Тема «Христианская семья и её ценности»
Оценка 4.6

Тема «Христианская семья и её ценности»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
21.01.2018
Тема  «Христианская семья и её ценности»
Цель урока: Цель урока: дать представление о семье как о базовой ценности общества, сформировать у обучающихся представление о христианской семье. Задачи урока: образовательные: познакомить с составляющими компонентами (категориями), необходимыми для создания Семьи, ввести их наименования в активный словарный запас учащихся; познакомить с таинством венчания; особенностями семейных традиций в православной культуре; дать представление о христианском понимании семьи; Рассказать о последнем Императоре Николае II; о празднике «Семьи, любви и верности»; воспитательные: воспитывать нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения; уважительное отношение друг к другу развивающие: развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока, развивать навыки ответственного поведения в семье, творческой активности, развитие речи.
Христианская семья.docx
Тема  «Христианская семья и её ценности» Цель урока: Цель урока: дать представление о семье как о базовой  ценности общества, сформировать у обучающихся представление о  христианской семье. Задачи урока: а) образовательные: познакомить с составляющими компонентами  (категориями), необходимыми для создания Семьи, ввести их наименования в  активный словарный запас учащихся; познакомить с таинством венчания;  особенностями семейных традиций в православной культуре; дать представление о христианском понимании семьи; Рассказать о  последнем Императоре Николае II; о празднике «Семьи, любви и верности»; б) воспитательные: воспитывать нравственный долг детей перед  родителями, представителями старшего поколения; уважительное отношение  друг к другу в) развивающие: развивать способности коммуникативного общения,  положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока, развивать навыки  ответственного поведения в семье, творческой активности, развитие речи.  Оборудование: проектор, презентация, в которую помещены фото  семей детей; дерево в горшочке, заготовки для цветочков, вата. Краски,  кисточки, клей, подставки под кисточки, клеенка для работы с клеем,  салфетки. Ход  урока: 1. Организационный момент (В кругу) Собрались все дети в круг. Я – твой друг, и ты – мой друг. Крепко за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся. ­ Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Меня в семье  называют  Ирочкой, мамой. Ответьте мне, как вас в семье называют родители? Я неслучайно выбрала сегодня такую не совсем обычную форму общения – круг. Оказывается, круг – наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести  открытый разговор. А еще это возможность некоторое время быть вместе, вот так – глаза в глаза, рука к руке. Круг – гарантия вашей защиты. — Милые мои детки, вы всех прекраснее на свете! Вот таких хороших,  пригожих я приглашаю на разговор. 2. Основная часть. Беседа. — А поговорим мы с вами сегодня на очень приятную, теплую, но в тоже  время сложную тему для разговора, это тема «Христианская семья и ее  ценности»… – Скажите, ребята, куда вы торопитесь после окончания уроков?  Правильно, домой. А почему? Да, вас ждет ваша семья! – Слава Богу, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на  свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут  все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение,  любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и  ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо,  если семья большая. А кто живет в ваших семьях? — Ребята, послушайте, тема урока «Христианская семья и её ценности». — А что означает слово «христианская»? (Христианином называют  православного человека, который верует в Бога, значит если это семья, то в  ней все веруют в Бога). — Правильно, я с вами согласна. А что такое «ценности»? Может вам  поможет вот этот слайд? ( знакомит с понятием ценности). — Следующий слайд…. Кого вы здесь увидели? Правильно, это семья  Юли. А что такое семья? (Семья это когда два человека (женщина и  мужчина) поженились, и у них родились дети). — Правильно, ребята, вот послушайте «Семья — это маленький ковчег,  призванный защищать детей от беды». Вы знаете, что такое «ковчег»? Ковчег  — это лодка, корабль. Почему, в этом христианском изречении  семью сравнивают с ковчегом? (Потому что корабль или лодка защищает  человека от воды, а семья защищает от беды). — Ребята, а какие чувства испытывают люди в семье? (Любовь) — Правильно, в наших христианских семьях всегда есть любовь к друг  другу. Как говорил Иисус Христос «Возлюби ближнего своего как самого  себя»…. Вот послушайте сточки из Библии…. (текст в презентации). — Так что значит любить свою семью? (Защищать, заботиться, не  обижаться, радоваться друг за друга и др.) — Если семья создается на основе такой любви, она будет крепкой, на всю  жизнь. Когда ваши родители соединили свои судьбы и стали  называться семьей, они стали делить и беды и радости. — Вы вырастите оторветесь от своих родителей и создадите свою семью…. Валеологическая пауза — Предлагаю поиграть! Игра называется «А ты мне кто?». — Дети становитесь в круг, я подхожу к любому их вас и спрашиваю: «Я –  мама, а ты мне кто?», надо ответить «Дочка, сын». Кто ответил, становится  ведущим и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и  т. д., а ты мне кто? — Ну, вот и отдохнули, веселые семьи у нас получились. — Ребята, мы говорили, что родители заботятся о своих  детях, воспитывают их, отпускают от себя дальше, создавать свои семьи. А что дети, как мы с вами должны относиться к своим родителям? (Заботиться  о них, любить их, помогать) — Вы все говорите правильно, Господь Бог завещал нам такое правило  «Почитай отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и долголетен  будешь на земле». Будем мы заботься о своих родителях, в будущем наши  дети будут заботиться о нас и будем мы жить долго и счастливо. Запомните,  эту заповедь. И если вдруг, вы случайно, решите обидеться на своих  родителей, сразу же вспомните эти слова, и ваше сердечко оттает от обид и  наполнится любовью и теплом. — Ребята, а сейчас подумайте и скажите, какие ценности вы для себя  считаете главными? (семью, детей в семье, домашний уют и т. д.) — Правильно, главным для каждых христиан, которыми мы с вами  являемся, семья — это самое главное и дорогое, от чего невозможно  отказаться! И ни в коем случае это делать нельзя! Ни что не заменит любви  папы и мамы, какими бы вы в будущем не стали богатыми людьми,  успешными в делах, семья всегда вас будет ждать дома: согреет вас,  накормит, укроет от бед. — В нашей стране, не очень давно, 8 июля 2007 году, когда вы ребята  только родились, Россияне стали отмечать праздник «День семьи». Праздник  этот христианский, его истоки ведут к оной очень крепкой христианкой  семье, жившей в далекие времена — это Петр и Феврония Муромские.    В 13 веке жил в Муроме князь по имени Пётр и завладела им тяжкая  болезнь. Услышал он, что в земле Рязанской живёт девица, искусная во  врачевании. Когда у неё спросили, какую награду она хочет за исцеление  князя, она ответила: «Если я не стану супругой ему, то не подобает мне  (девице) лечить его». Князь обещал жениться на ней после выздоровления. Но  бояре были недовольны и потребовали, чтобы он отказался от своей жены или  от княжения. Тогда князь и Феврония покинули город. Наутро к ним пришли вельможи и стали уговаривать вернуться, так как много бояр погибло в  распре за власть. Благоверные князь Пётр и княгиня Феврония возвратились, и в любви и согласии дожили до глубокой старости.  А когда пришел срок и они умерли, их признали святыми, иконе Петра и Февронии в церкви молятся,  чтобы семья была крепкая, чтобы детки не болели и радовали своих  родителей.  Легенду об этих святых рассказал русский церковный писатель 16 века  Ермолай­Еразм. Мультфильм о Петре и Февронии   Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье? (ответы) ­ Да, в России есть праздник «День семьи, любви и верности», который  отмечается летом – 8 июля. В этот день в городах России проходят  праздничные мероприятия, концерты, особенно чествуются пары, вступившие  в брак именно 8 июля. Знакомство с понятиями «венчание», «обручальное кольцо» 1)Фронтальная работа   Христианская семья начинается с таинства брака. Об этом мы уже  упоминали на уроке, когда знакомились с церковными таинствами. Организую фронтальную работу с тексом учебника (3 и 4 микротемы Задаю вопросы на понимание текста, используя прием «Ромашка»   Как в православии называется вступление в брак? Что возлагают жениху и невесте на головы во время венчания? Какие значения имеет венец? О чём напоминает «мученический венец»? На что готовы по­настоящему любящие друг друга жених и невеста? Что означает форма венца ­ круг? 2)Работа в парах   Организую парную работу по понятию «обручальное кольцо» ­ Почему кольцо является символом вечности? Знакомство с составляющими компонентами (категориями), необходимыми  для создания семьи 1) Работа с категориями«Труд каждого», «Общее дело», «Братская любовь»,  «Нравственный долг»  Чтение и анализ текстов На партах у вас лежат карточки с текстами по вариантам. Прочитайте  самостоятельно свои истории и подготовьте ответ на вопрос (устно). 1 вариант Жил в одном селении гончар. Знаменитый он был мастер, приезжали к нему с  заказами и важные господа. А среди соседей считалось делом чести держать в  доме посуду, сделанную этим гончаром. Одним словом, изделия мастера  всеми очень ценились. Гончар сам лепил, сам расписывал, сам и обжигал. А в помощниках у него  были сыновья да дочки, да жена – золотая душа. Поднимутся под солнышко,  помолятся – и за дело. Кто печи топить, кто глину месить, а кто цветочков да  петушков рисовать. Работают да поют, поют да работают. Если крутятся колеса у телеги – это дело, Запрягай коня в телегу и езжай по делу смело, Э­ге­гей, не ленись, Э­ге­гей, улыбнись! Если крутятся колеса, то не стоит горевать, Если трудная работа, нужно дружно напевать, Э­ге­гей, не ленись, Э­ге­гей, улыбнись! Вопрос: Молитва, песня объединяла всех членов семьи гончара. Подумайте,  что еще является связующим звеном для всех в этой семье? (На магнитной доске – «Труд каждого»; «Общее дело».) 2 вариант Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был  холост. Братья не захотели жить вместе и поделили все, что у них было.  Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у  старшего по одну сторону мельницы, у младшего – по другую. Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата,  говоря: – Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб. Но младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму  старшего брата, говоря: – Один я на земле, куда бы ни забрел – легко найду пропитание. У брата же  семья, ему больше моего нужно. Пусть это хлеб достанется ему. Так прожили они всю жизнь. Бог приумножал добро обоих братьев, и доля  каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях. Вопрос: Почему Бог приумножил добро и старшего, и младшего брата? (На магнитной доске – «Братская любовь», «Нравственный долг».) – Посмотрите, наше понятие «семья» обогатилось очень емкими словами.  Прочитаем их вслух. – Данные компоненты необходимы, чтобы семья христианина была дружной и  крепкой. Работа с категориями тактичность, прощение, терпение, любовь  Работа с текстом учебника(«чтение по цепочке). – Прочитаем вслух предпоследнюю микротему («по цепочке). – О каких понятиях узнали мы из содержания. (Выносится на магнитную  доску)   (Чтение учебника на стр. 87, пример про сыновей).    Чтение библейской истории про Хама, сына Ноя. ­ Подумайте, как вы можете оценить поступок Ноя? По ответам детей задать еще 2­3 вопроса, затем перейти к объяснению того,  что имя Хама стала нарицательным. Оно употребляется для обозначения  хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям и в том  числе к родителям.  Знакомство со святыми образами семейного благочестия. ­ Вы знаете, вам посчастливилось узнать о том, что в истории России были  такие семьи и вот про одну из них я бы хотела вам рассказать. В России была семья, которая стремилась к идеалу настоящей христианской  семьи. Это Семья последнего Императора Николая Второго.   Эта семья  стремилась к идеальным отношениям друг с другом. Они воспитали 4­х  дочерей и сына. Научили их любить семью и свою Родину. Жили, опираясь на  заповеди божьи. ­Какая самая важная заповедь?  . (Чти отца своего и мать свою.) Человек,  который любит своих родителей, никогда не может быть плохим человеком.  Подробнее с этой семьёй мы ознакомимся на других уроках ОПК, а сейчас    прочитаем стихотворение, из дневники Государыни Императрицы Александры Фёдоровны. (чтение стиха «Дарите любовь»)  . Дарите любовь. Взгляните кругом. Помогайте Тем, с кем рядом вам  выпало в жизни идти, Дни их, как можете, украшайте, Чтоб свой жизненный  крест было им легче нести. Дарите любовь. Взгляните — поодаль ваш  брат, Отчаявшись, грех уж готов совершить. Вы руку ему протяните,  и рад Он будет чистою, новою жизнью жить. Слайд 36. Живым примером семейной святости стала для русского  народа царская семья мучеников Николая II и Александры с их святыми  детьми: наследником Алексеем и великими княжнами Ольгой, Татьяной,  Марией, Анастасией. В императорской семье царила атмосфера  благоговейной любви, трогательной заботы друг о друге. Царская семья —  это пример истинно православного воспитания, привития детям таких богоугодных черт характер как доброта, честность, простота, кротость,  всепрощение, сочувствие, скромность   – Ребята, вот теперь наша опорная запись представлена широко, емко.  Посмотрите внимательно, сколько необходимо компонентов, чтобы Семья  была счастлива, дружна, крепка. – Скажите, пожалуйста, какую ценность нам необходимо поставить первой в  понятии «семья»? ­ А сейчас мы подошли к нашему главному понятию «Христианская семья».  Чья семья в истории России стала идеалом настоящей христианской семьи.   Прочитайте по составленным нами опорным словам, какие компоненты  включает в себя понятие «Христианская семья?   Практическая работа Прошу составить синквейн на тему «Христианская семья» Прошу зачитать синквейн. Семейные традиции. (Выносятся на магнитную доску) ­ То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от  предшествующих поколений. ­ Тактичность, постоянное прощение и терпение, любовь   ­ Нас любят в семье не за что­то, а за то, что мы родились, за то, что мы есть. ­ Свой дом, маму, любимые игрушки, бабушку и дедушку, посаженное мной  деревце… — Вот и я вам предлагаю сделать наше «садовое» семейное дерево. Ведь  нас с вами можно тоже назвать семьей. Пусть вот этот безжизненный ствол  дерева, который погиб от стужи — оживет и на нем, от нашего тепла и любви,  снова зацветут цветы, цветы жизни! (Изготовление цветущего дерева) — Наше дерево зацвело — мы ему дали новую жизнь!   Рефлексия – Скажите, ребята, о чем мы сегодня вели разговор? ­ Как мы записали тему урока в рабочих тетрадях? – Как вы думаете, почему именно христианская семья?  ­ Я думаю, вы уже догадались какой цветок является символом любви и  верности? (ромашка) ­Посмотрите на ромашки на ваших столах. Представьте, что ромашка­это  ваша семья. Что в семье должно быть главным? Напишите это на лепестках  ромашки. (индивидуальная работа) ­А теперь прикрепите ваши ромашки к фотографии своей семьи. – Я прошу вас снова построиться в круг. Возьмитесь за руки. Посмотрите,  сколько компонентов мы внесли с вами в такое понятие как «Семья». И все­ таки произнесите сейчас всего лишь одну ценность для семейного счастья (по  кругу). – А можно ли обойтись одним из этих понятий для того, чтобы семья была  счастливая, крепкая, дружная? Конечно, нет! – Хочу пожелать вам, вашим родителям и представителям старшего  поколения здоровья, успехов в любых начинаниях. Пусть в ваших семьях чаще улыбаются, встречаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и  дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла. ­ Прошу высказаться ребят по поводу достижение цели урока Учащиеся дают ответы на вопросы.

Тема «Христианская семья и её ценности»

Тема  «Христианская семья и её ценности»

Тема «Христианская семья и её ценности»

Тема  «Христианская семья и её ценности»

Тема «Христианская семья и её ценности»

Тема  «Христианская семья и её ценности»

Тема «Христианская семья и её ценности»

Тема  «Христианская семья и её ценности»

Тема «Христианская семья и её ценности»

Тема  «Христианская семья и её ценности»

Тема «Христианская семья и её ценности»

Тема  «Христианская семья и её ценности»

Тема «Христианская семья и её ценности»

Тема  «Христианская семья и её ценности»

Тема «Христианская семья и её ценности»

Тема  «Христианская семья и её ценности»

Тема «Христианская семья и её ценности»

Тема  «Христианская семья и её ценности»

Тема «Христианская семья и её ценности»

Тема  «Христианская семья и её ценности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018