Тема: КРАСОТА ПРИРОДНАЯ И РУКОТВОРНАЯ (2-ой час)
Цели: закреплять знания о симметричных фигурах; учить находить оси симметрии; совершенствовать умение составлять орнамент; учить видеть прекрасное в окружающем мире; развивать воображение, наблюдательность; воспитывать эстетическое чувство.
Оборудование: фотографии с представленным орнаментом; рисунки-орнаменты; ребус; бумага, ножницы.Тема: КРАСОТА ПРИРОДНАЯ И РУКОТВОРНАЯ (2-ой час)
Т е м а : КРАСОТА ПРИРОДНАЯ И РУКОТВОРНАЯ
Ц е л и : закреплять знания о симметричных фигурах; учить находить оси симметрии; совершенствовать
умение составлять орнамент; учить видеть прекрасное в окружающем мире; развивать воображение,
наблюдательность; воспитывать эстетическое чувство.
О б о р у д о в а н и е : фотографии с представленным орнаментом; рисункиорнаменты; ребус; бумага, ножницы.
Х о д у р о к а
I. Сообщение темы урока.
– Прочитайте р е б у с :
II. Работа по учебнику.
– Наблюдали ли вы, как украшены здания, мосты, решётки оград? Обращали ли внимание, какие вещи в вашем
(Красота.)
доме особенно красивы?
– Рассмотрите изделия людей, изображенные на фотографиях в учебнике. Чем они красивы?
– Какие виды симметрии использовали люди, создавая свои изделия?
– Прочитайте текст в учебнике. Как человек украшает свои дома?
– Что такое орнамент?
– У чего человек учился красоте? (У природы.)
– Какими люди стараются сделать свои изделия?
– Какие предметы называют симметричными?
– Где особенно важна симметрия?– В каких случаях ею можно пренебречь?
– Где человек подсмотрел законы гармонии, красоты, порядка, равновесия? (У природы.)
– В своих изделиях люди используют осевую, центральную и переносную симметрии.
III. Работа в тетради на печатной основе.
З а д а н и е 39 (придумывание симметричных узоров).
З а д а н и е 40.
– Укажите цифры, которыми обозначены предметы, похожие на геометрические фигуры. (На шар – 2, 4, 5, 7,
9; на конус – 3, 8; на цилиндр – 1, 10; на пирамиду – 11, 6.)
– Можно ли разделить объёмные фигуры на одинаковые половинки? (Можно.)
– Какую объёмную фигуру можно назвать «самой симметричной»? (Шар.)
З а д а н и е 41.
– Напишите, какие виды симметрии использованы для украшения шапочек гномов? (Зеркальная, поворотная,
переносная симметрия.)
– Подберите рисунки каждому гному и раскрасьте их соответственно.
Зеркальная
симметрия
ель
дерево
Поворотная
симметрия
вертушка
ромашка
Переносная
симметрия
узор
орнамент
З а д а н и е 42.
– Напишите слова, с которыми вы познакомились в Стране симметрии.
7
з
е
8
п2
б
о
р
д
ю
р
1
о
с
ь
3
п
е
р
е
н
о
с
н
а
я
4
ш
а
р
5
с
и
м
м
е
т
р
и
я
р
к
а
л
ь
н
а
я
о
в
о
р
о
т
н
а
я
6
я
ч
е
й
к
а
– Что такое орнамент?
З а д а н и е 43.
– Прочитайте стихотворение А. Фета. Всегда ли симметричное красиво? Всегда ли красивое симметрично?
IV. Фронтальная работа.
Орнамент (лат. ornamentum – украшение) – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его
элементов; предназначается для украшения различных предметов (утвари, орудий и оружия, текстильных
изделий, мебели, книг и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений
пластических искусств (главным образом прикладных). У первобытных народов используется также для
украшения самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает
и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на которыйон нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую
схематизируя их до неузнаваемости.
История возникновения. Происхождение орнамента доподлинно неизвестно. В нём запечатлено эстетическое
осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного
содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение,
запечатлелось фольклорнопоэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой
первоначальный смысл, сохраняя чисто декоративную и архитектоническую выразительность. Важное значение в
дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность
обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить
упорядоченность и стройность действительности.
Возникновение орнамента уходит своими корнями вглубь веков, и первые его следы отмечены в эпоху
палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со
временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за
собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль,
последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему орнаментов; поэтому
орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу,
стране.
Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения
действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и Средних
веков, в европейском Средневековье. В народном творчестве с древнейших времён складываются устойчивые
принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции.
Виды орнамента. К числу формальных особенностей орнамента относится декоративная стилизация,
плоскостность, органическая связь с несущей орнамент поверхностью, которую он всегда организует, нередко
выявляя при этом конструктивную логику предмета. Не всякий узор можно считать орнаментом. Так, узорная
ткань с бесконечно повторяющимся раппортом не является орнаментальной. По характеру композиции орнамент
может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или жесочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях. Это связано с обусловленной формой
декорируемого предмета.
По используемым в орнаменте мотивам его делят:
– на геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато
пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфические
орнаментальные мотивы – меандр и т. п.);
– растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.);
– зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических
животных.
В качестве мотивов используются также человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, различные
знаки и эмблемы (гербы). Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных
сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (так называемая вязь).
Нередки сложные комбинации различных мотивов (геометрических и звериных форм – так называемая
тератология, геометрических и растительных – арабески).
V. Итог урока.
– Что такое орнамент? Назовите виды орнаментов.
– Приведите примеры симметричных тел.