Цель урока: Цель урока: дать представление о семье как о базовой ценности общества, сформировать у обучающихся представление о христианской семье.
Задачи урока:
образовательные: познакомить с составляющими компонентами (категориями), необходимыми для создания Семьи, ввести их наименования в активный словарный запас учащихся; познакомить с таинством венчания; особенностями семейных традиций в православной культуре;
дать представление о христианском понимании семьи; Рассказать о последнем Императоре Николае II; о празднике «Семьи, любви и верности»;
воспитательные: воспитывать нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения; уважительное отношение друг к другу
развивающие: развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока, развивать навыки ответственного поведения в семье, творческой активности, развитие речи.
Христианская семья.docx
Тема «Христианская семья и её ценности»
Цель урока: Цель урока: дать представление о семье как о базовой
ценности общества, сформировать у обучающихся представление о
христианской семье.
Задачи урока:
а) образовательные: познакомить с составляющими компонентами
(категориями), необходимыми для создания Семьи, ввести их наименования в
активный словарный запас учащихся; познакомить с таинством венчания;
особенностями семейных традиций в православной культуре;
дать представление о христианском понимании семьи; Рассказать о
последнем Императоре Николае II; о празднике «Семьи, любви и верности»;
б) воспитательные: воспитывать нравственный долг детей перед
родителями, представителями старшего поколения; уважительное отношение
друг к другу
в) развивающие: развивать способности коммуникативного общения,
положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока, развивать навыки
ответственного поведения в семье, творческой активности, развитие речи.
Оборудование: проектор, презентация, в которую помещены фото
семей детей; дерево в горшочке, заготовки для цветочков, вата. Краски,
кисточки, клей, подставки под кисточки, клеенка для работы с клеем,
салфетки.
Ход урока:
1. Организационный момент (В кругу)
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся. Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Меня в семье
называют Ирочкой, мамой. Ответьте мне, как вас в семье называют родители?
Я неслучайно выбрала сегодня такую не совсем обычную форму общения –
круг. Оказывается, круг – наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести
открытый разговор. А еще это возможность некоторое время быть вместе, вот
так – глаза в глаза, рука к руке. Круг – гарантия вашей защиты.
— Милые мои детки, вы всех прекраснее на свете! Вот таких хороших,
пригожих я приглашаю на разговор.
2. Основная часть. Беседа.
— А поговорим мы с вами сегодня на очень приятную, теплую, но в тоже
время сложную тему для разговора, это тема «Христианская семья и ее
ценности»…
– Скажите, ребята, куда вы торопитесь после окончания уроков?
Правильно, домой. А почему? Да, вас ждет ваша семья!
– Слава Богу, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на
свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут
все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение,
любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и
ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо,
если семья большая. А кто живет в ваших семьях?
— Ребята, послушайте, тема урока «Христианская семья и её ценности».
— А что означает слово «христианская»? (Христианином называют
православного человека, который верует в Бога, значит если это семья, то в
ней все веруют в Бога).
— Правильно, я с вами согласна. А что такое «ценности»? Может вам
поможет вот этот слайд? ( знакомит с понятием ценности). — Следующий слайд…. Кого вы здесь увидели? Правильно, это семья
Юли. А что такое семья? (Семья это когда два человека (женщина и
мужчина) поженились, и у них родились дети).
— Правильно, ребята, вот послушайте «Семья — это маленький ковчег,
призванный защищать детей от беды». Вы знаете, что такое «ковчег»? Ковчег
— это лодка, корабль. Почему, в этом христианском изречении
семью сравнивают с ковчегом? (Потому что корабль или лодка защищает
человека от воды, а семья защищает от беды).
— Ребята, а какие чувства испытывают люди в семье? (Любовь)
— Правильно, в наших христианских семьях всегда есть любовь к друг
другу. Как говорил Иисус Христос «Возлюби ближнего своего как самого
себя»…. Вот послушайте сточки из Библии…. (текст в презентации).
— Так что значит любить свою семью? (Защищать, заботиться, не
обижаться, радоваться друг за друга и др.)
— Если семья создается на основе такой любви, она будет крепкой, на всю
жизнь. Когда ваши родители соединили свои судьбы и стали
называться семьей, они стали делить и беды и радости.
— Вы вырастите оторветесь от своих родителей и создадите свою семью….
Валеологическая пауза
— Предлагаю поиграть! Игра называется «А ты мне кто?».
— Дети становитесь в круг, я подхожу к любому их вас и спрашиваю: «Я –
мама, а ты мне кто?», надо ответить «Дочка, сын». Кто ответил, становится
ведущим и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и
т. д., а ты мне кто?
— Ну, вот и отдохнули, веселые семьи у нас получились.
— Ребята, мы говорили, что родители заботятся о своих
детях, воспитывают их, отпускают от себя дальше, создавать свои семьи. А что дети, как мы с вами должны относиться к своим родителям? (Заботиться
о них, любить их, помогать)
— Вы все говорите правильно, Господь Бог завещал нам такое правило
«Почитай отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и долголетен
будешь на земле». Будем мы заботься о своих родителях, в будущем наши
дети будут заботиться о нас и будем мы жить долго и счастливо. Запомните,
эту заповедь. И если вдруг, вы случайно, решите обидеться на своих
родителей, сразу же вспомните эти слова, и ваше сердечко оттает от обид и
наполнится любовью и теплом.
— Ребята, а сейчас подумайте и скажите, какие ценности вы для себя
считаете главными? (семью, детей в семье, домашний уют и т. д.)
— Правильно, главным для каждых христиан, которыми мы с вами
являемся, семья — это самое главное и дорогое, от чего невозможно
отказаться! И ни в коем случае это делать нельзя! Ни что не заменит любви
папы и мамы, какими бы вы в будущем не стали богатыми людьми,
успешными в делах, семья всегда вас будет ждать дома: согреет вас,
накормит, укроет от бед.
— В нашей стране, не очень давно, 8 июля 2007 году, когда вы ребята
только родились, Россияне стали отмечать праздник «День семьи». Праздник
этот христианский, его истоки ведут к оной очень крепкой христианкой
семье, жившей в далекие времена — это Петр и Феврония Муромские.
В 13 веке жил в Муроме князь по имени Пётр и завладела им тяжкая
болезнь. Услышал он, что в земле Рязанской живёт девица, искусная во
врачевании. Когда у неё спросили, какую награду она хочет за исцеление
князя, она ответила: «Если я не стану супругой ему, то не подобает мне
(девице) лечить его». Князь обещал жениться на ней после выздоровления. Но
бояре были недовольны и потребовали, чтобы он отказался от своей жены или
от княжения. Тогда князь и Феврония покинули город. Наутро к ним пришли вельможи и стали уговаривать вернуться, так как много бояр погибло в
распре за власть. Благоверные князь Пётр и княгиня Феврония возвратились, и
в любви и согласии дожили до глубокой старости. А когда пришел срок и они
умерли, их признали святыми, иконе Петра и Февронии в церкви молятся,
чтобы семья была крепкая, чтобы детки не болели и радовали своих
родителей.
Легенду об этих святых рассказал русский церковный писатель 16 века
ЕрмолайЕразм.
Мультфильм о Петре и Февронии
Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье?
(ответы)
Да, в России есть праздник «День семьи, любви и верности», который
отмечается летом – 8 июля. В этот день в городах России проходят
праздничные мероприятия, концерты, особенно чествуются пары, вступившие
в брак именно 8 июля.
Знакомство с понятиями «венчание», «обручальное кольцо»
1)Фронтальная работа
Христианская семья начинается с таинства брака. Об этом мы уже
упоминали на уроке, когда знакомились с церковными таинствами.
Организую фронтальную работу с тексом учебника (3 и 4 микротемы
Задаю вопросы на понимание текста, используя прием «Ромашка»
Как в православии называется вступление в брак?
Что возлагают жениху и невесте на головы во время венчания?
Какие значения имеет венец?
О чём напоминает «мученический венец»?
На что готовы понастоящему любящие друг друга жених и невеста?
Что означает форма венца круг?
2)Работа в парах
Организую парную работу по понятию «обручальное кольцо» Почему кольцо является символом вечности?
Знакомство с составляющими компонентами (категориями), необходимыми
для создания семьи
1) Работа с категориями«Труд каждого», «Общее дело», «Братская любовь»,
«Нравственный долг»
Чтение и анализ текстов
На партах у вас лежат карточки с текстами по вариантам. Прочитайте
самостоятельно свои истории и подготовьте ответ на вопрос (устно).
1 вариант
Жил в одном селении гончар. Знаменитый он был мастер, приезжали к нему с
заказами и важные господа. А среди соседей считалось делом чести держать в
доме посуду, сделанную этим гончаром. Одним словом, изделия мастера
всеми очень ценились.
Гончар сам лепил, сам расписывал, сам и обжигал. А в помощниках у него
были сыновья да дочки, да жена – золотая душа. Поднимутся под солнышко,
помолятся – и за дело. Кто печи топить, кто глину месить, а кто цветочков да
петушков рисовать. Работают да поют, поют да работают.
Если крутятся колеса у телеги – это дело,
Запрягай коня в телегу и езжай по делу смело,
Эгегей, не ленись,
Эгегей, улыбнись!
Если крутятся колеса, то не стоит горевать,
Если трудная работа, нужно дружно напевать,
Эгегей, не ленись,
Эгегей, улыбнись!
Вопрос: Молитва, песня объединяла всех членов семьи гончара. Подумайте,
что еще является связующим звеном для всех в этой семье?
(На магнитной доске – «Труд каждого»; «Общее дело».)
2 вариант Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был
холост. Братья не захотели жить вместе и поделили все, что у них было.
Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у
старшего по одну сторону мельницы, у младшего – по другую.
Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата,
говоря:
– Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего
брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб.
Но младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму
старшего брата, говоря:
– Один я на земле, куда бы ни забрел – легко найду пропитание. У брата же
семья, ему больше моего нужно. Пусть это хлеб достанется ему.
Так прожили они всю жизнь. Бог приумножал добро обоих братьев, и доля
каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях.
Вопрос: Почему Бог приумножил добро и старшего, и младшего брата?
(На магнитной доске – «Братская любовь», «Нравственный долг».)
– Посмотрите, наше понятие «семья» обогатилось очень емкими словами.
Прочитаем их вслух.
– Данные компоненты необходимы, чтобы семья христианина была дружной и
крепкой.
Работа с категориями тактичность, прощение, терпение, любовь
Работа с текстом учебника(«чтение по цепочке).
– Прочитаем вслух предпоследнюю микротему («по цепочке).
– О каких понятиях узнали мы из содержания. (Выносится на магнитную
доску)
(Чтение учебника на стр. 87, пример про сыновей).
Чтение библейской истории про Хама, сына Ноя.
Подумайте, как вы можете оценить поступок Ноя? По ответам детей задать еще 23 вопроса, затем перейти к объяснению того,
что имя Хама стала нарицательным. Оно употребляется для обозначения
хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям и в том
числе к родителям.
Знакомство со святыми образами семейного благочестия.
Вы знаете, вам посчастливилось узнать о том, что в истории России были
такие семьи и вот про одну из них я бы хотела вам рассказать.
В России была семья, которая стремилась к идеалу настоящей христианской
семьи. Это Семья последнего Императора Николая Второго. Эта семья
стремилась к идеальным отношениям друг с другом. Они воспитали 4х
дочерей и сына. Научили их любить семью и свою Родину. Жили, опираясь на
заповеди божьи.
Какая самая важная заповедь? . (Чти отца своего и мать свою.) Человек,
который любит своих родителей, никогда не может быть плохим человеком.
Подробнее с этой семьёй мы ознакомимся на других уроках ОПК, а сейчас
прочитаем стихотворение, из дневники Государыни Императрицы Александры
Фёдоровны.
(чтение стиха «Дарите любовь») .
Дарите любовь. Взгляните кругом. Помогайте Тем, с кем рядом вам
выпало в жизни идти, Дни их, как можете, украшайте, Чтоб свой жизненный
крест было им легче нести. Дарите любовь. Взгляните — поодаль ваш
брат, Отчаявшись, грех уж готов совершить. Вы руку ему протяните,
и рад Он будет чистою, новою жизнью жить.
Слайд 36. Живым примером семейной святости стала для русского
народа царская семья мучеников Николая II и Александры с их святыми
детьми: наследником Алексеем и великими княжнами Ольгой, Татьяной,
Марией, Анастасией. В императорской семье царила атмосфера
благоговейной любви, трогательной заботы друг о друге. Царская семья —
это пример истинно православного воспитания, привития детям таких богоугодных черт характер как доброта, честность, простота, кротость,
всепрощение, сочувствие, скромность
– Ребята, вот теперь наша опорная запись представлена широко, емко.
Посмотрите внимательно, сколько необходимо компонентов, чтобы Семья
была счастлива, дружна, крепка.
– Скажите, пожалуйста, какую ценность нам необходимо поставить первой в
понятии «семья»?
А сейчас мы подошли к нашему главному понятию «Христианская семья».
Чья семья в истории России стала идеалом настоящей христианской семьи.
Прочитайте по составленным нами опорным словам, какие компоненты
включает в себя понятие «Христианская семья?
Практическая работа
Прошу составить синквейн на тему «Христианская семья»
Прошу зачитать синквейн.
Семейные традиции. (Выносятся на магнитную доску)
То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от
предшествующих поколений.
Тактичность, постоянное прощение и терпение, любовь
Нас любят в семье не за чтото, а за то, что мы родились, за то, что мы есть.
Свой дом, маму, любимые игрушки, бабушку и дедушку, посаженное мной
деревце…
— Вот и я вам предлагаю сделать наше «садовое» семейное дерево. Ведь
нас с вами можно тоже назвать семьей. Пусть вот этот безжизненный ствол
дерева, который погиб от стужи — оживет и на нем, от нашего тепла и любви,
снова зацветут цветы, цветы жизни!
(Изготовление цветущего дерева)
— Наше дерево зацвело — мы ему дали новую жизнь!
Рефлексия – Скажите, ребята, о чем мы сегодня вели разговор?
Как мы записали тему урока в рабочих тетрадях?
– Как вы думаете, почему именно христианская семья?
Я думаю, вы уже догадались какой цветок является символом любви и
верности? (ромашка)
Посмотрите на ромашки на ваших столах. Представьте, что ромашкаэто
ваша семья. Что в семье должно быть главным? Напишите это на лепестках
ромашки. (индивидуальная работа)
А теперь прикрепите ваши ромашки к фотографии своей семьи.
– Я прошу вас снова построиться в круг. Возьмитесь за руки. Посмотрите,
сколько компонентов мы внесли с вами в такое понятие как «Семья». И все
таки произнесите сейчас всего лишь одну ценность для семейного счастья (по
кругу).
– А можно ли обойтись одним из этих понятий для того, чтобы семья была
счастливая, крепкая, дружная? Конечно, нет!
– Хочу пожелать вам, вашим родителям и представителям старшего
поколения здоровья, успехов в любых начинаниях. Пусть в ваших семьях чаще
улыбаются, встречаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и
дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла.
Прошу высказаться ребят по поводу достижение цели урока
Учащиеся дают ответы на вопросы.
Тема «Христианская семья и её ценности»
Тема «Христианская семья и её ценности»
Тема «Христианская семья и её ценности»
Тема «Христианская семья и её ценности»
Тема «Христианская семья и её ценности»
Тема «Христианская семья и её ценности»
Тема «Христианская семья и её ценности»
Тема «Христианская семья и её ценности»
Тема «Христианская семья и её ценности»
Тема «Христианская семья и её ценности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.