Что ещё есть в этих книгах кроме текста?
– Верно, там есть рисунки, таблицы, схемы. Зачем нужны эти рисунки, таблицы? (Рисунок определяет тему рассказа, его содержание. Рисунок в учебнике математики необязателен, так как в условии задачи всё определено для её решения, но с рисунком «интереснее решать»: по нему можно проверить правильность решения. А вот таблицы и схемы при решении задачи необходимы.)
Цель:
– учим отличать текст от набора предложений;
– определять тему текста;
– знакомим с заголовком, отражающим тему текста.
Риторика
ТЕКСТ.
ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ
Урок 18.
Тема: ТЕМА И ЗАГОЛОВОК ТЕКСТА.
Цель:
– учим отличать текст от набора предложений;
– определять тему текста;
– знакомим с заголовком, отражающим тему текста.
Этапы урока
Ход урока
© ООО «Баласс», 2012
Формирование УУД и
ТОУУ (технология
оценивания
учебных успехов)Ι
. Актуализация
знаний.
3
Беседа.
– Что ещё есть в этих книгах кроме текста?
– Верно, там есть рисунки, таблицы, схемы. Зачем нужны эти
рисунки, таблицы? (Рисунок определяет тему рассказа, его
содержание. Рисунок в учебнике математики необязателен, так как в
условии задачи всё определено для её решения, но с рисунком
«интереснее решать»: по нему можно проверить правильность
решения. А вот таблицы и схемы при решении задачи необходимы.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умение извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию
в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
© ООО «Баласс», 2012. Постановка
ΙΙ
учебной
проблемы.
5. Обобщать и классифи
цировать по признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
3 3
– На уроках мы постоянно говорим о текстах – текст рассказа,
задачи и статьи в учебнике... А что такое текст? Чем он отличается
от набора предложений? (Текст состоит из предложений. В тексте
говорится о чёмто. В тексте всё связано.)
– Я услышала разные ответы. Давайте на примерах выясним, что
такое текст, и попробуем точнее определить его.
– Сформулируйте тему урока.
Работа с учебником.
Задание 1.
– Прочитайте в задании две записи и скажите, какая из них является
текстом.
– Я согласна с вами: вторая запись является текстом, а первая – нет.
Почему вы так решили? (В первой записи все предложения о разном,
а во второй они об одном. Они связаны по смыслу.)
– Верно. Во второй записи все предложения об одном, иначе говоря,
на одну тему. А во второй – первое предложение о чём?.. Второе?..
Третье?.. Получается так, что отдельные предложения както
связаны друг с другом, а текста не получилось, непонятно, о чём он.
К какой записи можно нарисовать один рисунок, отражающий её
содержание, а к какой нет?
– Текст всегда о чёмто или о комто рассказывает. О чём или о ком
наш текст? Что вы узнали о ките?.. Что в тексте было непонятным, и
вы хотите задать какието вопросы?
– Итак, тема этого текста – «кит». Мы прочитали текст и определили
его тему. А я могу определить темы многих текстов, не читая,
© ООО «Баласс», 2012. Применение
ΙΙΙ
знаний.
1 2 3 1 4 2 2
1. Работа по учебнику.
Задание 2. Стихотворения читаются вслух, затем учащиеся сами
определяют темы текстов, подбирают заголовки и записывают
их в тетради. При последующем обсуждении тем и заголовков
можем обратить внимание учащихся на то, что при сходстве
тем («страх») есть и различие в решении темы: в первом
стихотворении герой говорит о том, что он ничего не боится, а во
втором герой рассказывает о том, как он преодолел страх (хотя
отметим, что и в первом случае герой, наверное, не так
бесстрашен, как хочет казаться). Далее учащиеся подбирают из
авторских заголовков подходящий к каждому стихотворению.
2. Беседа.
– Заголовок – это как бы «вывеска» текста, по которой можно узнать
о содержании текста, она помогает «войти» в текст так же, как вы
входите, например, в магазин, взглянув на его вывеску. Сейчас я буду
называть заголовки разных стихотворений, а вы по ним определяйте,
о чём или о ком сам текст. «Про один лопух»?.. «Гололедица»?..
«Трудолюбивая старушка»?.. «Драка»?.. «Лис и мышонок»?.. «Песни
бегемотов»?..
– Вы все легко справились с этим заданием, сразу представили, о ком
или о чём пойдёт речь в стихотворении. Сейчас я назову заголовки
посложнее, а в чём сложность, вы мне скажете сами. «Эх!»?..
«Золотое сердечко»?..
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
© ООО «Баласс», 2012рефлексию.
– Видите, не всё вам было понятно в заголовке. Ведь заголовок
только отражает тему, какуюто её сторону, часть. Мы читаем
заголовок и только предполагаем, о чём текст, а уточняем тему
текста, когда прочитываем полностью. Когда строчка за строчкой
прочитаем весь текст, тогда и узнаем, что «Золотое сердечко» – это
название сказки Виталия Бианки про девочку Зою и кукушонка, а
«Эх!» – стихотворение Андрея Усачёва о жалобах рыбаков, судаков
и червяков. Чем больше человек читает, тем быстрее и точнее он
определяет по заголовку, о чём текст.
– Сейчас я буду называть заголовки, а вы высказывайте свои
предположения о теме текста. «Музыкальная канарейка»?.. (В.
Бианки – о канарейке с абсолютным музыкальным слухом.)
«Поганки»?.. (В. Бианки – о птицах, которые так называются.)
«Мордочка, хвост и четыре ноги»?.. (Людвиг Ежи Керн в пер. Б.
3аходера – о собаке.)
– Теперь вы назовите заголовки какихлибо произведений, которые
вы читали. Мы выскажем свои предположения, а вы оцените их
верность.
3. Игра.
– Поиграем в такую игру: я буду называть заголовок, а вы уточняйте
тему, делайте заголовок более понятным. Конечно, такой заголовок
станет длиннее. Например: заголовок «Скворцы» можно переделать в
«Скворцы прилетели» или «Как скворцы с воробьями воевали».
Конечно, разные заголовки обещают и разные тексты.
Начинаем! «Муравьишка» – ? «Мурзик» – ? «На даче» – ?
© ООО «Баласс», 2012«Зимой» – ? «Друзья» – ?
– Молодцы! Теперь самостоятельно запишите несколько вариантов
заголовков, отталкиваясь от заголовка «В зоопарке».
Ι
V. Итог урока.
– Что делает текст текстом?
– На какие темы вы любите читать книги? Назовите заголовки
интересных книг, которые вы прочитали.
– Почему при чтении текста так важно обращать внимание на
заголовок? 4
– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?
– Кто доволен своей работой?
– Кто хотел бы чтото исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Кто получил сегодня отметку? За что?
ТООУ
V. Домашнее
задание.
(По желанию) найти в любой детской энциклопедии интересную
статью, определить её тему и ознакомить с ней одноклассников
(назвать заголовок и тему, сказать, что в ней особенно интересно).
© ООО «Баласс», 2012Урок 19.
Тема: Основная мысль текста.
Цель:
– учим определять основную мысль текста;
– знакомим с заголовком, отражающим основную мысль.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Беседа.
– Что делает текст текстом?
– На какие темы вы любите читать книги? Назовите заголовки
интересных книг, которые вы прочитали.
– Почему при чтении текста так важно обращать внимание на
заголовок?
© ООО «Баласс», 2012
Формирование УУД и
ТОУУ (технология
оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умение
извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию
в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по. Постановка
ΙΙ
учебной проблемы.
2 4 3 3
– Когда мы читаем текст, очень важно определить его тему – о чём
он. Но этого недостаточно для понимания текста. Что ещё
объединяет предложения в тексте кроме темы?
Работа по учебнику.
Задание 3.
– О ком текст?.. Подберите заголовок, отражающий тему. («Крот»,
«О кроте».)
– Что самое главное рассказано о кроте, что мы узнали о нём? (Что
крот не такой добряк; крот – очень драчливый зверь; крот
беспощаднее пантеры.)
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
Дети высказывают свои предположения.
признакам.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
. Применение
ΙΙΙ
знаний.
3 2 3 5
– Основная мысль объединяет все предложения текста о кроте.
Чтение сведений на с. 7 после задания 3.
– Основную мысль не всегда легко понять читателю. Надо думать,
внимательно вчитываться в текст, особенно учебный.
Работа с учебником.
Задание
о непонятных словах, выражениях.
4. При чтении текста просим учащихся задавать вопросы
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
© ООО «Баласс», 2012Чтение сведений на с. 8 после задания 4. Обращаем внимание
учащихся на то, что заголовок может отражать и тему, и
основную мысль.
Задание 5. После чтения текста просим учащихся сначала
определить его тему (о чём?). При определении основной мысли
даём подсказку – «Найдите предложение в тексте, которое
подскажет вам основную мысль». Просим дать формулировку
основной мысли и в своём пересказе. («Если хочешь услышать или
увидеть чтото в лесу, стань невидимкой и неслышимкой».)
Задание 6. После определения основной мысли текста учащиеся
самостоятельно подбирают заголовок, объясняя, что отражено
в заголовке – тема или основная мысль.
Задание 8. Обращаем внимание учащихся на то, что основная
мысль выражается во всём тексте, а отдельное предложение
может только подтвердить её.
Самостоятельная работа:
Задание
9.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправ
ленной познавательной
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё предпо
ложение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Ι
V. Итог урока.
4
– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?
– Кто доволен своей работой?
– Кто хотел бы чтото исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Кто получил сегодня отметку? За что?
© ООО «Баласс», 2012V. Домашнее
задание.
Задания
7, 10.
Урок 20.
Тема: Опорные слова.
Цель:
– учим выделять опорные (ключевые) слова в тексте;
– по опорным словам определять тему текста;
– на основе опорных слов создавать текст.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Беседа.
– Что объединяет предложения в тексте?
– Как выражается основная мысль в тексте? Что в тексте может
подсказать основную мысль?
– О чём может рассказать читателю заголовок?
© ООО «Баласс», 2012
Формирование УУД и
ТОУУ (технология
оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умение
извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию
в виде схемы.. Постановка
ΙΙ
учебной проблемы.
2 1 4 3 3
– Как вы уже знаете, заголовок текста даёт нам возможность
предположить тему, даже основную мысль текста, то есть его
основное содержание.
Сегодня я напомню вам, что в любом тексте есть слова, которые
также помогают нам догадаться о содержании всего текста. Кто
помнит, как называются такие слова? (Опорные слова.)
– Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
. Применение
ΙΙΙ
знаний.
3 2 1 3 5
Работа с учебником.
11. Учащиеся читают тексты, определяют тему. На
Задание
доске заранее написаны опорные слова из обоих текстов.
Предлагаем по этим словам (с закрытыми учебниками)
вспомнить содержание текстов.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции.
© ООО «Баласс», 2012Чтение сведений на с. 12, ответ на вопрос о названиях «опорные»,
«ключевые».
Задание 12. При выделении ключевых слов могут быть варианты,
например:
1) голодный волк, лошадь с жеребёнком, понравился, жаркое из
жеребёночка, продай, цена, позабыла, на подкове, почитай, ударит
подковой, конец ему;
2) голодный волк, жеребёночек понравился, отменное жаркое, цена,
продам, на подкове написано, собрался читать, ударила подковой,
конец ему.
13.
Самостоятельная работа:
Задание
Задание 14. Можно предложить учащимся самим записать
опорные слова любой известной сказки и предложить классу
назвать эту сказку.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Задание 15. Учащиеся с помощью учителя составляют небольшие
рассказы по опорным словам, предварительно определяя тему и
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправ
ленной познавательной
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё предпо
ложение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
© ООО «Баласс», 2012основную мысль текста.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Ι
V. Итог урока.
4
– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?
– Кто доволен своей работой?
– Кто хотел бы чтото исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Кто получил сегодня отметку? За что?
V. Домашнее
задание.
Задания 16
, 17.
Духовнонравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости
связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг
к другу.
© ООО «Баласс», 2012Деятельность учеников:
– Определять тему и основную мысль текста.
– Озаглавливать текст.
– Выделять опорные слова в тексте.
– Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам.
© ООО «Баласс», 2012