: Грибы – царство живых организмов.
Информация учителя о грибах. Демонстрация разнообразных грибов
(шляпочных, мукора). Перед уроком заложить опыт с дрожжевыми грибами
(мука, вода, сахар, дрожжи).
Самостоятельная работа: составление опорного конспекта «Грибы»
(первый раз – с учителем).
Полученную информацию учащиеся воспроизводят в виде рисунков и
короткого текста.
Примерный опорный конспект.
ГРИБЫ
Растения?
1) неподвижные
2) растут в течение всей жизни
3) размножаются спорами
Животные?
1) не умеют усваивать
солнечную энергию Грибы
шляпочные
съедобные
несъедобные
микроскопические
плесень
дрожжи
шляпка
плодовое тело
ножка
грибница
Роль в природе и жизни человека.
1. Помогают жить растению.
2. Превращают мертвые останки организмов в минеральные вещества,
доступные для растений.
3. Съедобные – употребляют в пищу, используют для получения
лекарств.
4. Болезни человека, животных, растений.
НЕ ТРОГАТЬ!!! Мухомор, бледную поганку, ложный опенок,
сатанинский гриб.
Рефлексия и задание на дом:
1. Ответить на вопросы параграфа.
2. Вырастить плесневый грибмукор. Для этого кусочек хлеба положить в
целлофановый пакет и оставить его на 23 дня. Наблюдать и описать, что
происходит на кусочке хлеба.
3. Подготовить сообщение о 23х грибах, встречающихся в вашей
местности, грибы зарисовать или сделать аппликацию.
Тема: Растения. Водоросли. Цель урока:
создать условия для формирования знаний о
классификации растений и отделе растений – водорослях.
Задачи:
образовательные: сформировать знания о характерных признаках
водорослей, их разнообразии, роли в природе;
развивающие: научить по таблицам и слайдам отличать водоросли от
других растений;
воспитательные: устанавливать коммуникации при совместной работе.
Планируемые результаты:
предметные: знать характерные черты водорослей, их роль в природе;
метапредметные:
уметь отличать водоросли от других растений;
выбирать текст для минисообщений;
личностные: определять полезные для человека виды водорослей,
работать в группе.
Основные понятия: фотосинтез; водоросли, зеленые, красные, бурые;
слоевище.
Материальные ресурсы:
гербарные образцы растений разных
отделов,слайдпрезентации разных растительных биоценозов.
Ход урока:
Мотивация к деятельности.
Актуализация знаний учащихся по вопросам:
1. Какой внешний признак является общим для всех растений? (зеленые,
неподвижные)
2. Почему большинство растений тянется к солнцу? (происходит
фотосинтез, в результате которого в растении образуются питательные
вещества и кислород)
3. Все ли растения одинаковы по внешнему виду?
Вопрос урока: Все ли водоросли зеленые? Обсуждение цели урока
Изучение нового материала.
Задание малым группам:
1. Разложить предложенные гербарные или свежие образцы растений по
группам. Обсудить по каким признакам были разделены растения.
Вывод 1. Растения отличаются друг от друга по внешнему виду: имеют
разные листья, цветки, стебли. У некоторых нет стеблей, листьев, цветков.
2. Расположить предложенные понятия в систему.
Информация учителя о водорослях, их строении и жизнедеятельности.
Самостоятельная работа с учебником.
Задания группам: 1. Подготовить минисообщение о:
1) хламидомонаде;
2) спирогире;
3) ламинарии; 4) порфире;
5) диатомовых водорослях.
Обсудить вопрос: почему не все водоросли зеленые?
Первичное закрепление знаний с самопроверкой по эталону
1.Соотнести вид водоросли с ее особенностями.
Вид водоросли
Особенности
1. Вызывает цветение водоема
2. Сырье для получения агарагара
3. Морская капуста
4. Из нее образуется тина по берегам Г. Порфира
водоема
5. Состоит из одной клетки
6. Окрашена в красный цвет
А. Спирогира
Б. Хламидомонада
В. Ламинария
Данные занести в таблицу:
2
особен
1
ности
3
4
5
6
водоро
сли
2.Записать определения:
1) фотосинтез,
Применение знаний.
1. Проходит ли у красных водорослей фотосинтез?
2. В магазине продают водоросльморскую капусту. По каким признакам
2) слоевище
можно определить, что этоводоросль?
Рефлексия и задание на дом:
1. Ответить на вопросы в конце параграфа.
2. Зарисовать разные виды водорослей.
3. Поискать в энциклопедии или интернете:
а) об использовании водорослей на космических кораблях;
б) о водорослях, живущих в снегах.
Информация для учителя.
1.
Система – целое,
состоящее из взаимосвязанных и
взаимообусловленных частей. Система из предложенных понятий:
высшие
Цветковые
голосеменные
папоротники
мхи
Растения низшие
водоросли
2. На Каспии обитает более 340 видов водорослей. Из них: зеленых 139
видов. Наиболее распространенные виды: амфора, цимбелла, ницшия
навикула, хетоцерус, фрагеллярия, спирогира. За год водоросли Каспия
образуют 200 млн сухого вещества, которое является кормом для животных и
рыб.
3. Цвет водорослей зависит от пигмента, который поглощает лучи
спектра разной длины волны. Хлорофилл поглощает краснооранжевую часть
спектра и отражает зеленую. Хлорофильные растения – зеленого цвета.
Водоросли, растущие на глубине, содержат пигменты, поглощающие сине
фиолетовую часть спектра и отражают красную. До глубины, где растут
красные водоросли доходят только короткие – синефиолетовые лучи.
Цель урока: создать условия для формирования первичных знаний о
Тема: Растения. Мхи.
строении и жизнедеятельности мхов.
Задачи:
образовательные: сформировать знания о строении и жизнедеятельности
мхов, их роли в природе;
развивающие: научить составлять сравнительные таблицы, выбирать
признаки для сравнения;
воспитательные: самостоятельно работать с текстом учебника.
Планируемые результаты:
предметные: знать строение мхов, их роль в природе;
метапредметные: уметь сравнивать водоросли и мхи;
личностные: определять значимость отделов растений в природе.
Основные понятия: ризоиды, торф, споры.
Материальные ресурсы: гербарные образцы мхов, водорослей, кусочки
торфа.
Ход урока:
Мотивация к деятельности. (орг. момент)
Актуализация знаний по вопросам:
1. На какие группы делятся все растения? (водоросли, мхи, папоротники,
голосеменные, покрытосеменные)
2. Что такое фотосинтез? В каких частях растений он происходит?
3. Какие растения живут в воде? Какие виды водорослей вам известны?
4. Почему водоросли разного цвета? 5. Что произойдет, если из водоема исчезнут водоросли?
Вопрос урока: почему мхи «маленького роста»? Обсуждение цели
урока Изучение нового материала
Информация учителя о мхах.
Самостоятельная работа.
Задание: рассмотреть гербарные образцы (или рисунки) водорослей и
мхов. Что общего? В чем между ними разница. Найти в учебнике название
нитевидных выростов стебля.
Составить сравнительную таблицу:
Водоросли и мхи.
водоросли
мхи
признаки
1. Где живут
2. Одно или многоклеточные
3. Стебель
4. Листья
5. Корни
6. Цветки
7. Чем размножаются
8. Представители
9. Роль в природе
Для составления таблицы учащиеся используют учебник.
Первичное закрепление знаний с самопроверкой по эталону
Найти соответствие между признаком и отделом растений.
Признак
1. Только многоклеточные
2. Одно и многоклеточные
3. Тело называется слоевище
4. Имеют ризоиды
5. Некоторые могут передвигаться
при помощи жгутиков
6. Образуют торф.
Отдел растений
А. Водоросли
Б. Мхи
Данные занести в таблицу:
призн
1
2
аки
3
4
5
6
отде
л растений
Применение знаний
1. Сравнить сфагнум и кукушкин лен. сфагнум
кукушкин лен
признаки
I. Черты сходства:
II. Черты различия:
1. Где растут
2. Стебли
3. Ризоиды
4. Листья
5. Мертвые клетки
6. Образуют торф
2. Какую роль выполняют споры у водорослей, мхов и бактерий? В чем
разница?
Рефлексия. Задание на дом:
1. Ответить на вопросы параграфа.
2. Обследовать сырые участки двора, парка, сквера, деревьев.
Рассмотреть зелень, покрывающую влажные участки. Что это, на твой взгляд?
(мхи или водоросли)
3. Найти информацию о мхах в интернете. Подготовить сообщение об
интересном экземпляре. Красиво оформить.
Цель урока: создать условия для формирования знаний об отделе
Тема: Папоротники.
растений – папоротниках.
Задачи:
образовательные: характеризовать в общих чертах отдел растений
папоротники;
развивающие: научить отличать папоротники от других растений,
сравнивать их с изученными отделами растений;
воспитательные: умение слушать учителя и делать определенные
выводы.
Планируемые результаты:
предметные: знать отличительные признаки папоротников, их роль в
природе;
метапредметные: уметь сравнивать папоротники с водорослями,
мхами.
личностные: определять значение папоротников в природе.
Основные понятия: папоротники, хвощи, плауны, каменный уголь.
Материальные ресурсы: гербарные, комнатные образцы папоротников; слайд презентации: папоротники тропических лесов; современные папоротники,
кусочки каменного угля.
Ход урока:
Мотивация к деятельности. (орг. момент)
Актуализация знаний по вопросам:
1. На какие группы (отделы) делят растения?
2. Как устроена клетка растений?
3. Чем мхи отличаются от водорослей?
4. Какова роль водорослей и мхов в природе и т.д.
Вопрос урока: можно ли найти цветок папоротника? Обсуждение
цели урока
Изучение нового материала
Самостоятельная работа.
Задание:
1. Рассмотреть гербарные образцы и комнатные папоротники. Что общего
у папоротников с другими растениями? (водорослями, мхами). Чем они
отличаются?
2. Работа с рисунком в книге на стр. 77: Описать растения, изображенные
на рисунке. Подумать, есть ли у папоротников корни.
мхи
Заполнить таблицу: мхи и папоротники.
признаки
1. Где живут
2. Корень
3. Стебель
4. Листья
5. Цветки
6. Чем размножаются
Информация учителя о древних папоротниках, образовании из них
папоротники
каменного угля, легендах, папоротниках Дагестана.
Работа с учебником: выписать название папоротников.
Первичное закрепление знаний с самопроверкой по эталону.
1. Найти соответствие между признаком и отделом растений.
Признак
1. Тело – слоевище
2. Имеют корни
3. Имеют ризоиды
4. Образуют торф
5. Образуют каменный уголь
6. Имеют крупные листья.
Б. Водоросли
В. Папоротники
Отдел растений
А. Мхи
Данные занести в таблицу:
призн
1
2
3
4
5
6 аки
отде
л растений
Применение знаний
Игра: отгадай название папоротника (по буквам) («поле чудес»):
а) … (щитовник)
б) (кочедыжник)
в) …. (азолла)
Обсуждение вопроса: нужны ли папоротники?
Рефлексия. Задание на дом:
1. Ответить на вопросы параграфа.
2. Зарисовать ветку папоротника.
3. Рассказать легенду о цветке папоротника родителям или младшим
братьям или сестрам.
4. Придумать цветок для папоротника, нарисовать его.
Информация для учителя:
1. Легенда о папоротнике. По поверью, в темную ночь в канун языческого
праздника славян – дня Ивана Купалы – цветет папоротник. Расцветает он,
будто бы, ровно в полночь. Тому, кому посчастливится увидеть и завладеть
цветком папоротника, откроются любые клады, где бы они не были спрятаны.
2. В Дагестане папоротники встречаются в буковых лесах – мужской,
многоножка, страусник; в грабовых и березовых – страусник и кочедыжник; в
Самурских лиановых – щитовники мужской, ложномужской, орляк
обыкновенный.
3. Папоротник сальвиния является самым вредным сорняком среди
водных растений. Сальвиния быстро размножается вегетативным путем,
вследствие чего толщина ее слоя в водоеме достигает порой 25 см, что может
привести к гибели растений и животных.
Цель урока: создать условия для формирования первичных знаний о
Тема: Голосеменные растения.
голосеменных растениях.
Задачи:
образовательные: научить характеризовать голосеменные растения;
развивающие: уметь отличать голосеменные от других отделов растений;
воспитательные: формировать коммуникативные взаимодействия на
уроке.
Планируемые результаты:
предметные: знать характерные признаки голосеменных растений, их
роль; метапредметные: уметь сравнивать голосеменные с другими отделами
растений, выбирать признаки для сравнения;
личностные: определять значение голосеменных в природе и жизни
человека.
Основные понятия: голосеменные, лианы, плоды, шишки.
Материальные ресурсы: гербарные образцы голосеменных растений.
Слайд презентации сосновых, еловых лесов и т.д.
Ход урока:
Мотивация к деятельности. (орг. момент)
Актуализация знаний по вопросам:
1. Каковы характерные черты папоротников?
2. Чем папоротники отличаются от мхов?
3. Нужны ли папоротники человеку?
4. Что такое каменный уголь, где его используют?
5. Что общего у водорослей, мхов, папоротников?
Вопрос урока: Почему семя «голое»? Обсуждение цели урока.
Изучение нового материала.
Самостоятельная работа учащихся со слайдами, рисунками, гербарными
образцами веток голосеменных, шишек, хвоинок.
Информация учителя о голосеменных.
Работа с учебником: выписать особенности голосеменных. Данные
занести в таблицу.
признаки
1. Жизненная форма
2. Форма расположения хвои
(одиночно, пучками)
ель
сосна
туя
Обсуждение вопроса: значение голосеменных в природе и для человека.
Сообщение учителя. Голосеменные Дагестана.
Первичное закрепление знаний с самопроверкой по эталону
1. Выбрать правильные суждения (ответить на вопросы «да» или «нет»).
1) голосеменные не образуют цветков;
2) у мхов есть настоящие корни;
3) водоросли – только многоклеточные организмы;
4) в клетках всех растений есть хлоропласты;
5) листья голосеменных называются ризоиды;
6) у папоротников – большие красивые листья;
7) ель – светолюбивое растение;
8) кедровые орешки растут на сибирской сосне;
9) древесина лиственницы не гниет в воде;
10) на шишках голосеменных лежат семена.
2. Найти соответствие между признаком растения и отделом. Признаки
1. Одно и многоклеточные
2. Образуют шишки
3. Имеют ризоиды
4. Размножаются семенами
5. Образовали каменный уголь
6. Получают бумагу
Данные занести в таблицу:
призн
1
2
Отдел растений
А. Голосеменные
Б. Мхи
В. Папоротники
Г. Водоросли
3
4
5
6
аки
ния
расте
Применение знаний.
Игра: отгадай название голосеменных:
1) Светолюбивое растение, хвоинки располагаются по 2 на побегах и
держатся на ветке – 23 года (сосна).
2) Хвойное растение, у которой по 5 хвоинок на побеге (кедр).
3) Сбрасывает на зиму хвою (лиственница).
4) Шишки на побегах торчат вверх (пихта).
5) Хвоинки темнозеленые, 4хгранные, растут поодиночке (ель).
Рефлексия. Задание на дом:
1. Ответить на вопросы параграфа.
2. Найти в интернете стихотворение про ель или сосну и выучить.
3. Зарисовать хвоинки, чешуйки, шишки.
Информация для учителя.
Основным голосеменным растением Дагестана является сосна
Сосновского. Растут три вида можжевельника – продолговатый, казацкий,
многоплодный. Кроме них, есть ель, туя, изредка встречается гингко – одно из
наиболее примитивных голосеменных. Сосновые леса в Дагестане
произрастают на высоте от 9001000 м до 25002600 м над у.м. Высота
деревьев составляет до 15 м. Сосняки занимают югозападные зоны
высокогорий Дагестана, особенно в верховьях р. Самур.
Покрытосеменные (цветковые) растения.
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся первичных
знаний об особенностях цветковых растении.
Задачи:
образовательные: научить различать признаки покрытосеменных
растений, определять их место в системе растительного мира, роль в природе
и для человека. развивающие:
сформировать умения работы с биологическими
объектами, составлять сравнительные таблицы, делать выводы по результатам
лабораторной работы.
воспитательные: развивать коммуникативные навыки работы в группе и
в паре.
Планируемые результаты:
предметные — знать характерные признаки цветковых растений;
метапредметные — уметь сравнивать цветковые растения с другими
отделами растений, уметь пользоваться лабораторным инвентарём, делать
выводы по проделанной работе;
личностные — понимать роль покрытосеменных для жизни человека.
Основные понятия: покрытосеменные или цветковые, семя, плод,
деревья, кустарники, травы.
Материальные ресурсы: компьютер, слайдпрезентации различных видов
растений, сухие и сочные плоды для лабораторной работы, гербарные образцы
растений.
Ход урока
Мотивация к деятельности. (орг. момент)
Актуализация знаний по вопросам:
1. Назвать основные отделы растений, на какие 2 группы их можно
разделить
2. Составить схему классификации растений.
3. Почему хвойные растения называются «голосеменные»?
4. О чем говорит термин «покрытосеменные»?
Вопрос урока:
«Чем покрыто семя у покрытосеменных?»
Обсуждение цели урока.
Изучение новой темы.
1.
Работа с сухими и сочными плодами (раскрыть плоды гороха,
фасоли, яблока и т. д.) и ответить, что находится внутри (семя, семена).
Вывод: семена находятся внутри плода, закрыты сухой или сочной
растения, на которых они растут, называются
оболочкой, поэтому
покрытосеменные.
2. Задания группам: какие этапы проходит растение (фасоль, горох и т.
д.) чтобы на нём образовались плоды? Составить примерную схему.
Например:
Семя →
Проросток →
Взрослое →
растение с
листьями
Растение с →
цветками
Растение с
плодами и
семенами
Вывод: плоды и семена образуются после цветения растений и
покрытосеменные растения еще называют цветковые. 3. Задания группам: как по времени года распределяются этапы (фазы)
жизни растения?
а) весной: появляются листья, затем цветки
б) летом: лепестки у цветков опадают, созревают плоды
в) осенью: плоды созревают, падают на землю
г) зимой: плоды растений, в которых находятся семена,
зимуют, переносят низкие температуры и т. д.
Вывод: плод защищает семя от неблагоприятных условий
4. Задания группам: подготовить за 2 мин список известных цветковых
растений. Побеждает группа, у которой перечислено больше цветковых
растений.
5.
Задание парам:
рассмотреть гербарные образцы травянистых
цветковых растений, отметить, какие органы у них есть. Заполнить таблицу
Сравнительная характеристика растений
Отделы растений
Водоросли Мхи
Папоротники
Голосеменные
Покрытосе
менные
Органы растения
№
1 Корень
2
Стебель
3 Листья
4 Цветки
5
Семена
6 Плоды
7 Жизненные
формы
Беседа о значении цветковых растений для человека и в природе.
Обобщение учителя: признаки, распространение цветковых растений.
Цветковые растения Дагестана
Отличительный признак отдела покрытосеменных растений:
Первичное закрепление знаний с самопроверкой по эталону
Выберите один правильный ответ их 4х предложенных:
1.
а) способность к фотосинтезу
б) образование плодов
в) образование шишек
г) наличие листьев
2.
а) прорастания семени
б) образования листьев
в) появления цветков
г) появление плодов
3.
а) вырастает, что бы его съели
Развитие цветкового растения начинается с:
Плод у цветковых Цветок растению нужен для
Цветки у покрытосеменных появляются в основном
б) защищает семя от неблагоприятных условий среды
в) является украшением растения
г) образуется из листьев
4.
а) весной
б) зимой
в) летом
г) осенью
5.
а) красоты
б) привлечения насекомых
в) для запаха
г) для сбора букетов
Применение знаний
А) Отгадайте загадки:
1. название растения с ласковым именем девочки ( анютины глазки)
2. растение для бояр ( боярышник )
3. растение, которое дарят, что бы его не забыли (незабудка)
4. растение, на цветках которого гадают ( ромашка )
5. водное растение, а в бытуёмкость для воды ( кувшинка )
Б) Соотнесите признак растения и отдел, к которому оно относится
Признак
1. Листья в виде хвоинок
2. Листья в виде пластинок
3. Семена свободно лежат на чешуйках
4. Семена закрыты плодовой оболочкой
5. Имеют цветки
Занесите ответы в таблицу
Отдел
А. Голосеменные
Б. Покрытосеменные
Признак
Отдел
1
2
3
4
5
Рефлексия. Задание на дом:
1. Ответить на вопросы параграфа.
2. Найти в информационных источниках стихотворение, рассказ
легенду о какомлибо цветковом растении.
Цель урока: создать условия для усвоения учащимися знаний об
Тема: Животные. Простейшие
основных признаках животных и группе простейших.
Задачи:
образовательные: научить характеризовать общие признаки животных,
сформировать знания о простейших организмах, их роли в природе. развивающие: научить различать разные группы животных, научить
сравнивать, обобщать, развивать навыки работы с микроскопом, учебником
воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету.
Планируемые результаты:
предметные: знать отличительные признаки животных от растений:
форма тела, тип питания, подвижность; разнообразие простейших, их роль в
природе.
метапредметные: понимать, чем вызвано отличие животных от
растений; уметь сравнивать животных и растения, обобщать знания о
разнообразных простейших.
личностные: уметь работать с микропрепаратами; общаться в паре, в
группе.
Основные понятия: простейшие, одноклеточные, паразиты, хищники,
псевдоподии.
Материальные ресурсы: слайдпрезентации различных видов животных,
микроскопы, препараты простейших.
Ход урока
Мотивация к деятельности (орг. момент)
Актуализация знаний по вопросам:
2. Какие царства живой природы вам известны?
3. Какие группы растений вы знаете?
4. По каким признакам такие разные растения, как водоросль
хламидомонада и секвойю гигантскую или эвкалипт относят к растениям?
Среди признаков, характерных для растений, какой самый главный?.
Вопрос урока: для чего животные бегают? Обсуждение цели урока
Изучение нового материала
Работа в группах. Задание: найти признаки, отличающие животных от
растений и составить сравнительную таблицу.
Признаки
1.
2.
3.
Форма тела
Фотосинтез
Подвижност
4.
Пища
ь
Растения
разветвленная
происходит
неподвижны
углекислый газ,
вода, соли
постоянный рост,
Животные
компактная
не происходит
подвижны
готовые органические
вещества растения, грибы,
другие животные.
5.
врагов
Защита от
колючки
прячутся;
имеют
разнообразные приспособления
Вывод: главный признак, который отличает животных от растений –
питание готовыми органическими веществами. Демонстрация слайдпрезентации «Многообразие животного мира»,
обсуждение. Рассказы учащихся об известных им животных.
Вывод: царство животных насчитывает в 4 раза больше видов, чем
растения, и среди них есть одноклеточные и многоклеточные.
Лабораторная работа
Рассматривание капли воды из лужи под микроскопом. Обсуждение с
учащимися. Рассказ учителя о продавце тканей А. Левенгуке, который
впервые обнаружил одноклеточных животных в речной капле воды, послал
свои рисунки в Английское Королевское научное сообщество.
Форма тела?
Как, чем питаются?
Роль в природе.
Обобщение: общие признаки одноклеточных.
Работа в парах с учебником.
Задание 1. Изучить признаки амебы обыкновенной
Задание 2. Изучить признаки инфузориитуфельки.
Задание 3. Изучить признаки малярийного плазмодия
План:
1.
2.
3.
Обмен заданиями в парах сменного состава.
Первичное закрепление знаний самопроверкой по эталону
1.
Представители: Царства:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Ответ занести в таблицу.
Инфузория туфелька Б растения
Фиалка трехцветная
Ламинария
Амеба обыкновенная
Спирогира
Найти соответствие между представителями и царством
Ящерица прыткая А животные
1
2
3
4
5
6
2.Подумай и запиши 6 названий разных животных.
Применение знаний
Продолжи: а) Псевдоподии – это ………
б) паразиты – это……….
в) хищники – это ………
4. Кто где живет? Соедини стрелками.
Амеба желудок животных
Инфузория клетки крови
Малярийный плазмодий пресный водоем
Рефлексия. Задание на дом: 1.
2.
Зарисовать амебу, инфузорию туфельку.
Как думаешь, есть ли простейшие в твоей квартире?
Цель урока: создать условия для усвоения знаний о беспозвоночных
Тема: Беспозвоночные животные.
животных.
Задачи:
образовательные: сформировать знания о многообразии многоклеточных
животных, их разделении на беспозвоночных и позвоночных.
развивающие: научить распознавать и сравнивать отдельные группы
беспозвоночных животных
воспитательная: сформировать знания о роли многообразия животных в
природе.
Планируемые результаты:
предметные: знать основы классификации животных, давать простую
характеристику отдельным группам беспозвоночных.
метапредметные: уметь различать на рисунках кишечнополостных,
червей моллюсков, членистоногих, сравнивать их внешнее строение.
личностные: понимать значимость многообразия беспозвоночных в
природе.
Основные понятия: многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные,
кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие.
Материальные ресурсы: слайдпрезентации различных типов и классов
животных.
Ход урока
Мотивация к деятельности (орг.момент)
Актуализация знаний по вопросам:
1. Каковы основные признаки животных?
2. На какие две группы можно разделить животные организмы?
3. Какие жизненные функции характерны для одноклеточных?
4. Какую роль выполняют одноклеточные в природе?
5. Играцепочка: назвать многоклеточное животное.
6. Работа с терминами
Вопрос урока: «У всех ли животных есть позвоночник?» Обсуждение
цели урока.
Изучение нового материала
Работа в группах с муляжами, рисунками животных, распределить их по
группам и составить схему классификации животных
Животные одноклеточные многоклеточные
беспозвоночные позвоночные
Работа в парах сменного состава методом взаимопередачи тем. Изучить
группу животных по плану:
Особенности строения тела
Значение в природе
1. Место обитания
2.
3.
Задания.
первой группе: «Кишечнополостные»;
второй группе «Черви»;
третьей группе «Молюски»;
четвертой группе «Членистоногие»;
пятой группе «Иглокожие».
Обмен заданиями.
Первичное закрепление знаний с самопроверкой по эталону.
1. Соотнеси особенности строения и группу организмов. Найди пару
Особенности строения Организмы
1. Тело мягкое, имеют раковину А черви
2. Тело удлиненное вытянутое Б моллюски
3. Тело покрыто прочным панцирем, В членистоногие
есть конечности
Г кишечнополостные
4. Тело покрыто мелкими иголками Д иглокожие
5. Тело может быть студенистым, некоторые
образуют рифы
К цифре добавь соответствующую букву.
1…., 2…..,3….,4…..,5…..
2. Обобщи:
а) иглокожие, черви, членистоногие, моллюски, кишечнополостные
________________
б) инфузории, амебы, малярярийный плазмодий________
3. Соотнеси представителей с группой животных, куда они относятся.
Представители Группы животных
1. голый слизень А Членистоногие
2. Дафнии Б Моллюски
3. Кальмары
4. Циклопы
5. Скорпионы
6. Пауки
7. Бабочки
Занеси данные в таблицу 1
2
3
4
5
6
7
Применение знаний.
1. Описать отличие моллюсков от червей. Что у них общего?
2. Подумать и ответить. Членистоногие – самая многочисленная группа
животных на Земле. Какие преимущества у них есть перед другими
животными.
Рефлексия. Задание на дом:
1. Ответить на вопросы параграфа.
2. Найти в библиотеке или в интернете рассказ о жизни кальмаров или
осьминогов. Подготовить сообщение для класса.
3. Записать, что общего у одноклеточных и многоклеточных животных
Цель урока: создать условия для усвоения учащимися знаний о
Тема: Позвоночные животные.
многообразии позвоночных животных.
Задачи:
образовательные: сформировать знания о разных группах позвоночных
животных, их отличиях, средах обитания.
развивающие: научить различать разные группы животных.
воспитательные: сформировать понимание роли разных групп животных
в природе.
Планируемые результаты:
предметные: знать основы классификацию позвоночных животных, их
отличительные признаки.
метапредметные: уметь распознавать отдельные группы животных, их
сравнивать.
личностные: понимать значение разных групп животных в природе.
Основные понятия:
позвоночные, череп, жабры, чешуя, легкие,
млекопитающие.
Материальные ресурсы: слайдпрезентации, рисунки различных
позвоночных животных.
Ход урока
Мотивация к деятельности (орг. момент)
Актуализация знаний по вопросам:
1. На какие группы можно разделить всех животных. Составьте схему.
2. Почему моллюсков, членистоногих, червей, кишечнополостных
объединяют в одну группу.
3. Что произойдет, если исчезнут бабочки в природе?
4. Какую пользу приносят насекомые? 5. Есть ли польза в природе от дождевых червей.
Вывод: все беспозвоночные делятся на группы в связи с особенностями
строения. Но все они не имеют позвоночника
Вопрос урока: Почему рыбы, птицы и другие животные, объединены в
одну группу? Обсуждение цели урока
Изучение нового материала
Работа в группах с карточками, рисунками, муляжами с изображением
различных животных, распределение их по сходным признакам и составление
схемы:
Животные
Одноклеточные
Многоклеточные
беспозвоночные
позвоночные
Обсуждение, что общего и в чем различия у этих животных.
Работа с текстом учебника. Выбрать признаки и занести в таблицу
(каждая группа учащихся работает с одним классом животных)
Признаки
Р
Земно
Пресмы
Птицы
Млекоп
ыбы
водные
кающиеся
итающие
1. Где обитают
2. Чем покрыто
тело
3. При помощи
чего передвигаются
Органы
4.
дыхания
5.
размножаются
6.
относится
Где
Кто
Представитель от каждой группы заполняет свою часть таблицы,
остальные учащиеся переносят данные в тетрадь.
Первичное закрепление знаний с самопроверкой по эталону.
Выберите один ответ из четырех предложенных: Ящерица относится:
1.
а) к пресмыкающимся
б) к птицам
в) к млекопитающим
г) к рыбам
2. Тело голое, покрытое слизью:
а) у пресмыкающихся
б) у млекопитающих
в) у земноводных
г) у птиц
3. Жабры – органы дыхания у:
а) земноводных
б) млекопитающих
в) рыб
г) пресмыкающихся
4. Молоком своих детенышей кормит:
а) лягушка
б) сова
в) собака
г) крокодил
5. Плавники есть у:
а) щуки
б) тритона
в) черепахи
г) утки
6. Кто где живет? Соедините стрелками место обитания
сазан озеро
суслик лужайка
сова лес
щука
лягушка
заяц
Применение знаний
Игра цепочка: Кто больше? каждый ряд по очереди называют
позвоночное животное, а другой ряд должен определить к какому классу оно
относится. (Например: первый ряд: «карась», ответ – «рыба»; «глухарь» ,
ответ – «птица»; «слон», ответ – «млекопитающее» и т.д.)
Рефлексия. Задание на дом: Найти в интернете рассказ о любом
позвоночном животном. Объяснить, чем обусловлен выбор. Подготовить
сообщение для класса.
Тема: Химический состав клетки.
Тема: Химический состав клетки.
Тема: Химический состав клетки.
Тема: Химический состав клетки.
Тема: Химический состав клетки.
Тема: Химический состав клетки.
Тема: Химический состав клетки.
Тема: Химический состав клетки.
Тема: Химический состав клетки.
Тема: Химический состав клетки.
Тема: Химический состав клетки.
Тема: Химический состав клетки.
Тема: Химический состав клетки.
Тема: Химический состав клетки.
Тема: Химический состав клетки.
Тема: Химический состав клетки.
Тема: Химический состав клетки.
Тема: Химический состав клетки.
Тема: Химический состав клетки.
Тема: Химический состав клетки.
Тема: Химический состав клетки.
Тема: Химический состав клетки.
Тема: Химический состав клетки.
Тема: Химический состав клетки.
Тема: Химический состав клетки.
Тема: Химический состав клетки.
Тема: Химический состав клетки.
Тема: Химический состав клетки.
Тема: Химический состав клетки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.