Тема: «Надкласс Рыбы. Общая характеристика. «Класс Хрящевые рыбы» «Класс Костные рыбы», 7 класс
Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
02.07.2017
Тема: «Надкласс Рыбы. Общая характеристика. «Класс Хрящевые рыбы»
«Класс Костные рыбы»
Цель темы: Раскрыть особенности внутреннего и внешнего строения рыб в связи со средой обитания, показать многообразие рыб, определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, указать необходимые меры по охране рыбных богатств.
Класс: 7
Используемые учебники и учебные пособия:
• В.В. Латюшин, В.А. Шапкин Биология Животные 7 класс Учебник для общеобразовательных учреждений М.: Дрофа, 2010.
• В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова Рабочая тетрадь к учебнику Биология. Животные 7 класс М.: Дрофа, 2010.
Надкласс Рыбы. Общая характеристика.docx
: Раскрыть особенности внутреннего и внешнего строения рыб в связи
Тема: «Надкласс Рыбы. Общая характеристика. «Класс Хрящевые рыбы»
«Класс Костные рыбы»
Цель темы
со средой обитания, показать многообразие рыб, определить значение рыб в
природе и хозяйственной деятельности человека, указать необходимые меры по
охране рыбных богатств.
Класс: 7
Используемые учебники и учебные пособия:
В.В. Латюшин, В.А. Шапкин Биология Животные 7 класс Учебник для
общеобразовательных учреждений М.: Дрофа, 2010.
В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова Рабочая тетрадь к учебнику Биология.
Животные 7 класс М.: Дрофа, 2010.
Используемая методическая литература:
О.А. Пепеляева,И.В.Сунцова Универсальные методические разработки по
биологии М.:ВАКО, 2009.
Электронное учебное издание Биология 7 класс Многообразие живых
организмов М.: Дрофа, 2011.
Электронное учебное издание Биология Животные М.: ЗАО «1С», 2006.
Перечень интернет ресурсов:
1.www.grinbook.ru
2.www.redbook.ru
3.www.nature.ru
4.www.webhost.ru
5.www.zooclub.ru Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
Формы организации работы: Работа учащихся на уроках по теме «Рыбы» носит
индивидуальный и групповой характер. Также включены элементы игровой
деятельности. Предусмотрена необходимая в данной теме лабораторная работа.
В целях закрепления и проверки знаний предусмотрено тестирование в различных
формах.
Оборудование: таблица «Тип хордовые. Класс рыбы», рыба из магазина, лупы,
карточки с наклеенной чешуёй рыб, компьютер, мультимедийный проектор
Ход урока.
I Организационномотивационный этап.
А) Проверка знаний ранее изученного учебного материала – тест (Приложение №
1)
Б) На доске классификация хордовых до классов.
Хордовые
Черепные или Позвоночные
Подтип Бесчерепные
Тип
Класс
Ланцетник
Рыбы Амфибии Рептилии Птицы Млекопитающие
Рыбы – наиболее древние позвоночные животные, исконные обитатели водной
среды, в которой исторически сложился тип хордовых животных. Рассмотрим
черты приспособленности рыб к водной среде обитания.
II. Деятельностноисполнительный этап.
А) Обсуждаем с учащимися, какие особенности существуют у водной среды и
каковы черты приспособленности рыб к этим условиям. Заполняем таблицу
«Приспособленность рыб к водной среде»
№ Факторы водной среды
1 Плотность воды
2 Прозрачность
3
4
5
Растворенные вещества, малое
содержание кислорода
Текучесть
Высокое давление на глубинах
6 Сильное поглощение солнечных
лучей
Приспособления к факторам среды
Обтекаемая форма тела, слизь,
черепитчатое расположение чешуи,
плавники.
Защитная окраска; органы зрения – глаза.
Жаберное дыхание, обоняние.
Органы боковой линии.
Изменение формы тела от
веретенообразной к лентовидной и
дисковой.
Различная окраска, светящиеся органы у
глубоководных рыб.
Б) Лабораторная работа «Внешнее строение и передвижение рыб» лабораторная
работа № 7 ст. 102 учебника.(для работы используется рыба из магазина) В) Внутреннее строение рыб.
Для изучения внутреннего строения рыбы, вскрывается рыба и
демонстрируются внутренние органы.
По ходу просмотра слайдов презентации заполняем таблицу «Внутреннее
строение рыб»
№ Органы внутреннего
Строение органов
Значение органов
внутреннего строения
строения
Скелет
Пищеварительная система
Плавательный пузырь
Органы дыхания
Органы размножения
Нервная система
Орган слуха
Органы обоняния
Органы вкуса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Задание № 1. Заполнить пропуски в тексте. ( Приложение № 2)
Задание № 2. Групповая работа игра «Логическая цепочка». (Приложение № 3)
А) Общая характеристика класса хрящевых и костных рыб.
Б) Систематика хрящевых рыб.
Хрящевые рыбы
Отряд Акулы Отряд Скаты Отряд Химерообразные
В) Характеристика отрядов класса хрящевых и костных рыб. По ходу просмотра
слайдов презентации заполняем таблицу «Отряды класса хрящевых и костных
рыб»
Название отряда Особенности строения
Представители
Значение в
природе и жизни
человека
Кистеперые Двоякодышащие
Акулы
Скаты
Химерообразные
Г) Классификация класса костных рыб.
Класс
Подклас
с
Отряды Осетровые
Костные рыбы
Костно
хрящевые
Лучепёрые
Сельдеобразные
Лососеобразные
Карпообразные
Окунеобразные
Тресковые
Камбалообразные Д) Рыбы вылавливаются в большом количестве для потребления в свежем виде и
для переработки в промышленности. Но рыбные запасы – не вечные природные
богатства. Каковы же причины снижения численности рыб и меры по их охране?
По ходу просмотра слайдов презентации заполняем таблицу «Меры охраны
рыбных богатств»
Причины снижения численности рыб Меры охраны, предусмотренные законом
Загрязнение водоемов
Строительство гидроэлектростанций,
плотин
Перелов рыбы, браконьерство
Обмеление рек
Во многих странах развито промысловое рыбоводство. Некоторые виды рыб уже
давно одомашнены человеком.
Е) Неоднозначна и роль акклиматизации рыб.
Акклиматизация – приспособление организма к новым условиям существования,
в которые он попал при его искусственном переселении.
III. Рефлексивнооценочный этап.
Заполните кроссворд. (Приложение № 5)
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Что лично вы можете сделать для сохранения рыбных богатств нашего края?
Д/З.
1. Параграф 23
2. Выполнить творческую работу «Рыбы»
Приложение № 1
Выберите из списка общие признаки хордовых животных:
а скелет наружный, хитиновый или известковый
б – скелет внутренний, хрящевой или костный
в – животные имеют лучевую симметрию
г двухслойные животные (тело развивается из двух зародышевых мешков)
д – животные имеют двустороннюю симметрию
е – трехслойные животные (тело развивается из трех зародышевых мешков)
ж – кровеносная система замкнутая
з – кровеносная система незамкнутая
и – у всех животных вторичная полость тела
к – у большинства хорошо развит головной мозг
Ответы: б, д, е, ж, и, к.
Приложение № 2 Задание – заполните пропуски в тексте.
Рыбы – это …….. животные, обитающие в воде. Органами дыхания служат…
Имеются парные конечности, представленные…. и ….плавниками. Непарные
конечности образованы…. и …. Тело рыб покрыто…. Сложное поведение рыб
обусловлено прогрессивным развитием …. системы и органов.……Все рыбы
имеют скелет, который может быть ….. и …… Окраска рыб связана с
приспособленностью к жизни …. Рыбы, живущие в верхних слоях водоема, как
правило, имеют …..окраску, у рыб, живущих в придонных слоях, спина…., а
брюхо….. Органы чувств представлены следующими образованиями: органы
зрения ….., органы обоняния …. Направление течения и силу давления воды
рыбы воспринимают…..
Приложение № 3
Групповая работа игра «Логическая цепочка».
Группа учащихся получает задание нарисовать на доске рыбу и указать
особенности внешнего строения, связанные с водой. Каждый участник группы
рисует только один признак, характеризуя его вслух. Таким образом,
составляется связанный рассказ и постепенно на доске появляется рисунок
внешнего вида рыбы (необходимо дать учащимся подготовиться к выступлению;
очередность и логику построения рассказа ученики определяют сами)
Приложение № 4
Из перечисленных признаков выберите те, которые относятся к хрящевым
рыбам. Запишите ответ в виде целого числа, без запятых.
1. Скелет костный
2. Скелет хрящевой
3. Имеют плавательный пузырь
4. Парные грудные и брюшные плавники расположены горизонтально
5. Живут в пресных водоемах
6. Плавательного пузыря нет
7. Жабры не имеют жаберных крышек
8. Жабры покрыты жаберными крышками
9. Класс состоит из трех отрядов.
Правильный ответ: 24679 Приложение № 5
Заполните кроссворд, вписав названия рыб.
Ь
Образец Творческой работы. Окунь
Отряд Окунеобразные.
Хищная рыба. На первом году жизни питается планктоном. На втором году –
поедает личинок стрекоз, поденок, молодь рыб. На третьем году жизни
становится настоящим хищником. В природе окунь всегда схватывает
движущуюся добычу.
Имеет ярко выраженную маскирующую окраску, которая хорошо скрывает его
среди зарослей. В естественных условиях окуни иногда подвергаются нападению
со стороны более крупных хищников – щук.
Окуни ведут как одиночный, так и стайный образ жизни.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа п. Новостройка Методическая разработка урока по биологии
«Надкласс Рыбы. Общая характеристика.
«Класс Хрящевые рыбы»
«Класс Костные рыбы»
учитель биологии
Козловская Н.А
20162017 учебный год
Тема: «Надкласс Рыбы. Общая характеристика. «Класс Хрящевые рыбы» «Класс Костные рыбы», 7 класс
Тема: «Надкласс Рыбы. Общая характеристика. «Класс Хрящевые рыбы» «Класс Костные рыбы», 7 класс
Тема: «Надкласс Рыбы. Общая характеристика. «Класс Хрящевые рыбы» «Класс Костные рыбы», 7 класс
Тема: «Надкласс Рыбы. Общая характеристика. «Класс Хрящевые рыбы» «Класс Костные рыбы», 7 класс
Тема: «Надкласс Рыбы. Общая характеристика. «Класс Хрящевые рыбы» «Класс Костные рыбы», 7 класс
Тема: «Надкласс Рыбы. Общая характеристика. «Класс Хрящевые рыбы» «Класс Костные рыбы», 7 класс
Тема: «Надкласс Рыбы. Общая характеристика. «Класс Хрящевые рыбы» «Класс Костные рыбы», 7 класс
Тема: «Надкласс Рыбы. Общая характеристика. «Класс Хрящевые рыбы» «Класс Костные рыбы», 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.