В последние годы в широкую практику учителей вошло использование так называемых опорных конспектов, создателем и популяризатором которых является В.Ф. Шаталов. В его, как и в других опорных конспектах, большую роль играют знаки, которыми обозначаются предметы, свойства, отношения и т.д. И это понятно. Знаки образуют знаковую систему «язык», где «наиболее типичным» языковым знаком является слово.
Ниже даётся разработка параграфа «Опорные конспекты», который закладывает основы кодирования информации, что так важно в учебных целях.
Риторика
ТЕКСТ
Урок 16, 17.
В последние годы в широкую практику учителей вошло использование так называемых опорных конспектов, создателем и
популяризатором которых является В.Ф. Шаталов. В его, как и в других опорных конспектах, большую роль играют
знаки, которыми обозначаются предметы, свойства, отношения и т.д. И это понятно. Знаки образуют знаковую систему
«язык», где «наиболее типичным» языковым знаком является слово.
Ниже даётся разработка параграфа «Опорные конспекты», который закладывает основы кодирования информации, что
так важно в учебных целях.
Тема: Опорные конспекты
Цель:
Знакомим детей:
– с опорными конспектами;
– учим оценивать их и составлять в необходимых случаях.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Постановка
учебной задачи.
3 3 3
Беседа.
– Ребята! Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлых уроках?
(О системе знаков, которые окружают человека.)
– Где в нашей жизни мы можем встретить знаки?
– А в школе на уроках?
– В каких школьных предметах больше всего знаковых обозначений?
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД и ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию
в виде схемы.
3. Выявлять сущность,ΙI. Открытие
новых знаний.
– Можно ли любой предмет перевести в знак?
– А можно ли с помощью знаков закодировать любое изображение? А
как эту кодировку использовать в школе?
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
(Про опорные конспекты.)
3 4 6 2 3
Задание 123.
Во втором варианте опорного конспекта употребляются только
языковые знаки (буквы, знаки препинания, цифры), а в первом
варианте в опорном конспекте использованы не только различные
языковые знаки, но и знакисимволы.
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
III. Развитие
умений.
Применение
знаний.
1 3 2
Работа в учебнике.
Задание 124.
© ООО «Баласс», 2014
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной деятельности.Задание 125.
© ООО «Баласс», 2014
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли вЗадание 126.
устной форме.
4. Умение работать в паре.
© ООО «Баласс», 2014Задание 127.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
© ООО «Баласс», 2014– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
ΙV. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
V. Домашнее
задание.
По усмотрению учителя.
© ООО «Баласс», 2014