Тема: Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных
– Выведение правила написания букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных, развитие умений писать слова с орфограммой в безударном окончании прилагательного.
– Развитие интереса к русскому языку на основе исторических сведений об истории, языке и культуре русского народа.Тема: Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных
Тема: Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных
– Выведение правила написания букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных, развитие умений писать
слова с орфограммой в безударном окончании прилагательного.
– Развитие интереса к русскому языку на основе исторических сведений об истории, языке и культуре русского народа.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4
1. Словарная работа.
– Разделите слова на группы по орфограммам. Подчеркните
орфограммы.
Праздничный, томатный, искусственный, печальный, оранжевый,
костюмный, аккуратный, лестничный.
– Какие слова попали в две группы?
Запись:
праздничный томатный искусственный
лестничный печальный аккуратный
оранжевый
костюмный
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
© ООО «Баласс», 2014
1II.
Формулирование
проблемы.
III. Открытие
знаний.
искусственный
аккуратный
2. Выполнение задания № 2, тема 9 в рабочей тетради.
– Какие окончания имеют прилагательные в мужском, женском, среднем
роде и во множественном числе?
– Приведите примеры имён прилагательных с такими окончаниями.
1 3 3
– На доске написано предложение.
На тёмн_м син_м небе появилась звёздочка.
– Как вы думаете, почему пропущены буквы в словах? (Здесь можно
выбрать разные буквы: е/и, есть орфограмма.)
– Предположите, какой будет тема урока. (Орфограмма в окончаниях
имён прилагательных.)
1 4 4 2
1. Наблюдение за ударными и безударными окончаниями.
Упр. 325.
– Прочитайте прилагательные женского рода с ударными окончаниями, с
безударными окончаниями. Сравните.
– Прочитайте прилагательные мужского рода с ударными и безударными
окончаниями. Сравните.
– Сделайте вывод: какие окончания прилагательных в ударном и
безударном положении? (Одинаковые.)
– В каких окончаниях можно допустить ошибки?
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
© ООО «Баласс», 2014
22. Чтение вывода на с. 86.
– Что такое орфограмма? (Место в слове, где есть выбор буквы.)
– По какому признаку можно найти орфограмму в окончании? (По
безударному положению гласного.)
– В какой части слова мы обнаружили орфограмму? (В окончании.)
3. Постановка проблемы.
– Как проверить написание безударных гласных в окончаниях имён
прилагательных?
Ученики выдвигают гипотезы.
Примечание 1. Если они самостоятельно находят решение проблемы,
следующее упр. 326 выполняется с целью подтверждения
правильности сделанного «открытия».
Если же дети самостоятельно не приходят к выводу правила, упр.
326 выполняется в режиме подводящего диалога по «шагам» в
задании.
4. Наблюдение закономерности.
Упр. 326 – отрабатывается алгоритм проверки.
Один ученик выборочно называет прилагательное из предложенных в
упражнении, а другой подбирает слововопрос и называет букву
гласного в безударном положении. Сверяют по образцу в учебнике.
Примечание 2.
Мяч какой? нов ый, больш ой, син ий.
В словевопросе ударное окончание ой, в прилагательных: новый –
безударное окончание ый; большой – ударное окончание ой; синий –
безударное окончание ий. В этом случае нет прямого соответствия
между буквой в словевопросе и буквой в прилагательном. Это нужно
запомнить.
© ООО «Баласс», 2014
3– Сделайте вывод: как можно проверить написание безударных
окончаний имён прилагательных? (С помощью словвопросов, в которых
окончание ударное, можно проверить написание безударных окончаний
прилагательных.)
Примечание 3.
Надо помнить: в окончаниях прилагательных после мягких согласных
пишутся другие буквы (вместо о–е, ы–и, у–ю), это надо запомнить.
– Сравните свои выводы с правилом в рамке учебника на с. 87.
5. Чтение текста правила в рамке.
Вопросы на понимание.
– Почему можно окончания прилагательных проверить с помощью слов
вопросов?
– От какого слова ставится вопрос?
– Как будем обозначать эту орфограмму?
3 4 6 1 3
Работа в учебнике.
Упр. 327 – развивается умение находить орфограмму, устно и
графически объяснять написание в окончаниях имён прилагательных.
Выполняется под руководством учителя на доске.
В языке (каком?) древнерусском
Град (какой?) стольный
В былинах (каких?) русских
Дети самостоятельно показывают, как шло образование слов:
престол
стлать стол столица
IV. Развитие
умений.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной
деятельности.
© ООО «Баласс», 2014
4Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
стольный
Методическая рекомендация по разбору предложенных слов по
составу: при выполнении разбора по составу надо помнить, что все
объяснения (толкования) мы даём, исходя из современных значений
слов. Данные этимологии (древнерусского языка) могут помочь в
освоении истории слов, изменении их значений, но для разбора по
составу их привлекать не следует. Это будет расходиться с
синхронным подходом к словообразованию, который принят в
школьном изучении.
Поэтому необходимо сделать оговорку: мы будем разбирать слова по
составу в соответствии с тем значением, которое когдато в
древности было у слова стол. Сегодня слова престол, столица,
стольный никто не связывает со словом стол в привычном значении.
Поэтому основу в них членить не нужно, вся она будет являться
корнем.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
4 4
– С какой орфограммой ознакомились?
V. Итог урока.
© ООО «Баласс», 2014
5– Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях
прилагательных?
– Что было самым трудным на уроке? А самым лёгким?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
1. Упр. 5, с. 100.
2. Выучить правило на с. 87.
Деятельность учеников:
Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени
прилагательному.
Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор).
© ООО «Баласс», 2014
6