Тема: Определение глагола как части речи
– Обобщение изученных сведений о глаголе, развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их роль.
– Развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о глаголе.Тема: Определение глагола как части речи
Тема: Определение глагола как части речи
– Обобщение изученных сведений о глаголе, развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы,
находить глаголы в тексте и выявлять их роль.
– Развитие умений устной связной учебнонаучной речи при обобщении сведений о глаголе.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4
Беседа.
– Как называются слова, о которых можно спросить:
что это? кто это? (Имена существительные.)
какой? какая? какое? какие? (Имена прилагательные.)
– Как называются слова, которые не называют людей, животных или
предметы, а только указывают на них? (Местоимения.)
– Приведите примеры названных частей речи.
По рядам: один ученик называет слово, ученик с другого ряда
отвечает, какая это часть речи, и т.д.
Примечание. Называются только те три части речи, которые
назвали во время беседы, – существительные, прилагательные,
местоимения.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
© ООО «Баласс», 2014
1II.
Формулирование
проблемы.
1 3 3
1. Мотивирующее введение в тему урока.
На слайде представлен текст.
Муравей и голубка.
Муравей … к ручью: захотел … . Волна … его и чуть не … . Голубка …
ветку; она … – муравей … . И … ему ветку в ручей. Муравей … на
ветку и … . (Л.Н. Толстой)
– Поняли, о чём этот текст? А чего здесь не хватает? Попробуйте
восстановить нужные слова.
Варианты учеников.
– А вот авторский вариант. (На слайде появляется полный текст.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Муравей и голубка.
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его
и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидала – муравей
тонет. И бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.
(Л.Н. Толстой)
– Какие же слова делают понастоящему возможным понимание текста?
(Глаголы.)
– Сформулируйте тему урока и вопросы, которые предстоит
рассмотреть. (Глагол.)
– Что обозначает глагол?
– На какие вопросы отвечает?
– Зачем глаголы нужны в речи?
Учитель фиксирует вопросы на доске.
2. – Проверим свои предположения, прочитав название параграфа на с.
103.
– Рассмотрите рисунок на с. 103. Что делает Афанасий? (Плывёт.)
© ООО «Баласс», 2014
2III. Открытие
новых знаний.
– Можно ли плыть, не совершая действия руками и ногами?
А представьте себе мир без действий. Это будет застывший,
неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь.
– Мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей с помощью …
глаголов.
– Давайте составим план сегодняшнего урока.
Учитель вместе с детьми составляет план.
1. Наблюдение по учебнику и определение ключевых слов темы.
а) Упр. 344 (устно).
– Прочитайте про себя и сравните два текста. Чем они отличаются?
– Что называют слова, которые добавились во 2й части?
– Как они называются? (Глаголы.)
– Какую же роль выполняют глаголы? (Передают точно и достоверно все
действия, события.)
б) Упр. 345. Запись отдельных примеров с комментированием.
– Как вы будете подбирать глаголы? (Зададим вопрос и подберём
подходящее действие.)
Сделайте вывод: много ли глаголов можно подобрать к
существительному? Почему? (С предметом можно производить
разные действия.)
– По частоте употребления глагол занимает 2е место после имени
существительного.
в) Упр. 346.
– Прочитайте текст ознакомительным чтением. Ответьте на вопрос: что
© ООО «Баласс», 2014
3означает глагол? Откуда это слово в русском языке?
Связные ответы детей.
2. Обобщение наблюдений
Сравните со своими выводами. Ключевые слова: глаголы.
После упр. 344: оживляют картину, обозначают действия предметов.
После упр. 345: многообразие глаголов, частота употребления в речи.
Упр. 346 (устно): старославянские слова «слово», «речь» важны при
построении предложений, для передачи сообщения.
3. Продолжение наблюдений. Отличие глаголов от других частей речи
со сходным значением.
Упр. 347.
– Что общего у слов в каждой группе?
– Что передаёт корень в этих группах? (Действие или признак.)
– Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы?
– Запишите только глаголы. Покажите, как вы действовали.
Запись: бегал (что делал?), петь (что делать?)...
– Сделайте вывод: как же отличить глаголы от других частей речи со
сходным значением? (Задать вопрос и подумать над значением.)
4. Рассказ о глаголе по плану (с. 105).
5. Работа с определением (с. 105).
– Прочитайте текст про себя.
– Что бы вы ещё могли добавить к этому определению? (О роли глаголов
в речи.)
– Приведите свои примеры глаголов.
© ООО «Баласс», 2014
4IV. Развитие
умений.
3 4 6 1 3
Работа в учебнике.
1. Слуховой диктант.
– Кто о себе мог так рассказать?
Я – страшное дело – какой деловой:
В любые дела ухожу с головой,
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю.
Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю.
(Т. Рик)
– Послушайте ещё раз и выпишите все глаголы.
– Сколько глаголов? (7.)
2. Задание № 1, тема 10 в рабочей тетради.
– Как вы нашли глагол?
3. Словесное рисование.
– Попробуйте представить себе глагол в виде живого существа.
Какой он?
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
© ООО «Баласс», 2014
5– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
V. Итог урока.
4 4
– Что такое глагол?
– Чем он отличается от других самостоятельных частей речи?
(Вопросом, значением, ролью в речи.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
1. Упр. 1, с. 116. Выучить определение на с. 105.
2. Нарисовать портрет Глагола.
Деятельность учеников:
Наблюдать за ролью глаголов в речи.
© ООО «Баласс», 2014
6